Урок на тему «М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»
МБОУ «Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова» г. Смоленска
Учитель русского языка и литературы: Паршина С.В.
Тема и номер урока в теме: «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения». 1 урок.
Цель урока: заинтересовать и вызвать чувство любви и уважение к автору стихотворения «Бородино» и к героям Отечественной войны 1812 года.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве;
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,
познавательный интерес обучающихся; - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- воспитывать чувство любви к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
2. Метапредметных:
- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать коллективно, в паре;
- познавательных: использование различных источников информации;
- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Тип урока: урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности).
Виды деятельности:
-познавательная;
- беседа;
- развитие навыков выразительного чтения;
- работа с репродукциями картин;
- диагностика знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор; компьютер; экран,
- компьютерная презентация «Бородино»;
- репродукции картин;
- видеоролик стихотворения «Бородино»;
- Литература. 5 класс. I часть. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, М.: Просвещение, 2012.
Ход урока
I этап: мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)
Задача этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Проверка готовности учащихся к уроку, включение в деловой ритм, создание эмоциональной обстановки. Прослушивание фрагмента Торжественной увертюры «1812 год» П.И. Чайковского. - Какое настроение вызвала прослушанная музыка? - Ребята, посмотрите на портрет, скажите, о ком сейчас пойдет речь? Ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема ЛЮБВИ к РОДИНЕ! Доказательством этому являются строки эпиграфа к уроку: Москва, Москва, люблю тебя, как сын, Как русский,- сильно, пламенно и нежно! М.Ю. Лермонтов Поэт был горд за свою державу и ее героев! - Ребята, что такое героизм? - Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? -Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? - Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? |
Записывают дату и вид работы в тетрадь. Слушают музыку, отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопрос. Записывают эпиграф в тетрадь. Отвечают на вопросы. Самоотверженность, самопожертвование в критической обстановке, мужество, способность к совершению подвига. Великая Отечественная война, война 1812 года. Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести. События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине |
II этап: актуализация и пробное учебное действие.
Задача этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Активизирует опорные исторические и литературные знания, полученные в начальной школе; проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения, предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний; организует работу по определению темы учебного занятия; совместно формулируют цели учебного занятия. |
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности. |
- Знакомо ли вам слово – Бородино? Сформулируйте тему урока: - Что будем изучать? - Что для этого надо знать? - Что должны уметь? - Что для этого надо повторить?
Историческая основа это то, на каких исторических событиях было написано это стихотворение, а пафос, ребята, это страстное воодушевление, восторженность, подъём. Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа. И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий – Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино”. Перед вами портрет поэта. Вы видите перед собой лицо молодого человека. С творчеством М.Ю. Лермонтова вы уже знакомились в начальных классах, и к сегодняшнему уроку я просила вас прочитать вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта. - Что вы уже знаете об этом человеке, что нового узнали из этой статьи?
«Нераспустившимся цветком русской поэзии» называли Лермонтова. Творчество поэта - одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы ещё раз убедимся сегодня на уроке, прослушав и проанализировав стихотворение «Бородино», в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия. История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А. Жуковского, Л.Н. Толстого, мы говорили о ней, читая басню И.А. Крылова «Волк на псарне». |
Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение. Формулируют тему: М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Отвечают на поставленные вопросы. Ответы учеников. Заранее подготовленный пересказ учениками основных этапов биографии Лермонтова. 1 ученик: - М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя под конец. В слезах угасла мать моя. От них остался только я. 2 ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты Гусарского полка. 3 ученик: 17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. На Кавказе он написал знаменитое «Бородино», в 1837 году. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли. |
III этап: систематизация знаний.
Задача этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организует учебное взаимодействие. Создаёт проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступления учащегося. |
Подготовленные учащиеся рассказывают о событиях Отечественной войны, слушают, обсуждают, фиксируют собственные затруднения |
Историческая основа стихотворения. О Бородинском сражении вы узнали на уроках истории. И сейчас, прежде чем перейти к знакомству со стихотворением, попробуем восстановить те далёкие исторические события, которые легли в основу стихотворения. - Какова цель работы на данном этапе урока?
Отечественная война 1812 года – война России против великой армии французского императора Наполеона Бонапарта, вторгшейся в ее пределы. - Подробнее об этих событиях нам расскажет подготовленная группа учащихся.
На картине В. В. Верещагина «Не замай - дай подойти!» изображена засада партизан, поджидающих отступающую вражескую колонну. На другой картине этого же художника, которая называется «На большой дороге. Отступление, бегство...», мы видим, как остатки, отступавшей из России французской армии, они подходили к границе. И еще обратимся к одной картине. Это картина И. И. Прянишникова «В 1812 году». Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие и героизм русского народа, который изгоняет захватчиков. Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова «Бородино». Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение «Бородино», которое считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Гениально просто поэт показал в нем самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть. |
Формулируют цель. Выступление учеников, подготовивших индивидуальное домашнее задание. 1 ученик: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км. к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага. "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад” - таков был приказ. "Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в этом сражении. Многие из сражавшихся побросали свои ружья, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятьях и вместе падали мёртвыми. Конница скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском.” Так вспоминал один из очевидцев сражения. 2 ученик: Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными. 3 ученик: Не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми». Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный… год, в который… поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»
4 ученик: 26 августа 1812 года состоялось Бородинское сражение. 1 сентября – военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2–6 сентября – пожар Москвы. В октябре Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь – декабрь – окончательный разгром французской армии и изгнание его остатков за пределы России. Рассматривают репродукции картин. |
IV этап: включение системы знаний в учебную деятельность. Задача этапа: формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организует просмотр видеоролика и прослушивание стихотворения «Бородино» в актёрском исполнении (фонохрестоматия) |
Просмотр видео, прослушивание стихотворения |
- Прежде чем вы прослушаете стихотворение "Бородино”, обратите внимание на доску. На ней записаны слова, которые встретятся вам при чтении этого стихотворения. Давайте прочитаем их и выясним, что они обозначают.
С точки зрения лексики, что это за слова?
|
Чтение слов Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя Мусью – сударь, господин Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия Бивак – стоянка войск под открытым небом Улан, драгун – солдаты конных полков Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии. |
Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов. Просмотр видеоролика стихотворения «Бородино» (5.40 мин) |
Смотрят видео, слушают текст. |
V этап: закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
Задача этапа: закрепление учащимися системы знаний через способы действий.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организует работу по осмыслению содержания текста, корректирует выполнение заданий. Организует презентацию и обсуждение выполненных заданий. |
Участвуют в беседе по сюжету стихотворения. Проводят коллективное исследование. |
- Какое чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении? Физкультминутка выполняется под «Бородинский марш» Апостолова (запись 1962г.) из альбома «1812. Старинные военные марши и песни» в исполнении Отдельного показательного оркестра Минобороны СССР. Настроение у нас теперь бодрое, и мы, ребята, постараемся сейчас сами выяснить, в чем состоит патриотический пафос стихотворения. Анализ стихотворения. - Какие чувства вами владели во время чтения этого стихотворения Михаила Лермонтова? Опишите их. - Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ. - Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции? - Каким вы представляете себе старого воина? Что, по-вашему, доминирует в его облике? Опишите старого солдата. - Что волнует больше всего молодого солдата? - Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, их отличало от потомков? - Найдите в тексте стихотворения строки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя. - Как вели себя русские воины в ночь перед боем? - Что делали французы? - Сравните описание лагерей. - Найдите описание места, где будет или уже происходит сражение. Каково оно? - Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста. - Как передана ожесточенность боя? - Кем и где служил старый солдат? - Что помогает нам поверить в достоверность изображаемого? - Почему солдат-рассказчик так тепло вспоминает своего боевого командира? Что объединяло простого солдата, скорее всего, крепостного крестьянина, и боевого полковника, родовитого дворянина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста стихотворения. - Что значит «наш рукопашный бой»? - Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения? - Выделите в стихотворении строфы, характеризующие героизм, мужество и патриотизм русских людей. - Почему раньше считалось, что порядочный человек обязательно должен быть патриотом? Попытайтесь это объяснить. Приведите свои примеры для подтверждения вашей точки зрения. - Был ли патриотом, на ваш взгляд, сам поэт – М. Ю. Лермонтов? Докажите свою точку зрения. - Попробуем определить тему и идею этого стихотворения, каковы они? Запишите в тетрадь. |
Восхищение героизмом русских солдат. Выполняют физкультминутку. Ответы учащихся Стихотворение представляет собой диалог двух солдат: старого и молодого. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку незнакомому или мало знакомому старше себя). Молодой солдат спрашивает, почему Москва была оставлена французам, и ждет подтверждения своей мысли, что такова была стратегия и тактика главнокомандующего Кутузова, а не слабость и трусость русских солдат. Все: и участники событий, и последующие поколения – все знали, что Бородинское сражение положило начало разгрому армии Наполеона). - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Старый солдат медленно, как погруженный в воспоминания пожилой человек (срок солдатской службы был тогда 25 лет), начинает свой рассказ с высокой оценки людей своего времени. Далее он кратко говорит о ходе войны, о настроении армии во время отступления, о приближении решительного сражения. Главной чертой русских людей начала 19 столетия, особенно солдат и офицеров, рассказчик считает патриотизм, хотя само слово это нигде не звучит. Перед нами простой человек «из народа», скорее всего, неграмотный, поэтому и слов таких он не знал. Однако он и его товарищи, не зная высоких слов, любили Родину и отдавали за нее жизнь. Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики… # И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке!.. # Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За Родину свою! Ликование у французов и серьезное, сосредоточенное настроение у русских. Он был артиллеристом на батарее Раевского. Полковник наш рожден был хватом. Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» Мы долго молча отступали…», «У наших ушки на макушке…», «И умереть мыобещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой» и т. д. И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. …Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству. До конца 18 в. был распространен синоним – словосочетание «сын Отечества». Запись в тетрадь Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема - изображение Бородинской битвы. Идея стихотворения - восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы!» |
VI этап: рефлексия учебной деятельности.
Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организует фронтальную беседу, рефлексию, выставляет оценки, предлагает выбрать домашнее задание. |
Анализируют учебную деятельность, соотносят цели урока и результаты собственной деятельности; оценивают полученные результаты |
– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? – Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни? - Какие герои истории привлекают Лермонтова? - Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине? - Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? - Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? - Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? Проверка знаний по тесту Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова "Бородино” и прикоснулись к различным видам искусства. Это историческое событие нашло отражение и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в кинематографии. Из этого стихотворения, как из зерна, выросло величественное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой! С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных. Таким образом, «Бородино» Лермонтова – это урок и завещание потомкам. О подвиге русских людей мы всегда должны помнить и гордиться ими. Выставление оценок. Дифференцированное дом. задание: Высокий уровень - выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино». Повышенный уровень - отрывок наизусть, составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. Базовый уровень - устный рассказ о старом солдате, выразительное чтение стихотворения. |
Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились анализировать текст. 178 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ. Стихотворение “Бородино” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага. Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу. Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами. Произведение актуально, потому что тема защиты Родины - всегда актуальная тема. Тест. Ответы в тетради (Да-нет) «Бородино» - отклик на 10-юю годовщину Бородинского сражения? О Бородинской битве рассказывает ее участник, старый солдат? Лермонтов впервые представил в литературе историческое событие глазами рядового воина? «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою за родину свою!» - говорил полковник? Описывая ночь перед решающей битвой, Лермонтов употребляет слово «кивер». Кивер – это военный головной убор? «Французы двинулись, как тучи». В этом предложении автор использует эпитет? В описании сражения автор использует много прилагательных? Враги отступили только к вечеру? В толковом словаре значение этого слова «иноземец, иноверец». Лермонтов использует его в значении «враг». Это слово «басурман»? Поэт противопоставляет героев Бородинского сражения и поколение своих современников. Этот прием называется антитеза? Взаимоконтроль по ключу Запись дом.задания |