План-конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Не с глаголами» (5 класс)

 

 

ФИО (полностью)

Рябова Надежда Витальевна

 

Место работы

ОПФ МОУ «СОШ с Вязовка» в с. Большая Каменка

 

Должность

Учитель русского языка и литературы

 

Предмет

Русский язык

 

Класс

5

 

Тема урока

Правописание частицы НЕ с глаголами

 

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. А.Д. Шмелев. – М.:Вентана-Граф, 2012.-320 с.

8. Цель урока: научить применять правило написания НЕ с глаголами.

9. Задачи:

Образовательные:

развить умение формулировать определение частей речи;

развить умение находить глаголы в тексте;

научить применять правило написания НЕ с глаголами;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: беседа, устная работа, самостоятельная работа, коллективная работа, творческая работа.

Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.

12. Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

учебник

Раздаточный материал.

13. Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

14.

 

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

патриотизм.

Формировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения;

работать в группе.

Владеть различными видами аудирования; осуществлять информационную переработку текста; выразительно читать, строить устное и письменное высказывания; проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя

Планирование самостоятельного выполнения заданий;

выбор темпа работы;

умение действовать самостоятельно

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать понятие «глагол», различия между глаголом и другими частями речи, научить применять правило написания НЕ с глаголами, формировать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

давать определения частям речи, формировать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.


 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Организационный этап.

Видео

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

Слушают,

настраиваются на урок.

1 минута

2. Актуализация знаний.

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

5. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
6. Глаголы………нашу речь.

Отвечают на вопросы (фронтальный опрос)

4 минуты

3.Постановка учебной задачи.

Молодцы, ребята!Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух.

- Скажите о чем идет речь в этих пословицах?(В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека.)

- Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?

Без пословицы не проживёшь

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться. Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания о…;

2) учиться находить и правильно писать….;

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,

Отвечают на вопросы

Формулируют тему

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока

3 минуты

4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

-Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

- Какие будут предположения: как писать не с глаголом?

- Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

Вам понравилась сказка?

Выделите в сказке все глаголы с НЕ, на какие группы можно разбить эти глаголы?

Выпишите данные глаголы в два столбика:

Раздельно

Слитно

Не люблю

Негодую

Не верю

Ненавижу

Не подходила

 

Не можешь

 

Мы узнали, что некоторые глаголы с НЕ пишутся слитно (ответили на первый вопрос урока).

Почему глаголы второй колонки пишутся слитно? (без НЕ не употребляются)

- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?

- Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма

-Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ


 

1.Самостоятельные наблюдения и чтение правила (параграф 107, с.99)

-Что нового узнали о написании не с глаголами?(слайд №7)

Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, , недомогать, *неистовствовать, нездоровится….(на доске) –Обратите внимание на слово неистовствовать, значение слова вы можете посмотреть в толковом словаре на стр….


 

 Наблюдение над лексическим значением частицы не.

- Выясним, какой смысл имеет частица не. (Слайд №8)

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

.В чужом доме указывают.

Лодырю всегда здоровится.

Здоровье за деньги купишь.

Ложь человека красит.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).(Слайд 9)

- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

-Как вы напишите частицу не с глаголами?

Самостоятельная работа с учебником, ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют правило.

Запись в тетради.

7 минут

5.Физ. минутка

Выполняют физкультминутку.

1 минута

6.Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка.

Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы с частицей не; 2) глаголы с приставкой не-. (Слайд №11)

(Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.

Взаимопроверка (Слайд №12)

2. Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно.

Работа в парах .На распечатанных листочках даны глаголы и их значения. Работая в паре, учащиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола.

Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
Недомогать – это значит злиться, беситься.
Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.

Проверка (Слайд № 13)

3. Ребусы

4.Творческое задание по группам.

Составьте связный текст из 4-5 предложений на тему «Настоящий товарищ», используя опорные слова ((не) бросит, (не)забудет, (не) подведёт, (не) потакает, (не) жалеет, (не) льстит

(Слайд №15)

Самопроверка и взаимопроверка. Афишируют результаты.

 

Работа в парах.

Самостоятельная работа. Ответы на вопросы.

Работа в группах.

25 минут.

7.Рефлексия деятельности

-Закончи предложение:

1. Сегодня на уроке мы узнали о …

2. Я научился…

3. Мне было трудно…

4. Своей работой я … и оцениваю ее на… (Слайд №16)

Выставление оценок

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

3 минуты

8.Информация о домашнем задании.

Параграф 16,выучить правило, упр.85. одно задание на выбор.

найти и записать 10 пословиц с изученной орфограммой, орфограммы выделить.

найти и записать по 2-3 пословицы с изученной орфограммой на разные темы (дружба, чтение, родина, добро и т.д.)

Запись учащимися задания в дневники.

1 минута

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа уже опубликована https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_usloviiakh_riealizatsii_fgos_ooo_tiema_nie_s_

3 August 2017

Работа уже опубликована https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_usloviiakh_riealizatsii_fgos_ooo_tiema_nie_s_

11 August 2017

Похожие публикации