История 5 класс.
Тема урока: Рим в эпоху царей.
Тип урока: исследование.
Цели урока:
1.Сформировать представление о власти и достижениях первых римских царей
2. Показать многонациональный характер раннего Римского государства, преемственность между наследием этрусков и культурой Древнего Рима.
3. создать условия для применения умения описывать и анализировать изобразительный источник.
План изучения новой темы:
1.Цари Рима.
2. Этруски.
3. Рим и этруски.
4. Сервий Туллий.
Понятие урока: инавгурация.
Средства обучения: карта Древняя Италия. Изображение этрусского война, учебник, рабочая тетрадь.
Преемственные связи: Внутрикурсовые: Древняя Италия и начало города Рима, Реформы Солона.
УУД:
Регулятивные УУД:- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)- осуществлять целеполагание - планировать пути достижения цели- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале- самостоятельно контролировать своё время - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами)
Познавательные УУД: Общеучебные:- строить речевое высказывание в устной и письменной форме- владеть смысловым чтением- реализовывать исследовательскую деятельность- искать информацию- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Логические: - устанавливать причинно-следственные связи.- анализировать
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия- участвовать в коллективном обсуждении проблем- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные УУД: осуществлять нравственно-этическое оценивание
Опрос:
У доски 2 ученика. 1 – рассказывает о природно – географических условиях Италии; 2 – на доске отмечает дату основания г. Рима и названия органов власти и их функции. 3 – ий выходит после первых двух и рассказывает легенду о Ромуле и Реме и Похищение сабинянок. Остальные оценивают рассказ выступающих.
Действия учителя |
Действия учеников. |
Уважаемые ученики, скажите пожалуйста, кто такие цари, и чем они занимаются? |
Каждое высказывание фиксируется на доске. |
Пожалуйста, обратите внимание на п. 1 параграфа и назовите полномочия царя, которые не прозвучали здесь. |
Эти полномочия фиксируются на доске тоже. А потом переносится весь кластер в тетрадь. |
Скажите пожалуйста, как цари приходят к власти, как вы помните? |
Ученики: получают по наследству. |
Прочитав П. 1 параграфа, отметьте , пожалуйста, чем отличалось получение власти царя в Риме от всех остальных государств ранее вами изученных? |
Вначале царей в Риме избирали люди, а жрецы определяли по приметам птиц угоден ли тот или иной правитель богам или нет. |
В современном мире это слово сохраняется, но звучит немного по - другому: инаугурация. Однако, сама церемония претерпела изменения. Из п. 1 параграфа скажите пожалуйста, чем прославились римские цари? |
Каждая пара учеников фиксирует достижения царей и обсуждают, итоги правления того или иного царя. |
Обратите внимание на карту на стр. 203 учебника и покажите местожительства этрусков. Почему нам многое из жизни и истории этрусков не понятно? |
Показывают на карте место обитания этрусков – северо- западная часть Апеннинского полуострова. Многое из истории этрусков нам не известно, так как письменность их до сих пор не расшифрована. |
Ознакомьтесь пожалуйста с текстом источника в конце параграфа и исследуйте версии происхождения этрусков. И сформулировав основной вопрос к тексту, задайте их друг другу. |
Ученики знакомятся с текстом источника и задают вопрос: какая из версии представляется вам наиболее обоснованной, приемлемой и почему? |
Оцените пожалуйста по иллюстрации на стр. 210 – 211 уровень развития этрусков |
Этруски были достаточно высококультурным и могущественным народом |
Составьте пожалуйста схему, что заимствовали римляне из культуры и жизни этрусков? |
Римская культура Культура этрусков. Вооружение Строительство Искусство Религия Народное творчество
|
Один из известных римских царей. Сервий Туллий провел ряд важнейших реформ в Риме. Реформа – это изменение политического и других областей управления государством, которые не затрагивают его основы. Что изменил Сервий Туллий в жизни римского государства |
С. Туллий 1. разделил Римское государство на 21 триб и каждый гражданин был приписан к определенной трибе. 2. разделил римское общество на 5 имущественных групп: первые - самые богатые, пятые – самые бедные. 3. привилегии возрастали от бедных к богатым, т. е. неравенство было закреплено. |
Закрепление: Выполните пожалуйста задание №1 в Р.Т. на стр.78. |
Выполняют задание. |
Домашнее задание: §40, РТ §40 и по памятке №3 придумайте легенду о римлянах эпохи царей.