Урок биологии в 6 классе «Насекомые. Просто насекомые»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Новгородская Наталья Юрьевна
Класс: 6 Дата: Предмет «Живая природа Иркутской области»
Тема урока: Насекомые. Просто насекомые
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: Изучить особенности внешнего строения и жизнедеятельности насекомых; расширить представления обучающихся о многообразии насекомых и их роли в природе и жизни человека
Задачи: создать условия для знакомства обучающихся с представителями класса «Насекомые»;
способствовать развитию общеучебных умений: интеллектуальных, информационных, коммуникативных;
развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности: сравнения и обобщения.
способствовать формированию научного мировоззрения, умения работать в парах, культуры учебного труда.
Оборудование: коллекция насекомых, раздаточный материал, лабораторное оборудование, таблицы и схемы «Насекомые».
Планируемый результат:
Предметные:
1. знать, кто такие насекомые: внешнее строение, системы органов и их функции
2. умение определять роль насекомых в природе и в жизни человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
3. принимать и сохранять учебную задачу на уроке; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
4. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные:
5. строить сообщения в устной и письменной речи;
6. умение работать с текстом, выделять в нем главное, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.
Коммуникативные:
7. владеть диалогической формой коммуникации;
8. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Личностные:
9. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; целеполагание
10. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к природе.
Характеристика и содержание этапов урока
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД * | Содержание педагогического взаимодействия | Образовательные результаты | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предмет- ные | Личност- ные | Метапред- метные | |||||
1) Организационный этап. | 1 мин | | | | Приветствие учащихся | Приветствие учителя | | | |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5-10 мин | Мотивация к учебной деятельности. Проверку д/з мы проведем в виде биологического диктанта. Учащиеся 1 варианта выписывают утверждения о пауках, учащиеся 2 варианта выписывают утверждения о клещах. (Задание на экране) 1. Сооружают классические сети, состоящие из радиальных и спиральных нитей - п 2. Три пары членистых конечностей. –н 3. Бокоходы великолепно маскируются – п 4. Имеют очень мелкие размеры (0,2-0,3 мм) - к 5. Имеется одна или две пары крыльев. ---н 6. Максимальная активность отмечается весной и в первой половине лета – к 7. Заболеваемость энцефалитом в Иркутской области связана – к 8. Обитают в подстилке под корой деревьев, в ходах древогрызущих насекомых – п 9. Компактное тело с очень длинными ногами, позволяющими быстро передвигаться на далекие расстояния – п 10. Выше одного метра не поднимаются - к Ответы на экране: пауки—1,3 ,8, 9 клещи-- 4,6,7, 10 (взаимопроверка, оценка) Тем, кто нашел лишние 2 признака 1 балл. Учитель. Каких организмов характеризуют лишние утверждения? Что это за животные? … кому известны эти существа? Где только их нет! Они носятся милиардами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, лесах, в общем, везде. Учитель. Правильно, это насекомые. Какому царству, типу, классу, они относятся? Учащиеся: Царство животные, тип Членистоногие, класс Насекомые. Слайд (видео на экране, жужжание пчел) На лyгy весёлый бал Учитель. Представили себя на лугу, среди этой красоты? По исследованиям ученых на каждого человека приходится по 250 насекомых. Количество видов насекомых больше, чем количество видов всех животных и растений вместе взятых. Как вы думаете, с чем это может быть связано? (Предположения учащихся). Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно подготовить план действий. Учащиеся: Изучить внешнее и внутреннее строение насекомых. | Биологический диктант (Проверка д/з) | Ф | Зачитывает вопросы биологического диктанта Предлагает сформулировать цель занятия и задачи (вопросы) на которые учащиеся должны ответить в течении занятия, чтобы достичь цели. | Слушают и выписывают утверждения о пауках и клещах Находят лишни признаки организмов и определяют к кому они могут относиться Формулируют цель урока, и вопросы необходимые для решения, отражающую необходимость выявить особенности внешнего и внутреннего строения насекомых, их многообразия в Иркутской области | 1,2 | 9 | 3,4 |
3) Актуализация знаний. | 3 мин | Что вы знаете о насекомых? Где вы встречались с их представителями? | диалог | Ф | Предлагает вопросы для обсуждения и демонстрирует фотографии и коллекции насекомых. | Отвечают на вопросы, рассказывают, где они видели данных представителей в своей жизни. | | | 5,6 |
4) Первичное усвоение новых знаний. | 10-15 | Лабораторная работа «Изучение внешнего и внутреннего строения насекомого». | Практическая работа | П | Инструктаж по выполнению лабораторной работы. Контроль за выполнением лабораторной работы. Помощь в выполнении практической части | Выполняют задания согласно инструктивной карте к лабораторной работе. | 1,2 | | 8 |
| | Всем ли удалось найти по рисунку части тела насекомого, предложенные в лабораторной работе? Определили системы органов и их функции? | диалог | Ф | Предлагает обсуждение выполнения лабораторной работы | Обсуждают внешнее строение насекомого, все ли части тела удалось найти согласно схеме, системы органов и определить их функции | 1,2 | 9 | 7,8 |
| | | Практическая работа (Продолжение) | Г | Предлагает сравнить разных представителей данного класса в группах по 4-6 чел. И сделать общие выводы. | Сравнивают разных представителей данного класса Обсуждение в группе результатов лабораторной работы. | 1,2 | 9 | 7,8 |
| 7-10 | Работа с учебником «Насекомые. Почти насекомые» . | Работа с текстом – смысловое чтение | Г | Предлагает поработать с учебником «Живая природа Иркутской области» и познакомиться с представителями насекомых нашего региона, ответив на вопросы (стр.226,228) | Работают в группе с текстом учебника, совместно отвечают на вопросы. | 1,2 | 8,9 | 6 |
5) Первичная проверка понимания | | Вывод об особенностях строения, характерных для насекомых и об особенностях многообразия их видового состава на территории Иркутской области. Так как вы ознакомились с представителями класса насекомых, докажите,что они относятся к типу Членистоногих. (членистые конечности, тело разделено на отделы, хитиновый покров, незамкнутая кровеносная система, раздельнополые организмы, нервная цепочка). | диалог | Ф | Предлагает группам обсудить варианты выводов, сделанных в результате лабораторной работы и чтения учебника | Каждая мини-группа выступает с выводами, сделанными в ходе лабораторной работы и по результатам групповой работы | 1,2 | 8,9 | 5,7 |
6) Первичное закрепление. | 5-7 | Работа в тетради: 1. Отделы тела насекомых: 1)головогрудь, хвост 2) голова, грудь, брюшко 3)головогрудь, брюшко 2.Покровы тела насекомых: 1)известковый 2)костный 3)хитиновый 3. Майский жук – это: 1)обитатель почвы 2)листоед 3)водный жук 4. Усы – это: 1)органы зрения 2)вкуса 3)обоняния, осязания 5. Грудь насекомых состоит из: 1)трех сегментов 2) четырех сегментов 3) шести сегментов 6.Тело насекомых состоит из 1)трех отделов 2)четырех отделов 3)члеников 7.Насекомые имеют: 1) пять пар конечностей 2) две пары 3) три пары 8.У насекомых: 1)только простые глаза 2)только сложные глаза 3) сложные и простые глаза | диалог | Ф | Предлагает выбрать цифрами правильные варианты ответов и записать в тетради. | Выбирают правильные варианты ответов на вопросы и записывают в тетради. | 1,2 | 9 | 4,5 |
Обсуждение роли насекомых в природе и жизни человека. | диалог | Ф | Предлагает обсуждение вопроса о значении насекомых в природе и жизни человека. (вред и польза.) | Обсуждают вопросы и выводы о значении насекомых в природе и жизни человека. (вред и польза) | | 7 | | ||
7) Информация о домашнем задании, | 1 | Домашняя работа . | | И | | Записывают домашнюю работу | | | 4,5 |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | | - Какие открытия вы для себя сегодня сделали? - О чем бы вам хотелось рассказать дома? Какими знаниями поделиться? - О каких насекомых вы узнали? – Кто или что вам помогало справиться с трудностями? Оцените себя. Выбери сигнальную карточку: Зеленый цвет – Я много нового узнал. Я справился! Жёлтый цвет – Мне было интересно, но я испытывал затруднения. Красный цвет – было неинтересно. | беседа | | Предлагает ответить на вопросы и выставить оценку себе | Отвечают на вопросы Поднимают сигнальную карточку того цвета, который считают нужным (самооценка). | | | 5 |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая