Весь мир – театр, а люди … Школа – уменьшенная копия мира, его зеркало. На мой взгляд, школа - это не место, а время жизни человека. Каждый день она открывается новой гранью ощущений, настроения. Кто-то любит школу, другие – ненавидят, третьи – приспособились и покорно высиживают положенный срок. Это в равной степени относится ко всем «участникам образовательного процесса» - ученики, родители, учителя. Какие страсти порой разыгрываются в этом треугольнике (а может в тройке скакунов?)! Эх, жаль М. Булгаков не был школьным учителем! Может, тогда бы появились «Записки юного учителя» и содержание этих рассказов легло в основу сериала Первого канала «Учителя»? Ну да ладно, отвечу словами самого М.Булгакова: «Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу».
В разные времена школа и школьники становились темами детских книг и фильмов. Для детского чтения чаще, конечно, повествуется о довольных и счастливых школьниках. Но куда интереснее читать про школьников и учителей с проблемами. Предполагаю, что бОльшая часть учителей (и не только учителей) солидарна с Томом Сойером. Знакомые ощущения, не правда ли? «В понедельник утром Том проснулся, чувствуя себя совершенно несчастным. В понедельник утром всегда так бывало, потому что с понедельника начиналась новая неделя мучений в школе. По понедельникам ему хотелось, чтобы в промежутке совсем не было воскресенья, тогда тюрьма и кандалы не казались бы такими ненавистными» (Марк Твен «Приключения Тома Сойера»). А вот под этой мыслью Глазастика подпишется добрая половина подростков: «Джима… заставляли ломать голову над трудными задачками, и он как будто неплохо действовал что в группе, что в одиночку... Ну, а я… в классе еле-еле тянула лямку, в которую нас впрягла новая педагогическая система…, и все время мне казалось, что меня обкрадывают. Как и почему, я не понимала, но все-таки зачем это нужно, чтобы я двенадцать лет подряд помирала со скуки?» (Харпер Ли «Убить пересмешника»). А мой любимый «Витя Малеев в школе и дома» Н.Носова? В детстве казался очень смешным и ненастоящим. А теперь эту книгу можно использовать как методическое пособие, если хочешь увидеть мир глазами ребенка. Это еще спасибо автору, что юмор сглаживает впечатления главного героя! А то ведь страшно представить видение жизни Вити Малеева глазами, например, Валерии Гай Германики.
Да-а, скорее не началось, а продолжилось! Как хочется, чтобы школьная жизнь воспринималась нашими детьми как у Л. Кассиля в «Кондуит и Швамбрания», как у А.Бруштейн в трилогии «Дорога уходит вдаль», как в рассказах Ю.Яковлева, Ю. Сотника, В Крапивина. «А у желаний нет выходных» (Р.Бёртон). Поэтому всех нас поздравляю с продолжением бесконечного бега по-спирали, вперед и вверх!!