ПРОЕКТ УРОКА
Биккулова Наталия Андреевна, учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» Красноярского края
10 класс (профиль)
ТЕМА УРОКА: «НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»
ТИП УРОКА: УРОК – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ЦЕЛИ – РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |
Сравнивать различные исторические источники с целью поиска и систематизации информации | Представлять планы русского и французского командования на начальном этапе войны. Объяснять настроения в русской армии и обществе в 1 период войны Давать оценку стратегическим замыслам командующих русской армией на 1 этапе войны М. Барклая – де – Толли, М.И. Кутузова | Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках (регулятивное УУД). |
Извлекать историческую информацию из источников, созданных в разных знаковых системах (карты, карты – схемы, диаграммы, таблицы и др. ) | Оценивать расстановку и соотношение сил русской и французской армии накануне Отечественной войны 1812 года Описывать планы сторон и ход боевых действий армий России и Франции в 1 период Отечественной войны 1812 года по исторической карте | |
Объяснять причины и следствия исторических событий | Формулировать причины Отечественной войны 1812 года | Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств (Коммуникативное УУД). |
Рассуждать о причинах отступления русской армии на 1 этапе войны |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Достигнутый, планируемый, пошаговый результат | |
Мотивационный | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить об одном из важнейших исторических событий российской истории, в котором Россия в очередной раз отстояла свое право на независимость, а русский народ – право на само свое существование. Я специально не стану говорить тему и цель сегодняшнего урока, их мы сформулируем вместе в конце занятия, а также сделаем выводы, чему вы научились в ходе него. Но сразу скажу, что вашу работу я оценю в «Листе достижений» по тем умениям, которые вы приобрели, работая на уроке (СЛАЙД 1). | Знакомятся с умениями, которые будут анализироваться в конце урока. | Установка на виды предстоящей работ. | |
12 июня 1812 года войска императора Франции Наполеона пересекли р. Неман, являвшуюся западной границей Российской империи. Начинается война между 2 сильнейшими государствами мира (СЛАЙД №2) Почему она началась? Кто виноват? В исторической науке на этот счет высказываются дискуссионные мнения, вот одно из них: «Война между Россией и Францией в 1812 году была следствием последовательной анти наполеоновской политики, проводимой Александром I». (СЛАЙД №3) Приведите по 2 аргумента, которыми можно опровергнуть или подтвердить эту точку зрения. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ «ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ» | ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ «ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ» На основе знаний предшествующего урока учащиеся формулируют причины войны: Аргументы в подтверждение: Россия была активной участницей антинаполеоновских коалиций; В 1810 году Россия ввела заградительный тариф, который повышал таможенные ставки на ввозившиеся французские товары; Александр I настойчиво стремится к реваншу за поражение под Аустерлицем, которое было необычайно болезненно воспринято в России, и годы, последовавшее после подписания Тильзитского мира, были использованы для накопления сил для предстоящей борьбы с Наполеоном; Император Александр отказал Наполеону, когда тот сватался к его сестрам, что резко ухудшило русско – французские отношения; Аргументы в опровержение: Наполеон вынудил Россию присоединиться к континентальной блокаде, нанесшей ей огромный экономический ущерб, что заставляло её нарушать условия договора и поэтому неминуемо вело к войне; Наполеон восстановил польскую государственность в лице Герцогства Варшавского, что противоречило внешнеполитическим интересам России, превращение этой территории в военный плацдарм только усугубляло ситуацию; Наполеон захватил владения герцога Ольденбургского, принадлежавшее родственникам Романовых, тем самым провоцируя Александра I на войну; Россия была препятствием на пути Наполеона к и мировому господству. | | ||
Планирование и организация деятельности | ПРОБЛЕМНОЕ ЗПАДАНИЕ: Традиционно Отечественная война 1812 года делится на 2 этапа: 1 этап (июнь – сентябрь 1812 года) – отступление русской армии до Москвы, 2 этап (сентябрь – декабрь 1812 года) – отступление армии Наполеона из Москвы до западных границ России. (СЛАЙД №4) Планы нападения Наполеона на Россию были известны и Россия готовилась к отражению этого нашествия. Русский посол в Париже князь Алексей Борисович Куракин уже в декабре 1811 года писал в своих донесениях о неизбежной войне России и Франции, а в апреле 1812 сложил с себя полномочия и потребовал у Наполеона выезда из страны. Россия заранее знала о готовящейся войне, были заключены мир с Турцией и союз со Швецией. Так что нападение не было внезапным. Как же так случилось, что на 1 этапе войны русским войскам пришлось отступать до Москвы? Учтите, что территория России может включить в себя почти 27 Франций? В чем причины неудач и поражений русской армии на 1 этапе войны? (СЛАЙД №5) Вот на этот вопрос мы должны ответить с вами в конце нашего занятия.
| Постановка проблемы урока | ||
Перед Вами таблица, показывающая соотношение сил на западных границах России. (СЛАЙД №6) В чем причины такого соотношения в силах? | 1. Учащиеся выявляют превосходство сил Наполеона. 2. Формулируют причины превосходства армии Наполеона: Во Франции существовала всеобщая воинская повинность, тогда как в России по прежнему сохранялась рекрутская; В 600 тысячную армию французов входили народы покоренных стран, только ½ войска состояла из французов; | Извлечение исторической информации из таблицы. Формулирование причин превосходства французской армии. | ||
При подготовке к войне, противники активно используют разведку. Что в первую очередь стараются добыть разведчики? Что пытаются разгадать? ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: «ПЛАНЫ СТОРОН» По каким источникам мы можем это сделать? СЛАЙД №7 - карта, ЗАДАНИЕ №1 – в кейсах Что предполагает расположение войск Наполеона? Каков план французского командования? Назовите командующих основными направлениями ударов (флангами) французских войск? На карте вы видите имена французских генералов – командующих корпусами и дивизиями, встречались ли вам они и при каких событиях? Какие выводы можно сделать о командном составе армии французов? Русской разведке, благодаря агенту во французском главном штабе было известно о численности французской армии и её расположении. Что вы можете сказать о планах русского командования судя по расположению войск? СЛАЙД №8 Для чего было «распылять» силы, ведь русские армии находились на расстоянии 150 – 200 километров друг от друга? Каково соотношение сил на каждом направлении ударов? СЛАЙД №9 Перед войной Россия приняла в качестве стратегии план военного наставника Александра I прусского генерала Карла Пфуля. Однако в самом начале войны он был отвергнут русскими военными. Почему? ЗАДАНИЕ №2 в кейсах «План Карла Пфуля» Какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о 3 – кратном превосходстве армии Наполеона? (подсказка – ЗАДАНИЕ №4 в кейсах «Из беседы Александра с послом Франции Арманом Коленкуром»). Какой вывод мы может сделать о стратегиях Наполеона и Александра? СЛАЙД №10 СЛАЙД №11 Перед вами – отрывок из произведения Михаила Лермонтова «Бородино». О ЧЕМ ОНО? СЛАЙД 12 ЗАДАНИЕ №3 в кейсах 1. Каково было настроение солдат российской армии в первый месяц войны? Назовите не менее двух причин такого настроения. 2. Кто взял на себя роль командующего в первые месяцы войны? 3.Каков был замысел Барклая де Толли? Что свидетельствовало о том, что М.Б. Барклаю-де-Толли удалось осуществить свой стратегический замысел? Где русским войскам удалось объединиться? СЛАЙД №13,14 Задание №4 в кейсах 1. 1. Какие 2 точки зрения существовали в армии по вопросу обороны Смоленска? 2. Какой точки зрения придерживался Барклай – де Толли? Почему? 3. Потери русской армии в 3 дневных сражениях за Смоленск составили 6000 тысяч человек, потери французов – 20 000 человек. Если Барклай заранее предполагал оставление Смоленска, для чего было давать сражение, нести потери? Назовите не менее 2 причин. | Ответ: Планы сторон. Ответ: По картам. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ «ПЛАНЫ СТОРОН" Учащиеся по карте определяют направления ударов, запланированных Наполеоном: Петербург, Москва, Киев. В армии Наполеона – опытные генералы, которые прошли с ним Африку, Испанию, Италию и другие европейские страны. Делается вывод о том, что французские генералы и маршалы имели огромный военный опыт. Выявляют расстановку русских армии на западных границах: Витгенштейн (Рига – 38 тыс), Неман (Дрисский лагерь) – 1 армия М.Барклая – де – Толли, юг Литвы - 2 армия П.Багратиона, Волнынь – 3 армия М. Тормасова, Дунайская армия. – П. Чичагов. На всех направлениях русские уступают армии Наполеона. Формулируют причины подобной расстановки: часть русских войск защищала южные границы, так как только что закончилась русско – турецкая война и еще шла война с Ираном). Объясняют, что для русской армии план Пфуля – Дрисский лагерь мог стать ловушкой и могилой. Армии были бы окружены превосходящими силами противника. Русское командование предполагало реализовывать «скифскую тактику», тактику партизанской войны, используя географические и климатические особенности России, её огромные пространства в качестве изматывающего фактора. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ «ПЛАНЫ СТОРОН» Франция – разгром русской армии в генеральном сражении. Россия – «скифская тактика войны». Учащиеся интерпретируют стихотворение, как произведение, которое даёт представление об обстановке в русской армии, о настроении войск при отступлении. 1.Формулируют причины: 1) отступление снижало боевой дух армии, вселяло неуверенность в своих силах; 2) недовольство командирами, падение авторитета генералов; 3) усталость от многодневных маршей; 4) солдаты и офицеры видели, как неприятель занимает их территорию, порабощает российское население. 2. В тексте находят информацию о том, что роль командующего взял на себя генерал Барклай де Толли, командующий 1 армией. 3. Делают вывод, что для отражения удара превосходящих сил противников и для того, чтобы русские армии не были разбиты по одиночке им необходимо было объединиться – в этом был замысел ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ: 3 августа 1812 года – 1 и 2 армия Барклая де Толи и Багратиона воссоединились у Смоленска. 4-6 августа - сражение за Смоленск. Отступление русской армии. 1. Объясняют, что оставление Смоленска (точка зрения Барклая де Толли) было вызвано тем, что армия Наполеона в 2 раза превосходила русские силы, создавалась возможность окружения и потери русской армии. 2. Сражение было необходимо, чтобы задержать Наполеона, измотать противника, поднять моральный дух армии и русского общества. | | ||
| СЛАЙД №15 Задание №5 в кейсах. Война началась 12 июня 1812 года. 8 августа 1812 года был чрезвычайным комитетом высших сановников Главнокомандующим русских войск был назначен князь М.И. Кутузов. Не видите ли вы в этом нечто странное? Почему сложилась такая ситуация? Какой пост занимал Барклай – де Толли? Почему он взял на себя ответственность за командование русскими армиями? Почему в армии сложилась фактическая ситуация двоевластия? Назовите не менее 2 причин. Какие последствия имела данная ситуация для русской армии? Сформулируйте не менее 3 последствий. | При сопоставлении 2 – х дат, учащиеся приходят к выводу, что русская армия при отступлении практически 2 месяца оставалась без главнокомандующего. Находят информацию в источнике: Барклай – де – Толли занимал пост военного министра. Находят информацию в источнике: Государь при отъезде из армии не назначил Главнокомандующего Формулируют последствия, опираясь на отрывки статей и исторических источников, помещенные в задании №4 кейса: Порождало вражду и недоверие друг к другу среди генералов Беспорядки и сумятицу при принятии решений Предлагались различные стратегические планы военной компании. Падение авторитета командующего (Барклая) снижало боевой моральный дух солдат и офицеров. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: 8 августа – назначение Кутузова Главнокомандующим 17 августа – Кутузов принимает командование армиями в Царево – Займище | Делают выводы о нерешенности в начале войны одного из самых главных вопросов о командующем всеми русскими армиями. | |
Рефлексия | Возвращение к проблемному вопросу о причинах отступления русской армии в 1 период Отечественной войны 1812 года. А.С. Пушкин в ответ на обвинения Михаила Богдановича Барклая де Толи напишет стихотворение «Полководец» . Справедливо ли обвинение Михаила Богдановича Барклая де Толли в отступлении русской армии на 1 этапе войны? Почему на 1 этапе войны русские войска были вынуждены отступать? Какова была тема нашего урока? Каковы были цели нашего урока? | Формулируют причины отступления русской армии: Превосходство французской армии в живой силе и орудиях. Командный состав армии французов имел огромный военный опыт. Значительная часть военных сил России находилась на южных границах: только что закончилась война с Турцией и шла война с Ираном. Отсутствие единого стратегического плана на начальном этапе войны, так как первоначальный план Пфуля был отвергнут, как способный привести к катастрофе. Отсутствие единого главнокомандующего, что порождало борьбу между генералами и неразбериху в командовании. Ответ: «Начало Отечественной войны 1812 года» Ответ: Выяснить причины отступления русской армии на 1 этапе Отечественной войны. Что вы делали на уроке? Работали с историческими источниками с целью поиска и систематизации информации. Извлекали историческую информацию из различных источников, созданных в разных знаковых системах (карт, карт – схем, таблиц). Объясняли причины и следствия исторических событий. | Отвечают на проблемный вопрос урока о причинах отступления русской армии на 1 этапе войны. |
Записи на доске в ходе урока:
НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
Причины войны
Планы сторон (СХЕМЫ)
Франция | Россия |
| |
Отступление русской армии:
3 августа 1812 года – 1 и 2 армия Барклая де Толи и Багратиона воссоединились у Смоленска.
4-6 августа сражение за Смоленск. Отступление русской армии
8 августа 1812 - назначение главнокомандующим М.И. Кутузова.
17 августа 1812 года – приезд Кутузова в Царево – Займище. Согласие с тактикой Барклая. Приказ об отступлении.
Причины отступления русской армии на 1 этапе войны в июне – сентябре 1812 года:
Превосходство французской армии в живой силе и орудиях.
Значительная часть военных сил России находилась на южных границах.
Отсутствие единого стратегического плана на начальном этапе войны, так как первоначальный план Пфуля был отвергнут, как способный привести к катастрофе.
Отсутствие единого главнокомандующего, что порождало борьбу между генералами и неразбериху в командовании.
КЕЙС К УРОКУ «НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»
Задание 1 «Расстановка армий Франции и России в июне 1812 года»
1. Что предполагает расположение войск Наполеона? Каков план французского командования? Назовите командующих основными направлениями ударов (флангами) французских войск? На карте вы видите имена французских генералов – командующих корпусами и дивизиями, встречались ли вам они и при каких событиях? Какие выводы можно сделать о командном составе армии французов?
2. Русской разведке, благодаря агенту во французском главном штабе было известно о численности французской армии и её расположении. Что вы можете сказать о планах русского командования судя по расположению войск?
3. Каково соотношение сил на каждом направлении ударов?
Задание 2 «Военные планы России на начальном этапе войны»
План Карла Пфуля
По плану Пфуля предполагалось вести боевые действия тремя армиями, одна из армий должна была удерживать противника с фронта, а другие — действовать с фланга и тыла. Планировалось, что если французы поведут наступление против 1-й армии, то она должна отойти и обороняться из Дрисского укрепленного лагеря а в это время 2-я армия наносит удары по флангу и тылу наступающих французов. Активные оборонительные действия обеих армий на линиях коммуникаций французов должны были принудить противника к отступлению, поскольку, по мнению автора плана, он не мог долгое время оставаться на опустошённой территории. 3-я армия, по этому плану, прикрывала фланги 2-й армии и киевское направление. 1-я армия в ходе отступления вошла в лагерь 27 июня (9 июля) 1812 года. 1 (13) июля в Дриссу прибыл император Александр I. На военном совете в Дриссе в тот же день, всего лишь через 5 дней после занятия лагеря, было принято решение лагерь оставить.
1. В самом начале войны план Карла Пфуля был отвергнут русскими военными. Почему?
2. В одном из учебников истории было написано, что Наполеон намеревался одним ударом уничтожить русскую армию. Как это было возможно, если 1,2,3. Армии России располагались друг от друга на расстоянии 150 – 200 километров?
Из беседы Александра 1 с послом Франции в России Арманом Коленкуром
Если император Наполеон начнет против меня войну, то возможно и даже вероятно, что он нас побьет, если мы примем сражение, но это ещё не даст ему мира…За нас – необъятное пространство, и мы сохраним хорошо организованную армию…. Если жребий оружия решить дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой… Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будут воевать наш климат и наша зима»
1. Какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о 3 – кратном превосходстве армии Наполеона?
2. Какой вывод мы может сделать о стратегиях Наполеона и Александра? Чем они отличались друг от друга?
Задание 3 Из воспоминаний современников.
«...Солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеется найти конец оному. Главнокомандующим М.Б. Барклаем-де-Толли был солдат недоволен и в главную вину ставил ему то, что он не русский». «...Войска российские, будучи расположены по обширным границам и провинциям своего государства, для соединения своих частей должны были отступать безостановочно. Малочисленность их против многолюдства неприятеля не позволяла и думать, чтобы вступить в явный бой на границах империи... В конце июля россияне достигают города Смоленска, и здесь воспоследовало благополучное соединение первой армии с второю под командою генерала от инфантерии князя Багратиона... Россияне, переправясь через реку Днепр, стали на возвышенном месте перед городом, с которого картина Смоленска была чрезвычайно трогательна, печальна и разительна; неприятель открыл сильную канонаду множества батарей по городу, пожар разлился по оному во всех почти улицах... Российские войска 7-го числа августа от развалин и пепла города Смоленска отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице Москве, и неприятелю каждый шаг за ними был затруднителен и стоил крови».
1. Каково было настроение солдат российской армии в первый месяц войны? Назовите не менее двух причин такого настроения.
2. Кто взял на себя роль командующего в первые месяцы войны?
3. Каков был замысел Барклая де Толли? Что свидетельствовало о том, что М.Б. Барклаю-де-Толли удалось осуществить свой стратегический замысел? Где русским войскам удалось объединиться?
Задание №4
Но если раньше Барклай был подвержен критике офицеров, генералов и, в первую очередь, Багратиона, то теперь его положение усложнилось. С отступлением от Смоленска недовольство распространялось по армии, доходя теперь уже и до нижних чинов. На биваках солдаты ругали Барклая, считая его изменником, называя его «немцем», переиначивали его шотландскую фамилию Барклай в «Болтай». Так военный министр, генерал от инфантерии Барклай де Толли превратился в немецкого предателя «Болтай, да и только».http://1812.nsad.ru/83
Из личного письма П.И. Багратиона генералу Ф. Ростопчину:
«…между нами сказать, я никакой власти не имею над министром [Барклаем-де-Толли], хотя и старше я его. Государь по отъезде своем не оставил никакого указа на случай соединения, кому командовать обеими армиями, и по сей самой причине он яко военный министр… Бог его ведает, что он из нас хочет сделать: миллион перемен в минуту, и мы, назад и вбок шатавшись, кроме мозоли на ногах и усталости, ничего хорошего не приобрели…
Биограф князя Багратиона Е.В. Анисимов:
Однажды в приступе гнева Багратион написал в письме графу Ростопчину:
«Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству, но генерал — не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады».
Естественно, подобные слова рано или поздно дошли до Михаила Богдановича. Не могли не дойти — в условиях царивших при Генеральном штабе интриг и борьбы различных группировок. В результате между двумя заслуженными генералами произошла безобразная сцена.
— Ты немец! — кричал князь Багратион. — Тебе все русское нипочем!
— А ты дурак, — отвечал ему Барклай де Толли, — и сам не знаешь, почему себя называешь коренным русским.
Генерал Ермолов в это время стоял у дверей и никого не пропускал, уверяя, что «командующие очень заняты важным совещанием». «Это невольно вызывает горькую улыбку — ведь оба эти человека: один — прибалтийский немец, выходец из шотландского клана, а другой — потомок грузинского царского рода, в сущности, были великими русскими полководцами, искренне преданными России — своему Отечеству».
1. Какой пост занимал Барклай – де Толли?
2. Почему в армии сложилась фактическая ситуация двоевластия? Назовите не менее 2 причин.
3. Какие последствия имела данная ситуация для русской армии? Сформулируйте не менее 3 последствий.
А.С. Пушкин
«Полководец»
Он писан во весь рост. Чело, как череп голый
, Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. ….
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко,
- И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь! как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,
- Вотще!
7 апр. 1835 Св. воскр. С.П.Б. Мятель и морозъ
ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ФИ _________________________________________________
Умение | +/- |
Я умею работать с историческими источниками с целью поиска и систематизации информации | |
Я умею извлекать историческую информацию из источников, созданных в разных знаковых системах (карты, карты – схемы, диаграммы, таблицы и др. ) | |
Я умею аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. | |
Я умею объяснять причины и следствия исторических событий | |
НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДАPPTX / 5.7 Мб
ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 10 ПРОФИЛЬНОГО КЛАССА ПО ТЕМЕ
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века (14 часов)