Квест как форма развития и средство познавательной мотивации детей дошкольного возраста
Шевелева Екатерина Николаевна
Квалификационная работа
Квест как форма развития и средство познавательной мотивации детей дошкольного возраста
Миасс, 2020
Содержание
1. | Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса | 3 |
2. | Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта | 10 |
3. | Теоретическая база опыта | 5 |
4. | Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения | 12 |
5. | Анализ результативности. | 16 |
6. | Адресные рекомендации по использованию опыта | 19 |
7. | Список литературы | 20 |
8. | Приложение | 22 |
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике дошкольного образования можно считать Квест - игру.
В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности -образовательная деятельность в формате квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
С введением Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Мы, педагоги, формируем социальные умения и навыки будущего дошкольника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода.
В связи с этим квест это одна из новых технологий, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательныхцелей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующиезадачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
В своей деятельности используем несколько видов квест-игр:
линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав. В ряде случаев такую детскую логику можно сравнить с тем, что сегодня принято называть термином «скальпель Оккама». Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.
Структуру квеста строится таким образом:
постановка задачи (введение) и распределение ролей;
список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
конечная цель (приз).
Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест для младщих дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.
Принципы организации квестов.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
все игры и задания безопасны;
задачи, поставленные перед детьми, соответствуют возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
в содержание сценария внедрены разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
задания продуманы таким образом, что они последовательны, логически взаимосвязанны;
игра эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
дошкольники четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
мы продумываем временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно.
Квесты для дошкольников выполняют не только развлекательную функцию, но и реализовывают образовательные задачи. Поэтому задания соответствуют выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого мы четко обозначаем цель предстоящей игры и учитываем технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста бывают самые разнообразные:
загадки;
ребусы;
игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
пазлы;
творческие задания;
игры с песком;
лабиринты;
спортивные эстафеты.
Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявлять и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Теоретическая база опыта
По версии энциклопедии wikipedia.org понятие quest (квест) имеет несколько значений. Приведем примеры некоторых из них:
• Приключенческая игра (quest — поиски), требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
• Quest — поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета. В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей
• Квест — компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач;
• Квест — задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения получаете бонусы. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание
• Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.
Технология может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
Любая образовательная технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И.Н. рассматривает Квест как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.
Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным, занимающие неделю, месяц, квартал.
Квест предполагает выполнение детьми проблемных заданий c элементами ролевой игры. Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Квест направлен на совершенствование у педагогов навыков аналитического и творческого мышления; создавая проект в рамках квеста, повышается уровень методической, информационной и коммуникационной компетенции, нам предоставляется возможность проявить свои творческие и конструктивные способности, совершенствовать навыки владения различными информационными компьютерными программами.
Проанализировав разработанную Сокол И.Н. обобщенную классификацию, и адаптировав ее к реалиям современного дошкольного образовательного учреждения, можно сделать вывод, что возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста.
Все квесты мы формируем на основании перспективных планов по познавательному развитию (Приложение 1) и плану работы по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет (Приложение 2).
Проводятся квесты в самых разных местах: в замкнутом помещении - в группе, в зале, квесты на природе – на участке, вовремя экскурсии. Среди них особенно интересен геокэшинг – квест на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.
Квест - технология имеет ряд особенностей:
- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка;
- образовательная деятельность организована в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей совместно с родителями;
- бывает индивидуальной и коллективной.
В своей работе мы используем разную структуру квеста.
Структура образовательного квеста
Вариант № 1, самый востребованный, так как требует минимум подготовки и является некой диагностикой пройденного материала.
Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.
Вариант № 2, самый трудоемкий в области подготовки самого квеста, но очень интересный.
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Задание, которое понятно, интересно и выполнимо детьми самостоятельно и совместно с родителями. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Мы так же используемквест на примере игры «Форт Баярд», это вариант № 3, он самый интересный, яркий, но трудоемкий для педагога. В нем используется геокэшинг – это ориентировка на местности по системе координат, которую дети очень любят, ну а она в свою очередь несет хорошую образовательную нагрузку.
В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.
Квест – игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель - получить сокровища форта Баярд. Первые задания всегда интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов.
При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно сложив фото - пазлы, получают подсказку и видят, куда направится их команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка (спортивный зал), где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на «мачту корабля», побывать в гостях у «Мудреца» и решить задачу подсказку и т.д. за что получают поощрительные жетоны. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задачи (например: отгадав загадку, нужно пролезть и снять с нее правильную отгадку, загаданную старцем).
Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками.
Мы активно используем квесты в работе с родителями, они помогают реализовать принцип сотрудничества. Сама форма квеста предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между родителями и детьми, а также между самими детьми. Квест создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности,тем самым родитель может непосредственно увидеть своего ребенка в деятельности и попробовать сам выполнить задания на ровне с ним.
Привлекая родителей в квест мы поняли что стали устанавливаться доброжелательные, дружеские взаимоотношения между родителями, детьми и педагогами, мы стали обмениваться опытом. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей и родителей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений.
Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми.
При использовании квеста родители раскрепощаются, получая новые знания. Это эффективный способ обогащать и пополнять знания родителей в воспитании детей. Помогает родителям и детям осваивать новое пространство.
Анализ результативности
Результатом проводимой работы явилась положительная динамика социально-коммуникативного и познавательного развития. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дети стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Результат опыта:
При работе над квестом у воспитанников развился ряд компетентностей:
- самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- сформировалась потребность добывать знания, выстраивать работу по алгоритму;
- приобретен навык, использовать различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде, формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы;
- делать собственный выбор роли, ресурсов.
Педагогическую характеристику социально-коммуникативного и познавательного развития мы проводим по следующим показателям личностного развития:
Для детей 5-6 лет:
способен управлять своим двигательным поведением и проявлениями эмоциональных реакций;
проявляет интерес к мнению и позиции взрослого, задаёт много вопросов, любит слушать рассказы взрослого о жизни;
внимателен к проявлениям чувств и эмоций других людей;
имеет собственную сферу познавательных интересов;
способен играть в различные игры с правилами, выполняя их.
Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики социально-коммуникативного и познавательного развития
детей 5-6 лет
Для детей 6-8 лет
хочет взрослеть;
способен вести себя в соответствии с конвенциональными нормами;
имеет представление о стилях речи и уместности употребления разных форм в разном социальном контексте;
имеет представление о безопасном поведении в быту (опасные предметы), природе, на улице, с незнакомыми людьми;
психологически устойчив к неуспеху, способен настойчиво достигать цели;
играет в сюжетные игры «с продолжением»;
с интересом слушает литературные произведения «с продолжением»;
выполняет инструкции взрослого;
имеет сформированную готовность к школе.
Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики социально-коммуникативного и познавательного развития
детей 6-8 лет
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения квестов;
разработанные квест-игры;
– мастер-классы для педагогов и родителей;
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ - http://mbdou27.ucoz.net/;
личный сайт - http://qwp2011.wixsite.com/mysite-1-copy.
Список использованной литературы
1.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностного ориентированного образования [Текст]/ Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 2000. -355с.
2.Венгер, Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией [Текст] / Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.
3. Гризик. Т.Н. Познаю мир [Текст]/- М.: Просвещение. 2001
4. Доронова. Т.Н. Вместе с семьей [Текст] / - М .: Просвещение. 2005 – 65с
5. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2005.
6. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. [Текст] / О.В. Дыбина. – М., 2002.
7. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
8. Ковинько, Л. Секреты природы – это так интересно! [Текст] / Л. Ковенько. – М: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.
9. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.
10. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – СПБ. РЕЧЬ, 2010.
11. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Педагогический вестник. 1997. №1. с.60.
12. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – М., 1996.
13. Поддьяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 105–117.
14. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.
15. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2004. - 64с.
16. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34–45.
17. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002.
18. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.130-140
19. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. – 2014. – №21.1.
– С. 136-150
20. Якобсон .С.Г, Гризик.Т.И. Примерная основная образовательная программа дошкольного возраста [Текст]/ С.Г Якобсон, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2014 – С. 140 – 148
Приложение 1
Планирование работы по познавательному развитию детей 6-8 лет
Т.И. Гризик Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека
М | Занятия | Вне занятий |
Сентябрь | Занятие «Воспоминание о лете» Занятие в форме прогулки «Улицы моего города» Занятие в форме беседы «Деятельность людей» («Скучен день до вечера, коли делать нечего») Занятие «Солнечная система» | Работа в группе по созданию предметно-развивающей среды Познавательные вечера «Сейчас узнаем» Создание модели Солнечной системы Традиции «Встречи с интересными людьми» Познавательная копилка «Мы их знаем» Ведение календаря жизни группы» «Портреты Июня, Июля и августа» «Портрет Сентября» Познавательное сообщение педагога «Знаете ли вы?» |
Октябрь | Занятие «Земля – мой дом» Занятие «Как люди открывали Землю» Занятие «Разные профессии» Занятие «Как устроена природа» | Традиции «Встречи с интересными людьми» Познавательные вечера «Сейчас узнаем»; «Кругосветное путешествие под Российским флагом» (дальнейшие прослеживание маршрута), «Космическое путешествие (Меркурий, Венера)», «Как устроена природа» (продолжение работы с дидактическим панно) Познавательное сообщение педагога «Знаете ли вы?» Беседа «Чего не знаем Иван – царевич» Ведение календаря жизни группы Портрет Октября Работа с познавательной литературой Познавательная копилка «Мы их знаем» Рассматривание физической карты мира (глобуса). Беседа о водных пространствах (океаны, моря, реки, озера). Беседа о горах (мира и России); рассматривание коллекции камней Групповой праздник, посвященный Международному дню пожилых людей (концерт для бабушек и дедушек воспитанников группы) |
Ноябрь | Занятие «Как устроена живая природа» Занятие «Россия. Москва» Занятие «Мой край (Моя республика)» Занятие «Что и как влияет на живую природу. Тепло» | Традиции «Встречи с интересными людьми» Познавательные вечера «Сейчас узнаем»; «Кругосветное путешествие под Российским флагом» - дальнейшие прослеживание маршрута; «Космическое путешествие (Луна)»; эксперимент «Темный космос»; «Проводы Осени» - итоговый праздник Продолжение работы по теме «Мой край» Ведение календаря жизни группы Портрет Ноября Работа с познавательной литературой Подкормка птиц Познавательное сообщение педагога «Знаете ли вы?» Познавательная копилка «Мы их знаем»; работа с панно «Природа Земли» |
Декабрь | Занятие «Что и как влияет на живую природу. Свет» Занятие «Результаты деятельности человека» Занятие «Страны – соседи России» Занятие «Праздник в нашей жизни» | Познавательные вечера «Сейчас узнаем»; «Кругосветное путешествие под Российским флагом» - дальнейшие прослеживание маршрута; «Мой край» - продолжение работы; «Космическое путешествие (Марс)» Познавательная копилка «Мы их знаем»; работа с панно «Природа Земли» (разные классификации животного и растительного мира) Традиции «Встречи с интересными людьми» Ведение календаря жизни группы Портрет Декабря Подкормка птиц Беседа о празднике Нового года Работа с познавательной литературой Познавательное сообщение педагога «Знаете ли вы?» Наблюдение за растением (изменение направления листьев по отношению к свету) |
Январь | Занятие «Что и как влияет на живую природу. Влажность (вода)» Занятие «История вещей» | Познавательные вечера «Сейчас узнаем»; «Кругосветное путешествие под Российским флагом» - дальнейшие прослеживание маршрута; «Космическое путешествие (планеты-гиганты Юпитер и Сатурн)»; «Мой край» - продолжение работы Беседа о празднике Новый год Подкормка птиц Беседа о семейных праздниках (Новый год. Рождество) Работа с познавательной литературой Познавательное сообщение педагога «Знаете ли вы?» Познавательная копилка «Мы их знаем»; работа с панно «Природа Земли» Коллекция «История вещей» |
Февраль | Занятие «Что и как влияет на живую природу. Загрязнение окружающей среды» Занятие «Материалы» Занятие «Зависимость деятельности людей от природных условий» Занятие «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» | Познавательные вечера «Сейчас узнаем»; «Кругосветное путешествие под Российским флагом» - дальнейшие прослеживание маршрута; «День российской науки» - беседа; «Мой край» - продолжение работы; «Космическое путешествие (планеты-гиганты Уран и Нептун)» Познавательно-развлекательные рассказы о науках (археология) Традиции «Встречи с интересными людьми» Групповой праздник, посвященный мальчикам группы Подкормка птиц Итоговый групповой праздник «Проводы зимы» Работа с познавательной литературой Создание экспозиции «Славные дети Отечества», посвященной Дню защитника Отечества Познавательное сообщение педагога «Знаете ли вы?» Познавательная копилка «Мы их знаем» Коллекция разных материалов (металлы, керамика, пластмассы, волокна и древесины) и изделия из них Коллекция «История вещей» (рассказать об 1-2 предметах) |
Март | Занятие «Взаимосвязи в природе» Занятие «Пищевые цепочки» Занятие «Отношения между людьми» Занятие в форме соревнования «День здоровья» (итоговое мероприятие) | Познавательные вечера «Сейчас узнаем»; «Кругосветное путешествие под Российским флагом» - дальнейшие прослеживание маршрута; «Космическое путешествие»; «Вода, вода, кругом – вода – беседа, посвященная Всемирному дню воды «Мой край» - продолжение работы Познавательно-развлекательные рассказы о науках (зоология, ботаника) Традиции «Встречи с интересными людьми» Подкормка птиц Групповой праздник, посвященный девочкам группы Познавательная копилка «Мы их знаем» (взаимосвязи в природе) Познавательное сообщение педагога «Знаете ли вы?» |
Апрель | Занятие «Как животные спасаются от врагов» Занятие «День космонавтики» Занятие «День земли» (22 апреля) Закрепление полученной информации в дидактических упражнениях на классификацию (на усмотрение педагога) | Традиции «Встречи с интересными людьми». Познавательно-развлекательные рассказы о науках (астрономия) Познавательные вечера «Сейчас узнаем»; «Кругосветное путешествие под Российским флагом» - дальнейшие прослеживание маршрута; «Космическое путешествие» - итоговое мероприятие; «Мой край» - итоговое мероприятие Познавательная копилка «Мы их знаем» (Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки) Коллекция «История вещей» |
Май | Праздник знаний | Познавательные сказки |
Приложение 2
План работы по воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет
План составлен по методическому пособию для воспитателей Е.В. Соловьёва, Л.В. Редько Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет, 2015
Месяц | Образовательный Цикл | Продуктивная деятельность | Праздники | Наглядное пособие |
Сентябрь- Октябрь | «По следам сказочной полбы» история происхождения злаковых и рассказ о хлебе в культурах разных народов - 1-7 Беседа о злаках (пшеница, рожь, овёс, ячмень, пшено, рис, гречиха.) - Беседа «История создания хлеба» - Беседа «Хлеб разных стран» | - Изготовление хлеба разных народов из соленого теста | - «Интернациональный праздник хлеба» - для праздника хлеба необходимо приготовить как можно больше разных видов хлебных изделий. На красивом вышитом рушнике красуется, как именинник привычный белый батон. На столе стоит соль, масло, мед, варенье. | -Исторические представления. - Лепбук «Музей хлеба» «Русская народная культура» «Каша радость наша» - картинки хлеба разных народов мира. - разные каши. -Люди в национальных костюмах мира. - картинки связанные с хлебом. |
«Праздники урожая в разных странах» - Вспомните с детьми сказки, в которых встречается яблоня и её плоды («Гуси- лебеди», «Крошечка-хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина). - Прочитайте детям сказку В. Сутеева «Мешок яблок». | - Изготовление кукол из соломы. - Декорируем сноп. - Сочиняем сказку про яблочко. | - Кулинарный мастер-класс: «Печём яблочный пирог» (возможно в нескольких вариантах — пирожки, открытый пирог, шарлотка). | ||
«Путешествия репки и её друзей» | - Изготовление папье-маше «Репка», «Картофель», «Морковь», «Свекла», «Капуста», «Лук», «Огурец», «Помидор» | - Беседа-инсценировка «Путешествия репки и её друзей» | ||
Ноябрь –Декабрь | «Путешествие по странам и континентам» - Путешествие по карте - Путешествие во времени - - Лента времени - Беседа «Традиции празднования Нового года и Рождества в разных странах» | - Изготавливаем игрушки для украшения ёлки. - Изготавливаем новогодние поздравительные открытки для родных и близких. - Изготавливаем подарки для членов семьи. Разучивайте с детьми стихи и песни разных стран, посвящённые Новому году. - Ведение адвент-календаря | - Праздник «Новогодние Волшебники» | - карта мира или глобус -Лента времени - папки о разных мировых искусствах. (икебана, оригами…) - отдельный уголок - картинки стран и людей живущих там. Лепбук « Дед мороз» и « Новый год» |
Январь | «Путешествие с чаепитием» - Беседа «Что такое этикет?» - Беседа «Культура трапезы» - Беседа «Откуда появился самовар?» - Беседа «Чаепитие на Руси. (2)» - Отрывок А.Н Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино». - Беседа «Чаепитие в разных странах» | -Разнообразные салфетки аппликации. -Учимся Сервировать стол ко дню рождения игрушки. - Рассматривание с детьми картины: Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем», К. А. Коровин. «За чайным столом», Т. Е. Мягков. «Семейство за чайным столом», К. С. Петров-Водкин. «За самоваром», В. Е. Маковский «Вечеринка», В. Ф. Стожаров. «Чай с калачами». - Рисуем красками натюрморт с самоваром. | - Мастер-класс «Сервировка чайного стола» - Итоговое открытое мероприятие с родителями «Путешествие с чаепитием» - Мастер-класс «Чаепитие по японски» стр 42. | - исторические картинки чаепития разных стран (для бесед). - Картинка самовара с названиями его частей. -Картинки чаепития на Руси. - Летбук «этикет за столом» - Книга Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». - Картины: Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем», К. А. Коровин. «За чайным столом», Т. Е. Мягков. «Семейство за чайным столом», К. С. Петров-Водкин. «За самоваром», В. Е. Маковский «Вечеринка», В. Ф. Стожаров. «Чай с калачами». |
Февраль | «Образы животных в культурах разных стран» -Знакомство детей с произведениями анималистической живописи и скульптуры. - Чтение детям сказок о животных. - Чтение детям легенд о животных разных народов. - Рассматривание с детьми украшения, которых используются образы животных. - Тематические беседы об образах животных: -кошка –змея –заяц –черепаха –лев –Дракон -Жар-птица -слон-обезьяна –корова –мышь- медведь –волк –лиса –муравей -пчела-рыба –бабочка –жук -орёл, сокол –голубь –лебедь | - Нахождение животных в архитектурных сооружениях. - Рисуем священное животное. | - Проект « Животные моей родины, моего края». (рассказы о своих домашних животных) | -папка с символами животных на гербе. -сказки легенды, песни о животных разных народов мира. -папка с изображением скульптур, украшения и картин с животными. |
Март | «Во имя розы….» -Беседа по вопросам. «Сказки, сочинённые детьми и воспитателями» -Беседа о розе с опорой на наглядный материал. -Беседа о впечатлениях детей. -Чтение худ. произведений о розах. - Занятие «Путешествие в Болгарию», рассказ о выращивании роз и производстве парфюмерии. | - Рисование розы с натуры. (Роза как декоративный элемент в народном искусстве: гжельские, городец изделия, павловопосадские платки. Роза в ювелирных украшениях. Роза в архитектуре (окна-розетки), рельефы и т. п.) - Сочинение сказок о розах. – - Изготовление книжек – малышек. | - «Бал феи Роз» - Международный женский день - Творческая мастерская: знакомство с искусством составления букетов. Европейская традиция составления букета. Бутоньерка. Свадебный букет. Японская традиция составления букета — икебана. Индийские традиции украшения цветами — венки и гирлянды. | - Картинки с изображениям разных видов роз. -Художественные произведения о цветах. - Алгоритм роста розы. - Выставка детских работ. - Парфюмерия - Раскраски с различными народными росписями (гжельские, городецкие, павлопосадские платки). - Изображение розы в ювелирных украшениях, в архитектуре, рельефы. и.т.д. |
Апрель Май | «Хоровод детей планеты» - Что такое страна. Наша столица – Москва. - Карта полушарий. - Наши дома. - Моя семья. - Наряжаемся. - Наши увлечения. - Домашние любимцы. - Герои сказок разных стран. - Мы проголодались. - Это пришло из Мексики - Сделано в России с гордостью. - Мы все любим играть - Разные национальности. | | - Изображение (Москва, Кремль, собор Василия Блаженного, Большой театр, Останкино, памятник А.С . Пушкину с подписями). -Изображение видов своего города и герба. - Карта на которой показаны границы государств и указано название. - Папка флагов (России, Канады, США, Мексики, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Китая, Японии, Индии). -Изображение различных домов (изба, иглу, вигвам, небоскрёб, коттедж, хижина). - Фотографии семей детей и семей разных народов. -Изображение людей в национальных костюмах, повседневной, деловой одежде, профессиональной одежде, образцы одежды высокой моды. -Изображение детей разных национальностей играющих в различные игры. Изображение детей разных национальностей с домашними животными. -Изображение русских героев и зарубежных. -Изображение людей разной национальности с едой. - Картинки что связано с Мексикой…. -Русское декоративно-прикладное искусство. - Профессии разных национальностей. - Дети разной национальности. |