Урок истории в 5 классе «Восстание рабов в Древнем Риме»
Песчанская Лариса Ахметяновна
учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ с.Натальин Яр
Перелюбского муниципального
района Саратовской области»
Технологическая карта урока истории в 5 классе.
Тема урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».
2016 г
Технологическая карта урока в 5 классе.
Предмет: история Тема урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».
Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире.
Задачи:
- Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
- Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению;
- Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование:учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013 г., компьютер, интерактивная доска, презентация
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Личностных результатов:- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
2. Метапредметных результатов:
В области регулятивных УУД:- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)- осуществлять целеполагание - планировать пути достижения цели- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале- самостоятельно контролировать своё время - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
В области познавательных УУД:
Общеучебные:- строить речевое высказывание в устной и письменной форме- владеть смысловым чтением- реализовывать исследовательскую деятельность- искать информацию- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Логические: - установливать причинно-следственные связи.- анализировать
В области коммуникативных УУД:
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия- участвовать в коллективном обсуждении проблем- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В области личностных УУД:- осуществлять нравственно-этическое оценивание
3. Предметных результатов:
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.
Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая деятельность была построена на методах:по источнику знаний:- словесные (объяснение, беседа);- наглядные (демонстрация презентации);- практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности:- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,
С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.
Домашнее задание носит творческий характер.
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Организационный момент Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. |
- социальный (работа в группах). - словесный (беседа); |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности. Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку. Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового. - Чем было вызвано разорение крестьян в Древнем Риме во 2 в. до н.э.?(заморские походы, завоевания, установление своего господства). - К каким последствиям это привело? (к гражданским войнам). - Что такое гражданская война? (вооруженное столкновение между людьми одного государства). Проверим домашнее задание. КАРТОЧКА №44 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?» Для этого вспомни: - Кто наживался на военных походах? - Что видел воин-земледелец дома, вернувшись из похода? - Почему земледельцы продавали свои участки и уходили в город? - Почему армия римлян ослаблялась? Сделай вывод. Ответим на вопросы: - Кто стал первой жертвой гражданской войны в Древнем Риме? - Кем они были? Какой закон они предложили? Когда он был принят? Какие результаты имела деятельность Гракхов? Беднякам в Риме невмочь Без жилья и без землицы. Братья ж вздумали помочь И за предел землицы той Выступили на собранье. Знати это наказанье: Их богатству крах грозит, Коль землю будут делить. Богачей всех сговорили – Братьев тех они убили. Ну а ты их назови Иль угадывать начни. Братья Гракх В каком году два брата Гракха Решили землю разделить, Чтоб беднякам она досталась, Закон так новый учредить? А удалось ли это им, Поведай ты нам лучше сам. до н. э., земельный закон Тиберия Гракха В честь сына Реи Сильвии и Марса Назвали город, до сих пор он есть. И в древности и в наше время жить там Для большинства порой большая честь. Рим Он молод и талантлив был И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал – То карфагенский …… Ганнибал Все римляне спешат туда, где суждено Решать одним движеньем пальцев Жизнь тех рабов, которых, к несчастью, И ловкостью и силой бог наделил. Хозяин же в бойцов их превратил Для наслаждения толпы ликующей и праздной… Для тех боев построили амфитеатр. Ну а бойцов назвали … Гладиатор |
Приветствуют учителя и гостей. Показывают смайлики настроения. |
Личностные УУД: Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему) |
2. Актуализация знаний. Цели: -установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН. |
- социальный (работа в группах). - словесный (беседа); |
Проблемное задание. Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится в тексте? «Свобода! Свобода! Богиня богинь! Когда нападут легионы врагов, В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнёт, Пусть самый ленивый оружье возьмёт. Свобода! Свобода! Богиня богинь!» Организует работу обучающихся в группах. А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме. Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по любимому цвету. Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 3 минуты. Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа. Задание 1 группе: источники рабства. Задание 2 группе: применение труда рабов. Задание 3 группе: Отношение к рабам. Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме. Проблемный вопрос: подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? Итак, тема нашего урока: «Восстание Спартака». |
Высказывают свои предположения (О борьбе рабов за свободу) Работа в группах. 1 группа: 1. завоевания 2. дети рабов 3. ограбление провинций 2 группа: 1. в с/х: на виллах рабовладельцев 2. прислуга в доме рабовладельца 3. рабы-гладиаторы 3 группа: 1. работа от зари до зари 2. кормили впроголодь 3. подвергали истязаниям. 4. не заботились о здоровье. Высказывают предположения: заговорам, неподчинению, восстаниям. Записывают в тетрадь тему урока. |
Регулятивные УУД: Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса) Коммуникативные УУД: - организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. Познавательные УУД: Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме Логические: установление причинно-следственных связей. |
3.Целеполагание. Цели: -подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока; -организовать составление совместного плана действий; |
- дедуктивный (от общего к частному). познавательный |
Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока. Какова цель нашего урока? Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме. Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Каковы причины восстания? 2. Ход восстания. 3. Итоги восстания. 4. Значение восстания. |
Участвуют в постановке цели и задач урока. Высказывают предположения |
Регулятивные УУД - осуществление целеполагания - планирование путей достижения цели. |
4. Открытие нового знания. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
по источнику знаний: - словесные (объяснение, беседа); - наглядные (демонстрация презентации); - практические (работа с картой, работа с историческими документами) по характеру познавательной деятельности: - объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний: - восприятие нового материала;
по характеру движения мысли: - дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации: - эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов). - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах). |
1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения. Причины восстания. Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документ, определите причины восстания. (7 минут) Физминутка Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок. На торгу мы побывали Много всякого видали! Разбегаются глаза И вертится голова. Я увидеть всё хочу, Может что-нибудь куплю. Для начала шёлк помну, Лисий мех приподниму, Да немного потрясу. 2. Определяет задачу для обучающихся и способы её решения. Ход восстания: Учитель: Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие. Просмотр видеофрагмента. Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их. Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 235. (10 минут) 3.Ораганизует взаимопроверку. 4. Подводит итоги восстания: Как вы поняли из видеофрагмента, чем закончилось восстание? Вопрос к видеофрагменту? Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение? 4. Определяет значение восстания: Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам. Выводы: Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной, особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные рабские государства, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, возглашали себя царями. В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, т.е. в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира. |
Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины восстания. Причины восстания: 1. недовольство рабов своим положением 2. насильное обучение военному делу 3. несправедливое отношение хозяина
Работа в группах. Заполнение контурных карт после просмотра видеофрагмента. Проверка выполнения задания другой группы по вопросам к контурной карте. Отвечают на поставленный вопрос: Восстание закончилось поражением. Высказывают предположения 1. Неопытность воинов армии Спартака. 2. Отсутствие чёткого плана действий восставших. 3. Обман пиратов. |
Познавательные УУД: Общеучебные: - владение смысловым чтением - реализация исследовательской деятельности - поиск информации - структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Логические: - анализ - выделение причинно- следственных связей Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: - самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале - самостоятельный контроль своего времени |
5. Применение нового знания. Цели: -обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах). |
Организует работу с кроссвордом. |
Заполняют кроссворд. |
Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
6. Рефлексия Цели: - выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий; -выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся; -обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. |
- эмоциональные (поощрение,). |
Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке. Ребята, что вы запомнили о том восстании, которое рассматривали сегодня на уроке? Учащиеся отвечают (по цепочке) Интересно ли вам было на уроке? Что показалось трудным? Какие чувства у вас вызвали те события, о которых мы говорили сегодня на уроке? Какое настроение у вас было на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, оценивает Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок. |
Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке. |
Регулятивные УУД: саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами) |
7. Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Ребята, при подготовке домашнего задания вам снова придётся быть либо Спартаком, либо простым воином. Откройте дневники, запишите домашнее задание: параграф 51, вопрос №1, стр. 238 (устно). Составить рассказ от имени участника восстания. |
Записывают задание в дневник. |