«НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»

7
0
Материал опубликован 27 May в группе

ПРОЕКТ УРОКА

Биккулова Наталия Андреевна, учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» Красноярского края

10 класс (профиль)

ТЕМА УРОКА: «НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»

ТИП УРОКА: УРОК – ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

ЦЕЛИ – РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сравнивать различные исторические источники с целью поиска и систематизации информации

Представлять планы русского и французского командования на начальном этапе войны.

Объяснять настроения в русской армии и обществе в 1 период войны

Давать оценку стратегическим замыслам командующих русской армией на 1 этапе войны М. Барклая – де – Толли, М.И. Кутузова


Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках (регулятивное УУД).


Извлекать историческую информацию из источников, созданных в разных знаковых системах (карты, карты – схемы, диаграммы, таблицы и др. )

Оценивать расстановку и соотношение сил русской и французской армии накануне Отечественной войны 1812 года

Описывать планы сторон и ход боевых действий армий России и Франции в 1 период Отечественной войны 1812 года по исторической карте


Объяснять причины и следствия исторических событий

Формулировать причины Отечественной войны 1812 года

Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств (Коммуникативное УУД).


Рассуждать о причинах отступления русской армии на 1 этапе войны

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Достигнутый, планируемый, пошаговый результат

Мотивационный

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить об одном из важнейших исторических событий российской истории, в котором Россия в очередной раз отстояла свое право на независимость, а русский народ – право на само свое существование. Я специально не стану говорить тему и цель сегодняшнего урока, их мы сформулируем вместе в конце занятия, а также сделаем выводы, чему вы научились в ходе него. Но сразу скажу, что вашу работу я оценю в «Листе достижений» по тем умениям, которые вы приобрели, работая на уроке (СЛАЙД 1).

Знакомятся с умениями, которые будут анализироваться в конце урока.


Установка на виды предстоящей работ.

12 июня 1812 года войска императора Франции Наполеона пересекли р. Неман, являвшуюся западной границей Российской империи. Начинается война между 2 сильнейшими государствами мира (СЛАЙД №2)

Почему она началась? Кто виноват? В исторической науке на этот счет высказываются дискуссионные мнения, вот одно из них:

«Война между Россией и Францией в 1812 году была следствием последовательной анти наполеоновской политики, проводимой Александром I». (СЛАЙД №3)


Приведите по 2 аргумента, которыми можно опровергнуть или подтвердить эту точку зрения. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.


ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ «ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ»

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ «ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ»

На основе знаний предшествующего урока учащиеся формулируют причины войны:

Аргументы в подтверждение:

Россия была активной участницей антинаполеоновских коалиций;

В 1810 году Россия ввела заградительный тариф, который повышал таможенные ставки на ввозившиеся французские товары;

Александр I настойчиво стремится к реваншу за поражение под Аустерлицем, которое было необычайно болезненно воспринято в России, и годы, последовавшее после подписания Тильзитского мира, были использованы для накопления сил для предстоящей борьбы с Наполеоном;

Император Александр отказал Наполеону, когда тот сватался к его сестрам, что резко ухудшило русско – французские отношения;

Аргументы в опровержение:

Наполеон вынудил Россию присоединиться к континентальной блокаде, нанесшей ей огромный экономический ущерб, что заставляло её нарушать условия договора и поэтому неминуемо вело к войне;

Наполеон восстановил польскую государственность в лице Герцогства Варшавского, что противоречило внешнеполитическим интересам России, превращение этой территории в военный плацдарм только усугубляло ситуацию;

Наполеон захватил владения герцога Ольденбургского, принадлежавшее родственникам Романовых, тем самым провоцируя Александра I на войну;

Россия была препятствием на пути Наполеона к и мировому господству.




Планирование и организация деятельности

ПРОБЛЕМНОЕ ЗПАДАНИЕ:

Традиционно Отечественная война 1812 года делится на 2 этапа: 1 этап (июнь – сентябрь 1812 года) – отступление русской армии до Москвы,

2 этап (сентябрь – декабрь 1812 года) – отступление армии Наполеона из Москвы до западных границ России. (СЛАЙД №4)

Планы нападения Наполеона на Россию были известны и Россия готовилась к отражению этого нашествия. Русский посол в Париже князь Алексей Борисович Куракин уже в декабре 1811 года писал в своих донесениях о неизбежной войне России и Франции, а в апреле 1812 сложил с себя полномочия и потребовал у Наполеона выезда из страны. Россия заранее знала о готовящейся войне, были заключены мир с Турцией и союз со Швецией. Так что нападение не было внезапным. Как же так случилось, что на 1 этапе войны русским войскам пришлось отступать до Москвы? Учтите, что территория России может включить в себя почти 27 Франций? В чем причины неудач и поражений русской армии на 1 этапе войны? (СЛАЙД №5)

Вот на этот вопрос мы должны ответить с вами в конце нашего занятия.

Постановка проблемы урока

Перед Вами таблица, показывающая соотношение сил на западных границах России. (СЛАЙД №6)


В чем причины такого соотношения в силах?


1. Учащиеся выявляют превосходство сил Наполеона.

2. Формулируют причины превосходства армии Наполеона:

Во Франции существовала всеобщая воинская повинность, тогда как в России по прежнему сохранялась рекрутская;

В 600 тысячную армию французов входили народы покоренных стран, только ½ войска состояла из французов;


Извлечение исторической информации из таблицы. Формулирование причин превосходства французской армии.

При подготовке к войне, противники активно используют разведку. Что в первую очередь стараются добыть разведчики? Что пытаются разгадать?

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: «ПЛАНЫ СТОРОН»


По каким источникам мы можем это сделать?


СЛАЙД №7 - карта, ЗАДАНИЕ №1 – в кейсах

Что предполагает расположение войск Наполеона? Каков план французского командования? Назовите командующих основными направлениями ударов (флангами) французских войск? На карте вы видите имена французских генералов – командующих корпусами и дивизиями, встречались ли вам они и при каких событиях? Какие выводы можно сделать о командном составе армии французов?

Русской разведке, благодаря агенту во французском главном штабе было известно о численности французской армии и её расположении. Что вы можете сказать о планах русского командования судя по расположению войск?

СЛАЙД №8

Для чего было «распылять» силы, ведь русские армии находились на расстоянии 150 – 200 километров друг от друга? Каково соотношение сил на каждом направлении ударов?

СЛАЙД №9

Перед войной Россия приняла в качестве стратегии план военного наставника Александра I прусского генерала Карла Пфуля. Однако в самом начале войны он был отвергнут русскими военными. Почему?

ЗАДАНИЕ №2 в кейсах «План Карла Пфуля»

Какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о 3 – кратном превосходстве армии Наполеона?

(подсказка – ЗАДАНИЕ №4 в кейсах «Из беседы Александра с послом Франции Арманом Коленкуром»).

Какой вывод мы может сделать о стратегиях Наполеона и Александра?

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11




Перед вами – отрывок из произведения Михаила Лермонтова «Бородино». О ЧЕМ ОНО?


СЛАЙД 12


ЗАДАНИЕ №3 в кейсах

1. Каково было настроение солдат российской армии в первый месяц войны? Назовите не менее двух причин такого настроения.





2. Кто взял на себя роль командующего в первые месяцы войны?



3.Каков был замысел Барклая де Толли?

Что свидетельствовало о том, что М.Б. Барклаю-де-Толли удалось осуществить свой стратегический замысел? Где русским войскам удалось объединиться?









СЛАЙД №13,14

Задание №4 в кейсах

1. 1. Какие 2 точки зрения существовали в армии по вопросу обороны Смоленска?

2. Какой точки зрения придерживался Барклай – де Толли? Почему?

3. Потери русской армии в 3 дневных сражениях за Смоленск составили 6000 тысяч человек, потери французов – 20 000 человек. Если Барклай заранее предполагал оставление Смоленска, для чего было давать сражение, нести потери? Назовите не менее 2 причин.

Ответ: Планы сторон.








Ответ: По картам.



ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ «ПЛАНЫ СТОРОН"

Учащиеся по карте определяют направления ударов, запланированных Наполеоном: Петербург, Москва, Киев. В армии Наполеона – опытные генералы, которые прошли с ним Африку, Испанию, Италию и другие европейские страны. Делается вывод о том, что французские генералы и маршалы имели огромный военный опыт.

Выявляют расстановку русских армии на западных границах: Витгенштейн (Рига – 38 тыс), Неман (Дрисский лагерь) – 1 армия М.Барклая – де – Толли, юг Литвы - 2 армия П.Багратиона, Волнынь – 3 армия М. Тормасова, Дунайская армия. – П. Чичагов. На всех направлениях русские уступают армии Наполеона.

Формулируют причины подобной расстановки: часть русских войск защищала южные границы, так как только что закончилась русско – турецкая война и еще шла война с Ираном).

Объясняют, что для русской армии план Пфуля – Дрисский лагерь мог стать ловушкой и могилой. Армии были бы окружены превосходящими силами противника.

Русское командование предполагало реализовывать «скифскую тактику», тактику партизанской войны, используя географические и климатические особенности России, её огромные пространства в качестве изматывающего фактора.

















ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ «ПЛАНЫ СТОРОН»

Франция – разгром русской армии в генеральном сражении.

Россия – «скифская тактика войны».

Учащиеся интерпретируют стихотворение, как произведение, которое даёт представление об обстановке в русской армии, о настроении войск при отступлении.


1.Формулируют причины:

1) отступление снижало боевой дух армии, вселяло неуверенность в своих силах;

2) недовольство командирами, падение авторитета генералов;

3) усталость от многодневных маршей;

4) солдаты и офицеры видели, как неприятель занимает их территорию, порабощает российское население.


2. В тексте находят информацию о том, что роль командующего взял на себя генерал Барклай де Толли, командующий 1 армией.


3. Делают вывод, что для отражения удара превосходящих сил противников и для того, чтобы русские армии не были разбиты по одиночке им необходимо было объединиться – в этом был замысел



ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ:

3 августа 1812 года – 1 и 2 армия Барклая де Толи и Багратиона воссоединились у Смоленска.

4-6 августа - сражение за Смоленск. Отступление русской армии.

1. Объясняют, что оставление Смоленска (точка зрения Барклая де Толли) было вызвано тем, что армия Наполеона в 2 раза превосходила русские силы, создавалась возможность окружения и потери русской армии.

2. Сражение было необходимо, чтобы задержать Наполеона, измотать противника, поднять моральный дух армии и русского общества.




СЛАЙД №15

Задание №5 в кейсах.

Война началась 12 июня 1812 года. 8 августа 1812 года был чрезвычайным комитетом высших сановников Главнокомандующим русских войск был назначен князь М.И. Кутузов. Не видите ли вы в этом нечто странное? Почему сложилась такая ситуация?

Какой пост занимал Барклай – де Толли? Почему он взял на себя ответственность за командование русскими армиями?

Почему в армии сложилась фактическая ситуация двоевластия? Назовите не менее 2 причин.

Какие последствия имела данная ситуация для русской армии? Сформулируйте не менее 3 последствий.












При сопоставлении 2 – х дат, учащиеся приходят к выводу, что русская армия при отступлении практически 2 месяца оставалась без главнокомандующего.







Находят информацию в источнике: Барклай – де – Толли занимал пост военного министра.


Находят информацию в источнике: Государь при отъезде из армии не назначил Главнокомандующего

Формулируют последствия, опираясь на отрывки статей и исторических источников, помещенные в задании №4 кейса:

Порождало вражду и недоверие друг к другу среди генералов

Беспорядки и сумятицу при принятии решений

Предлагались различные стратегические планы военной компании.

Падение авторитета командующего (Барклая) снижало боевой моральный дух солдат и офицеров. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

8 августа – назначение Кутузова Главнокомандующим

17 августа – Кутузов принимает командование армиями в Царево – Займище

Делают выводы о нерешенности в начале войны одного из самых главных вопросов о командующем всеми русскими армиями.

Рефлексия

Возвращение к проблемному вопросу о причинах отступления русской армии в 1 период Отечественной войны 1812 года.

А.С. Пушкин в ответ на обвинения Михаила Богдановича Барклая де Толи напишет стихотворение «Полководец»

.


Справедливо ли обвинение Михаила Богдановича Барклая де Толли в отступлении русской армии на 1 этапе войны?

Почему на 1 этапе войны русские войска были вынуждены отступать?








Какова была тема нашего урока?



Каковы были цели нашего урока?

Формулируют причины отступления русской армии:

Превосходство французской армии в живой силе и орудиях.

Командный состав армии французов имел огромный военный опыт.

Значительная часть военных сил России находилась на южных границах: только что закончилась война с Турцией и шла война с Ираном.

Отсутствие единого стратегического плана на начальном этапе войны, так как первоначальный план Пфуля был отвергнут, как способный привести к катастрофе.

Отсутствие единого главнокомандующего, что порождало борьбу между генералами и неразбериху в командовании.

Ответ: «Начало Отечественной войны 1812 года»


Ответ:

Выяснить причины отступления русской армии на 1 этапе Отечественной войны.

Что вы делали на уроке?

Работали с историческими источниками с целью поиска и систематизации информации.

Извлекали историческую информацию из различных источников, созданных в разных знаковых системах (карт, карт – схем, таблиц).

Объясняли причины и следствия исторических событий.

Отвечают на проблемный вопрос урока о причинах отступления русской армии на 1 этапе войны.

Записи на доске в ходе урока: 

НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Причины войны

Планы сторон (СХЕМЫ)

Франция

Россия



Отступление русской армии:

3 августа 1812 года – 1 и 2 армия Барклая де Толи и Багратиона воссоединились у Смоленска.

4-6 августа сражение за Смоленск. Отступление русской армии

8 августа 1812 - назначение главнокомандующим М.И. Кутузова.

17 августа 1812 года – приезд Кутузова в Царево – Займище. Согласие с тактикой Барклая. Приказ об отступлении.

Причины отступления русской армии на 1 этапе войны в июне – сентябре 1812 года:

Превосходство французской армии в живой силе и орудиях.

Значительная часть военных сил России находилась на южных границах.

Отсутствие единого стратегического плана на начальном этапе войны, так как первоначальный план Пфуля был отвергнут, как способный привести к катастрофе.

Отсутствие единого главнокомандующего, что порождало борьбу между генералами и неразбериху в командовании.


КЕЙС К УРОКУ «НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»

Задание 1 «Расстановка армий Франции и России в июне 1812 года»

1. Что предполагает расположение войск Наполеона? Каков план французского командования? Назовите командующих основными направлениями ударов (флангами) французских войск? На карте вы видите имена французских генералов – командующих корпусами и дивизиями, встречались ли вам они и при каких событиях? Какие выводы можно сделать о командном составе армии французов?

2. Русской разведке, благодаря агенту во французском главном штабе было известно о численности французской армии и её расположении. Что вы можете сказать о планах русского командования судя по расположению войск?

3. Каково соотношение сил на каждом направлении ударов?

Задание 2 «Военные планы России на начальном этапе войны»

План Карла Пфуля

По плану Пфуля предполагалось вести боевые действия тремя армиями, одна из армий должна была удерживать противника с фронта, а другие — действовать с фланга и тыла. Планировалось, что если французы поведут наступление против 1-й армии, то она должна отойти и обороняться из Дрисского укрепленного лагеря а в это время 2-я армия наносит удары по флангу и тылу наступающих французов. Активные оборонительные действия обеих армий на линиях коммуникаций французов должны были принудить противника к отступлению, поскольку, по мнению автора плана, он не мог долгое время оставаться на опустошённой территории. 3-я армия, по этому плану, прикрывала фланги 2-й армии и киевское направление. 1-я армия в ходе отступления вошла в лагерь 27 июня (9 июля) 1812 года. 1 (13) июля в Дриссу прибыл император Александр I. На военном совете в Дриссе в тот же день, всего лишь через 5 дней после занятия лагеря, было принято решение лагерь оставить.

1. В самом начале войны план Карла Пфуля был отвергнут русскими военными. Почему?

2. В одном из учебников истории было написано, что Наполеон намеревался одним ударом уничтожить русскую армию. Как это было возможно, если 1,2,3. Армии России располагались друг от друга на расстоянии 150 – 200 километров?

Из беседы Александра 1 с послом Франции в России Арманом Коленкуром

Если император Наполеон начнет против меня войну, то возможно и даже вероятно, что он нас побьет, если мы примем сражение, но это ещё не даст ему мира…За нас – необъятное пространство, и мы сохраним хорошо организованную армию…. Если жребий оружия решить дело против меня, то я скорее отступлю на Камчатку, чем уступлю свои губернии и подпишу в своей столице договоры, которые являются только передышкой… Француз храбр, но долгие лишения и плохой климат утомляют и обескураживают его. За нас будут воевать наш климат и наша зима»

1. Какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о 3 – кратном превосходстве армии Наполеона?

2. Какой вывод мы может сделать о стратегиях Наполеона и Александра? Чем они отличались друг от друга?

Задание 3 Из воспоминаний современников.

«...Солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеется найти конец оному. Главнокомандующим М.Б. Барклаем-де-Толли был солдат недоволен и в главную вину ставил ему то, что он не русский». «...Войска российские, будучи расположены по обширным границам и провинциям своего государства, для соединения своих частей должны были отступать безостановочно. Малочисленность их против многолюдства неприятеля не позволяла и думать, чтобы вступить в явный бой на границах империи... В конце июля россияне достигают города Смоленска, и здесь воспоследовало благополучное соединение первой армии с второю под командою генерала от инфантерии князя Багратиона... Россияне, переправясь через реку Днепр, стали на возвышенном месте перед городом, с которого картина Смоленска была чрезвычайно трогательна, печальна и разительна; неприятель открыл сильную канонаду множества батарей по городу, пожар разлился по оному во всех почти улицах... Российские войска 7-го числа августа от развалин и пепла города Смоленска отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице Москве, и неприятелю каждый шаг за ними был затруднителен и стоил крови».

1. Каково было настроение солдат российской армии в первый месяц войны? Назовите не менее двух причин такого настроения.

2. Кто взял на себя роль командующего в первые месяцы войны?

3. Каков был замысел Барклая де Толли? Что свидетельствовало о том, что М.Б. Барклаю-де-Толли удалось осуществить свой стратегический замысел? Где русским войскам удалось объединиться?

Задание №4

Но если раньше Барклай был подвержен критике офицеров, генералов и, в первую очередь, Багратиона, то теперь его положение усложнилось. С отступлением от Смоленска недовольство распространялось по армии, доходя теперь уже и до нижних чинов. На биваках солдаты ругали Барклая, считая его изменником, называя его «немцем», переиначивали его шотландскую фамилию Барклай в «Болтай». Так военный министр, генерал от инфантерии Барклай де Толли превратился в немецкого предателя «Болтай, да и только».http://1812.nsad.ru/83

Из личного письма П.И. Багратиона генералу Ф. Ростопчину:

«…между нами сказать, я никакой власти не имею над министром [Барклаем-де-Толли], хотя и старше я его. Государь по отъезде своем не оставил никакого указа на случай соединения, кому командовать обеими армиями, и по сей самой причине он яко военный министр… Бог его ведает, что он из нас хочет сделать: миллион перемен в минуту, и мы, назад и вбок шатавшись, кроме мозоли на ногах и усталости, ничего хорошего не приобрели…

Биограф князя Багратиона Е.В. Анисимов:

Однажды в приступе гнева Багратион написал в письме графу Ростопчину:

«Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству, но генерал — не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады».

Естественно, подобные слова рано или поздно дошли до Михаила Богдановича. Не могли не дойти — в условиях царивших при Генеральном штабе интриг и борьбы различных группировок. В результате между двумя заслуженными генералами произошла безобразная сцена.

Ты немец! — кричал князь Багратион. — Тебе все русское нипочем!

А ты дурак, — отвечал ему Барклай де Толли, — и сам не знаешь, почему себя называешь коренным русским.

Генерал Ермолов в это время стоял у дверей и никого не пропускал, уверяя, что «командующие очень заняты важным совещанием». «Это невольно вызывает горькую улыбку — ведь оба эти человека: один — прибалтийский немец, выходец из шотландского клана, а другой — потомок грузинского царского рода, в сущности, были великими русскими полководцами, искренне преданными России — своему Отечеству».

1. Какой пост занимал Барклай – де Толли?

2. Почему в армии сложилась фактическая ситуация двоевластия? Назовите не менее 2 причин.

3. Какие последствия имела данная ситуация для русской армии? Сформулируйте не менее 3 последствий.

А.С. Пушкин

«Полководец»

Он писан во весь рост. Чело, как череп голый

, Высоко лоснится, и, мнится, залегла

Там грусть великая. ….

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал...

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко,

- И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь! как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,

- Вотще!

7 апр. 1835 Св. воскр. С.П.Б. Мятель и морозъ

ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

ФИ _________________________________________________

Умение

+/-

Я умею работать с историческими источниками с целью поиска и систематизации информации


Я умею извлекать историческую информацию из источников, созданных в разных знаковых системах (карты, карты – схемы, диаграммы, таблицы и др. )



Я умею аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.


Я умею объяснять причины и следствия исторических событий



НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДАPPTX / 5.7 Мб

ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 10 ПРОФИЛЬНОГО КЛАССА ПО ТЕМЕ

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века (14 часов)

Ученик

Сравнивать различные исторические источники с целью поиска и систематизации информации

Извлекать историческую информацию из источников, созданных в разных знаковых системах (карты, карты – схемы, диаграммы, таблицы и др. )


Обосновывать собственное суждение с приведением доказательств, в том числе на конкретных примерах

Применять понятийный исторический аппарат по теме

Аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Объяснять причины и следствия исторических событий

Обосновывать свое отношение к оценкам исторических

личностей


































































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.