12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Новикова198
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

индивидуальный рабочий лист к уроку Войны Рима и Карфагена
DOC / 47 Кб


Задания для групп к уроку Войны Рима и Карфагена
DOC / 42 Кб

Урок Войны Рима и Карфагена

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Погружение в эпоху

Учитель:

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о завоевательных походах древних римлян. В начале урока мысленно перенесемся в III век до н.э. на заседание римского Сената. Закройте глаза и вообразите себя римскими сенаторами.

В течении нескольких секунд звучит музыка. Затем дети открывают глаза. Перед ними стоят 3 ученика-участника сценки и учитель

Сценка «Приход галла Луция на заседание Римского Сената».

Юноша, обращаясь к стражникам:

- Пропустите меня на заседание Сената, это вопрос жизни и смерти! Риму угрожает опасность!

Один из стражников:

- Хорошо, без оружия ты можешь пройти на заседание Сената. Может, они и выслушают тебя.

Второй стражник:

- Сенаторы, этот человек хочет сказать вам что – то важное.

Главный сенатор, обращаясь к юноше:

- Говори!

Юноша –галл

- Я галл, жил в долине реки По. Несколько дней назад огромная армия пришла в нашу долину. Слоны, лошади, несколько повозок, много людей…

Сенатор:

- Армия? Но как она могла перейти горы, заслоняющие долину?!

Юноша –галл

- Думаю, шли они долго и трудно, ведь в горах ещё снег. Наверняка многие воины погибли, но всё равно это сильная армия.

Сенатор:

- Эта армия захватила твою землю, галл ?

Юноша –галл

- Нет, они многих галлов приняли в свою армию. Их полководец сказал, что они захватят Рим!

Сенатор:

- Это могут быть только пуны! Враг опять встал у нас на пути! Наградить этого человека(о юноше – галле).

- Консулы Рима, готовьте армию! Враг угрожает Риму!

Беседа с классом по содержанию сценки.

О каком событии идет речь?

Кто этот враг римлян?

Работа с картой

Рассмотрите карту Средиземноморья

В середине III в. До н.э. Римской республике принадлежала вся Италия, кроме долины реки По.

Назовите остров треугольной формы близ берегов Италии.

Пролив, отделяющий Сицилию от Италии, настолько узок, что на карте он даже не обозначен. Сицилия как будто «прилипла» к Италии, является её продолжением.

Именно так рассуждали римские аристократы: «Италия принадлежит нам, - говорили они, а Сицилия – продолжение Италии. Поэтому остров должен быть нашим».

Однако завладеть Сицилией было не просто.

Определите по условным обозначением карты, кому принадлежала западная часть Сицилии, обведенная оранжевой линией. Кто мог воспротивиться попыткам римлян завоевать Сицилию?

По преданию Карфаген основали финикийцы в 814 г. до н.э.

Определите по карте какую территорию занимали владения Карфагена к середине III в. до н.э .

Сравните территории Римской республики и Карфагена. Какими они были по отношению друг к другу?

Два равных по силе соперника. Как можно было решить спор за новые земли?

Формулировка темы урока

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

Войны Рима и Карфагена

Работа со справочной литературой.

Было несколько войн Рима с Карфагеном.

У вас на партах справочный материал. Изучите его и определите: сколько было войн, почему их называют пуническими?

Справочный материал

Пунические войны — войны между Римом и Карфагеном

Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян — пунийцами или пунами.

Первая Пуническая война (264—241 г. до н. э.).

Вторая Пуническая война (…………………….)

Третья Пуническая война (149—146 г. до н. э.)

Работа в парах с картой.

Изучите карту и определите, кто победил в 1-й Пунической войне. Для этого проанализируйте, как изменились территории каждого государства по итогам I Пунической войны.

Ответ постройте по следующей схеме:

«Мы считаем, что в I Пунической войне одержали победу ______________, так как территория их государства увеличилась за счет _______________________________.»

Мог ли такой исход войны удовлетворить Карфаген?

Определите причины Второй Пунической войны? Запишите их в тетрадь.

(Желание Карфагена взять реванш и вернуть о. Сицилию; желание Рима установить контроль над всем Средиземноморьем)

Так о каком событии мы узнали в самом начале урока?

О начале 2-й Пунической войны.

Работа в парах с хронологическими задачами.

Это событие произошло 2232 года назад. Определите, в каком году началась IIуническая война. Ответ оформите с помощью ленты времени.

Через сколько лет после I Пунической войны началась Вторая?

А какой это был год по римскому летоисчислению?

Война длилась 17 лет. Посчитайте, когда она завершилась.

Запишите в тетрадь хронологические рамки IIунической войны.

Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с этой войной и ее итогами. А прямо сейчас выясним какой военный потенциал имели эти страны и предположим исход войны.

Работа в группах. Составление сравнительной таблицы «Армии Рима и Карфагена».

Для этого воспользуйтесь данными учебника (§§ 46,47 – текст и иллюстрации) + дополнительным справочным материалом.

 

Линия сравнения

Римляне

Карфагеняне

Вооружение

   

Построение

   

Методы ведения боя

   

Слабые стороны

   
 

 

Справочный материал

Вооруженные силы Рима и Карфагена

 

Карфагенская армия была наемной. Она комплектовалась из ливийцев, кельтов, италиков, греков. Сами карфагеняне служили только в привилегированных отрядах тяжеловооруженной пехоты и конницы. Командовали армией карфагеняне или наемные командиры. В организационном отношении армия делилась на отряды по племенным группам. Тактика была заимствована карфагенянами у греков. Перед боем армия строилась в фалангу, образуя сплошную и малоподвижную массу людей.

Кроме армии, составной частью вооруженных сил Карфагена являлся флот. В его составе насчитывалось до 350 кораблей. Основными типами кораблей были пентеры и триеры. Возможно, что этот тип кораблей имел до пяти гребцов на одно весло. Карфагенская пентера, вероятно, имела водоизмещение более 500 т, длину — до 51 м, ширину — до 8 м, осадку— до 3,5 м. Размеры триеры были такие же, какие имела греческая триера (водоизмещение более 200 т, длина — 45 м, ширина—6 м, осадка — 2,5 м). Тактику флота карфагеняне также заимствовали у греков.

Римская армия к началу войны с Карфагеном была реорганизована. Если раньше в легионе было 10 манипул, то теперь он имел 30 манипул. Каждая манипула состояла либо из гастатов (молодых воинов), либо из принципов (более опытных), либо из триариев (ветеранов). В каждом легионе было по 10 турм (взводов) всадников. Всего легион насчитывал 4500 человек. Боевой порядок легиона представлял собой строй манипул в три линии. В каждой линии было по 10 манипул. В первой линии находились манипулы, состоявшие из гастатов, во второй — манипулы из принципов и в третьей — манипулы из триариев. Триарии фактически являлись резервом легиона. Бой начинали велиты (легковооруженные легионеры); затем в него поочерёдно вступали шеренги гастатов. Если атаки гастатов не приводили к успеху, к ним на помощь приходили принципы. Триарии в бой вводились в самый последний момент.

Военного флота к началу Пунических войн Рим не имел.

На ваш взгляд, на чьей стороне преимущество?

А еще успех любой армии зависит от того, кто ее возглавляет. Великолепную армию Карфагена возглавил незаурядный человек, талантливый полководец Ганнибал.

Прослушайте сообщение о Ганнибале.

Прослушивание сообщения о Ганнибале.

Ганнибал(246 – 183 гг. до н.э.)

Известный карфагенский полководец, сын Гамилькара Барки. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, его отец, отправляясь на войну в Испанию, подозвал к себе сына и спросил: «Хочешь ли ты поехать вместе со мной в Испанию?» Мальчик охотно согласился. Тогда отец подвёл сына к жертвеннику, где ещё дымилось убитое животное. «Протяни руку над жертвенником, - сказал Ганнибалу отец, - и клянись, что ты никогда не будешь другом римлян». – «Клянусь!» - сказал маленький Ганнибал. И всю свою жизнь он оставался верен этой детской клятве.

Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец?

Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства)

Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне.

Он был одарённым военачальником и для своего времени образованным человеком. Римляне никогда не умели проникнуть в его планы, не знали, как он поступит. Ганнибал умел применять на войне искусные приёмы борьбы, совершенно неожиданные ловушки и хитрости. Ганнибал выиграл все сражения с римлянами, кроме последнего. И в итоге потерпел поражение во Второй Пунической войне.

Какое противоречие мы наблюдаем?

Сформулируйте проблемный вопрос, на которые мы будем искать ответ на уроке?

Почему карфагенский полководец Ганнибал потерпел поражение в войне с Римом?

(вопрос записать на доске)

Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Изучить ход войны.

Изучать ход военных действий мы будем в группах. В ходе совместной работы выполните предложенные задания и расскажите об удачах и неудачах Ганнибала в войне с римлянами.

Работа в группах.

1-я группа: переход Ганнибала через Альпы.

Рассмотрите карту и определите, какое направление он выбрал для нападения? (Выступил с северного направления).

Какое преимущество давал этот маневр?

Прочитайте текст на стр. 216-217 и заполните таблицу.

Успехи Ганнибала

Просчеты Ганнибала

   

Один из соратников Ганнибала, поздравляя его с победой, сказал: «Не пройдет и пяти дней, как ты будешь победителем пировать на Капитолии». Однако Ганнибал не пошел на Рим. Почему?

Мог ли он взять укрепленный город? Посмотрите на карту. Куда двинулся Ганнибал?

2-я группа: битва при Каннах.

На странице 218 находится схема битвы при Каннах. Посмотрите на первый рисунок, как построили римляне свои войска? Как построил свои войска Ганнибал? Подумайте, почему Ганнибал поставил в центр галлов и испанцев, а по флангам африканцев?

Найдите в тексте учебника на ( стр.225) данные о численности войск римлян и карфагенян.

Сравните их и сделайте выводы.

3-я группа битва при Каннах

Рассмотрите схему на странице 218. Определите, какие предложения относятся к первому, второму и третьему рисунку.

Римское войско оказалось в окружении. Сбитые в кучку легионеры служили хорошей мишенью для врага: каждый дротик, каждый камень из пращи попадал в цель. При Каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе и консул, возражавший против битвы.

Но до победы было далеко. Вихрем налетели на римлян испанские, галльские и африканские всадники Ганнибала. Опрокинув римскую конницу, они стали заходить в тыл вражеской пехоте. Одновременно отборные части карфагенской пехоты ударили по противнику с боков.

3)Римские легионы всей своей тяжестью обрушились на вражеский центр. Полумесяц карфагенского войска стал прогибаться внутрь. «Победа!» - кричали римляне.

Прочитайте текст в правильном порядке.

Ответьте на вопросы:

Какой шаг предпринял римский Сенат после этого страшного поражения?

Как это могло повлиять на моральный дух римлян?

Вспомните, из кого состояла карфагенская армия? Какой моральный дух был у армии карфагенян?

4-я группа: Ганнибал в Италии.

Прочитайте текст на стр. 220 абзац 1. и дополнительный материал и определите, в чем были причины поражения Ганнибала (найдите не менее 3 причин)?

Дополнительный материал:

Битва при Каннах считается образцом полководческого искусства. На сторону Ганнибала перешли Капуя в Италии и Сиракузы на Сицилии. Царь Македонии заключил с Ганнибалом союз и обещал отправить в Италию знаменитую македонскую фалангу. Но даже после победы при Каннах Ганнибал не решился идти на Рим. У него не было сил для осады города. Его армия таяла с каждым годом. Он надеялся, что против Рима поднимется вся Италия, но союзники остались верны Риму. Ждать помощи Ганнибалу было не откуда, и не побежденный полководец вынужден был покинуть Италию. Боевые действия переместились в Африку.

+

текст в синей рамке – первая морская победа римлян;

5-я группа Окончание войны.

После битвы при Каннах римскую армию возглавил молодой полководец Сципион.

Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: что сделал Сципион, чтобы заставить Ганнибала уйти из Италии?

Найдите на карте место решающего сражения? Когда оно произошло?

Что помогло римлянам одержать победу?

Каковы были итоги 2-й Пунической войны?

Фронтальная беседа с классом.

Почему талантливый полководец Ганнибал, в распоряжении которого была одна из лучших армий мира, потерпел поражение в ходе этой войны?

Причины поражения Ганнибала:

(фиксируют в тетради)

1. Наемная армия – невысокий моральный дух

2. Стратегические просчеты (не стал брать Рим)

3. Армия Ганнибала грабила население, вела себя как завоеватель.

4. Не поддержали союзники

5. Талантливые римские военачальники

6. Римляне создали флот.

Какое значение имела эта война для обеих сторон?

Карфаген в этой войне потерпел поражение, от которого он уже никогда не оправится, превратится во второстепенную страну, а Рим увеличил территорию своего господства и стал хозяином Западного Средиземноморья.

Если посмотреть на карту на с. 222, то мы увидим, что римляне на этом не закончили свои завоевания.

– Как вы думаете, почему?

Рим стремится установить контроль над всем Средиземноморьем.

Закрепление. ( текст у детей на партах)

- Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

В …. году до. н.э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2.. году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2.. году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой … .

(Дети по цепочке читают предложения со «вставкам»,и после показать слайд с правильными ответами для сравнения. Исправляют, обменявшись с соседом)

Рефлексия

ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

Д/З

Прочитать параграф 47.

Подготовить рассказы о походе Ганнибала в Италию и битве при Каннах от имени:



 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.