12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Анастасия22
Россия, Челябинская обл., Челябинск
5

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кокина А.В.

(преподаватель ГБПОУ «ЧелПК», Челябинск)


   Экологические проблемы в современном мире являются одними из самых важных проблем человечества на сегодняшний день. Именно вопросы экологии нужно решать в первую очередь, поскольку если природа вокруг нас погибнет, то погибнет и все человечество. Прививать уважение к природе и отношение к ней, как самоценности нужно уже в детстве, поскольку заложить основы правильного отношения к природе гораздо легче, чем перевоспитать взрослую и уже сформировавшуюся личность.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов природы, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [1] .

  Проблемой формирования экологических представлений детей дошкольного возраста занимались И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Л.И.Уланова, Г. Филиппова, В. Фокина.

  С.Н. Николаева считает, что «экологическое образование объединяет в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания». Она утверждает, что формирование экологических представлений является начальным этапом экологической работы. С. Н. Николаева отмечает, что формирование представлений о росте и развитии растений и животных успешно складывается, когда они могут регулярно наблюдать за живыми существами [2].

  Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте - игра. Народная игра - это игра популярная и широко распространенная в определенный исторический момент развития общества, она отражает его характерные черты и претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических и национальных изменений. Народные подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы, а следственно и формируют у детей экологические представления [3].

 Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений должен проходить в несколько этапов, для каждого из которых будет разработан индивидуальный комплекс народных игр. На первом этапе народные игры о домашних птицах и их повадках, сравнение с дикими птицами, сходства и различия внешнего строения, польза для человека. В этот блок войдут такие игры как «Утка и гусь», «Курочки», «Петушок», «Петушиный бой», «Голуби и кот». На втором этапе игры посвящены формированию представлений о водоплавающих птицах. Так же сюда войдут знания о питании и особенностях строения данных птиц. Нами были подобраны такие игры как «Селезень и утка», «Утена». На третьем этапе мы рассматривали способы питания птиц, а так же их индивидуальные особенности, например, некоторые птицы, являются вестниками весны, переносят семена растений, уничтожают вредителей. В этот блок вошли такие игры как, «Пчелки и ласточка», «Сова», «Ястреб», «Дятел». Четвертый этап знакомит дошкольников с зимующими и перелетными птицами, особенностями их жизни, о значении птиц для человека, а также о причинах, которые заставляют птиц менять среду обитания вместе с переменой сезона. Нами были подобраны такие игры как «Воробей», «Ласточки», «Жаворонок», «Филин и пташки», «Перелетные птицы», «Накорми птенцов».

 Таким образом, именно в дошкольном возрасте формируется экологически культурная личность. Поэтому народные игры являются одним из основных средств экологического образования детей дошкольного возраста. В играх ребенок познает окружающий мир, учится бережно относиться к природе, знакомится с трудом взрослых.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. М.: Академия, 2008. 184 с.

3. Покровский, Е.А. Детские игры / Е.А. Покровский. М., 1989. 235 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.