12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алина21

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Студентка 3 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

группа ДО – 3А,

ГУСТЕРИНА

Алина Игоревна



Наглядные методы обучения детей дошкольного возраста рисованию

Курсовая работа



Руководитель:

Е.С.Бородаева,

преподаватель первой

квалификационной категории







Дзержинск – 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ……………………………………………………….6

Проблема развития изобразительных умений и навыков в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6

Содержание детского рисунка в старшем дошкольном возрасте 11

Выводы по 1 главе 15

Глава 2 РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 18

Характеристика наглядных методов обучения детей дошкольного возраста рисованию 18

Технология построения занятия по рисованию в старшей группе с использованием наглядных методов 27

Выводы по 2 главе 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 42









ВВЕДЕНИЕ



На сегодняшний день изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, одной из задач является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития личности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и видам деятельности соответствующим возрасту. Требования ФГОС дошкольного образования направлены на: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира и природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1, с. 39].

Рисование как вид изобразительной деятельности занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает в себя три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому свойственны специфические задачи, определяющие программный материал и содержание работы. Основная задача при обучении рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется и основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей у детей в процессе создания выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Основная задача обучения детей дошкольного возраста рисованию - помощь детям в познании окружающей действительности, развитии наблюдательности, воспитании у них чувства прекрасного и обучении приемам изображения, одновременно осуществляя основную задачу изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей при создании выразительных образов разных предметов изобразительными средствами которые доступны данному возрасту.

Наглядные методы облегчают работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием, но и, помимо этого, помогают ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной активности дошкольников, Содержание обучения детей рисованию рассматривалось в педагогических исследованиях, группа педагогов опиралась на работы психологов А.В Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И Киреенко, Б.М. Теплова и др. по проблеме детского рисунка. Так же Е.Г. Ковальская, В.Б. Косминская, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, принимали участие в исследованиях на тему определения и совершенствования содержания обучения всем видам рисования. [12, с. 40]

Л.С. Выготский писал, что рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка. [10, с. 40].

Я.А. Коменский подтвердил, принцип наглядности является одним из важнейших принципов обучения, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений [10, с. 40]

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, студентам, обучающимся в педагогических учреждениях, работникам дополнительного образования, гувернанткам, родителям детей дошкольного возраста.

Проблема исследования: определить, как наглядные методы и приемы обучения влияют на обучение детей дошкольного возраста рисованию.

Объект исследования: процесс развития изобразительных умений детей дошкольного возраста в рисовании.

Предмет исследования: педагогические условия использования разнообразных наглядных методов и приемов обучения детей дошкольного возраста рисованию.

Цель исследования: изучить возможности эффективного использования наглядных методов обучения детей дошкольного возраста рисованию в процессе анализа психолого-педагогической литературы, а также проанализировать и обобщить практический передовой опыт современных педагогов и воспитателей ДОО.

Задачи:

Раскрыть рисование как вид изобразительной деятельности дошкольников.

Проанализировать содержание детского рисунка в старшем дошкольном возрасте.

Дать характеристику наглядным методам обучения детей дошкольного возраста рисованию.

Изучить технологии построения занятия по рисованию в старшей группе с использованием наглядных методов

Методы исследования: в ходе выполнения курсовой работы были реализованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ понятийно - терминологической системы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



1.1 Проблема развития изобразительных умений и навыков в психолого-педагогической литературе



В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [17, с. 41].

Прежде чем рассматривать проблему развития изобразительных умений необходимо дать характеристику первичному понятию – изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность – это процесс сознательного создания ребенком нового, субъективно и объективно значимого духовно – материального продукта деятельности, в ходе которого ребенком реализуется врожденная художественная интуиция и ранее усвоенная изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. [16, с. 41]

В раннем возрасте у детей уже можно заметить самое первое проявление навыков – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает интерес, воодушевление и возбуждение. Чем больше ребёнок этим занимается, тем более ему хочется, ему становится интересен процесс, а не результат. Определяя понятие «изобразительный навык», более развернуто рассмотрим определение «навыки», так как в литературе встречается многообразие понятий, это объясняется изученностью темы. В большой психологической энциклопедии навык это действие, которое сформировано путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Большое значение в решение задач эстетического воспитания имеет изобразительная деятельность, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Так же в процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. [12, с. 40]

Изобразительные способности могут обнаружиться рано. Весомое значение для успешного формирования имеет в положенный срок их выявление и последующее развитие. Их структуру составляют основные и вспомогательные свойства способностей.

Основными свойствами являются:

1) свойства творческого воображения и художественного мышления, которые обеспечивают выбор главного и особо характерного в явлениях действительности, детализацию и обобщение художественного образа, создание особой композиции;

2) свойства зрительной памяти, дающие яркие зрительные образы в сознании художника, и на этой основе успешную передачу художественного образа на бумагу;

3) развитое эмоциональное отношение к явлению, которое воспринимается и изображается;

4) наличие упорядоченности и волевых свойств художника. При специальном и правильном руководстве развитием восприятия уже в конце дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций. [9, с. 40]

Основными показателями изобразительных навыков являются: передача в изображении сходств с изображаемым объектом, быстрота успешного понимания специальных знаний, умений и навыков, наличие наполненной и яркой композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное умение - образно мыслить, легкость изображения отдельных людей, событий, сцен, пейзажа, целостность изображения, любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой трудоспособностью.

Развитие изобразительных навыков – это процесс, направленный на улучшение специальных умений, свойств личности, гарантирующее успешное художественное творчество, достигающееся путем выполнения упражнений. Благодаря им способ действия закрепляется и улучшается, что говорит о формировании навыка. Показателем наличия навыка человека значит то, что человек, начиная совершать действие, заранее не рассчитывает, как он будет его совершать и не выделяет из него отдельных логических процессов. За счет формирования и развития навыков действия выполняются точно и быстро, и можно сосредоточиться на приобретении и развитии новых знаний, умений и навыков. Характерные 61наглядным методом воспитания интереса к обучению является: виртуальная экскурсия в школу; показ картинок с первоклассниками; различные видеоролики на тему “1 сентября”. [12. с.40]

Процесс самопознания в 5-летнем возрасте – важный критерий развития. Способность правильно оценивать отношение к себе и к другим, составлять первое положительное представление о своем облике в будущем – это периодизация обязательна в его развитии. Только так ребенок может сформировать возможность критически оценивать себя, выявлять имеющиеся недостатки и с воспитателем и родителями, с другими детьми, преодолеть их.

Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяли формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Детям дошкольного возраста трудно передавать все характерные признаки предмета, так как они не имеют достаточно развитых изобразительных умений и навыков [7, с. 40].

По мнению Мижерикова В. А., умения - это элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством, точно и правильно выполнять какое-либо действие или операцию. Автоматизированные, сознательно, полусознательно или бессознательно выполнимые компоненты деятельности называются умениями, навыками и привычками [10, с. 40].

В своих работах Д. Б. Эльконин, А. М. Новиков, А. В. Усова отмечают, что умение - это способность к целенаправленной и результативной деятельности.

Т.С. Комарова в своей работе «Обучение детей технике рисования» рассматривает понятия «умение» и «навык», ссылаясь на работы Е.И. Бойко, Д.Ф. Николенко, К.К. Платонова, в которых навык определяется как часть более общего понятия – умение. Умение, характеризуется, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Исследования Н. П. Сакулиной показывают - для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения [18, с. 41].

Педагогическая ценность овладения детьми дошкольного возраста изобразительными умениями заключается еще и в формировании у них эстетических чувств, в способности лучше понимать художественные образы.

При подготовке и организации системы занятий с детьми дошкольного возраста направленных на развитие изобразительных навыков могут быть применены следующие дидактические принципы организации совместной деятельности в детском саду:

1. Принцип гуманизации и демократизации, в котором ориентиром воспитателя является личность ребёнка, позволяет создать условия для творчества детей, проявления уникальности каждого.

2. Принцип доступности, который заключается в соответствии возрасту, уровню подготовки и развития детей.

3. Принцип творчества. Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

4. Принцип систематичности, последовательности и постепенности, заключается в том, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определённом порядке, постепенно и последовательно.

5. Принцип учёта индивидуальных особенностей, заключается в учёте индивидуальных навыков и качеств ребёнка при организации учебного процесса. [15, с.41]

Использование выше представленных принципов на занятии позволит воспитателю планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации для создания условий развития умений.

Итак:

1. Изобразительные навыки – это вид специальных умений, обеспечивающее изобразительную деятельность и художественное творчество (В. Б. Косминская).

2. Развитие изобразительных навыков – это процесс, направленный на совершенствование специальных умений, обеспечивающее успешную изобразительную деятельность и художественное творчество, достигаемый путем выполнения определенных упражнений специально организованных, целенаправленных, повторяющихся действий. (Рабочее определение по В.Б. Косминской).

3. Результатом развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, будем считать единство трех показателей развитости изобразительных навыков по Л.В. Петуховой (Приложение 1, №1)


Содержание детского рисунка в старшем дошкольном возрасте


Детские рисунки, как важный элемент изобразительной деятельности, это способ для ребёнка проявить себя. Зачем вообще ребенку нужно рисовать?

Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же художественная деятельность – одно из необходимых условий нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро, а вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто и займет в разы больше времени и сил. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например, вращательные.

Рисуя, или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое.

В рисунке или пластическом материале ребенок может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка [17 с. 41].

Характерная черта изобразительной деятельности, а именно, рисования - заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции. Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Каковы особенности изобразительной деятельности старших дошкольников?

Рисунки ребенка становятся все ближе к реальности. И все же они, скорее, символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Старший дошкольник, тем не менее, если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человек парит сверху над круглым сиденьем. Если старший дошкольник рисует трубу на крыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно по отношению к земле.

Рисунки мальчиков и девочек этого возраста имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких "работающих" деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству. [10, с. 40]

Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг него располагается сад, на улицах появляются машины. Правда, цветы могут быть той же высоты, что и дома, табурет - это круг, помещенный над тремя ножками. Как правило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства.

Основная задача обучения рисованию в этом возрасте - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Таким образом, в процессе рисования ребенок всесторонне развивается, в рисунке можно увидеть есть ли задержки развития, или же ребенок идет вперед других, как он ощущает мир, какое в данный момент эмоциональное состояние ребенка, чем старше ребенок, тем реалистичнее рисунок, у мальчиков в рисунке чаще всего множество объектов, девочки же декорируют один объект, для выполнения вышеперечисленных утверждений стоит организовывать занятия с применением дидактических принципов.





























Выводы по главе 1





Развитие изобразительных навыков – это процесс, направленный на совершенствование специальных умений, обеспечивающее успешную изобразительную деятельность и художественное творчество, достигаемый путем выполнения определенных упражнений специально организованных, целенаправленных, повторяющихся действий.

Изучив основные психолого-педагогические особенности развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных навыков, в этом возрасте происходят изменения психических процессов, меняется его деятельность.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется восприятие окружающих его предметов. В процессе развития восприятия дошкольник теперь использует, в основном, зрительный анализатор. Ребёнок способен воспринимать предмет целиком, даже если не видит его полностью и отделять его части. Легко ориентируется в основной цветовой гамме, называя даже характер цвета. Ребёнок может определить величину предмета и его пропорции, а вот определение положения предмета в пространстве все ещё затруднительно.

Дошкольнику важно показать свои эмоции в творчестве и на помощь ему приходят выразительные средства. Ребёнок способен передать своё отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает появляться новое умение – изображение объекта в действии, движении.

Очень важна оригинальность в детском рисунке, в его рассуждениях об увиденном и изображённом объекте. Однако педагоги выделяют и такое качество изобразительной деятельности детей как реализм, в том числе и потому, что дети и сами тяготеют к реалистичным изображениям, а педагоги в свою очередь считают, что только такой стиль деятельности может обеспечить развитие ребёнка. Ещё одним важным изменением в этом возрасте является способность детей к овладению техническими навыками в рисовании.

Основной задачей обучения рисованию является - познание окружающей действительности, развитие наблюдательности, воспитание чувства прекрасного и обучение приемам изображения. При этом основная задача так же осуществляется - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.


















2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ



Характеристика наглядных методов обучения детей дошкольного возраста рисованию



Принцип наглядности называют «золотым правилом» дидактики, которое сформулировал Я.А. Коменский. Это требование одно из старейших в педагогической науке. [9, с. 40]

Н. Н. Поддьяков отметил, что решающее значение в усвоении знаний имеет деятельность самого ребенка, его активность. При выделении метода обучения стоит исходить не столько из характера деятельности педагога, сколько из характера познавательной и практической деятельности детей [9, с. 40]

В дошкольной дидактике используется классификация методов обучения, построенная с учетом особенностей форм мышления дошкольников — наглядно-действенное и наглядно-образное, что и определяет характер деятельности детей в процессе обучения. Различают методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Данные группы методов нашли общедидактическое и частнодидактическое раскрытие в работах А. П. Усовой и сотрудников ее лаборатории (Е. И. Радиной, Л. А. Пеньевской и др.) в 1940—1950 годы [8, с.40].

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

В рисовании ребёнок учится стремиться не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т.е. к выражению чувств и отношения к предмету. [3, с. 39]

Ведущими наглядными методами рисования являются:

- показ воспитателем приемов изображения;

- наблюдение.

- использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий;

- обследование отдельных предметов;

Показ способа изображения (способа действия) – наглядно - действенный метод и приём обучения изобразительной деятельности и конструированию, который используется при ознакомлении с новой техникой работы, с новыми способами изображения и учит детей сознательно созда­вать нужную форму на основе конкретного полученного опыта.

Виды показа способов изображения (способов действия) наглядно отражены в таблице 1:

Таблица 1 – Виды показа способов изобразительных действий

По показу способа изображения

показ полный и частичный

По способу изображения

общий (обобщённые способы изображения) и вариативный

По характеру действий

показ жестом и показ приемом изображения

По форме организации

Групповой и индивидуальный

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Выбор того, или иного варианта показа способа изображения зависит от ряда факторов: от возраста детей, их умений, содержания изобразительной деятельности, вида рисования.

Когда предмет данной формы изображается впервые - показ осуществляет педагог, после соответствующего обследования. Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании.

На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети.

В младших группах показ занимает большее место, а в старших - меньшее.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.

Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.

Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии.

Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе.

Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то также может быть дан целостный показ всего предмета. При таком показе желательно, чтобы воспитатель привлекал детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?»

В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4—5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий,— и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.

В старшей группе в рисовании на тему «Красивый дом» воспитатель показывает на доске, какими различными по форме могут быть окна, двери. Такой вариативный показ не ограничивает возможности ребенка в создании всего рисунка.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык.

Увлечённость постоянным показом приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

Следующий наглядный метод, занимающий центральное место в формировании изобразительных умений детей дошкольного возраста – это обследование.

Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем. [6, с. 40]

Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете. Чаще всего обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов. Обследовать можно: игрушки предметы быта, природы. При изображении человека можно обследовать игрушку – куклу, можно рассматривать фигуры детей. То есть обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

Смысл обследования заключается в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании.

Процесс обследования включает в себя несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:

восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);

обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем — мелкие, определяется их форма);

определение строения предмета — соотношение крупных и мелких частей;

выделение цвета;

рассматривание вновь всего предмета в целом. [18, с. 41]

Такое деление процесса восприятия на этапы условно и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач.

Для формирования способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Восприятие формы предмета познается как зрительно, так и с помощью осязания. Надо учить ребенка глазом или движением руки последовательно охватывать одну часть за другой, обрисовывая контур. У старших детей движения более координированы и подчинены контролю зрения, для них вполне доступно зрительное восприятие контура, они могут проследить основную линию контура. Легче всего выделяется такой признак формы, как округлость. Воспринимается она осязанием, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке.

Движения, производимые при восприятии предмета с гранями, носят другой характер. Здесь они имеют остановки, перерывы на углах, после чего изменяется направление движения. Для старших ребят надо чаще включать зрительное обследование.

Произвольная передача величинных соотношений уже доступна детям старшего возраста благодаря развитому зрительному контролю. Восприятие величины, включающее вопрос о пропорциональных соотношениях, также требует и зрительного, и осязательного способов обследования. Причем показатели зрения, осязания должны проверяться в сравнении зрительным путем и действенным — прикладыванием одной части к другой. Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить вычленять из целого части, их соотношения между собой (и пропорциональные, и по положению в пространстве).

Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений.

В средней и старшей группах изображаются предметы и явления, более сложные чем в младших группах по форме и содержанию.

Обследование предметов имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении.

При обследовании предметов детьми старшего возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают обобщенно, приближая ее к соответствующей форме геометрической фигуры. Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения.

В подготовительной группе особенно важно в процессе обследования обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить детей видеть их выразительность, своеобразие. Нужно пояснить детям смысл обследования. В работе с самыми старшими дошкольниками методика обследования зависит от многих факторов: от общего сенсорного развития детей и умения обследовать предметы с целью изображения; от задач изображения; от уровня изобразительных умений и других факторов. [6, с. 40]

Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения, организованное воспитателем для решения дидактических и воспитательных задач оно широко используется в детском саду. [9, с. 40]

Ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения: а) формируется основное содержание знаний дошкольников - представления о предметах и явлениях окружающего мира;

б) этот метод отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста;

в) выступая как самостоятельный метод, он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приема (при организации элементарных упражнений, проведении бесед и др.), предваряет многие продуктивные виды деятельности и т. д. Умению наблюдать, следует, учить детей начиная с раннего и младшего дошкольного возраста (А. К. Матвеева).

В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

1) распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет и т. д.), а также о связях наблюдаемого объекта с другими;

2) за изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе, труде и быте людей и т. д.). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления (так, по цвету, почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды - ее спелость и т. д.). [5, с. 39]

Эффективность метода наблюдения (решение образовательных, развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем требований, которые представлены в таблице 2:

Таблица 2 - Требования к организации и проведению наблюдений с дошкольниками

Название

Суть

Ясность и конкретность постановки перед детьми цели и задач наблюдения

Цель наблюдения должна быть мотивирована. Однако необходимо учитывать, что яркость, красочность и динамичность объекта наблюдения вызывают к себе непосредственный интерес и непроизвольное внимание.

Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения

Нет необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степени знакомства с объектом

Учет возрастных возможностей

При отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения они должны быть небольшими, но достаточно определенными.

Высокая умственная активность и самостоятельность детей

Достигается четкостью и ясностью постановки цели или задач наблюдения и его планомерностью, привлечением детей к созданию обстановки для наблюдения, а также организацией обследовательских, поисковых, трудовых и игровых действий. Возбуждает умственную активность детей и сочетание в ходе наблюдений вопросов констатирующего и поискового характера, а также широкое использование приема сравнения

Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом

«Проговаривание» детьми в ходе наблюдения способствует более точному восприятию объектов, формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной речи.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдения за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения. [16, с. 40]

Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно воспринимаемый образ. Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Связь между персонажами картины, т. е. понимание действия, осознается несколько позднее, в возрасте 4—5 лет.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа. Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить его, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат.

Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа. Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить его, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить до занятия или в начале его. Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию.

Копирование в этом возрасте приносит большой вред — тормозит развитие изобразительных умений. Для дошкольника невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе. Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как ее дальнейшее восприятие приведет к копированию. Этот прием следует использовать с осторожностью. [18, с. 41]

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.,1971г.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Итак, занимаясь рисованием дети знакомятся с материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание

действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы ребенку нарисовать что либо, ему нужно предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей, все эти характеристики предметов могут быть изучены ребенком только с помощью наглядных методов обучения рисованию.



2.2 Технология построения занятия по рисованию с использованием наглядных методов



Процесс по созданию рисунка имеет ряд особенностей: он требует увлеченности и погружения детей в работу по воплощению замысла. Это невозможно обеспечить в дошкольном возрасте без соблюдения некоторых условий. В качестве одного из главных условий выступает положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии. [10, с. 31]

Также необходимо следовать определенной структуре соответствующей методическим требованиям. Структура занятия рисования состоит из следующих частей:

Предварительная работа, Подготовительная часть, Основная часть, Заключительная часть:

Данная структура занятий формирует у детей эстетический вкус, развивает интеллектуальную деятельность и всестороннее развитие, учит детей способам изображения предметов – явление окружающей действительности сказочных персонажей, закрепляет технические навыки рисования также учит совместной коллективной работе, умению преодолевать трудности, видеть прекрасное.

Подробнее разберем каждый этап:

В предварительной работе можно провести знакомство детей с предметом через беседы, экскурсии, просматривание слайдов, чтение художественных произведений (стихи, загадки, рассказы, скороговорки, пословицы, прослушивание музыкальных произведений), элементы сюжетно – ролевой игры (обыгрование).

Вводный этап, создание мотивации и проблемной ситуации – занимает 2-3 минуты от общего времени. Задачей педагога является сосредоточить внимание детей и настроить на предстоящую работу, мотивировать детей при помощи различных игровых приёмов и сообщить проблему занятия и предстоящую работу.

Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно проявить своё творчество. Воспитатель сообщает детям тему занятия, рассказывает о предстоящей работе на занятии. Педагог предлагает работы детей подарить, украсить помещение, сделать выставочный альбом, оформить панно.

В подготовке к занятию по изодеятельности дети принимают активное участие (раздают бумагу, карандаши, краски, розетки, непроливайки, подставки для кисточек, промокашки для сушки кисточек). Помогают воспитателю вывешивать образцы работ, схемы построения рисунка, выставлять модели для рисования с натуры.

Воспитатель готовит игровой момент, который заинтересует детей и настроит их эмоционально для работы на занятии. Вся подготовительная работа проводится под контролем воспитателя. Такая совместная работа позволяет закрепить элементарные правила этикета, прививает навыки трудолюбия, учит общению.

Общая игра – проводится игра в соответствии с темой занятия, можно использовать атрибуты, музыкальное сопровождение.

В основном этапе работы по актуализации знаний и непосредственной практической деятельности детей, продолжительностью 20 минут, решаются задачи по развитию изобразительных способностей детей.

Далее представлены примеры задач, в которых можно использовать наглядные методы обучения: знакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов; обучать детей приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; развивать творческие способности и воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; пробуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования; знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений, развивать художественный вкус; развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности; формировать умение оценивать созданные изображения; развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций; обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов; способствовать формированию замысла у детей; учить их заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, находить выразительные средства для его воплощения; учить детей давать правильную оценку как своим рисункам, так и работам сверстников; подводить к развернутому анализу, сравнению разных работ с обоснованием характерных особенностей каждого рисунка, выделением выразительных сторон: своеобразие композиции» формы, колорита; в процессе выполнения коллективных работ воспитывать у детей большую самостоятельность при организации и планировании работы, ответственность за хорошее выполнение части общей композиции, порученной каждому или небольшой группе детей; развивать у детей понимание: качество изображения зависит от знания предмета; учить самостоятельно рассматривать предмет, который надо нарисовать;

Именно в основном этапе дети практикуют восприятие через различные методы и виды деятельности, изображение знакомых предметов и явлений на основе приобретённой техники рисунка и при помощи различных средств выразительности, которые ребёнок здесь же и усваивает.

Проводится рассматривание предмета, выделяются составные части предмета, их формы, цвета, расположения. Стоит обратить внимание на наиболее значимые моменты в работах детей. Желательно, чтобы дети принимали активное участие в обследовании предмета.

Далее происходит объяснение воспитателем поэтапного хода работы

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.

Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.

Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия. Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то также может быть дан целостный показ всего предмета. При таком показе желательно, чтобы воспитатель привлекал детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?» В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4—5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий, и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева. В подготовительной к школе группе в рисовании на тему «Красивый дом» воспитатель показывает на доске, какими различными по форме могут быть окна, двери. [8, с. 40]

Такой показ не ограничивает возможности ребенка в создании всего рисунка. При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ воспитателя всегда необходим при объяснении новых технических приемов.

Непосредственно самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь педагога детям на своём листе бумаги). Воспитатель напоминает правила рисования детям, которым первыми выполнили работу предлагается проявить свою фантазию, воображение творчество (нарисовать солнце, рамку, какое – либо украшение).

Для снятия эмоционального напряжения, учитывая особенности возраста детей, проводится тематическая физкультминутка или пальчиковые игры (длительностью не более 1 минуты).

Заключительный этап, решение проблемной и поисковой ситуации и оценка детской деятельности – длится 2 минуты. В этой части осуществляется рефлексия всего занятия и анализ детских работ. В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка. Анализ детских работ можно вести в различных планах. Чаще всего для экономии времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии работ одного и того же ребенка, даже если они действительно выделяются среди других. В результате постоянных похвал у него может развиться неоправданная самоуверенность, чувство превосходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразительных навыков. [7, с. 40]

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2-3 минут в конце занятия недостаточно.

Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным. Пример занятия по изобразительной деятельности с использованием наглядных методов расположен далее (Приложение 2, № 1)




















Вывод по главе 2



Специфика применения методов обучения в ДОУ заключается в том, что дети дошкольного возраста не умеют ни читать, ни писать, поэтому дошкольное обучение является изустным: дети усваивают всю информацию из объяснений педагога. В связи с этим к речи педагога предъявляются особые требования: необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишь самое основное. При слишком многословном объяснении дети не могут долго сосредоточенно слушать и в силу отсутствия опыта не могут отделить главное от второстепенного.

Из классификации методов в дошкольной дидактике, наглядный метод для обучения детей рисованию выбирается не из характера деятельности педагога, а из характера познавательной и практической деятельности детей.

Эффективность метода наблюдения будет при выполнении воспитателем определенных требований, к примеру - наблюдение должно быть мотивированным и планомерным.

Картины могут служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами ознакомления детей с приемами изображения, при рассматривании картины воспитатель разъясняет художественный прием, иначе ребенок механически перерисует картину и затормозит развитие своих изобразительных умений.

У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому вводная часть должна быть эмоциональной, интересной, сопровождаться игрой, сюрпризными и соревновательными моментами, загадками, скороговорками. Так как мышление дошкольников наглядно действенное и наглядно-образное, то объяснение необходимо не только подкреплять наглядностью, но и подбирать практические задания с раздаточным материалом.

Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности. В случае возникновения трудностей не следует спешить объяснять или показывать ребенку правильный вариант действий, необходимо выяснить причины затруднений и активизировать опыт и знания ребенка. При использовании наглядных методов детям легче изобразить задуманное, эффективным будет использование наглядных методов при знании свойств способностей детей, соблюдении принципов организации совместной деятельности в детском саду и при грамотном построении занятия по изобразительной деятельности.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание имеет большое значение, при анализе литературы по проблеме обучения детей изобразительным навыкам можно сделать несколько выводов:

Для успешного формирования изобразительных навыков нужно выявить и развивать их в положенный срок. При специальном и правильном руководстве воспитатель может помочь ребенку сформировать важные сенсорные способности уже к концу дошкольного детства.

В первую очередь ребенок должен познать себя, это является фактором положительного влияния на всю деятельность.

По таблице Петуховой можно оценить развитость изобразительных навыков ребенка и скорректировать дальнейшее обучение рисованию.

Подготовка занятий направленных на развитие изобразительных навыков должна происходить по дидактическим принципам организации совместной деятельности в детском саду.

Для эффективного выбора форм и методов деятельности педагогов и учащихся в процессе обучения важно учитывать следующие дидактические принципы: сознательности, активности, самостоятельности школьников в процессе обучения при сохранении руководящей роли учителя в этом процессе; единства и оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения; оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения; единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения; стимулирования положительного отношения школьников к учению, что предполагает формирование у них разносторонних положительных мотивов учения; создания оптимальных учебно-материальных, гигиенических и морально психологических условий для процесса обучения; обеспечения оперативного контроля и самоконтроля в обучении; прочности, осмысленности знаний, умений и навыков; единства образовательных и воспитательных результатов обучения.

После производится выбор методов обучения ребенка, они исходят из характера познавательной и практической деятельности детей. Наглядные методы обучения формируют представление детей о предметах и явлениях окружающего мира, часто они сочетаются с другими методами обучения, к примеру, со словесными. Такая интеграция нескольких методов в занятии способствует более точному восприятию объектов, формированию более точных и полных представлений, развитию словаря и связной речи.

Рассматривание картин детьми так же сопутствуется речью воспитателя о приемах, использованных при написании их, иначе деть воспринимают уже конечный результат и механически перерисовывают картину, не задумываясь о приемах, которые использовал художник.

При построении занятия по рисованию наглядный метод учит детей сознательно создавать нужную форму на основе показа воспитателем приемов изображения. Частичный показ используется во время занятия со старшими группами, это связано с тем, что дети, привыкшие к постоянному примеру перед глазами, ждут дальнейших указаний и помощи воспитателя, они становятся пассивны к самостоятельной творческой деятельности.

Во время рисования дети находятся в эмоциональном напряжении и снять его может помочь физкульминутка или пальчиковая гимнастика.

Заключительный этап занятия и анализ работ в группах старшего дошкольного возраста должен занимать не более двух минут. Есть разные вариации: все дети анализируют работы, воспитатель может выборочно давать оценку неудавшимся работам для поддержания ребенка, все дети выбирают 1 понравившуюся работу и совместно с воспитателем анализируют ее, самостоятельный анализ могут совершать дети подготовительной группы, он способствует выработке критического отношения не только к другим, но и к себе. Анализ можно проводить в свободное от занятий время, поскольку двух минут детям для полноценного анализа не хватит.

Данная тема была выбрана мной не просто так, я бы хотела, что бы моя дальнейшая работа была связана с творчеством, обучение детей несет во мне самые позитивные эмоции. Проанализировав авторские разработки и другие различные материалы, я еще больше заинтересовалась возможностью применения наглядных методов в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 32с. – ISBN 978-5-91382-111-9. – Текст : непосредственный.

2. Атажанова, Р. Р. Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников / Р. Р. Атажанова, Н. Р. Атаева // Academic research in educational sciences., / Чирчинский Государственный Педагогический университет. Чирчик, 2020. – С. 450-454. – ISBN 2181-1385. – Текст : непосредственный.

2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды : методические рекомендации / Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1989. – ISBN 5-7155-0174-1. – Текст: непосредственный.

3. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте : учебное пособие / Л. Н. Выготский. - Москва : Перспектива, 2020. – 126 с. – ISBN 978-5-6043828-4-4. – Текст: непосредственный.

4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2003. - ISBN 978-5-69913-731-2. – Текст : непосредственный.

5. Гайфутдинов, А. М. Наглядность как принцип обучения в истории отечественной педагогики : учебное пособие / А. М. Гайфутдинов, Т. В. Гайфутдинова. - Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – Т. 9. – №. 1-1. – С. 108-118.

6. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва: Академия, 2000. - 344 с. - ISBN 5-7695-0326-2. – Текст : непосредственный.

7. Зайцева, Н. В. Вопросы умственного воспитания детей до школы в педагогическом наследии А. П. Усовой: учебное пособие / Н. В. Зайцева. - Москва : Просвещение, 2013. – ISBN 5-691-00186-8. – Текст: непосредственный.

8. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : учебное пособие / Р. Г. Казакова, Т. В. Смагина. – Москва : Сфера, 2005. – ISBN 5-89144-365-1. – Текст : непосредственный.

9. Ковалев, А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности. Проблемы способностей : учебное пособие / А. Г. Ковалев. – Москва : Просвещение, 2005. – 155 с. - ISBN 5-939-72-487-6. Текст : непосредственный.

10. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет : учебное пособие / Т. С. Комарова. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - ISBN 978-5-86775-273-6. – Текст: непосредственный.

11. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям : учебное пособие / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика – Синтез, 2016. – ISBN 978-5-43150-456-3. – Текст : непосредственный.

12. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания : учебное пособие / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – ISBN 5-98849-037-9. – Текст: непосредственный.

13. Коменский, Я. А. Великая дидактика : учебное пособие / Я. А. Коменский. - Москва : RUGRAM, 2016. - ISBN 978-5-458-26126-5. – текст : непосредственный.

14. Лернер, И. Я. Методы обучения. Дидактика средней школы : учебное пособие / И. Я. Лернер, под ред. М. Н. Скаткина. – Москва : Просвещение, 1982. - ISBN 518-20122017-09. – Текст : непосредственный.

15. От рождения до школы : основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - ISBN 978-5-43151-576-7. – Текст: непосредственный.

16. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистый. - Москва: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. – ISBN 978-5-931-34-371-6. – Текст : непосредственный.

17. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие / С. В. Погодина. - Москва : Академия, 2010. – 352 с. – ISBN 978 – 5 – 7695 – 6037 – 8. – Текст: непосредственный.

18. Поддьяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника : учебное пособие / Н. Н. Говоркова, А. Ф. Поддьяков. – Москва : Букинистика, 1988. – ISBN 5-09-000333-5. – Текст : непосредственный.

18. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : методический материал / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Москва : Педагогика, 1990. – ISBN 5-7155-0207-1. – Текст : непосредственный.

19. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - под ред. В. А. Сластенина - Москва : ПИТЕР, 2019. – ISBN 978-5-4461-1069-8. – Текст: непосредственный.

20. Гебель О.А. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности / О. А. Гебель. Текст: электронный // babyart- dou.ru – [сайт]. – 2020. – 9 дек. – URL: http://babyart-dou.ru/2-uncategorised/216-metody-oznakomleniya-detej-doshkol-nogo-vozrasta-s-trudom-vzroslykh-v-sootvetstvii-s-fgos. (дата обращения: 17.03.22)







ПРИЛОЖЕНИЯ





















































ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Таблица 1 – Показатели развитости изобразительных умений у детей дошкольного возраста





Показатели

Характеристика показателей развитости изобразительных навыков

Восприятие и связанное с ним представление

Оперирование имеющимися представлениями в совокупности со зрительными образами, полученными через восприятие цвета, формы, величины, пропорциональности и пространственного соотношения и создают полноценный образ, необходимый для реализации его в рисунке.

Овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа)

Овладение комплексом умений и навыков изображения посредствам, которых происходит передача эмоций и отношений к изображаемому объекту. К ним относятся: цвет, линия, композиция, движение, оригинальность, реализм.

Овладение техникой рисунка

Владение материалами и инструментами, способами их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается также развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придаётся умелому, правильному изображению контура, формы предмета.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ

Технологическая карта занятия по рисованию


Тема: «Обложка для книги сказок».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие – приоритетное, интегрируются социально-коммуникативное развитие и речевое развитие.

Цель: Формирование умений создавать несложную сюжетную композицию на зимнюю тематику в процессе рисования гуашью. 

Задачи:

         образовательные:

- учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы, совершенствовать умение рисовать различными изобразительными материалами, закреплять умение выполнять рисунок в определённой цветовой гамме.

- Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу;

- Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов);

- Развивать технику рисования гуашевыми красками;

- Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

         развивающие: 

-Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы;

-Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

- Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности.

         воспитательные:

- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство.

Дополнительные задачи: формировать интерес и положительное отношение к рисованию; воспитывать любовь и доброжелательное и уважительное отношение к природе, сверстникам, педагогу; развивать инициативную речь; обогащать и уточнять представления детей о явлениях окружающего мира (сугробы, скрипучий снег и т.д.); воспитывать чуткость к литературному слову.

Словарная работа:

         обогащение словаря: -

         активизация словаря: -

Материалы, оборудование (средства): презентация с иллюстрациями изображений обложек, краски, кисти, баночки «непроливайки», салфетки для просушивания кистей, салфетки для рук, крафтовый лист для рисования, палитра для смешивания красок, подставка для кистей.

Методы и приёмы (способы): вопросы к детям, беседа, пояснение, объяснение, показ способа действий, художественное слово, положительная оценка.

Подготовительная (предварительная) работа: рассматривание других обложек; беседы с детьми с рассматриванием иллюстраций.

Форма организации: дети сидят за рабочими столами напротив наглядного материала.

Планируемый результат занятия: творческие работы; 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

 

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Здравствуйте дети! Один художник- иллюстратор дал мне флешку, и сказал что вы знаете что с ней делать… Вы знаете? Давайте мы ее откроем и посмотрим что тут

Загадка.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает? (книга)

- Что тут за картинка? (1 слайд)

Воспитатель:

Правильно, книга сказок. Посмотрите ребята, как много разнообразных обложек книг сказок… (Воспитатель показывает в презентации обложки книг без их названий).

Кажется я поняла что от нас с вами хочет художник иллюстратор, он хочет что бы вы помогли ему нарисовать обложки для разных сказок, даже примеры вам показал! Поможем ему?

- Скажите, если вы увидите такую книгу на полке магазина, она привлечет ваше внимание и чем? 

Ребята, а кто постарался так оформить книгу? (Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно художник. Он рисует иллюстрации к книгам, оформляет обложки для книг. И тема нашего занятия сегодня «Обложка для книги сказок». Ребята, а каких художников, которые рисовали иллюстрации к книгам, вы знаете?

Как вы думаете, какие сказки живут в этих книгах?

Если на обложке есть лисичка, то что это может быть за сказка? А лошадка? А собачка?


Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: книга

 

 

 


 



Дети: книга,

обложка книги













Дети: Поможем!











Дети: да


















дети: художник














предположительные ответы детей

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

2

Основной этап

 

 

 

 

2.1

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в художников и нарисовать собственную обложку для книги?

Предположительные ответы детей.

Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

2.2

Этап восприятия материала

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство;

Формировать интерес и положительное отношение к рисованию; Воспитывать любовь и доброжелательное и уважительное отношение к природе, сверстникам, педагогу;

Развивать инициативную речь; обогащать и уточнять представления детей о явлениях окружающего мира (сугробы, скрипучий снег и т.д.);

Воспитывать чуткость к литературному слову.

 

Воспитатель: Дети, тогда нам тоже нужно стать художниками. Давайте зажмурим глаза и произнесём 

волшебные слова – «Крибли-крабли-бум». Ну, вот мы с вами и превратились в настоящих художников,

Ребята, давайте посмотрим на примеры, которые есть на доске:

(2-5 слайд)

Что бы нарисовать медведя, какие фигуры вы должны сначала нарисовать? А затем?

Как нарисовать цветок? Правильно, сначала вы рисуете кружочек, затем дорисовываете лепестки, молодцы, если во время рисования вы не будете знать как нарисовать вашу задумку, вы можете спросить у меня, я покажу вас на отдельном листочке.

Давайте вспомним, что должен уметь делать настоящий художник?

Художник должен правильно держать кисть, уметь пользоваться красками (промывать кисточку после использования одной краски, и только потом набирать на кисть другую).

В какой последовательности вы начнете рисовать?



Пальчиковая гимнастика Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.         

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.       

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок

А из-под старой

Уже глядит цветок.

Молодцы, ребята!

садимся за столы и начинаем рисовать.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

круг, квадрат, прямоугольник, овал.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 за верхнюю часть металлической юбочки

 

 

 Сначала надо сделать набросок простым карандашом, затем раскрасить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 












Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Дети загибают пальчики по одному.

 

Дети эмитируют лепку снежка.

 

Дети чертят руками в воздухе круг.

 Дети грозят пальцем.

 

 

 

 

 

 

 

Дети учатся рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;

У детей развивается наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

У детей формируются чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, формируется интерес, положительное отношение к рисованию, любовь и доброжелательное и уважительное отношение к природе, сверстникам, педагогу;

У детей развивается инициативная речь, обогащаются и уточняются представления о явлениях окружающего мира (сугробы, скрипучий снег и т.д.);

Формируется чуткость к литературному слову.

2.3

Этап практического решения проблемы

Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы;

Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство;

Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни;

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

В процессе работы 

детей, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, обращает внимание на то, что недостающие цвета, можно самим смешать на палитре, вспоминаем приёмы рисования. 

Дети рисуют под чутким руководством педагога.

 

 

 


 

 

 

 


У детей развивается творческое воображение, фантазия, мышление, умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы;

Развивается творческая активность в процессе изобразительной деятельности;

У детей формируется чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство;

Дети учатся создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни;

У детей развиваются композиционные умения, дети учатся располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу;

Дети соотносят в сюжете предметы разной величины;

У детей закрепляются навыки рисования гуашевыми красками;

Дети учатся рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

3.

Заключительный этап

Подвести итог, провести анализ детских работ и (или) провести рефлексию с детьми.

- Ребята, давайте угадаем, какие книги сказок нарисовал каждый из нас, но, художник иллюстратор, который нарисовал обложку, не подсказывает!

- Какую обложку книг сказок ты нарисовала? Почему? Чем запомнилась тебе эта сказка?

А вот и послание от художника. «Большое спасибо, за ваши старания! Вы очень мне помогли, друзья!

Предположительные ответы детей.

Итог подведён, детские работы проанализированы.

t1649601418aa.jpg

t1649601418ab.jpg

t1649601418ac.jpg

















46


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.