Статья «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Коршунова Е.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №12», г. Ангарск.
Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач современного образования.Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на развитие таких качеств личности у детей, как любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение.
Кроме того, в последнее время запросы современных родителей направленны на художественно-эстетическое образование детей и поэтому стала необходимость включения в образовательный процесс разных форм, технологий направленных на развитие детской инициативы в продуктивной детской деятельности.
За долгие годы опыта работы с детьми в направлении творчества отвожу значительное место художественному конструированию, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития творческих способностей детей. Художественное конструирование в силу его созидательно – преобразующей природы, носит подлинно творческий характер. В его русле создается условия для развития воображения и интеллектуальной активности дошкольников.
В процессе работы с детьми на занятиях по художественному конструированию и из анализа детских работ обратила внимание, что у детей недостаточно сформирован уровень ручных умений и навыков, самостоятельности в выборе средств воплощения, исформированноститворческого воображения. Передо мной стояла задача, как организовать свою работу, через какие интересные формы совместной деятельности, чтобы ребенок смог раскрыть свой творческий потенциал, развить творческие способности и самореализоваться в творческой деятельности.
Поэтому мной была выбрана одна из форм неорганизованных занятий – как мастерская, гдевзаимодействие с ребенком выстраивается в сотрудничестве партнерстве (детско-взрослого сообщества.)
Такая форма помогает педагогу гибко проектировать работу с детьми, подбирать содержания, учитывать интересы, склонности предпочтений каждого ребенка. К тому же такая форма работы мобильно подстраивается в режимные моменты образовательного процесса ДОУ и не ограничивает инициативу ребенка во времени, и не имеет временного конца, то есть ребенок может возвращаться к продукту творчества в течение всего дня.
Поэтому целью моей работы в мастерскойстала «самореализация детей старшего дошкольного возраста в творческой художественной деятельности».
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
Развитие способности к восприятию эмоционального отношения к миру.
Развитие способностей к исполнительству, осуществление художественного замыслав конструктивной деятельности.
Развитие умения планировать свою творческую деятельность, развивать волевые усилия для достижения поставленной цели.
Развитие творческих способностей.
В основу системы работы по художественному конструированию стали идеи следующих исследователей: обэтапности развития творческих способностей в разных видах деятельности (Л.А.Венгер); разные типы продуктивной деятельности (И.А.Короткова); технология сотрудничества (О.С.Газман), интеграция разных видов деятельности(Д.И.Воробьева) и исследования в направлении художественного конструированияЛиштван, А.Р. Лурии, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьякова, О.А. Сафонова и др.
Свою работу в мастерской выстраиваю на следующих принципах:
Принцип самоактуализации – поддержка способностей детей в творческой деятельности.
Принцип сотворчества – совместная деятельность взрослого и ребенка.
Принцип индивидуальности – учет индивидуальных способностей возможностей и их развитие.
Принцип выбора – без выбора невозможно развитие индивидуальности.
Принцип творчества и успеха – позволяет развивать свои индивидуальные возможности, способности.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы, направленные на развитие творческой задачи:
Проблемно-поисковые (поиск разных способов моделирования с бумагой: во что можно превратить? Как это сделать? На что похожа линия, пятно?)
Приемы вживания в образ (через пластическое перевоплощение в образ)
Погружение в воображаемую ситуацию (Представь, что ты оказался в сказочно лесу и т.д.)
А также мной используются приемы такие как:
На привлечение к творческой деятельности
Запаздывающий прием, где педагог не показывает сразу готовые решения творческой задачи
Эмоциональная поддержка к практической деятельности
А также разные игра направленные на творческую задачу (Например, «Скульптор и глина»)
Организация работы творческой мастерской реализуется в разных режимных моментах детского сада:
В утренний отрезок времени, Вечерний отрезок времени, осуществляется в проектной деятельности, и через совместную самостоятельную деятельность детей.
В работе использую разные формы совместной деятельности с детьми:
Такие как: Игра – путешествие; Коллективная работа; Игра – соревнование; Игра экспериментирование.
Содержание работы с бумагой включает в себя следующие направления:
Конструирование (предметноплоскостное, предполагает создание предметно плоскостных изображений, например, кошка дом птица)
Объемные (Создание объемных поделок из бумаги – цилиндры, конусы, рельефная полоска)
Сюжетная (Создание сюжетных композиций отражающие реальные сказочные события – «космос», «пейзаж» и другие)
Декоративные (Включающие в себя орнаменты и узоры, которыми можно украсит интерьер, разные предметы)
Работу с детьми строю поэтапно:
На первом этапе дети знакомятся с разными свойствами бумаги через разные органы восприятия: рассматриваем бумагу, свойства бумаги, узнаем какой материал – прозрачный, переливается, плотный, блестящий.
С помощью слуха осваиваем разную тональность звучания материала – бумаги.
С помощью тактильного восприятия чувствуем фактуру материала – гладкая, шерстяная шершавая.
Органы обоняния позволяют почувствовать запахи бумаги.
Работая с бумагой узнаем разные способы работы с ней. Что можно сделать с бумагой? (Рвать, мять, катать, обрывать, рисовать, создавать чеканку)
Исследование бумаги разной фактуры позволяет нам сравнивать бумагу с другими материалами такими как ткань, природный материал и другие.
На втором этапе дети осваивают простейшие способы вырезывания (Силуэтная, симметричная, ленточная, многофигурная)
Совместно с детьми находим разные способы рационального быстрого вырезывания.
На третьем этапе с детьми осваиваем разные способы создания и преобразования бумаги (изучаем моделирующую её функцию)
Дети изготавливают объемные поделки в виде конусов цилиндров игрушек.
На четвертом этапе дети знакомятся с разными техниками работы с бумагой (Обрывная, мятая, рельефный завиток, коллаж).
Такая работа позволяет ребенку увидеть не ограниченные свойства бумаги сочетать смешивать техники, создавать разнообразные композиции иобъемные поделки.
Для реализации творческих задач в мастерской предлагают детям разные типы развивающих заданий в продуктивной деятельности, исходя из возможностей и способностей каждого ребенка. Такие задания подбираются от простых к более сложному, помогают овладеть детям обобщёнными способами анализа, учат наглядному моделированию, способствуют развитию образного мышления, познавательных способностей, активизируют мышление в процессе труда развиваются самостоятельные поисковые решения и творческоевоображение. Детям, вновь пришедшим в студию, предлагаются простые типы работ: работа по образцам требующая анализа (как это сделано,и как сделать работу внеся свой замысел.) Такие задания обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности. Для детей, имеющих определенные навыки в творческой деятельности, предлагается работа с незавершенными продуктами, требующие дополнения и работу с готовыми шаблонами и трафаретами(во что можно превратить недостроенный макет, пятно, начатый контур). Для детей, имеющих определенный опыт в творческой деятельности, владеющими разными изобразительнымитехниками, способными самостоятельно планировать свою творческую деятельность, предлагаем следующие типы работы: по графическим схемам, схемы выкройки, технологические карты, собственные эскизы детей. По данным моделям ребенок создает свой продукт творчества. А также задания по словесному описанию или по заданным условиям,носящим проблемный характер:например, создать поделку по прочитанной сказке, рассказу или создать платье, головной убор «Королеве осени».
Свою работу с детьми выстраиваю в направлении личностно – ориентированного взаимодействия. Направленный на решение познавательно – творческих задач. Совместно с детьми включаюсь в творческую деятельность, становлюсь живым образцом планомерной творческой работы. Совместно с детьми проектирую условия художественной творческой деятельности, обсуждаем творческие замыслы. В процессе творчества поддерживаем интерес и инициативу,возможности каждого ребенка его успешность, предоставляя возможность для самостоятельной работы каждому ребенку. Таким образом вырабатываем собственное новое отношение – «ребенок – взрослый» - от наблюдения к соучастию, эпизодическому участию, партнерству, сотрудничеству.
Безусловно для осуществления планомерной развивающей работы с детьми мною создаются необходимые условия развивающей среде группы. Это наличие мобильной мебели; для организации педагогического процесса подобраны разные предметы для индивидуального самостоятельного творчества ребенка; полочки для выставочных незаконченных работ; выставочные стены в помещении группы приемной комнат; детям предлагается разнообразный изобразительный материал, бумага разной фактуры, шаблоны схемы выкройки, схемыподсказки, технологические карты. Развивающая среда обогащена разными видами конструкторов. В работе используются авторские игры: Б.Никитина, Е.Даниловой, Воскобовича, Перельмана,которые стимулируют активный самостоятельный поиск способов воплощения замыслов и развивают творческие способности воображения, фантазию, способности к моделированию художественного конструирования. Так же использую в своей работе конструкторы плоскостные: («Мировые головоломки», «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)
Свои творческие идеи, замыслы дети реализовывают в познавательно - творческих проектах через разные формы: Игра путешествия, коллективная работа, игры соревнования, игры экспериментирования. Такие творческие проекты развивают познавательно - творческий интерес к художественной деятельности у детей и развивают такие качества личности как активность, инициатива, самостоятельность.
Моя работа в мастерской не ограничивается работой с детьми. Наши родители активные участники творческих встреч. В совместно детско- взрослом сообществе проживаются разные проекты: «С любовью к России», «Архитектурная фантазия», «Сказка в гости к нам пришла», а также родители принимают активное участие в садовских конкурсах по художественному направлению.
Таким образом стабильная систематическая работа в данном направлении позволила мне повысить качественно уровень творческого развития детей в художественном конструировании. Позитивные результаты моей работы показали, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления. Дети умеют работать в коллективе, самостоятельно работают по образцам, схемам чертежам. Значительно повысился уровень ручных умений, работы с бумагой. А также работами детей оформляются холлы детского сада, групповые помещения, организовываются персональные выставки. Дети становятся участниками творческих конкурсов различного уровня. Свой опыт я оформила в пособие для педагогов, гдеразработаны диагностический пакет выявления способностей к художественному конструированию. Разработан тематический план работы с детьми, технологические карты работы с бумагой, описана методика поэтапного освоения работ с бумагой. Содержание данного пособия практико-ориентировано, апробировано в практической деятельности ДОУ; содержит современные личностно-ориентированные подходы в образовании (методы и приемы развивающего общения с ребенком); выделены художественные способы решения творческой задачи.