Наглядное магнитное пособие по географии «Материки и океаны на карте полушарий»
Дидактический материал
для работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Дидактический материал представлен в виде магнитного (мобильного) наглядного пособия. Носит наглядно-практический характер. Уроки географии непрерывно связаны с географическими картами. Схематическая и эскизная карта на классной доске даёт простой и наглядный способ выражения. Таким схематическим изображением в высокой степени фиксируется внимание обучающихся с интеллектуальными нарушениями и достигается конкретность представлений, а сравнение с точной картой приучает учеников вглядываться в карту и лучше запоминать названия и расположения географических объектов.
Пособие способствует развитию и коррекции познавательной деятельности, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся.
Пособие играет значительную роль при построении урока с точки зрения здоровьесберегающих технологий. Обучающиеся с желанием неоднократно выходят к доске, они воспринимают это пособие как игру, поэтому в процессе выполнения заданий преобладают положительные эмоции, возрастает интерес к изучению предмета.
В коррекционной работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями требуется многократное повторение темы в различных вариантах с непременной организацией активной самостоятельной деятельности. Данное пособие используется как один из вариантов повторения изученного материала.
1. Дидактический материал – наглядное магнитное пособие (мобильное) по географии;
2. Предмет – география
3. Тема – «Земной шар», «География материков и океанов»
4. Аудитория – обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, 6 и 8 классы.
5. Цель: доведение до сознания обучающихся с интеллектуальными нарушениями учебного материал в доступной наглядной форме.
6. Задачи:
- Способствовать сознательному усвоению материала;
- Автоматизировать полученные знания в результате практических упражнений;
- Формировать пространственные представления и навыки;
- Формировать навык работы с географическими картами;
- Развивать зрительную память;
- Способствовать мотивации к изучению географии.
7. Данное дидактическое пособие начинает применяться на уроках географии в 6 классе при изучении «Начального курса физической географии» на теме «Материки и океаны на физической карте и карте полушарий». И затем используется на протяжении всех лет обучения, т.к. программа и методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений работать с географической картой. Данное пособие находит широкое применение при изучении раздела программы в 6 классе «Земной шар» с постепенным нарастанием сложности по следующим темам:
- Физическая карта полушарий;
- Распределение воды и суши на Земле;
- Океаны на глобусе и карте полушарий;
- Материки на глобусе и карте полушарий;
- Основные типы климата;
- Пояса освещённости: жаркий, умеренный, холодный;
- Природа тропического (жаркого) пояса;
- Природа умеренных и полярных (холодных) поясов.
Так же пособие активно применяется на уроках географии в 8 классе при изучении «Материков и океанов».
8. Дидактический материал представляет собой магнитное пособие. Обучающиеся выходят к доске и выполняют задания. При работе с пособием применяются следующие задания и коррекционные упражнения:
- Определи по контуру материк и соотнеси его с названием;
- Определи место географического объекта на схеме карты полушарий;
- Определи материк по словесной характеристике, найди соответствующее изображение и расположи его на схеме, опираясь на карту полушарий;
- Расположи названия океанов на схеме карты полушарий;
- Покажи на схеме карты полушарий расположение поясов освещённости;
- Узнай по описанию растение и соотнеси его с поясом освещённости;
- Узнай животного по описанию и соотнеси его с материком, на котором оно обитает;
- и т.п.
Наглядное магнитное пособие по географии
«Материки и океаны на карте полушарий»
Способы применения:
Соотнеси материк с его названием
Распредели названия на схеме карты полушарий
По описанию определи материк и расположи его на схеме карты полушарий
Расположи названия океанов на схеме карты полушарий
Покажи на схеме расположение поясов освещённости
Узнай по описанию растение и соотнеси его с поясом освещённости
Назови животное по описанию и соотнеси его с материком, на котором оно обитает