Презентация «Народные праздники как форма духовного развития детей дошкольного возраста»
Народные праздники как форма духовного развития детей дошкольного возраста
Решению проблемы духовного воспитания детей дошкольного возраста может содействовать приобщение воспитанников к культуре своего народа посредством проведения фольклорных праздников. Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах: -народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; -народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.; -методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Главной целью духовного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы духовного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника. В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.
Структура каждого праздника подчинена установленным правилам и традициям: Целеполагание. Цель проведения праздника, как правило, направлена на создание праздничного радостного настроения, формирование основ православной культуры, духовных и нравственных ценностей.
Формулировка задач определяется в зависимости от содержания праздника, возрастных особенностей детей, возникших интересов, накопленных знаний, запросов и потребностей участников образовательного процесса.
Структура праздника зависит от места проведения (групповая, зал, участки детского сада), степени активизации участников (в основе активное участие детей, либо детей и родителей). На мой взгляд, православные праздники по своему содержанию являются нетрадиционными, поэтому каждый из них по-своему уникален.
Начинается православный праздник с благословения духовного наставника. Участниками праздника являются все воспитанники старших групп (по согласию родителей) и желающие родители.
Методы и приемы, используемые педагогами, соответствуют возрасту детей, а содержание опирается на православные традиции.
Предполагаемый результат соответствует поставленным выше задачам. О подготовке и проведении праздника освящается в собственной газете детского сада.
Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Технология подготовки народных праздников: • Подбор литературы и информационное обеспечение, разработка сценария • Подготовка наглядных материалов - творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, оформление зала • Заучивание стихотворений, рассматривание икон, знакомство с их историей, разговор на библейские темы • Подготовка педагогического коллектива, родителей.
Виды народных праздников Фольклорные - Святки, Масленица, Праздник русской березки, Осенины, Проводы зимы. Православные – Покров, Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Троица Семейные- Семейные посиделки, День семьи.
Осенины Колядки
Масленица Пасха
На мой взгляд, результатом работы можно считать возросшую активность педагогов, детей и родителей в организации и проведении православных праздников. Педагоги всегда первые помощники в подборе материалов к празднику, оформлении зала, изготовлении костюмов, а дети и родители – активные исполнители ролей, участники выставок и конкурсов.
Приятно отметить, что в нашем детском саду с большим вниманием относятся к фольклору и к русским народным праздникам. На музыкальных занятиях дети с удовольствием поют мелодичные русские народные песни, озорные частушки, водят хороводы. Я, как музыкальный руководитель, изучила запросы родителей, воспитателей, детей и поняла, что общение с русским народным творчеством обогащает, развивает эмоциональную сферу, делает ее духовно богаче.