Напрасно обиженные.
Напрасно обиженные (общая характеристика и внешнее строение земноводных)
Цель: выявить характерные черты внешнего вида и образа жизни земноводных, связанные с их приспособлением к жизни на суше и сохранением некоторых особенностей, присущих обитанию в воде.
Задачи урока:
Познавательная: исследовать образ жизни и особенности строения земноводных, которые стали первыми животными, обитающими на суше.
Развивающая: содействовать развитию познавательных универсальных учебных действий, таких как анализ, сравнение и формулирование выводов.
Воспитательная: продолжать развивать чувство прекрасного и воспитывать бережное отношение к живой природе.
Формы и методы обучения:
Формы: фронтально-групповая
Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
Оборудование: влажные препараты, учебники и справочники, таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные, Лягушка»
Планируемые результаты:
Предметные – ученик сможет выделять существенные признаки внешнего строения земноводных (на примере лягушки); выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классифицировать); сравнивать представителей разных групп земноводных, делать выводы на основе сравнения;
Метапредметные – ученик сможет работать с различными источниками (текстом учебника, рисунками, таблицами, влажными препаратами), извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты своей мыслительной деятельности;
Личностные – ученик сможет задуматься о необходимости бережного отношения к живому (сохранение биоразнообразия) и личной ответственности за состояние природной среды.
Структура урока
№ п/п | Название этапа | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат этапа |
1. | Организационная часть | Проверка готовности к занятию, создание позитивной атмосферы на уроке | Приветствует учеников и проверяет их готовность к уроку | Поверяют свою готовность к уроку | Готовность к обучению |
2. | Актуализация опорных знаний | Повторение и закрепление знаний | Помогает вспомнить, что уже знают и умеют, и как это применимо на практике | Отвечают на вопросы учителя и анализируют ответы одноклассников | Проверка имеющихся предметных учебных знаний. Формирование личностных УУД (самопознание и самоопределение) и познавательных УУД (логические) |
3. | Мотивация к освоению нового материала | Мотивация к учебной деятельности. Определение причин и источников затруднений, создание условий для возникновения познавательных противоречий. Постановка цели | Приводит в качестве эпиграфа высказывание Альфреда Брема: «Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как …» - О каком животном идёт речь? 2 подсказки (загадка и сообщение о том, что им воздвигнуто два памятника). - К какой группе животных они относятся? Почему? - Какие заданные вопросы не получены ответы? - Какова цель нашего урока и как её достичь? | Проявляют интерес к материалу изучения, высказывают свои мысли на основе имеющегося опыта (например: черви, тараканы, лягушки) и формулируют тему и цель урока | Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, отстаивать своё мнение. Умение ставить цели и планировать свою работу. Формирование регулятивных УУД (целеполагание) и познавательных УУД (постановка и решение проблемы) |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий | Реализация построенного проекта | Организация самостоятельной деятельности обучающихся (формируются 4 группы). Выдаются карточки с первым заданием. Работа со словарём. После закрепления и самопроверки выдаётся вторая карточка с заданием по внешнему строению | Проводится исследование проблемной ситуации с использованием метода выдвижения и проверки гипотез, направленного на поиск эффективного решения | Развитие умений в сфере поиска информации. Регулятивные УУД (планирование), познавательные УУД (общеучебные), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласованность действий) |
5. | Первичное закрепление | Проведение первичного закрепления с комментированием | Организует выступление от каждой группы, обмен информацией и выводами | Самостоятельно работают по детально разработанному алгоритму, четко излагают и объясняют полученные результаты, проводят объективную оценку работы групп. | Обеспечение эффективного планирования и оценки учебной деятельности, что способствует развитию независимости, повышению уверенности в собственных силах и формированию позитивного самовосприятия. Личностные УУД (самопознание и самоопределение), регулятивные УУД (планирование), познавательные УУД (логические и общеучебные), коммуникативные УУД |
6. | Физкультминутка | Обеспечение активного отдыха обучающихся. | Проводит физкультминутку: Лягушка прыгает в болото, Ей хорошо там и вольготно. Сова летает над полями, Мышонка здесь вы не видали? Орёл взлетает резко ввысь, Ты отдохнул, давай-ка соберись. | Выполняют физкультминутку, можно пригласить желающего для демонстрации, чтобы остальные повторили движения | Переключение с одного вида деятельности на другой для повышения активности на последующем этапе урока |
7. | Усвоение новых знаний и способов действий | Реализация построенного проекта с самопроверкой по эталону | Организация самостоятельной деятельности обучающихся по составлению схемы классификации животных (сверка со слайдом на доске) по итогам выполнения первого задания. Правильность выполнения второго задания сверяется с данными в наглядных пособиях (влажными препаратами, таблицей, иллюстрацией и текстом учебника) | В процессе практической деятельности применяют полученные знания, решают творческие задачи, эффективно ориентируются в различных источниках информации, а также осуществляют самооценку. | Формируются навыки использования информации из разнообразных источников и выделения необходимых данных для решения учебных задач. Познавательные и регулятивные УУД |
8. | Закрепление изученного материала | Включение информации в систему познания и закрепление полученных знаний. | Обеспечивает структурирование и обобщение совместных достижений в форме игры, известной как «Верю – не верю» | Используют недавно полученные данные | Умение структурировать информацию, объединять разрозненные элементы в целостную картину. Личностные УУД (самопознание и самоопределение) |
9. | Рефлексия | Соотношение цели и результата | Создаёт ситуацию удовлетворённости от работы. - Что нового вы узнали на уроке? - Согласны ли с высказыванием А. Брема? - Изменилось ли ваше отношение к лягушкам и другим земноводным? | Анализируют деятельность по достижению цели | Восприятие оценки своей работы. Личностные УУД (самопознание и самоопределение) |
10. | Домашнее задание | Закрепление изученного материала | § 36, вопросы. Задания по выбору: 1. Подготовить сообщение о земноводных в нашей местности. 2. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в защиту земноводных. 3. Найдите народные приметы и загадки, связанные с лягушками | Выполнение предложенных заданий |