Многофункциональное наглядное пособие «Сухой аквариум»
Многофункциональное наглядное пособие
"Сухой аквариум"
Цели:
- формирование интереса к занятиям, создание положительной мотивации у детей;
- повышение эффективности педагогического воздействия.
Задачи:
- познакомить детей с видами морских животных и рыб, местом их обитания;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
- развивать мелкую моторику, дыхание, мышление, внимание, восприятие;
- развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям;
- формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию;
- формировать эстетическое восприятие.
Аннотация
Аквариум с рыбками - не просто украшение группы или часть наполнения уголка природы. Подводный мир вызывает у детей неподдельный интерес который позволяет воспитателю проводить увлекательные занятия на самые различные темы, воспитывать любовь к природе, давать базовые знания по экологии, математике, стимулировать развитие речи и творческую активность, логики, внимания, проводить дыхательную гимнастику и развивать мелкую моторику.
Лучший вариант применения данного пособия – занятия в минигруппах или индивидуальная работа с ребенком. Большой выбор игр и заданий позволяет использовать аквариум при занятиях детей любого дошкольного возраста, включая группы раннего развития.
Использованные материалы:
- пластиковая емкость;
- речной песок;
- галька;
- ракушки разной формы;
- исскуственные растения;
- пластиковые и резиновые игрушки в виде рыб и морских животных;
- леска;
- двухсторонний скотч или термопистолет.
Описание
Для того чтобы аквариум получился многофункциональным, удобным и долговечным была выбрана пластиковая емкость с широким горлышком. Для этого отлично подошла банка от конструктора. Круглая форма повторяет одну из традиционных форм настоящих аквариумов и позволяет демонстрировать материал со всех сторон. Пластик безопасен для игры в группе детского сада. Плотная крышка позволяет надежно закрепить часть наполнения аквариума на разной высоте.
На дно засыпала промытый речной песок, разместила искусственные водоросли, различные камешки и ракушки. Там же «живут» донные морские обитатели – морская звезда, краб, осьминог. К крышке на разной высоте с помощью двухстороннего скотча прикрепила на леску рыб и морского конька. Все обитатели нашего аквариума сделаны из пластика, большая часть взята из магнитных наборов «Рыбалка». Наполнение аквариума вариативное, мы с детьми периодически меняем рыбок, что-то добавляем, что-то убираем.
Плюс такого подбора материалов для аквариума заключается в том, что он позволяет не только работать с сухим наполнением, но и экспериментировать с водой. После «мокрого» занятия воспитателю нужно просто слить воду из аквариума и просушить его.
Варианты использования аквариума:
1. НОД «Кто живет в аквариуме» - знакомство с морскими обитателями.
2. НОД «На дне морском» - знакомство с экосистемой водоема.
Дидактические игры и задания:
1. «Покажи мне то, что назову». Начальный этап запоминания названий.
2. «Части рыбы». С помощью дополнительных карточек дети изучают внешнее строение рыб.
3. «Какая рыбка спряталась». Ребенок закрывает глаза, одну рыбку воспитатель убирает, ребёнок поворачивается и пытается определить, какой морской обитатель спрятался.
4. «Какие морские обитатели поменялись местами». По аналогии с предыдущим, меняем обитателей местами. Ребенок должен назвать тех, чьё место изменилось.
5. «Найди пару» Детям предлагают карточки с изображением обитателей аквариума. Усложненный вариант того же занятия – дети ищут похожую рыбку в альбоме. На мой взгляд такой вариант игры хорошо стимулирует ребенка работать с книгой, узнавать больше, ведь в процессе поиска его заинтересуют и другие виды животных.
6. «Найди по описанию». Формируем умение действовать по правилу: найди все желтое, овальную рыбку, рыбок с треугольным хвостиком и т.д.
7. «Отгадай загадку и покажи мне этого морского обитателя».
8. «Один и много». Дети рассматривают наполнение аквариума и отмечают: «Рыбок много, осьминог один, ракушек много, краб один...».
9. «Больше, меньше, поровну» Дети рассматривают наполнение аквариума и отмечают: «Рыбок больше чем морских коньков, морских звезд меньше чем ракушек, крабов и осьминогов поровну...».
10. «Найди тень». Воспитатель предлагает карточки с изображениями теней, повторяющих обитателей аквариума.
11. «Кто лишний?» Формируем у детей умение, ориентируясь по заданному признаку (цвет, размер, форма) находить лишнюю рыбку.
12 «Куда плывет рыбка?» Воспитатель подвешивает рыбок в аквариуме в различных направлениях и уточняет у ребенка, куда они плывут (вверх, вниз, влево, вправо).
13. «Кто где» Отрабатывается понимание предлогов места. «Желтая рыбка сверху, морской конёк посередине, краб внизу, осьминог за ракушкой, белый камушек перед водорослями...»
Игры на развитие мелкой моторики:
1. «Пиратский клад» - дети ищут сокровища, закопанные в песок на дне.
2. «Ловцы жемчуга» - достают «жемчужины» из ракушек.
3. «Нарисуй на песке» - пальчиком рисуют на дне аквариума.
4. «Садовники» - пересадить водоросли с места на место.
Дыхательные упражнения:
1. С сухим аквариумом - «раскачай рыбок», «песчаная буря».
2. С аквариумом, наполненным водой – дуя на воду с различной интенсивностью создаем в аквариуме «легкий бриз», «шторм» и т.д.
Эксперименты с водой и различными материалами:
1. Подкрашивание воды в аквариуме в различные цвета.
2. Превращение речной воды в морскую (раствор соли).
3. Добавление кусочков льда в воду.
4. Пластиковые рыбки и кусочки дерева плавают, песок остается на дне, ракушки и камушки тонут.
5. Как образуется водоворот.
Творчество и развитие речи:
1. Придумываем сказки и загадки об обитателях аквариума.
2. Рисуем, лепим осьминогов, рыбок, ракушки и т.д, создаем свой личный мини аквариум в банке. Аквариум представлен как образец.
3. Разыгрываем театральное представление по придуманным сказкам прямо в аквариуме. Например, «Как рыбки в прятки играли», «Русалочка и морской конёк».
Заключение
Выше перечислены лишь некоторые варианты использования сухого аквариума, сделанного своими руками. Как видите использование данного наглядного пособия ограничено лишь креативностью педагога и фантазией дошкольников.
Куликова Ирина Геннадьевна
Елена Гаврииловна Гончарова