Урок по математике в 5 классе «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1
0
Материал опубликован 30 January 2017

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ»

5 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ: КОЛЫХАЛОВА НИНА НИКОЛАЕВНА

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №11»

Г.БИЙСК АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Урок по математике в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович)

За долгие годы работы в школе учителем математики я использовала различные формы и методы, постоянно находясь в поиске, изучала различные технологии обучения. Системно-деятельностный подход в организации учебного процесса меня как учителя математики заинтересовал, прежде всего, потому, что он даёт возможность организовать учебные занятия с полной самостоятельной деятельностью или с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Вне деятельности ребёнка нет его развития. Происходит формирование в комплексе всех интеллектуальных умений, развиваются качественные характеристики ума: гибкость, глубина мышления, критичность и т.д. А улучшение качественных характеристик умственной деятельности благотворно влияет на всю психологическую деятельность ребёнка.

Данный урок по математике разработан с использованием системно-деятельностного подхода и ИКТ. Это урок изучения нового материала с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Учитель на этом уроке координирует и направляет учебную деятельность ученика.

Цель данного урока:

Создание условий для формирования умения складывать смешанные числа, применения полученных знаний в различных ситуациях

Задачи урока:

создать условия для:

формирования целостной системы знаний по теме;

развития логического и математического мышления, наблюдательности, развития устной и письменной речи;

развития интереса к предмету, воспитания активности, чувства коллективизма, уверенности в себе.

Тип урока – урок «открытия» нового знания

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения:

проблемный;

словесный;

наглядный;

частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, мультимедиа проектор, компьютер.

Для развития познавательной деятельности учащихся на уроке создана проблемная ситуация. Системно-деятельностный подход позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает  к исследовательской деятельности. В результате чего ученик научится складывать смешанные числа и применять полученные знания в различных ситуациях.

Учебный предмет: «Математика»

Класс: 5

Программа: программа основного общего образования по математике

Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика»

Учитель: Колыхалова Н.Н.

ТЕМА РАЗДЕЛА: «Обыкновенные дроби»

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Цель урока:

создание условий для формирования умения складывать смешанные числа, применения полученных знаний в различных ситуациях

Задачи урока:

создать условия для:

формирования целостной системы знаний по теме;

развития логического и математического мышления, наблюдательности, развития устной и письменной речи;

развитие интереса к предмету, воспитание активности, чувства коллективизма, уверенности в себе.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Урок с элементами деятельностного обучения.

Опорные понятия, термины

Обыкновенные дроби, смешанные числа, правильные и неправильные дроби.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Дидактическое обеспечение

1.Организационный этап

Цель учителя: организовать учащихся для работы на уроке.

Здравствуйте, ребята!

Цель ученика: показать готовность к уроку.

Готовность к уроку

Личностные: самоопределения (мотивация учения)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Форма работы: фронтальная

Методы: беседа, проблемная ситуация

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Цель учителя: подготовить учащихся к восприятию темы, вовлечь в познавательную деятельность, развивать логическое мышление, математическую речь.

1.Прочитайте дроби:

2; ; ;; ; 15

Назовите правильные дроби. Сформулируйте правило.

Назовите неправильные дроби. Сформулируйте правило.

Как называются числа 2; 15?

Из каких частей состоит смешанное число?

Представьте смешанные числа в виде суммы целой и дробной частей.

2. Представьте 1 в виде дроби со знаменателем 5, 7, 12, 34.

3. Вычислите:

+ ;

+ ;

- ;

1 - ;

+ + + (Какие законы арифметических действий применяли?)

3 + 2;

1 + 2;

3 - 1;

3 - .

Почему у вас возникли затруднения?

Что мы не знаем?

Сформулируйте тему нашего урока.

Цель ученика: повторить раннее изученные понятия.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Переместительный и сочетательный законы сложения.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Не умеем складывать и вычитать смешанные числа.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, сто еще не известно;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Формы работы: фронтальная, работа в парах

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

3. Формирование новых знаний и умений

Цель учителя: создать условия для формирования новых знаний и умений, добиться осмысления учебного материала.

Какова цель нашего урока?

Какую работу мы должны выполнить, чтобы достичь этой цели?

Итак, у нас несколько вариантов ответов.

Чем они отличаются друг от друга?

Какой ответ вы считаете правильным?

Почему? Докажите.

Составьте алгоритм сложения смешанных чисел (работа в парах).

С помощью данного алгоритма вычислите:

1)3 + 6;

2)11 + 3;

3)4 + ;

4)5 + 4;

5)2 + 1.

Цель ученика: составить алгоритм сложения смешанных чисел.

Учащиеся формулируют цель урока.

Учащиеся составляют план урока:

1.Составить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

2.Научиться применять данный алгоритм.

3.Применять полученные знания в различных ситуациях.

4.Провести первичный контроль полученных знаний.

5.Итог урока.

Целой и дробной частью.

Алгоритм:

1.Сложить целые части.

2.Сложить дробные части.

3.Представить в виде несократимого смешанного числа.

4.Если в результате п.2 получилась неправильная дробь, выделить целую часть.

Один учащийся работает на доске, остальные в тетрадях.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию полученную на уроке;

Коммуникативные: уметь высказывать свое предположение на основе нового знания.

 

Физминутка

Цель учителя: применение здоровье сберегающих технологий.

Цель ученика: снятие умственного напряжения, разминка затекших мышц.

Выполняют упражнения под музыку.

 

Презентация.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, индуктивный.

4. Применение полученных знаний и умений в различных ситуациях

Цель учителя: создать условия для первичного закрепления нового материала.

Где мы можем применить полученные знания?

1.Составьте задачу по заданному условию и решите ее:

1 пакет - 1 кг.

? кг.

2 пакет - ? на кг. >

Прежде чем приступить к следующему заданию, вспомним какие числа называются натуральными числами?

2. Из данных чисел составьте такое выражение, что бы его значение было натуральным числом:

4; ; 1; 2; 1.

3. Из данных чисел составьте такое выражение, что бы в дробной части была неправильная дробь:

4; ; 1; 2; 1; 1.

Цель ученика: научиться применять данный алгоритм.

При решении задач.

Решают в тетрадях.

Самопроверка по готовому решению на слайде.

Формулируют определение.

Решают в тетрадях.

Самопроверка по готовому решению на слайде.

Решают в тетрадях.

Самопроверка по готовому решению на слайде.

познавательные: уметь применять полученные знания;

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме: слушать и понимать речь других;

регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану.

Презентация.

5. Первичное контроль

Цель учителя:

провести первичный контроль, выявить характерные ошибки.

Самостоятельная работа:

Вариант 1

1) +4

2) 3 + 5

3) 1 +

4) 7 + 1

5) 4 +2

Вариант 2

1) +3

8 +3

3) 4 + 2

4) 5 + 2

5) 1 + 4

Критерии оценивания:

За 5 правильно выполненных заданий – «5»,

за 4 – «4»,

за 3 – «3»,

за 2 – «2».

Цель ученика: показать свои знания, получить удовлетворение от проделанной работы.

Решают в тетрадях.

Взаимопроверка по готовому решению на слайде.

регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

личностные: способность к самооценке.

Слайд.

6. Рефлексия. Итог урока

Цель учителя: провести рефлексию учебной деятельности.

Рефлексия:

Какую цель ставили?

Удалось ли достичь поставленной цели?

Какие получили результаты?

Какая цель осталась не реализованной?

Итог урока:

Где можно применить полученные знания?

Что для вас было трудным?

Заполните листы самооценки.

Напротив утверждений поставьте «+» или «-».

Поставьте себе отметку за урок.

Поднимите руки кто поставил «5»? «4»?

Запишите домашнюю работу: №466, 472 + №473(а,б).

№473(а,б) – повышенной сложности, на отметку в журнал.

Цель ученика:

Правильно оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы.

Вычитание смешанных чисел.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Лист самооценки

Утверждения

+, -

Я научился выполнять сложение смешанных чисел

 

Я хорошо научился выполнять сложение смешанных чисел

 

Я могу применять полученные знания в различных ситуациях

 

Я поставлю себе отметку

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации