Урок по русскому языку в 5 классе на тему «Написание НЕ с глаголом»
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
1.Д/З: словарный диктант
2. На доске написаны пословицы:
(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не) здоровится.
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
3.Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.
Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).
4.Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) расширить и углубить знания…;
2) учиться находить и правильно писать….;
3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .
Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
5.А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?
Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.
- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?
- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?
- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.
НЕ откладывай НЕздоровится
НЕ указывают
НЕ хвали
- Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется. (нездоровится).
- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.
6.ПРАВИЛО, СКАЗКА, вспомнить исключения.
Составить с глаголами по предложению 7 предлож (5 мин)
негодовать годовать
недоумевать доумевать
несдобровать сдобровать
невзвидеть (света) взвидеть
невзлюбить взлюбить
нездоровится здоровиться
ненавидеть навидеть
НЕГОДОВАТЬ - испытывать или выражать, проявлять возмущение, гнев по поводу чего-либо.
НЕСДОБРОВАТЬ - ему, в виде пророчества, угрозы: несгодовать, не миновать беды; не пройдет ему это даром, попадется он, поплатится.
НЕВЗВИДЕТЬ СВЕТА Разг. Экспрес. Внезапно ощутить острейшую боль, сильный гнев, страх и т. п. Он почувствовал, что кто-то сильно ударил его по плечу. И в то же время чьё-то горячее дыхание обдало его лицо. То был медведь. Натурально, Передрягин света невзвидел.
5. Спишите, раскройте скобки, объясните значение пословиц
1.Слово не воробей, вылетит – (не)поймаешь.
2. Попусту (не)годовать – здоровья (не)видать.
3.(Не)смажешь колеса – быстро (не)поедешь.
4.(Не)посеешь – урожай (не)соб_решь.
5.Лентяю все (не)может(ь)ся да (не)здоровит(ь)ся.
6.Шила в мешке (не)утаишь.
7.Написано пером, (не)вырубить и топором.
8.Немилостивому мил (не)будешь.
5. Физкультминутка
Раздельно- руки наверх
Слитно – хлопаем
Не любить
Ненавидеть
Негодовать
Не смеяться
Нездоровится
Не знать
Не выращивать
Не говоря
Не спеша
Несдобровать
Недоумевать
Не убираться
4)физкультминутка – одна рука – слитно, две руки раздельно.
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.
6.НЕДОСТАВАТЬ И НЕ ДОСТАВАТЬ
СЛИТНО – «быть в недостаточном количестве». РАЗДЕЛЬНО – «не дотягиваться»
1)Всё детство ей (не)доставало материнского т..пла.
СЛИТНО – «быть в недостаточном количестве».
2)«Он (не)достает до окна помоги пожалуйста ему»
РАЗДЕЛЬНО – «не дотягиваться»
3) Мама (не)достает до полки. Нужно помочь ей взять крупу.
4)Мне (не) достает всего одного рубля для покупки игрушки.
5)Я (не) достаю до окна. Кто же мне поможет?
6)Ей всегда (не) доставало внимания в классе поэтому она была сильно обижена.
7)Как плохо быть маленьким! Никогда (не) достаешь до буфета где лежат сладости!
итог
7. ПРИСТАВКА НЕДО-
В значении «неполноты, недостаточности действия» - СЛИТНО - МАЛО
Недоглядеть
Недосмотреть (за ребенком)
Недоедать
Недосыпать
*но нельзя путать со значением «незаконченности действия, можно доделать» - РАЗДЕЛЬНО
не досмотреть фильм
не дописать письмо
8.Спишите, объясните орфограммы, подчеркните все члены предложения, поставьте знаки препинания.
1)Бе(с,з)работные постоя(н,нн)о (не)доедали.
«неполнота действия» - слитно
2)Дети часто (не)доедали за обедом свой суп.
«незаконченность действия» - раздельно
3) Все студенты (не)досыпают во время се(с,сс)ии.
СЛИТНО – «неполнота действия»
4) Мне снова (не)досыпали хлопьев в чашку пожаловался мужчина официанту.
РАЗДЕЛЬНО – «незакоченность действия»
5) Мы вчера (не) досмотрели фильм из-за неожиданного звонка.
6) Няня (не) досмотрела за ребенком, поэтому он выбежал на дорогу. Слава Богу, всё обошлось.
7) Врач (не) доглядела за больным и его самочувствие ухудшилось.
8) Мы (не) доглядели спектакль, можно его увидеть где-нибудь еще?
Рефлексия:
-как пишутся глаголы с НЕ?
-какие исключения вы знаете?
-как пишутся глаголы недоставать и не доставать?
-как пишутся глаголы с приставкой НЕДО?
Домашнее задание:
1)ПРАВИЛО НЕ С ГЛАГОЛАМИ, недо+словарный диктант
2)Найти и выписать 10 загадок, где есть глаголы с частицей или приставкой НЕ.
3)одно слово фонетич разбор – не менее 5 букв.
Резерв:
Упр. продолжите пословицу.
Работа с пословицами в парах:
Кто (не) работает |
не дружит |
С ложью правда |
и рыбку из пруда. |
Без труда (не) вытащишь |
(не) делает. |
Лень добра |
тот (не) ест. |
Расстояние дружбе |
(не) мешает. |
Врагу (не) кланяйся, |
для друга жизни (не) жалей. |
С добрым делом |
топором (не) разрубишь. |
Крепкую дружбу и |
(не) опоздаешь. |
Плохо можется, |
Тот того и (не)навидит. |
Кто кого обидит, |
Коли (не) здоровится. |
5)Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы с частицей не; 2) глаголы с приставкой не-.
(Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.
(Не)годовать, (не)разговаривать, (не)прилетели, (не)сдобровать, (не)растаял,
(не)взлюбила, (не)знала, (не)приготовил, (не)доумевал, (не)подсказывай, (не)догнали.
6)Выберите глаголы, которые пишутся с не вместе.
Спишите, проведите синтаксический разбор предложения.
Саше (не)здоровится, потому что он совсем не лечился.
цветы (не)распускаются, нельзя её (не)волить,
Чай еще (не)остыл, когда она собиралась уходить.
(не)навидеть врага, (не)сделать уроки, (не)шуми, Иван стал (не)домогать, (не)бегаю по лужам,
Ураган (не)истовствовал, сносил крыши домов, рвал на куски город, насехался над ним.
отец (не)доумевал.
Когда в прошлом году стало невыносимо холодно, листья на деревьях ещё (не)пожелтели.
д/з: найти 10 фразеологизмов с не с глаголом. Записать их значение и каждый употребить в предложении.