12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шибанкова Юлия Александровна611
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Урок по чтению в 5 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему Н.Носов «Клякса»

Цель: познакомить детей с творчеством Н.Носова и его рассказом «Клякса»

Задачи:

Образовательные: совершенствовать навыки беглого выразительного чтения, технику чтения, учить аргументировать свой ответ, уметь ориентироваться в тексте.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать творческое воображение, речь, внимание, память обучающихся.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение вести себя на перемене и во время уроков, уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: мел, доска, слоговая таблица, маски, портрет, выставка книг.

План

I.Организационное начало урока

II.Динамическая разминка

III.Подготовка к первичному восприятию

А) беседа по вопросам

Б) работа со столбиком слов

IV.Первичное восприятие. Беседа по первым впечатлениям.

V.Повторное чтение рассказа и его анализ

а) чтение I части

б) чтение II части

в) чтение III части

г) чтение IV части

Составление плана

VI.«Догонялки»

VII.Обобщающая беседа

VIII.Итог

IX. Оценивание

Ход урока

I.Организационное начало

II.Динамическая разминка

1. Упражнение на дыхание «Алфавит»

- медленно

- быстро

2. Упражнение на отработку дикции

а)Чтение слогов с учетом наращивания трудностей в произношении

мздо здво вспа

мсте стра взби

тдал ктор ижски

вздра вспря вскро

льбищ взлет пмск

стро гость струя

вздре рознь лесть

нство длам вскри

(Читать по одному столбику на одном дыхании в прямом порядке, в обратном)

б) работа над скороговоркой

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

- Что означает поплоше? (похуже)

Читаем по рядам :

- медленно

- чуть быстрее

- быстро

3. упражненеи на отработку выразительного чтения.

Са-са-са-са

Укусила в нос оса

Со-со-со-со

Стал мой нос, как колесо.

- Прочитайте так, как показывает маска


 

III. Подготовка к первичному восприятию

а) беседа по вопросам

- С каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? («Огородники»)

- А кто его автор?

- Посмотрите на его портрет.

- Какие рассказы Н. Носова вы знаете еще?

- Ребята, а какие рассказы пишет Н. Носов? (Смешные, поучительные, воспитывающие)

-Верно, а какие качества в человеке воспитывают эти рассказы? (честность, смелость, чувство товарищества, настойчивость в достижении цели)

б) Работа над значением слов

- Прочитайте столбики слов

Спешить-смешить

Перепутался-перепугался

Понимать-поднимать

Опустить-отпустить

Хвастался-хватался

- Объясните значения этих слов.

- Чем различаются слова? (одной или двумя буквами)

- А значения слов различаются? (Да)

- Давайте объясним значение каждой пары слов.

Спешить – (торопиться)

Смешить – (заставлять смеяться кого-либо)

Перепутался – (смешался, вместо одного сделал другое)

Перепугался – (испугался чего-то)

Опустить – (переместить вниз, например, ведро в колодец)

Отпустить – (Позволить кому-нибудь удалиться, например, ребенка на улицу)

Хватался – (брался за перила, ручку)

Хвастался – (хвалился)

IV. Первичное восприятие рассказа. Беседа по первым впечатлениям.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Н. Носова «Клякса»

- Как вы думаете, о чем этот рассказ? (…)

Чтение учителем

Вопрос 1-ому ряду

- Определите какой это рассказ по характеру – серьезный, смешной, грустный, радостный?

- Почему?

- Вам понравился рассказ?

V. Повторное чтение рассказа и его анализ

а) Чтение 1-ой части (жужжащее чтение)

- Какую привычку имел Федя Рыбкин? (Смешить ребят)

- Как у Феди на лбу появилась черная клякса? (Федя подрался с Гришей из-за флакончика туши. когда они вырывали друг у друга из рук флакончик, тушь выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб)

- Что обозначают слова «флакончик туши»? (Черная или цветная краска в пузырьке специального приготовления для черчения, рисования и письма)

- Как на это отреагировал Федя? (Сначала рассердился, а потом увидел, что все ребята смеются  над ним и не стал смывать кляксу)

- Как можно озаглавить эту часть? Выделите главную мысль.(«Капля попала на лоб»)

- Давайте запишем первый пункт плана

б) Чтение 2-ой части (по цепочке)

- Как вели себя ребята при виде Феди? (Они оглядывались на него и смеялись над кляксой)

- Что же сделал Федя? (Нарочно измазал нос тушью)

- Зачем он это сделал? (Ему нравилось, что смотря на него, все ребята смеются, ему нравилось смешить ребят)

- Что произошло дальше?(В класс зашла Зинаида Ивановна и заметила Федину кляксу)

- Как повела себя Зинаида Ивановна, найдите в тексте и прочитайте. 

- Как вы понимаете слова «сокрушенно» (Печально)

- Как отреагировал Федя на слова Зинаиды Ивановны? (Сначала забеспокоился, потом перепугался)

- Почему Федя перепугался? Прочитайте.

- Выделите главную мысль.

- Как озаглавим эту часть? («Федя испугался»)

- Запишем пункт плана в тетрадь.

в) Чтение 3 части (по ролям)

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию, к какой части она подходит?

- Кто на ней изображен? Чем они занимаются?

- Давайте прочитаем эту часть по ролям.

- Какое настроение должно быть у Феди? Как нужно читать? (испуганно)

- А что можно сказать о Грише? (Он старается помочь)

- Значит, как нужно читать? (Озабоченно)

- Как будем читать слова Зинаиды Ивановны? (Строго, не сочувствуя)

- Как развивались события дальше? (Федя принялся стирать пятна носовым платком, но они не стирались)

- Найдите слова действия, описывающие поведение Феди.

- Что решил сделать Федя? (Он решил сбегать умыться)

- Как отреагировала Зинаида Ивановна на просьбы Феди? (Она не пустила его0

- Можем ли мы сказать, что Зинаида Ивановна отнеслась жестоко к Феде? (нет, т.к. она решила его проучить)

- Что дальше происходило с Федей?(Ему начало казаться, что у него чешется лицо, начинают появляться волдыри и язвочки)

- Найдите слова, описывающие состояние Феди. (Он хныкал и теперь ему было не до смеха)

- Прочитайте ответ Зинаиды Ивановны

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим 3 часть? («Федя сидел как на иголках»)

г) Чтение IV части (про себя)

- Что произошло, когда прозвенел звонок? (Федя побежал к умывальне и всю перемену тер лицо с мылом)

- Почему он это делал? (Он боялся, что на его лице вылезут язвочки)

- А что в это время делал весь класс? (Потешался над Федей)

- Хорошо или плохо поступил класс? (Плохо, т.к. Федя испугался и ему было тяжело. Ребята должны были помочь Феде, а не смеяться над ним.)

- Как изменился после этого Федя?

- Как можно озаглавить эту часть? Что здесь главное? («Федя разучился смеяться»)

VI. «Догонялки»

- А теперь давайте поиграем в игру «Догонялки». Я начинаю читать предложение, а вы его заканчиваете.

VII. Обобщающая беседа

- Что главное в рассказе? (Что Зинаида Ивановна проучила Федю, и теперь он стал серьезным и больше не смеется на уроках)

 - Найдите отрывок, выражающий главную мысль. (Пусть почешется….)

VIII. Итог урока

- C каким произведение вы сегодня познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Что больше всего вам запомнилось?

IX. Домашнее задание

Пересказ по плану

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.