Урок математики в 5 классе «Нахождение чисел по их сумме и разности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Чермен»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Информационно-целевой блок
ФИО учителя Гурциев О.Л. Класс 5 предмет математика дата 21.10.2020 г.
Тема урока: «Нахождение чисел по их сумме и разности».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
Образовательные: совершенствование практических навыков решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности, умение применять их при решении реальных жизненных задач.
Воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, формировать внимательность и аккуратность в вычислениях, воспитывать чувство взаимопомощи, уважительного отношения к чужому мнению, требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивающие: способствовать развитию творческой активности учащихся, повысить познавательный интерес к предмету.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология подводящего диалога, игровая технология
Планируемый результат
Предметный: знать методы решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности, уметь строить схемы для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, уметь в реальной ситуации пользоваться навыками решения задач в реальной ситуации.
Личностный: умение работать в парах, умение осуществлять самооценку.
Метапредметный: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимость от конкретных условий.
Ресурсы (основные, дополнительные): Учебник для общеобразовательных учреждений Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика 5 класс - М.: Просвещение, 2019., тесты, карточки самооценивания, проектор, экран, презентация, наглядный материал.
Организационная структура урока
Организация деятельности на уроке | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) |
1.Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей -Какой урок сейчас начался? (Слайд 1) -Верно, – один из самых сложных и трудных из всех уроков. - Скажите, пожалуйста, с желанием ли вы решаете задачи? Почему? - Задачи какого типа вы научились решать на уроках математики? - У кого из вас есть желание отправиться дальше в путь по стране Математике и научиться решать задачи нового типа? - Тогда все вместе – в путь! | Приветствуют учителя, присаживаются Проверяют готовность к уроку (учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, ластик, линейка, дневник) Обучающиеся отвечают на вопросы |
2. Определение темы и постановка целей и задач урока | Давайте рассмотрим задачу: «Миша и Маша соревновались, кто больше разобьет чашек. Вместе они разбили 19 чашек, но Маша все же разбила на 5 чашек больше чем Миша. По сколько чашек разбили Миша и Маша? (Слайд 4) Кто сможет решить эту задачу? | Отвечают на вопросы одноклассников и учителя, соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения Обучающиеся формулируют тему и цель урока у |
3.Актуализация знаний | Устный счет: Вычислите: а) 25 · 3 + 7; б) 25 · (3 + 7); в) (204-14) ꞉ 10; г) 32 + 52; д) (3 + 5)2 (слайд 5) -А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока (Слайд 6) | Обучающиеся устно выполняют решения и говорят ответ с объяснением. Обучающиеся записывают число, классная работа тема урока «Нахождение чисел по их сумме разности» |
4.Изучение нового материала | Давайте вернемся к нашей задачи. Для решения таких задач нам необходимо знать алгоритм решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности. 1) По условию задачи составить схему. 2) Вычесть из общей суммы «лишнее» (уравнять количество). 3) Разделить количество поровну. 4) Ответить на вопрос задачи. | Записывают алгоритм решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Задачи №1 В первой команде на 12 человек больше, чем во второй. Сколько человек должно перейти из первой команды во вторую, чтобы количество детей в двух командах было равное? (Слайд 8) Оформим краткое условие с помощью схемы: 1 команда 2 команда 12 чел поровну Чтобы количество людей в команде было равным, нужно переставить половину «лишних» людей: 12 : 2 = 6. Ответ: 6 человек. Задачи №2 В двух коробках было поровну апельсинов. Из первой коробки переложили во вторую 20 апельсинов. На сколько больше апельсинов стало во второй коробке? (Слайд 9) У доски задачу решает 1 ученик, затем сверяется с классом Ответ: на 40 апельсинов Задача № 3 (Слайд 10) Сумма двух чисел 839, а разность 142. Найдите эти числа. Решение. 839-142=690 – поровну 690:2=345- меньшее число 345+142=487- большее число Ответ: 485 и 345 | Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь, проверяют по слайду на доске. Учащиеся решают задачу, затем сверяют свое решение с решением отвечающего у доски, корректируют, при необходимости, ход решения Обучающиеся решают задачу в тетради, затем сверяют задачу с решением задачи на экране, выставляют оценки в лист самооценки. |
6.Физминутка (для глаз) | Упражнения для снятия зрительного утомления | Выполняют физминутку для глаз |
7.Резервное задание (самостоятельная работа) | (На парте у каждой обучающегося лежат карточки) | Обучающиеся выполняют задания самостоятельно |
8. Рефлексия | Подведём итоги. - По какой теме мы сегодня работали? - Как мы будем решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности? - Удалось нам преодолеть все трудности? Закончите фразы: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… (Слайд 11) | Отвечают на вопросы учителя |
9. Оценивание | Учитель оценивает детей, выставляет оценки в дневник | Подают дневники на оценки |
10. Домашнее задание | Составить задачу на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | Записывают домашнее задание в дневник |
Ф.И._____________________________ 5 класс
Вариант 1.
1. Сестра старше брата на 4 года, а вместе им 16 лет. Сколько лет брату?
1) 6 лет; 2) 8 лет; 3)10 лет; 4) другой ответ
2. В двух мешках было поровну муки. Из первого мешка во второй пересыпали 8 кг. На сколько кг муки стало больше во втором мешке?
1) на 8; 2) на 4; 3) на 16; 4) другой ответ
3. Сумма двух чисел 445, а разность 223. Найдите большее из чисел.
1) 111; 2) 334 3) 222; 4) другой ответ
Тест. Ф.И._____________________________ 5 класс
Вариант 2.
1. Сестра младше брата на 5 лет, а вместе им 15 лет. Сколько лет сестре?
1) 7 лет; 2) 8 лет; 3)10 лет; 4) другой ответ
2. У сестры на 60 рублей больше, чем у брата. Сколько рублей она должна отдать брату, чтобы денег у них стало поровну?
1) 60; 2) 120; 3) 30; 4) другой ответ
3. Сумма двух чисел 555, а разность 333. Найдите большее из чисел.
1) 111; 2) 222; 3) 444; 4) другой ответ
Ответы:
Вариант 1 | 1 | 3 | 2 |
Вариант 2 | 4 | 3 | 3 |
Использованная литература и источники Интернет
Математика. 5 класс: учеб. для. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2019
Дидактические материалы для 5 класса – М.К. Потапов., А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2019.
Книга для учителя 5-6 классы - М.К. Потапов., А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2019.
6