План урока литературы в 7 классе «Надо просто помнить...» по творчеству Б.Л.Васильева
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 20 им. С.С.Станчева
Урок литературы в 7 классе
Ценностно – смысловой урок «Надо просто помнить…»
Учитель русского языка и литературы Хвостова Е.В.
П.Каменоломни
2015 год
ТЕМА: Ценностно-смысловой урок «НАДО ПРОСТО ПОМНИТЬ…»
(ПО РАССКАЗУ Б.Л.ВАСИЛЬЕВА «ЭКСПОНАТ №»)
ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с творчеством Б.Л.Васильева.
- Помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения.
- Развивать умение наблюдать за языком произведения.
- Формировать умение характеризовать героев на основании их поступков и соотносить их с реальной жизнью.
- Воспитывать патриотические чувства, доброе отношение к людям через память о погибших.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПОРТРЕТ Б.Л.ВАСИЛЬЕВА ,КОМПЬЮТЕР, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Доброе утро, ребята, присаживайтесь.
В этот солнечный день мы с вами вновь встретились, чтобы поразмышлять о нашей русской литературе и о тех особенных нравственных началах, на которых держится душа русского народа.
НА ДОСКЕ: эпиграф, написано число, пропущено место для темы, портрет Б.Васильева.
Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мертвыми не помнят -
Оттого и верят в чудеса.
А.Дементьев
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Пять дней назад наша страна отметила Великий праздник, самый важный день в истории нашей державы – день Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Эту трагическую войну хочется забыть, потому что человеку тяжело жить с настолько нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но забыть эти ужасные 1418 дней не получится никогда. Память пульсирует в нашем сознании, объединяя прошлое и будущее, поколение прошедших войну и тех, кто не познал ее тягот.
Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить.
Давайте обратимся к экрану, просмотрите изображения и скажите, какая тема их объединяет?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ: ВОЗЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ К ВЕЧНОМУ ОГНЮ, ВЕТЕРАНЫ И ДЕТИ, БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК.
(Объединяет все картинки тема памяти, преемственности и связи поколений).
Теперь обратимся к эпиграфу и подумаем, как могут быть связаны строки, написанные поэтом Андреем Дементьевым, и фотографии, которые вы просмотрели?
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Память, любовь матери, преданность, надежда)
Как вы правильно сказали, наш урок будет посвящен памяти, преданности и материнской любви, а поможет нам в этом рассказ писателя-фронтовика Бориса Васильева «Экспонат №» (прикрепить тему урока на доску)
3. СООБЩЕНИЕ О ПИСАТЕЛЕ. Для того чтобы глубже проникнуть в художественный мир Б.Васильева, прослушаем небольшое сообщение о жизни и творчестве писателя
(Ученик выступает с кратким сообщением, на экран проецируются фотографии писателя в разные годы жизни)
4. ИТАК, РЕБЯТА, ОБРАТИМСЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ. Беседа.
- К ак начинается рассказ? (Рассказ начинается со сцены прощания и ухода Игорька на фронт)
- Что такое коммуналка? (Квартира, в которой живут сразу несколько семей)
- Почему Анна Федотовна переехала с маленьким Игорьком в коммуналку? ( Потому что не хотела, чтобы сын узнал правду об отце, об его уходе от матери)
- Что вы можете сказать о матери солдата?
- Давайте подумаем, каким перед нами предстает Игорь.
Теперь я вам предлагаю на основе нашей беседы и на основе произведения составить таблицу «Судьбы героев, основные этапы их жизни», Ребята из 1 группы работают с образом Анны Федотовны, 2 группа –образ Игоря, 3 группа исследует образ времени, как изображено время в рассказе .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫВОД: Обратите внимание, что жизнь Игоря насыщена событиями, а жизнь его матери, по сути, только и началась, когда он родился, только вокруг него и вращалась. Перед нами образ женщины тихой, живущей исключительно интересами сына, заботливой и доброй, преданной и безгранично любящей своего ребенка
3 группа Образ времени
1. ВРЕМЯ ШЛО.
2. А ВРЕМЯ ШЛО СЕБЕ И ШЛО
3. ВРЕМЯ КОСНУЛОСЬ И ПИСЕМ, НО ТОЛЬКО НЕ ТЛЕНОМ, А КАК БЫ ПРЕВРАТИВ СЛОВА В ЗВУКИ.
4. БЕЗВРЕМЕНЬЕ.
ВЫВОД: Время изображено в движении, но последнее слово «безвременье»- по словарю -время общественного и культурного застоя, тяжелое время - доказывает, что вся её жизнь с момента гибели сына и была безвременьем - тяжелым периодом в её жизни.
5. МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ. Перед тем, как мы более подробно рассмотрим образ Анны Федотовны, давайте закроем глаза и на несколько мгновений погрузимся в себя, почувствуем спокойствие и умиротворение.
"Тишина"
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представьте море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
6. ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ЗАНЯТИЮ
- КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СВЯЗЫВАЛО МАТЬ С СЫНОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ? (ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА)
- Что значили для матери письма с фронта?
(Письма для Анны Федотовны стали той нитью, которая связывала её и сына. Она бережно хранила их и перечитывала каждый день, постепенно ей стали слышаться голоса, и стало казаться, будто ее сын говорит с ней. Письма стали для героини смыслом жизни)
- Как к этой странности относились её домашние, близкие люди?
(Необычайно тактично и с пониманием. Помогали читать письма перед сном тогда, когда Анна Федотовна ослепла).
ЗНАМЕНИТЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОЭТ А.ДЕМЕНТЬЕВ НАПИСАЛ ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ «Баллада о матери».
В ЧЕМ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ СОЗВУЧНО С РАССКАЗОМ «Экспонат №»? (И в рассказе , и в стихотворении звучит тема материнского страдания, боли за родного сына, который ушел защищать свою родину, свой город, свою мать).
В записи звучит стихотворение «Баллада о матери»
- Никого не оставил равнодушным эпизод «Школьники в гостях у Анны Федотовны»
- Как повели себя дети по отношению к старушке?
- Как мы можем обозначить их поступки с точки зрения человечности и с позиции нравственности? ( Их кража писем у слепой беззащитной старушки была не просто безнравственна и жестока, эта кража явилась подлым преступлением против человека, разрушив жизнь Анны Федотовны).
- Какой смысл вложил автор в название рассказа?
- Что такое экспонат? После прослушивания версий ребят ОТВЕТ ПРОЕЦИРУЕТСЯ НА ЭКРАН (Экспонат - предмет, который выставляется на обозрение людей. .Экспонат выставки).
- А что такое вторичные материалы?
(Вторичные материалы - второстепенный, не самый значимый материал, побочный, являющийся следствием чего-либо).
Таким образом, жизнь Анны Федотовны, смысл её существования оказались вторичным материалом, который лежит в ящике школьного музея. Старушка, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, сердце не выдержало.
Автора рассказа Бориса Васильева поражает эта холодность, равнодушие, с которым пионеры совершили жестокий поступок, украли у старушки те письма, которые и составляли смысл ее жизни в последние десятилетия. Умирает старая женщина, пережившая войну и смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени - непонимание, недоброту, равнодушие.
7. РЕФЛЕКСИЯ. Подводя итог нашего сегодняшнего занятия, предлагаю вам составить ассоциативный ряд, то есть ряд слов, с которыми у вас лично ассоциируется понятие «Память». (ДЕТИ ПИШУТ РЯД СИНОНИМОВ, ЗАСЛУШИВАЕМ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ, ВЫВОДИМ НА ОСНОВЕ ЭТИХ СЛОВ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, которые были затронуты на уроке).
А теперь давайте вместе подведем итог нашего урока. Насколько важным лично для вас, для развития вашего собственного внутреннего мира и убеждений оказался этот урок? Ответ на этот вопрос вы дадите, прежде всего, сами себе, а затем после получения домашнего задания вы выйдете к доске, и прикрепить свой цветовой индекс к нужному полю.
Если вы открыли для себя что-то полезное, затронувшее вашу душу, прикрепите зеленый сигнал,
если проблема, которую мы сегодня рассматривали, для вас не стала новой, все услышанное на уроке уже нашло место в вашей душе, прикрепите оранжевый сигнал,
если на уроке было неинтересно, и вы ничего не почерпнули для собственного развития, прикрепите розовый сигнал.
8. ИТОГИ. ВЫВОД ПО УРОКУ.
Сегодня, ребята, мы с вами хорошо поработали, и я верю, что каждый из вас сегодня выйдет из класса с удовлетворением от полученных знаний. Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали о тех тяжелых испытаниях, которые выпали на долю нашего народа. Поможет нам в этом память. Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.
Бойтесь, ребята, равнодушия, жестокости, безнравственности и ПОМНИТЕ…
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Напишите сочинение-эссе по теме на выбор:
Эпизод, который произвел на меня сильное впечатление.
Что значит «помнить»?
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1447539597.pptx (Надо просто помнить...)