Конспект урока русского языка«Не с глаголами», (5 класс)
План-конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Не с глаголами» (5 класс)
|
ФИО (полностью) |
Рябова Надежда Витальевна |
|
Место работы |
ОПФ МОУ «СОШ с Вязовка» в с. Большая Каменка |
|
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
5 |
|
Тема урока |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
|
Базовый учебник |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. А.Д. Шмелев. – М.:Вентана-Граф, 2012.-320 с. |
8. Цель урока: научить применять правило написания НЕ с глаголами.
9. Задачи:
Образовательные:
развить умение формулировать определение частей речи;
развить умение находить глаголы в тексте;
научить применять правило написания НЕ с глаголами;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
Формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: беседа, устная работа, самостоятельная работа, коллективная работа, творческая работа.
Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
12. Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
учебник
Раздаточный материал.
13. Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
14.
Формируемые УУД
Личностные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Регулятивные |
Устойчивый познавательный интерес к русскому языку; патриотизм. |
Формировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения; работать в группе. |
Владеть различными видами аудирования; осуществлять информационную переработку текста; выразительно читать, строить устное и письменное высказывания; проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя |
Планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно |
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Знать понятие «глагол», различия между глаголом и другими частями речи, научить применять правило написания НЕ с глаголами, формировать орфографическую и пунктуационную грамотность. |
Проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; давать определения частям речи, формировать орфографическую и пунктуационную грамотность. |
Формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
||||||||||
1. Организационный этап. |
Видео - Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память. |
Слушают, настраиваются на урок. |
1 минута |
||||||||||
2. Актуализация знаний. |
И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение. 1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная 2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает? 3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета 4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ . 5. В предложении чаще всего глагол бывает ........... |
Отвечают на вопросы (фронтальный опрос) |
4 минуты |
||||||||||
3.Постановка учебной задачи. |
Молодцы, ребята!Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. - Скажите о чем идет речь в этих пословицах?(В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека.) - Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая? Без пословицы не проживёшь В чужом доме (не) указывают. (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя. Лодырю всегда (не) здоровится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться - Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться. Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола. Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске). Открываем тетради, записываем дату и тему урока. - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. 1) расширить и углубить знания о…; 2) учиться находить и правильно писать….; Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, |
Отвечают на вопросы Формулируют тему Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. Формулируют цель урока |
3 минуты |
||||||||||
4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление. |
-Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами. - Какие будут предположения: как писать не с глаголом? - Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка. Грамматическая сказка «Сила любви» Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину) Вам понравилась сказка? Выделите в сказке все глаголы с НЕ, на какие группы можно разбить эти глаголы? Выпишите данные глаголы в два столбика:
Мы узнали, что некоторые глаголы с НЕ пишутся слитно (ответили на первый вопрос урока). Почему глаголы второй колонки пишутся слитно? (без НЕ не употребляются) - Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке? - Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма -Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами. Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ
1.Самостоятельные наблюдения и чтение правила (параграф 107, с.99) -Что нового узнали о написании не с глаголами?(слайд №7) Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, , недомогать, *неистовствовать, нездоровится….(на доске) –Обратите внимание на слово неистовствовать, значение слова вы можете посмотреть в толковом словаре на стр….
Наблюдение над лексическим значением частицы не. - Выясним, какой смысл имеет частица не. (Слайд №8) Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня .В чужом доме указывают. Лодырю всегда здоровится. Здоровье за деньги купишь. Ложь человека красит. - Согласны вы с этими высказываниями? - Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не). - Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).(Слайд 9) - Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл). - Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный) -Как вы напишите частицу не с глаголами? |
Самостоятельная работа с учебником, ответы на вопросы. Отвечают на вопросы. Формулируют правило. Запись в тетради. |
7 минут |
||||||||||
5.Физ. минутка |
Выполняют физкультминутку. |
1 минута |
|||||||||||
6.Закрепление изученного материала. |
1. Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка. Распредели глаголы на две группы: 1) глаголы с частицей не; 2) глаголы с приставкой не-. (Слайд №11) (Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит. Взаимопроверка (Слайд №12) 2. Ребята, давайте вспомним лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся с не слитно. Работа в парах .На распечатанных листочках даны глаголы и их значения. Работая в паре, учащиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого. Проверка (Слайд № 13) 3. Ребусы 4.Творческое задание по группам. Составьте связный текст из 4-5 предложений на тему «Настоящий товарищ», используя опорные слова ((не) бросит, (не)забудет, (не) подведёт, (не) потакает, (не) жалеет, (не) льстит(Слайд №15) |
Самопроверка и взаимопроверка. Афишируют результаты.
Работа в парах. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. Работа в группах. |
25 минут. |
||||||||||
7.Рефлексия деятельности |
-Закончи предложение: 1. Сегодня на уроке мы узнали о … 2. Я научился… 3. Мне было трудно… 4. Своей работой я … и оцениваю ее на… (Слайд №16) Выставление оценок |
Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. |
3 минуты |
||||||||||
8.Информация о домашнем задании. |
Параграф 16,выучить правило, упр.85. одно задание на выбор. найти и записать 10 пословиц с изученной орфограммой, орфограммы выделить. найти и записать по 2-3 пословицы с изученной орфограммой на разные темы (дружба, чтение, родина, добро и т.д.) |
Запись учащимися задания в дневники. |
1 минута |
Сафонова Елена Валерьевна
Валентина