Урок по математике в 5 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ»
5 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: КОЛЫХАЛОВА НИНА НИКОЛАЕВНА
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №11»
Г.БИЙСК АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Урок по математике в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович)
За долгие годы работы в школе учителем математики я использовала различные формы и методы, постоянно находясь в поиске, изучала различные технологии обучения. Системно-деятельностный подход в организации учебного процесса меня как учителя математики заинтересовал, прежде всего, потому, что он даёт возможность организовать учебные занятия с полной самостоятельной деятельностью или с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Вне деятельности ребёнка нет его развития. Происходит формирование в комплексе всех интеллектуальных умений, развиваются качественные характеристики ума: гибкость, глубина мышления, критичность и т.д. А улучшение качественных характеристик умственной деятельности благотворно влияет на всю психологическую деятельность ребёнка.
Данный урок по математике разработан с использованием системно-деятельностного подхода и ИКТ. Это урок изучения нового материала с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Учитель на этом уроке координирует и направляет учебную деятельность ученика.
Цель данного урока:
Создание условий для формирования умения складывать смешанные числа, применения полученных знаний в различных ситуациях
Задачи урока:
создать условия для:
формирования целостной системы знаний по теме;
развития логического и математического мышления, наблюдательности, развития устной и письменной речи;
развития интереса к предмету, воспитания активности, чувства коллективизма, уверенности в себе.
Тип урока – урок «открытия» нового знания
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения:
проблемный;
словесный;
наглядный;
частично-поисковый.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, мультимедиа проектор, компьютер.
Для развития познавательной деятельности учащихся на уроке создана проблемная ситуация. Системно-деятельностный подход позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. В результате чего ученик научится складывать смешанные числа и применять полученные знания в различных ситуациях.
Учебный предмет: «Математика»
Класс: 5
Программа: программа основного общего образования по математике
Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика»
Учитель: Колыхалова Н.Н.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Обыкновенные дроби»
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цель урока: создание условий для формирования умения складывать смешанные числа, применения полученных знаний в различных ситуациях |
Задачи урока: создать условия для: формирования целостной системы знаний по теме; развития логического и математического мышления, наблюдательности, развития устной и письменной речи; развитие интереса к предмету, воспитание активности, чувства коллективизма, уверенности в себе. |
Тип урока Урок «открытия» нового знания |
Форма урока Урок с элементами деятельностного обучения. |
Опорные понятия, термины Обыкновенные дроби, смешанные числа, правильные и неправильные дроби. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Дидактическое обеспечение |
||
1.Организационный этап |
Цель учителя: организовать учащихся для работы на уроке. Здравствуйте, ребята! |
Цель ученика: показать готовность к уроку. Готовность к уроку |
Личностные: самоопределения (мотивация учения) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||
Форма работы: фронтальная Методы: беседа, проблемная ситуация |
||||||
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений |
Цель учителя: подготовить учащихся к восприятию темы, вовлечь в познавательную деятельность, развивать логическое мышление, математическую речь. 1.Прочитайте дроби: 2; ; ;; ; 15 Назовите правильные дроби. Сформулируйте правило. Назовите неправильные дроби. Сформулируйте правило. Как называются числа 2; 15? Из каких частей состоит смешанное число? Представьте смешанные числа в виде суммы целой и дробной частей. 2. Представьте 1 в виде дроби со знаменателем 5, 7, 12, 34. 3. Вычислите: + ; + ; - ; 1 - ; + + + (Какие законы арифметических действий применяли?) 3 + 2; 1 + 2; 3 - 1; 3 - . Почему у вас возникли затруднения? Что мы не знаем? Сформулируйте тему нашего урока. |
Цель ученика: повторить раннее изученные понятия. Учащиеся отвечают на вопросы. Переместительный и сочетательный законы сложения. Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Не умеем складывать и вычитать смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. |
познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, сто еще не известно; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|||
Формы работы: фронтальная, работа в парах Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый. |
||||||
3. Формирование новых знаний и умений |
Цель учителя: создать условия для формирования новых знаний и умений, добиться осмысления учебного материала. Какова цель нашего урока? Какую работу мы должны выполнить, чтобы достичь этой цели? Итак, у нас несколько вариантов ответов. Чем они отличаются друг от друга? Какой ответ вы считаете правильным? Почему? Докажите. Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (работа в парах). С помощью данного алгоритма вычислите: 1)3 + 6; 2)11 + 3; 3)4 + ; 4)5 + 4; 5)2 + 1. |
Цель ученика: составить алгоритм сложения смешанных чисел. Учащиеся формулируют цель урока. Учащиеся составляют план урока: 1.Составить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел. 2.Научиться применять данный алгоритм. 3.Применять полученные знания в различных ситуациях. 4.Провести первичный контроль полученных знаний. 5.Итог урока. Целой и дробной частью. Алгоритм: 1.Сложить целые части. 2.Сложить дробные части. 3.Представить в виде несократимого смешанного числа. 4.Если в результате п.2 получилась неправильная дробь, выделить целую часть. Один учащийся работает на доске, остальные в тетрадях. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию полученную на уроке; Коммуникативные: уметь высказывать свое предположение на основе нового знания. |
|||
Физминутка |
Цель учителя: применение здоровье сберегающих технологий. |
Цель ученика: снятие умственного напряжения, разминка затекших мышц. Выполняют упражнения под музыку. |
Презентация. |
|||
Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, индуктивный. |
||||||
4. Применение полученных знаний и умений в различных ситуациях |
Цель учителя: создать условия для первичного закрепления нового материала. Где мы можем применить полученные знания? 1.Составьте задачу по заданному условию и решите ее: 1 пакет - 1 кг. ? кг. 2 пакет - ? на кг. > Прежде чем приступить к следующему заданию, вспомним какие числа называются натуральными числами? 2. Из данных чисел составьте такое выражение, что бы его значение было натуральным числом: 4; ; 1; 2; 1. 3. Из данных чисел составьте такое выражение, что бы в дробной части была неправильная дробь: 4; ; 1; 2; 1; 1. |
Цель ученика: научиться применять данный алгоритм. При решении задач. Решают в тетрадях. Самопроверка по готовому решению на слайде. Формулируют определение. Решают в тетрадях. Самопроверка по готовому решению на слайде. Решают в тетрадях. Самопроверка по готовому решению на слайде. |
познавательные: уметь применять полученные знания; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме: слушать и понимать речь других; регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану. |
Презентация. |
||
5. Первичное контроль |
Цель учителя: провести первичный контроль, выявить характерные ошибки. Самостоятельная работа: Вариант 1 1) +4 2) 3 + 5 3) 1 + 4) 7 + 1 5) 4 +2 Вариант 2 1) +3 8 +3 3) 4 + 2 4) 5 + 2 5) 1 + 4 Критерии оценивания: За 5 правильно выполненных заданий – «5», за 4 – «4», за 3 – «3», за 2 – «2». |
Цель ученика: показать свои знания, получить удовлетворение от проделанной работы. Решают в тетрадях. Взаимопроверка по готовому решению на слайде. |
регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; личностные: способность к самооценке. |
Слайд. |
||
6. Рефлексия. Итог урока |
Цель учителя: провести рефлексию учебной деятельности. Рефлексия: Какую цель ставили? Удалось ли достичь поставленной цели? Какие получили результаты? Какая цель осталась не реализованной? Итог урока: Где можно применить полученные знания? Что для вас было трудным? Заполните листы самооценки. Напротив утверждений поставьте «+» или «-». Поставьте себе отметку за урок. Поднимите руки кто поставил «5»? «4»? Запишите домашнюю работу: №466, 472 + №473(а,б). №473(а,б) – повышенной сложности, на отметку в журнал. |
Цель ученика: Правильно оценить свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросы. Вычитание смешанных чисел. |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Лист самооценки
Утверждения |
+, - |
Я научился выполнять сложение смешанных чисел |
|
Я хорошо научился выполнять сложение смешанных чисел |
|
Я могу применять полученные знания в различных ситуациях |
|
Я поставлю себе отметку |