План учебно-воспитательной работы «Кузницы Гефеста»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«Дом детского творчества
г. Ершова Саратовской области
________ О.Н. ЧернышовПлан
учебно-воспитательной работы
"Кузницы Гефеста"
на 2016-2017 учебный год.
Анализ работы объединения за 2016 - 2017 учебный год.
Техническое - моделирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Технического моделирования с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Студия "Кузница Гефеста" образовалась в ДДТ в 2015 году, в состав которой входят дети 9-11 лет. Режим работы студии - три раза в неделю, в 15.00 часов по вторникам и четвергам, и в 14.00 ч. в пятницу. Продолжительность занятий - 2/3 часа.
Занятия студии проводятся по дополнительной, общеобразовательной, общеразвивающей программе начального технического моделирования «Техно-моделирование», которая носит техническую направленность и способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширяет активный словарь.
Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.
Практическая часть занятий в студии - конструирование планировалось и проводилось по трем основным видам: образцу, условиям и замыслу.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности обучающихся является участие детей в учрежденческих выставках детского творчества и международном творческом конкурсе «Мой - город», в котором ребята стали лауреатами и дипломантами.
Цель: Развитие творческих способностей и мышления детей младшего школьного возраста в процессе освоения азов разных видов технического творчества, посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи: Обучающие:
-знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями;
-знакомить с технической терминологией и основными узлами технических объектов;
-обучать работе с технической литературой;
-формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
-обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов;
развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов.
Развивающие:
-формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
-развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;
-развивать волю, терпение, самоконтроль.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
-воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
-формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
-воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Культурно - массовая работа
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата |
1 |
Игровая программа «Безопасный путь домой» |
сентябрь |
2 |
Праздник, посвященный Дню матери «С любовью к мамочке». |
ноябрь |
3 |
«Новогодняя фантазия». Новогодний праздник в ДДТ. |
декабрь |
4 |
«Так точно!» игровая программа, посвященная Дню Защитников Отечества |
февраль |
5 |
Выставка творческих работ «Сувенир солдату» |
февраль |
6 |
Огонек «Самая прекрасная из женщин» |
март |
7 |
День здоровья. «Спортивный калейдоскоп» |
апрель |
8 |
Итоговые огонёк «Мы за чаем не скучаем» |
май |
Календарно - тематический план объединения "Самоделкины"
на 2016 - 2017 учебный год.
(294 часа)
№ п/п |
Перечень разделов, тем. Количество часов. |
Теория |
Практика |
Дата |
Оборудование |
||
Вводная часть- 2 часа. |
|||||||
1 |
Знакомство с программой объединения. Знакомство с детьми. (1час) |
Тестирование. Проведение инструктажей по технике безопасности на занятии. |
1 |
01.09 |
Тесты |
||
2 |
Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами. Демонстрация моделей. (1час) |
Беседа «Значение техники в жизни человека». |
1 |
01.09 |
Тексты инструктажей, готовые модели, картинки. |
||
I раздел. Моделирование из бумаги и бросового материала (60 часов) 13+47 |
|||||||
3 |
Знакомство с бумагой .Бумага, ее виды, свойства. (4часа) |
Бумага, ее виды, свойства |
1 |
02.09 |
Разноцветная бумага различного типа |
||
4 |
Элементарные сведения о производстве бумаги. (4часа) |
Производство бумаги |
1 |
Демонстрация бумажных моделей, Изготовление бумажных моделей. |
02.09 |
Иллюстрации |
|
5 |
«Вторая жизнь вещей». (6часов) |
Где используют старые вещи |
1 |
Демонстрация моделей |
02.09 |
Иллюстрации |
|
6 |
Моделирование из бросового материала. (5часов) |
Что такое бросовый материал и что можно из него сделать? |
1 |
Конструирование из бросового материала |
4 |
06.09,08.09,09.09 |
Открытки, пластиковые бутылки, пластмассовые крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, коробки, зубочистки, спичечные коробки,п алочки от мороженого |
7 |
Общие сведения о технике бумагопластики или объемном конструировании. (5часов) |
Что можно сделать из листа бумаги? |
1 |
Правила сгибания и складывания |
4 |
09.09,13.09.15.09 |
Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы, карандаши |
8 |
Техника работы с бумагой. (5часов) |
Как работать с бумагой, методы и приемы |
1 |
Скручивание, гофрировка бумаги |
4 |
15.09,16.09,20.09 |
Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы, карандаши |
9 |
Выполнение серии заданий по сгибанию листа в разных направлениях (6часов) |
Фигуры с помощью листа |
1 |
Работа с готовыми выкройками, .), конструирование объектов различной формы. (домик, лодочка и т.д) |
5 |
20.09,22.09,23.09 |
Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы |
10 |
Конструирование из объемных деталей. (6часов) |
Примеры объемных деталей |
1 |
работа со схемами, чертежами и их составление |
5 |
27.09,29.09,30.09 |
Бумага, линейка, карандаш, ножницы, краски |
11 |
Моделирование из бумажных полос. (6часов) |
Знакомство с техникой- квилинг |
1 |
работа со схемами, чертежами и их составление |
5 |
30.09,04.10,06.10,07.10 |
Цветная бумага, ножницы, зубочистки, цветной картон, клей ПВА |
12 |
Бабочка(6часов) |
Конструирование бабочки. |
1 |
Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление). |
5 |
07.10,11.10,13.10 |
|
13 |
Лягушонок(6часов) |
Конструирование лягушонка |
1 |
Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление). |
5 |
14.10,18.10,20.10 |
|
14 |
Лев(6часов) |
Конструирование фигурки льва |
1 |
Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление). |
5 |
20.10,21.10,25.10 |
|
15 |
Ежик(6часов) |
Конструирование фигурки ежа |
1 |
Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление). |
5 |
27.10,28.10,01.11 |
|
II раздел. Техника будущего, робототехника (60 часов) 5+55 |
|||||||
16 |
Робототехника(7часов) |
Какие бывают роботы? |
1 |
Демонстрация примеров |
6 |
01.11,02.11,03.11,08.11 |
Иллюстрици, демонстрация мультфильма "Нехочуха" |
17 |
История развития робототехники(7часов) |
Я- изобретатель |
1 |
Подготовка материалов для сбора робота |
6 |
10.11,11.11,15.11 |
Пластиковые бутылки, коробки, спичечные коробко, контейнеры от киндер-сюрпризов, пластиквые крышки, клей, проволока, краски Акварль, Гуашь, Аэрозольные, воздушные шары, скотч, одноразовая посуда: тарелки, стаканы, ложки, вилки, ножи |
18 |
Робот из бросового материала(7часов) |
Набор и подготовка бросового материала |
1 |
Изготовление модели робота из бросового материала |
6 |
17.11,18.11,22.11 |
|
19 |
Робот из геометрических фигур(7часов) |
Изготовление робота из объемных геометрических фигур. |
1 |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
6 |
24.11,25.11,29.11 |
|
20 |
Космические исследователи(6часов) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
6 |
01.12,02.12,06.12 |
|||
21 |
Изготовление космоцикла(7часов) |
7 |
06.12,08.12,09.12,13.12 |
||||
22 |
Изготовление модели - космические исследователи-2. (6часов) |
6 |
13.12,15.12,16.12 |
||||
23 |
Изготовление робота – 1(6часов) |
6 |
20.12,22.12,23.12 |
||||
24 |
Изготовление робота – 2(6часов) |
6 |
23.12,27.12,28.12,29.12 |
||||
25 |
Соревнования по запуску «летающих тарелок». (1час) |
Соревнования летающих тарелок |
1 |
29.12 |
Модель млечного пути |
||
III раздел. Конструирование (130 часов) 22+108 |
|||||||
26 |
Автомоделирование. (2часа) |
Ознакомление учащихся с историей автомобиля, с профессиями в автомобильном хозяйстве. Автомобиль: прошлое, настоящее, будущее. Автомобиль-воин и труженик. В погоне за скоростью. |
1 |
Экскурсия на улицу, внешнее оформление |
1 |
30.12 |
Тематические картинки, картон, чертежи |
27 |
Общие понятия о машинах, механизмах, видах транспорта. (1час) |
Экскурсия на улицу, с целью наблюдения за различными видами транспорта |
1 |
30.12 |
Иллюстрации, загадки, |
||
28 |
Мой автомобиль(5часов) |
Основные части автомобиля и его модели |
1 |
Основные части автомобиля и его модели, двигатель, движитель, передающий механизм, механизм управления, основание –рама. Сведения о технике безопасности при работе с различным инструментом |
4 |
Январь2017 г. 03.01,05.01,06.01 |
Тематические картинки. Ножницы, чертежи-заготовки, линейка, карандаш, клей ПВА, краски. |
29 |
Легковой автомобиль(5часов) |
Изучение конструкции двигателей, принцип их работы. |
1 |
Освоение навыков запуска и регулировки двигателей. Определение и устранение неисправностей. |
4 |
06.01.10.01,12.01 |
|
30 |
Знакомство с терминологией, применяемой в автомобилестроении. (4часа) |
Проектирование модели гоночных автомобилей. Умение учащихся выполнять детали моделей с повышенной точностью. |
4 |
12.01.13.01 |
|||
31 |
Работа над чертежами легковых автомобилей. (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление гоночных моделей. Испытания. Тренировочные запуски. |
4 |
17.01,19.01 |
|||
32 |
Ознакомление учащихся с историей развития авиаконструирования в нашей стране. (3часа) |
Первые попытки создания самолета: А. Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации в послевоенные годы. |
1 |
Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол «У», угол атаки. Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства. Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. |
2 |
20.01 |
Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические авиа-конструкторы |
33 |
Технология изготовления авиамоделей из бумаги и картона. (2часа) |
Технология сборки моделей автомобилей. |
2 |
Сборка авиамоделей из бумаги и картона |
24.01 |
Использование цветной бумаги и картона при изготовлении автомобилей. |
|
34 |
Устройство самолета: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль. (5часов) |
Способы регулировки моделей |
1 |
Технология сборки моделей. Основные части самолетов: крыло, фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор, киль. |
4 |
26.01,27.01 |
Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы |
35 |
Работа над чертежами модели самолета. (4часа) |
Сборка, монтаж, регулировка, испытания. Пробные и тренировочные запуски. Отработка навыков управления моделью. |
4 |
31.01.02.02 |
Чертежи самолетов, клей, краски |
||
36 |
Ознакомление учащихся с историей развития кораблестроения, судомоделизма в нашей стране. (1час) |
История развития кораблестроения, судомоделизма в нашей стране. |
1 |
Просмотр видеоролика о истории развития кораблей. |
03.02 |
||
37 |
Водный транспорт: речной и морской. (2часа) |
Основные элементы судна: нос, корма, палуба, борт. Надстройки, мачты, киль, паруса. |
1 |
Знакомство с технической терминологией: корпус, рубка, иллюминатор, трап, леерное ограждение, резиномотор |
1 |
03.02 |
Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические судо-конструкторы |
38 |
Важнейшие качества судов: плавучесть, устойчивость, непотопляемость. (1час) |
Значение морского и речного флота. Классификация моделей кораблей и судов, их назначение: гражданские суда, военные корабли, подводные лодки, яхты. Краткие сведения о маломерных парусных судах |
1 |
07.02 |
Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы |
||
39 |
Архитектура города – какая она? (1час) |
Экскурсия на улицу |
1 |
07.02 |
|||
40 |
Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного транспорта. (1час) |
Техническая эстетика автомобиля. |
1 |
09.02 |
Иллюстрации |
||
41 |
Изготовление модели легкового автомобиля «Мерседес». (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
09.02.10.02 |
Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические авто- и судо-конструкторы, плотный картон, коробки, ножницы, клей, краски |
||
42 |
Изготовление модели «Мерседес".(4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
14.02,16.02 |
|||
43 |
Изготовление модели легкового автомобиля «Тойота» (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
17.02,21.02 |
|||
44 |
Изготовление модели легкового автомобиля «Лотус». (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
21.02,23.02,24.02 |
|||
45 |
Изготовление модели легкового автомобиля с открытым верхом(4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий, работа над чертежами. |
4 |
24.02,28.02 |
|||
46 |
Изготовление модели гоночного автомобиля(4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
02.03,03.03 |
|||
47 |
Изготовление модели «Искра». (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
03.03,07.03,9,03 |
|||
48 |
Изготовление модели «Альбатрос». (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
09.03,10.03 |
|||
49 |
Изготовление модели «Парашют». (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.) |
4 |
14.03,16.03 |
|||
50 |
Изготовление модели «Вертолет» (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
17.03,21.03 |
|||
51 |
Изготовление простейшей лодки. (4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
21.03,23.03,24.03 |
|||
52 |
Изготовление катер(4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
24.03.28.03 |
|||
53 |
Изготовление военного корабля(4часа) |
Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий. |
4 |
30.03,31.03 |
|||
54 |
Значение и виды ж/д транспорта(2часа) |
Выяснить знания детей о профессии их родителей Расширить знания о профессиях, связанных с железнодорожной отраслью. Беседа, рассматривание иллюстраций. |
1 |
Игра "Будь внимателен" |
1 |
31.03,04.04 |
Иллюстрации, методические заготовки |
55 |
Моделирование железнодорожного транспорта. (5часов) |
Сюжетно–ролевая игра Игра"Волшебный мяч". |
1 |
Лепка |
4 |
06.04.07.04. |
Пластилин |
56 |
Изготовление вагонов. (2часа) |
Разучить с детьми песню «Голубой вагон» |
1 |
Чтение рассказов "Паровозик из Ромашкова" «Не послушный Паровозик" |
1 |
11.04,13.04 |
Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы, пластилин |
57 |
Изготовление тепловоза(2часа) |
Занятие - путешествие |
1 |
Игра "Кто быстрее составит поезд". |
1 |
14.04 |
|
58 |
Изготовление тепловоза. (1час) |
Сюжетно-ролевая игра "Как вести себя в поезде" |
1 |
14.04 |
|||
59 |
Изготовление макета железнодорожной станции. (1час) |
Ролевая игра Зимний спортивный праздник на улице по теме: «Мы юные железнодорожники» |
1 |
18.04 |
|||
60 |
Быть примерным пассажиром разрешается. (1час) |
Сюжетно-дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности " Мы едем в поезде". |
1 |
18.04 |
|||
61 |
Железнодорожный транспорт(1час) |
Экскурсия в Локомотивное Депо. |
1 |
20.04 |
|||
62 |
Умники и умницы! (2часа) |
Подвести итог проведенной работе, выяснить знания детей о железнодорожном транспорте, профессиях людей, работающих в этой сфере. |
1 |
Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» |
1 |
20.04,21.04 |
|
Конструирование «Квартира моей семьи». |
|||||||
63 |
Мой дом(4часа) |
Что ты хотел бы построить. Зарисовка плана постройки |
1 |
Конструирование собственной модели. |
3 |
21.04,25.04 |
Плотная бумага, цветной картон, краски, клей,ножницы, коробки, бросовый материал |
64 |
Что есть в моем дворе(4часа) |
Что вокруг нас. Зарисовка этапов постройки |
1 |
Проектирование, конструирование |
3 |
27.04,28.04 |
|
65 |
Улица, по которой я иду(4часа) |
1 |
Проектирование, конструирование |
3 |
28.04,03.05 |
||
66 |
Наш любимый город (коллективная работа) (4часа) |
Зарисовка плана постройки |
1 |
Конструирование собственной модели. |
3 |
04.05,05.05 |
|
67 |
Город будущего(4часа) |
1 |
Проектирование, конструирование |
3 |
05.05,08.05,11.05 |
||
IV Раздел. Внеаудиторная деятельность. (42 часа) |
|||||||
68 |
Индивидуальные занятия по всем темам программы(28часов) |
Проектирование, конструирование. |
28 |
11.05,12.05,16.05,18,05,19.05, 23.05,22.05,26.05,30.05,01.06, 02.06,06.06,08.06 |
|||
69 |
Выставки по всем темам программы. (1час) |
Выставка |
1 |
08.06 |
Демонстрация готовых моделей по всем темам |
||
70 |
Мастер-классы по всем темам программы. (1час) |
Экскурсии в дошкольные и учебные учреждения |
1 |
09.06 |
|||
71 |
Конкурс «Корабль будущего» (2часа) |
Конструирование кораблей |
2 |
09.06 |
Соревнования с использованием готовых моделей |
||
72 |
Конкурс «Новогодний кубик» (2часа) |
Конструирование новогодних поделок |
2 |
13.06 |
|||
73 |
Конкурс «Мы и космос» (2часа) |
Конструирование космических кораблей и ракет |
2 |
15.06 |
|||
74 |
Конкурс «Мой город» (2часа) |
Конструирование города |
2 |
16.06 |
|||
75 |
Конкурс «Юный техник» (2часа) |
Конструирование собственной модели |
2 |
16.06,20.06 |
|||
76 |
Конкурс «Создай автомобиль для моего города» (2часа) |
Конструирование автомобилей |
2 |
22.06 |
|||
ИТОГО 294 часа. |
44 |
250 |