Конспект урока по математике в 1 классе «Сравнение двузначных чисел, представление их в виде суммы разрядных слагаемых»
Конспект урока по математике в 1 классе (УМК «Гармония»)
Тема урока: «Сравнение двузначных чисел, представление их в виде суммы разрядных слагаемых»
Цель: создать дидактические условия для совершенствования умения сравнивать двузначные числа (с помощью числовой прямой и знания разрядного состава чисел), а так же формировать умение представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Задачи:
- образовательная: совершенствовать навыки сложения и вычитания двузначных чисел вида 80+3, 30+8;
- развивающая: развивать в процессе вычислений познавательную активность, внимание, память, мышление, аккуратность в письме.
Ход урока:
I. Оргмомент.
– Прозвенел, друзья, звонок! Начинается урок!
II. Актуализация знаний. Устный счёт.
1. Числовой ряд.
- Назовите последующее число 35, 49, 78;
- Назовите предыдущее число 30, 40, 70;
- Назовите соседей числа 36, 58, 69;
2. Разрядные слагаемые
На доске запись 56, 14, 52, 54, 12, 16
- Прочитайте числа
- Сколько в каждом числе десятков и единиц?
- На какие группы можно разделить данные числа?
(на две группы по цифре, указывающей на количество десятков: 14, 12, 16, и 56, 52, 54; на три группы по цифре единиц: 12, 52 ; 14, 54 ; 16, 56)
3. Назовите числа у которых :
2 дес. 6 ед.; 5 дес.; 7 дес.2 ед.; 3 дес.9 ед, ; 6 дес.5 ед.; 9дес. ; 6 дес. 6 ед; набольшее двузначное число, наименьшее двузначное число.
III. Введение в тему урока.
а) На доске записаны числа 5, 10, 15
- Прочитайте числа. - Установите закономерность в данном ряду чисел. (В данном ряду числа увеличиваются на 5.)
- На какие группы можно разбить эти числа? (Однозначные и двузначные; круглые и некруглые.
Подумайте - какое число лишнее и почему? (5 т.к. оно однозначное).
- Расскажите все, что знаете об этих числах.
- Связаны ли между собой эти числа? Как? Составьте 4 числовых выражения с ними.(2 на сложение и 2 на вычитание)
- Какое из этих чисел можно представить в виде суммы разрядных слагаемых?
- Сегодня мы будем много выполнять таких заданий. Как вы думаете - чему мы будем продолжать учиться на уроке? (представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаем
- Как вы думаете - для чего мы должны уметь это делать? (чтобы находить значения числовых выражений)
б) - Какие еще действия можно выполнить с двузначными числами? (сравнить их при помощи знаков > или <. Сравните числа 10 и 15. Это можно сделать 2 способами.
Способ первый: с опорой на числовую прямую (записана на доске). Так, 10< 15 т. к. при счете 10 называем раньше и наоборот.
Способ второй: с опорой на разрядный состав чисел: сначала обращаем внимание на старший разряд- десятки, затем (если это необходимо) - на единицы.
- Таких заданий мы тоже сегодня выполним еще немало. Ребята, чему мы будем еще продолжать учиться на уроке? (сравнивать двузначные числа)
IV. Закрепление изученного.
а) Фронтальная работа по учебнику с.56 №138 (представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых), частично выносится на доску.
ФИЗМИНУТКА
1, 2, 3, 4, 5 –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше и легко-легко подышим!
б) Работа в парах- сравнение двузначных чисел с. 56 №139
Время ограничивается, с последующей проверкой (выносится на доску, обговариваются разные варианты). Самооценка.
в) Групповая дифференцированная работа (разбиение на группы осуществляется учителем предварительно согласно уровню подготовки обучающихся).
Каждой группе предлагается карточка – на которой 3 вида заданий на сравнение:
- двузначных чисел (80...82, 73...37, 64....46 и др.),
- двузначного числа и выражения (67-7...60, 46...48-1 и др.),
- числовых выражений (70+5...80-10, 46-6...46-40 и др.).
Результат заранее вынесен на доску, скрыт до проверки. Проверка, оценка работы групп в целом и степени участия каждого участника.
г) Нахождение значений числовых выражений, основанных на умении представлять число в виде суммы двух слагаемых с. 56 № 143. Работа проводится устно или письменно в зависимости от оставшегося времени с взаимопроверкой или фронтально с последующей самооценкой.
V. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Чему продолжали учиться на уроке?
VI. Рефлексия.
- Все ли у вас получилось? Возникали ли затруднения в процессе работы? Оцените свою работу на уроке, выбрав звездочку соответствующего цвета (принцип светофора)