Научно-исследовательская работа «Кукольный театр с учителем-логопедом» (1 класс)
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №10»
Образовательный проект
«Кукольный театр с учителем-логопедом»
Автор:
Лёвкина Анастасия Максимовна,
учитель-логопед
Рязань, 2018 г.
Актуальность
История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. Вначале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Но взаимодействие актеров и зрителей должно быть так близко к народу, как это возможно.
Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.
Характерной особенностью любого кукольного театра является наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься.
ОГБОУ «Школа №10» - единственная в городе школа, где обучаются дети с проблемами устной и письменной речи. Особого внимания требуют дети первого года обучения, так как правильная мотивация на учебу и развитие речи заставит детей быть заинтересованными в коррекции своего недуга. Благодаря представлениям возрастной периодизации Д.Б. Эльконина мы помним, что ведущей деятельностью данного возраста является общение, которое в силу наличия нарушения имеет определенное ограничение.
Именно кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет школьнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.
Развитие школьников должно отвечать ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Стандарт предполагает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. А также сформированность их 1) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, 2) системы значимых социальных и межличностных отношений, 3) ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание.
Детям с нарушениями речи тяжело социализироваться, но это не значит, что они не хотят и не могут развивать в себе внутреннюю красоту души. Им нужен яркий пример того, как и каким образом, они смогут реализовываться в творческих направлениях. Поэтому необходимо обеспечить формирование творческих способностей на логопедических занятиях.
Цель проекта – осуществление психологического и логопедического сопровождения формирования творческих способностей первоклассников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
- содействие развитию духовно-нравственной сферы первоклассников с тяжелыми нарушениями речи;
- стабилизация самооценки, самосознания
- содействие развитию коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи;
- развитие уверенности в себе;
- формирование творческого потенциала детей с тяжелыми нарушениями речи.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, формирование установки на здоровый образ жизни.
Предметные: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Метопредметные: моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Участники образовательного проекта – учащиеся первого (дополнительного) класса с тяжелыми нарушениями речи ОГБОУ «Школа №10».
Данный образовательный проект предусматривает:
- обеспечение индивидуального подхода к каждому участнику образовательного проекта на основе гуманистического подхода к развитию личности;
- знакомство первоклассников с тяжелыми нарушениями речи с понятием кукольного театра;
- сотрудничество с Рязанским государственным областным театром кукол;
- мотивацию первоклассников с тяжелыми нарушениями речи к развитию духовно-нравственной сферы и к формированию творческих способностей;
- создание театра кукол на базе ОГБОУ «Школа №10».
Сроки проведения: 03.09.2018 – 31.05.2019 года.
Рабочий план реализации проекта:
№ |
Мероприятие |
Цель |
Дата проведения |
1 |
Театр в жизни люде |
Познакомить первоклассников с понятиями «театр» и «актеры театра», рассказать об истории возникновения, поддержание в учащихся чувства индивидуальности, значимости и веры в успех в творческой деятельности |
Сентябрь 2 занятия |
2 |
Кукла и ее создание |
Познакомить учащихся с разработкой куклы для спектакля, предоставить возможность участия в придумывании куклы, отработка навыков красивой речи для постановки спектакля |
Октябрь 2 занятия |
3 |
Кукольный театр |
Познакомить учащихся с разными эмоциями, изображаемыми куклами, предоставить возможность участия в кукольном представлении |
Ноябрь 2 занятия |
4 |
Посещение Кукольного театра г. Рязани |
Познакомить учащихся с правилами поведения в театре, предоставить возможность культурного обогащения и посещение театра за его кулисами |
Декабрь 2 занятия |
5 |
Спектакль в школе |
Познакомить учащихся с разными моральными направлениями театра, предоставить возможность участия в театральной постановке |
Январь 2 занятия |
6 |
Школьный театр |
Познакомить учащихся с понятием «школьного театра», предоставить возможность участия в данном направлении на примере личного опыта |
Февраль 2 занятия |
7 |
Роль для актера |
Познакомить учащихся с подбором роли для актера, предоставить возможность выбора и проживания роли |
Март 2 занятия |
8 |
Сценическая речь |
Познакомить учащихся с техникой речи, мимическим и сценическим движениям, способствовать мотивации учащихся в развитии речевой активности |
Апрель 2 занятия |
9 |
Вся жизнь театр |
Подведение итогов знакомства учащихся с театром, рефлексия, развитие у детей творческой стороны, поднятие самооценки учащихся, сплочение коллектива для дальнейшей творческой деятельности. Инсценированные мини-спектакля |
Май 2 занятия |
Результаты проекта – это развитие эстетических способностей, развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества.
Школьники будут знать: что такое театр; какие виды театров существуют; основы актерского мастерства; создание куклы; о нормах поведения на сцене и в зрительном зале; о рождении сюжета произведения; о морали спектакля.
Школьники будут уметь: направлять свою фантазию по заданному руслу; ощущать себя в сценическом пространстве; определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет; распределяет роли; анализировать произведение; выражать свои мысли.
Приобретут навыки: общения с партнером (одноклассниками); элементарного актёрского мастерства; образного восприятия окружающего мира; коллективного творчества; анализировать последовательность поступков; имеет навыки кукловождения; выразительной жестикуляции.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
- Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.
- Музыкальный центр, компьютер.
- Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.
- Куклы, бутафория, декорации, ширмы.
- В книжном шкафу собраны произведения детских писателей.
- Инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.
Реализация данного образовательного проекта способствует развитию духовно-нравственной сферы личности, социализации детей с тяжелыми нарушениями речи, развитию творческих способностей, веры в себя, поднятию самооценки.