Статья «Народные праздники в детском саду как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре»
Ермохина Ольга Николаевна,
учитель-логопед ,воспитатель
Воронова Оксана Ивановна воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 42, г. о. Самара
Народные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
Дошкольный возраст – это возраст активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Именно в дошкольном возрасте ребенок знакомится с произведениями устного народного творчества: сказками, играми, потешками, колыбельными, скороговорками, считалками и т. д. Фольклор любого народа необыкновенно богат, он является основой любой национальной культуры, созданной народом. Воспитание на национальных духовных традициях способствует уважению с детства к родной национальной культуре.
Одним из основных компонентов, составляющих культуру любого народа, является праздник. Он несет в себе целый набор традиций и обычаев. Как правило, украшением этого события являются народные игры, песни, частушки, поговорки и потешки. Праздник знакомит детей и с национальной кухней, прикладным искусством. Все это в целом делает национальную культуру привлекательной, понятной для детей дошкольного возраста. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» - говорил В.А. Сухомлинский.
В нашем детском саду, приобщая детей к народной культуре, мы изначально отвели ведущее место народным праздникам. Это интеграция речевой, игровой, музыкальной, продуктивной и театральной деятельности. Основная цель нашей работы: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через народные праздники. Где основные задачи: знакомить с народными праздниками и обычаями, народными промыслами; активизировать речь, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к русской национальной культуре; воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
С давних времен крестьянские народные праздники на Руси имели особую историю. Они создавались на основе земледельческого календаря, которому подчинялась вся жизнь крестьянина. Наш календарно – тематический план построен на праздниках русского народа. Например сентябрь - «Осенины», январь - «Зимние забавы», Рождество, Старый Новый год; февраль - март – «Масленица»; март - «Жаворонок»; апрель- «Пасха»; июнь- «Праздник русской березки».
Придерживаясь нашего календарно – тематического плана, в начале осени мы проводили с детьми замечательный праздник «Осенины». «Осенины» - древний праздник прощения с летом, и встречи осени. Когда–то по старинному обычаю осень встречали трижды 14, 21 и 27 сентября. Этот праздник мы украсили яркими и звучными народными песнями. Русские песни необычайно мелодичны, певучи, поэтому ребята с удовольствием танцевали под песни, водили хороводы. Пели о сборе урожая, о наступающей холодной осенней поре, о том, что зима не за горами. Через праздник «Осенины» дети оценили, какой тяжелый труд был вложен в сбор урожая. При подготовке к «Осенинам» знакомили детей с пословицами и поговорками, читали русские народные и авторские сказки. Например, есть такая старинная русская сказка «Глупый барин», в которой говорится о том, как Осень обиделась на людей за то, что Глупый барин запретил ее встречать, величать, благодарить, и люди чуть было не остались без урожая. Или сказка «Мужик и медведь» о находчивом крестьянине. Кроме того, рассматривали картины известных художников: обсуждали национальные костюмы, подмечали настроение людей, праздничное убранство. Дети большие выдумщики. После ярких праздничных событий они сочиняли сказки об осени, изготавливали книжки самоделки, вместе с родителями устроили выставку осенних поделок из овощей и фруктов.
Известно, что на формирование мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов. И очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получали первичные знания в дошкольном возрасте. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность. Невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.
«Рождество» - религиозный праздник, он посвящен рождению Иисуса Христа, но он объединяет людей разных национальностей. Календарь Рождества включает сочельник с 6- 7 января; ночь накануне Рождества, само Рождество 7 января, Святки с 7-по 19 января. И вот в Святки есть старинный рождественский обряд - «Пришла коляда – отворяй ворота». Этот обряд несказанно нравится нашим детям. Он проникнут и таинством шуточных гаданий, веселым перезвоном колокольчиков, величавой героиней – Рождественской звездой, костюмами. Вот где можно было нарядиться в любимого сказочного героя, да и родители не остались безучастными. Они щедро одаривали колядовщиков вкусными угощениями. Папы переоделись в героев сказок, был даже черт, но дети, чувствуя добрую атмосферу старинного обряда, с удовольствием проговаривали слова колядовщиков. Звонари звенели колокольчиками, звездарь держал красивую Рождественскую звезду, корзинки колядовщиков пополнялись вкусными угощениями. Атмосфера праздника была дополнена оформлением группы печкой, яркими платками, чугунками и ухватом. А добрая хозяйка Маланья встречала гостей, загадывала загадки, гадала на чугунках. Дети с родителями играли в народные игры.
Еще один замечательный праздник - Масленица, радует и детей и взрослых. Это долгожданное прощание с зимой, встреча весны. Любимый народный праздник, что не день, то событие. Понедельник – Встреча Масленицы, вторник - Заигрыш, среда - Лакомка, четверг - Разгуляй, пятница - Тещины посиделки, суббота - Золовкины посиделки, воскресенье - Прощенное воскресенье. Мы с детьми переодевались в народные костюмы, играли в игры, ели блины, делали из лоскутков Масленицу. Активными помощниками всегда оставались родители: пекли угощение для детей, готовили декорации для украшения группы к празднику. Закончился праздник сбором наших детей и родителей на главной площади Самары.
Во время празднования самого главного христианского праздника Светлого Христового воскресенья наши родители стали активными героями сказки «Курочка Ряба». Тут были и бабка с дедом, и курочка, и мышка, а дети цыплятки. Шуточные пасхальные народные игры «Бой крашенками», «Катание яиц», «Прятание яиц», «Попади в гнездо», «Воротца» объединили и детей и взрослых. Одним из украшений стола была выставка творческих работ «Пасхальный перезвон».
А каким ярким и добрым стал праздник «Жаворонок», посвященный прилету птиц. Дети научились лепить из теста жаворонков. И когда эти замечательные кулинарные произведения запеклись в духовке, радость испытали все, и родители и дети. Праздник украсили русские народные песни, заклички. Их дети проговаривали и во время хоровода, и во время игр, и когда лепили из теста.
Скоро лето. Июнь - «Праздник русской березки». Дети уже в ожидании этого доброго и яркого праздника, и не только дети. Родители вносят интересные предложения и готовы принять участие в подготовке к празднику.
Хочется заметить, что благодаря нашему тесному сотрудничеству с родителями, их непосредственному участию, народные праздники стали важными событиями в жизни детей. И традиции и обычаи русского народа, отражаемые в праздниках, объединяют нас взрослых, заставляют с интересом относиться к истории нашего народа, а в детях развивают чувства прекрасного, воспитывают патриотизм. Народные праздники входят в жизнь ребенка ярким событием и надолго остаются в памяти.
Список литературы
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010 – 280с.
Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.
Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2003._128 с. (Развивающие сказки для детей.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Куликова С. Ю «Детям о традициях и праздниках русского народа» - СПБ.: ПАРИТЕТ, 2015 – 96 с.