Научно-исследовательская работа «Кукольный театр с учителем-логопедом» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 29 May 2019

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №10»  

 

Образовательный проект

«Кукольный театр с учителем-логопедом»

 

Автор:

Лёвкина Анастасия Максимовна,

учитель-логопед

 

 

Рязань, 2018 г.

 

 Актуальность

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. Вначале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Но взаимодействие актеров и зрителей должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Характерной особенностью любого кукольного театра является наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься.

ОГБОУ «Школа №10» - единственная в городе школа, где обучаются дети с проблемами устной и письменной речи. Особого внимания требуют дети первого года обучения, так как правильная мотивация на учебу и развитие речи заставит детей быть заинтересованными в коррекции своего недуга. Благодаря представлениям возрастной периодизации Д.Б. Эльконина мы помним, что ведущей деятельностью данного возраста является общение, которое в силу наличия нарушения имеет определенное ограничение.

Именно кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет школьнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

Развитие школьников должно отвечать ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Стандарт предполагает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. А также сформированность их 1) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, 2) системы значимых социальных и межличностных отношений, 3) ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание.

Детям с нарушениями речи тяжело социализироваться, но это не значит, что они не хотят и не могут развивать в себе внутреннюю красоту души. Им нужен яркий пример того, как и каким образом, они смогут реализовываться в творческих направлениях. Поэтому необходимо обеспечить формирование творческих способностей на логопедических занятиях.

Цель проекта – осуществление психологического и логопедического сопровождения формирования творческих способностей первоклассников с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  • содействие развитию духовно-нравственной сферы первоклассников с тяжелыми нарушениями речи;
  • стабилизация самооценки, самосознания
  • содействие развитию коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • развитие уверенности в себе;
  • формирование творческого потенциала детей с тяжелыми нарушениями речи.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, формирование установки на здоровый образ жизни.

Предметные: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Метопредметные: моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Участники образовательного проекта – учащиеся первого (дополнительного) класса с тяжелыми нарушениями речи ОГБОУ «Школа №10».

Данный образовательный проект предусматривает:

- обеспечение индивидуального подхода к каждому участнику образовательного проекта на основе гуманистического подхода к развитию личности;

- знакомство первоклассников с тяжелыми нарушениями речи с понятием кукольного театра;

- сотрудничество с Рязанским государственным областным театром кукол;

          - мотивацию первоклассников с тяжелыми нарушениями речи к развитию духовно-нравственной сферы и к формированию творческих способностей;

- создание театра кукол на базе ОГБОУ «Школа №10».

Сроки проведения: 03.09.2018 – 31.05.2019 года.

Рабочий план реализации проекта:

Мероприятие

Цель

Дата проведения

1

Театр в жизни люде

Познакомить первоклассников с понятиями «театр» и «актеры театра», рассказать об истории возникновения, поддержание в учащихся чувства индивидуальности, значимости и веры в успех в творческой деятельности

Сентябрь

2 занятия

2

Кукла и ее создание

Познакомить учащихся с разработкой куклы для спектакля, предоставить возможность участия в придумывании куклы, отработка навыков красивой речи для постановки спектакля

Октябрь

2 занятия

3

Кукольный театр

Познакомить учащихся с разными эмоциями, изображаемыми куклами, предоставить возможность участия в кукольном представлении

Ноябрь

2 занятия

4

Посещение Кукольного театра г. Рязани

Познакомить учащихся с правилами поведения в театре, предоставить возможность культурного обогащения и посещение театра за его кулисами

Декабрь

2 занятия

5

Спектакль в школе

Познакомить учащихся с разными моральными направлениями театра, предоставить возможность участия в театральной постановке

Январь

2 занятия

6

Школьный театр

Познакомить учащихся с понятием «школьного театра», предоставить возможность участия в данном направлении на примере личного опыта

Февраль

2 занятия

7

Роль для актера

Познакомить учащихся с подбором роли для актера, предоставить возможность выбора и проживания роли

Март

2 занятия

8

Сценическая речь

Познакомить учащихся с техникой речи, мимическим и сценическим движениям, способствовать мотивации учащихся в развитии речевой активности

Апрель

2 занятия

9

Вся жизнь театр

Подведение итогов знакомства учащихся с театром, рефлексия, развитие у детей творческой стороны, поднятие самооценки учащихся, сплочение коллектива для дальнейшей творческой деятельности. Инсценированные мини-спектакля

Май

2 занятия

 

Результаты проекта – это развитие эстетических способностей, развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества.

Школьники будут знать: что такое театр; какие виды театров существуют; основы актерского мастерства; создание куклы; о нормах поведения на сцене и в зрительном зале; о рождении сюжета произведения; о морали спектакля.

Школьники будут уметь: направлять свою фантазию по заданному руслу; ощущать себя в сценическом пространстве; определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет; распределяет роли; анализировать произведение; выражать свои мысли.

Приобретут навыки: общения с партнером (одноклассниками); элементарного актёрского мастерства; образного восприятия окружающего мира; коллективного творчества; анализировать последовательность поступков; имеет навыки кукловождения; выразительной жестикуляции.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

  • Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.
  • Музыкальный центр, компьютер.
  • Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.
  • Куклы, бутафория, декорации, ширмы.
  • В книжном шкафу собраны произведения детских писателей.
  • Инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

Реализация данного образовательного проекта способствует развитию духовно-нравственной сферы личности, социализации детей с тяжелыми нарушениями речи, развитию творческих способностей, веры в себя, поднятию самооценки.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.