12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Надежда48

Конспект занятия

Тема занятия: «Наша зима»

Возраст детей: 7-8 лет

Тип занятия: комбинированное занятие.

Цели занятия: Закрепить знания о жанре изобразительного искусства – пейзаж. Закрепить знания о холодных цветах и их свойствах, о линейной перспективе, о нетрадиционной технике рисования – тампонирование, об элементе правополушарного рисования - фон. Познакомить с цветовой перспективой, с работами русских художников. Совершенствование рисования по памяти.

Задачи:

Обучающие задачи:

Закрепить и расширить знания о жанре изобразительного искусства пейзаж.

Закрепить знания о холодных цветах.

Закрепить знания смешивания холодных цветов.

Закрепить знания этапов работы над пейзажем.

Формировать знания о цветовой перспективе.

Совершенствовать умение работать в технике тампонирование.

Совершенствовать умение работать в технике правополушарное рисование.

Совершенствовать умение строить композицию в пейзаже.

Закрепить знания о технике безопасности при работе с материалами и инструментами.

Развивающие задачи:

Формировать наблюдательность.

Формировать и развивать фантазию и воображение.

Формировать интерес к изобразительному искусству.

Формировать и развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

Формировать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, наблюдательность, творческое воображение и фантазию.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Воспитывать самостоятельность при решении творческих задач.

Воспитывать у учащегося правильную самооценку.


Планируемый результат:

Предметные результаты.

Знают:

Знают жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, виды пейзажа),

Знают холодные цвета.

Знают этапы работы над пейзажем.

Знают особенности цветовой перспективы.

Знают и применяют нетрадиционную технику рисования - тампонирование.

Знают и применяют технику правополушарного рисования.

Знают базовые знания о композиции в пейзаже.

Знают технику безопасности при работе с материалами и инструментами.

Умеют:

Смешивать холодные цвета.

Последовательно работать над пейзажем.

Работать с цветом.

Выполнять творческую работу в нетрадиционной технике рисования – тампонирование.

Выполнять творческую работу в технике правополушарного рисования.

Последовательно строить композицию в пейзаже.

Выполнять индивидуальную творческую работу.

Рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Метапредметные результаты:

Умение наблюдать - подмечать существенные, характерные особенности.

Умеют фантазировать и воображать.

Проявляют интерес к изобразительному искусству.

Владеют коммуникативными навыками.


Личностны результаты:

Наличие восприятия художественных произведений, наблюдательность, творческое воображение и фантазию.

Ответственное отношение к окружающей природе.

Наличие трудолюбия, терпения, аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.

Умение самостоятельно решать творческие задачи.

Наличие правильной самооценки.


Оборудование и материалы: тематические презентации, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор), экран, репродукции работ импрессионистов российской живописи, фотографии зимнего пейзажа, мольберт, альбомная бумага, плотная бумага, гуашевые краски, палитра, поролоновый тампон, кисти, салфетки, малярный скотч, одноразовые резиновые перчатки, баночка для воды.

Оборудование для учащихся: альбомная бумага, плотная бумага (белый картон), простые карандаши, гуашевые краски, поролоновые тампоны, кисти, палитры, баночки для воды, салфетки, малярный скотч, одноразовые резиновые перчатки.

Подготовительная работа с обучающимися: на предыдущем занятии проводится экскурсия в природу с целью наблюдения зимних пейзажей, разнообразия красок и цветов в зимнем пейзаже; дано задание детям понаблюдать за зимним пейзажем при разном освещении (утром и вечером).


Ход занятия.

Этапы занятия

Действия и предполагаемые ответы учащихся

Действия педагога

Методы

обучения


Формы обучения


Прогнозируемый результат образовательной деятельности


Организационный момент



Добрый день

Теплое




Потому что желтый, красный и оранжевый цвета – теплые цвета.

Добрый день.

Сегодня на занятие, я к вам пришла вот с каким, настроением (наносит на мольберт три цвета – желтый, красный и оранжевый). Как бы вы, одним словом назвали мое настроение?

А почему?



Словесный


Фронтальная


Появляется настрой на занятие

Вводная часть

Таких ярких теплых цветов – нет

Холодные: белый, синий, серый, фиолетовый, голубой, розовый

Блестящим белым, сверкающим.






Серый, черный, темно синий и т.д.

Зимнее небо темнее, даже в темное время суток снег белеет






Зима

Природа

Пейзаж

Зимний пейзаж

На предыдущем занятии во время экскурсии видели ли вы такие теплые цвета?

А какие цвета мы наблюдали с вами? Назовите их. Какого цвета был снег? (выставляет фото с зимним дневным пейзажем)

Тогда был день, и снег мы увидели таким белым и слегка голубым, тени на снегу темно синие, холодновато фиолетовые. А каким вы видели снег утром, когда лучики зимнего солнца скользили по глади снежного покрова?

(выставляет фото с утренним зимним пейзажем)

А какие цвета вы увидели в вечернем снеге? (выставляет фото с вечерним зимним пейзажем)

А что темнее, снег или зимнее небо?



Несмотря на то, что мое (а я думаю и ваше) настроение сегодня теплое, мы будем сегодня работать холодными цветами. А вот какими именно - вы выберете сами. Еще раз внимательно посмотрите на фото (зимние утренний, дневной и вечерний пейзажи). Все три фотографии – это…? Назовите, одним словом.

Кто же мне скажет, как будет звучать тема сегодняшнего занятия.

Правильно. Зимний пейзаж.


наглядный, словесный

Фронтальная

Эмоциональный настрой на работу путем активизации знаний, полученных на экскурсии.

Закрепляется понятие теплого и холодного цвета, навык использования терминологии – холодный и теплый цвет.















Самостоятельное выделение творческой темы своей будущей работы

Новая тема

Пейзаж  - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.


Лесной, морской, городской, сельский, речной, фантастический.






Просмотр презентации.







Дерево, Сосна и т.д.











Линия горизонта































































Убегающая зимняя дорожка, деревья становятся меньше к линии горизонта. Краски на переднем плане яркие, а на заднем плане они слегка теряют свою яркость.




















































Ответы детей.



Линейная перспектива и цветовая перспектива.

Что такое пейзаж?














Пейзаж в живописи многолик.

Какие виды пейзажей вы знаете?







Рассмотрим лесной пейзаж в зимнее время в работах русских художников. (Показ презентации «Зимние пейзажи русских художников»)

1 слайд - Предлагаю вам посмотреть презентацию «Зимние пейзажи российских художников».

2, 3 слайды. Шишкин Иван Иванович – художник пейзажист 19 века. Одна из самых известных его работ. Как вы думаете, она называется? Правильно - «Сосна». На скале, среди снежных просторов и темноты, возвышается сосна. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури дерево растет там, где, кажется, жизнь невозможна. Вопреки всем ураганам, сосна не сгибается под ударами стихии и верится, что ничто не сможет ее свалить или обломать. Как гениально написал Иван Иванович кисточками «лесного богатыря». А какие элементы линейной перспективы вы видите в этой картине?

Обратите внимание – на яркость красок. На переднем плане они яркие, а на заднем плане бледнее. Так можно характеризовать цветовую перспективу. На пейзаже наглядно видно, как с увеличением расстояния предметы становятся меньше, а так же теряют яркость цвета, кажется, что вдали предметы окутаны туманом. За счет цветовой перспективы появляется дополнительное впечатление пространственной глубины и удаленности

4, 5, 6 слайды. Иван Константинович Айвазовский - художник маринист (художник пишущий морские пейзажи). Айвазовский не любил холод. И обожал писать море. Но оказывается, Айвазовский писал и зимние пейзажи, ведь снег тоже вода, только в замершем виде. Но его картины со снегом и без моря тоже чудо как хороши!

Какие по-зимнему морозные картины получились у Айвазовского И.К., очень много голубого, синего, серого цветов. И в кажущей однотонности работ, можно проследить цветовую перспективу. Передний план более яркий, а задний исчезает в дымке более светлых – выбеленных цветов.

7, 8, 9 слайды. Современные художники 21 века. Художник Леонид Афремов. Буйство красок Леонида Афремова отражается во всех его работах. Художественный стиль Леонида Афремова впечатляет своей взрывной цветовой гаммой и необычной техникой исполнения. Цветовая палитра его картин выдает в художнике закоренелого оптимиста, всем сердцем влюбленного в окружающий мир. Даже в таких ярких работах, где зима предстает перед нами очень яркой, мы наблюдаем линейную и цветовую перспективу. Очень яркие краски на переднем плане, слегка тускнеют, убегая к линии горизонта.

10, 11, 12 слайды. Зимние пейзажи Сергея Басова. Сергей Басов художник-самоучка пишет реалистичные пейзажи русской природы, которые напоминают картины великого Шишкина. Что может быть ближе и милее человеку, нежели обворожительные уголки природы родного края. В своих работах художник – пейзажист гармонично сочетает цветовую гамму в воздушном пространстве, и восприятие его работ усиливается, красота, и величие русской природы вдохновляет.

Какие элементы линейной и цветовой перспективы вы видите, в работе Сергея Басова «Зима»?









12, 13 слайды. Завершим показ работой русского художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь».

Игорь Грабарь художник 20 века. Игорь Грабарь, освоив лучшие достижения импрессионизма, нашел свой художественный стиль в искусстве – неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры.

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».  На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой «Февральской лазурью». В дальнейшем над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

В работе «Февральская лазурь» линейная и цветовая перспектива, усиливают впечатление о зимнем пейзаже.

14 слайд. «Зимние пейзажи русских художников» - картины Грабаря «Февральская лазурь», Басов «Зима», Афремов «Зимняя беседка», Айвазовского «Зимний пейзаж», Шишкина «Сосна».

Какие работы, увиденные в презентации, вам понравились? Что произвело на вас впечатление?

С какими понятиями (определениями) живописи мы с вами столкнулись, рассматривая данные полотна?


Словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.


Коллективная, фронтальная


Закрепление знания терминологии (пейзаж)











































































Формирование новых знаний.









































































Закрепление нового материала.
























Физкультминутка.

«Воображаемый пейзаж»

Учащиеся повторяют движения за педагогом.

Физкультминутка «Воображаемый пейзаж».

Учащиеся встают и повторяют движение за педагогом и предлагают свои движения. Педагог показывает и проговаривает действия (воображаемых предметов). Картина – руками рисуем прямоугольник; линия горизонта- проводим линию горизонта, воображаем свою линию горизонта; на переднем плане деревья (ёлка, береза) – рисуем в воздухе свое дерево, какое вы представляете; дорога убегающая за линию горизонта – бег на месте; а сейчас покажите какое настроении у вашей воображаемой работы (мороз, восхищение, радость и т.д.)

Словесный,

наглядный

Коллективная. Фронтальная.

Повторение движение за педагогом и предлагать свои движения.

Техника безопасности.



Брать их в рот.

Засовывать в ухо, в рот, нос, глаз себе или соседу. Нельзя размахивать ими. Нельзя рисовать на теле или одежде, как на своей, так и на одежде соседа. Бросаться ими. Быть аккуратными при работе с красками. Вымыть руки после работы.

Повторим технику безопасности при работе с карандашами и кистями и красками. Что строго запрещается?

Словесный.

Фронтальная.

Закрепление знаний техники безопасности при работе с карандашами и кистями

Разминочное задание













Да, очень хотим.













Ответы учащихся


Ответы учащихся





Учащиеся на листах бумаги с помощью простого карандаша делают наброски будущего зимнего пейзажа, координируют и планируют будущий сюжет своей основной работы.





Учащиеся на палитре смешивают холодные цвета, получая новые оттенки.











Предлагаю написать гуашевыми красками работу «Краски нашей зимы»

Хотелось бы вам написать такую работу?


Предлагаю написать зимний пейзаж. Это может быть: или морозный день, или зимний вечер, а может это зимний рассвет, или зимняя ночь. На ваших работах может вырасти молодые березки, которая согнулась в дугу от тяжести снег, или укрытые ёлочки снегом, или укутанные морозным инеем деревья. А ещё зимние дороги, убегающие за горизонт.

Что вам захотелось запечатлеть в своей работе? Какое время суток вы покажете в своей работе?

Что еще добавите в свой пейзаж?


Определитесь с композиционным строением в пейзаже. Что будет притягивать взгляд зрителей в вашей работе. С помощью простого карандаша сделайте набросок будущей вашей работы.











В живописи используется прием механического смешивания цветов, смешивая два цвета, мы получаем третий цвет.

Предлагаю на палитре смешать холодные цвета и получить новые оттенки холодных цветов.

(Обсуждение оттенков полученных при помощи механического смешивания.)



Сегодня я предлагаю воспользоваться правополушарным рисование для создания фоновой части в работе над пейзажем. (Демонстрация создания фона в пейзаже, с помощью размазывания краски, применяя поролоновую губку, а для защиты рук резиновые перчатки). Выполняется с помощью поролоновой губки. Широкой кистью наносим на лист большое количество гуашевой краски и с помощью поролоновой губки растираем краску, получая переходы холодных цветов

А укрывая деревья снегом можно воспользоваться нетрадиционной техникой рисования – тампонирование.

Словесный.

Наглядный.































Практический.















Словесный, наглядный.


Коллективная. Фронтальная.





























Индивидуальная.















Фронтальная.


Обсуждение будущей творческой работы.





























Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

















Закрепление знаний о смешивании цветов, правополушарном рисовании, тампонировании.

Организация рабочего места




Для комфортной и плодотворной работы подготовьте свое рабочее место: аккуратно и удобно расположите инструменты для рисования. По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.

Словесный.

Фронтальная.

Закрепление знаний в организации рабочего места.

Выполнение практической творческой работы



Ответы детей.



























Выполнение работы на индивидуальных листах.

Повторим этапы творческой работы. (Этапы творческой работы:

Выполнение линейного рисунка. Определение расположение композиции на листе.

Определяем источник света для фиксации падающих теней в работе.

Определение цветовой перспективы.

Работа над пейзажем:

Подмалевок неба и снега.

С помощью тонкой кисти прорисовываем композицию пейзажа.

С помощью кистью № 4 или №5 прорисовка деревьев.

Укроем снегом деревья нашего пейзажа, используя поролоновый тампон).

Приступим к работе. Набросок уже сделан. Будем работать в цвет. Так как гуашевые краски плотно покрывают лист бумаги, и набросок мы можем не разглядеть по цветным фоном. Предлагаю «сфотографировать» его – запомнить, и впоследствии воссоздать с помощью красок.


Практический

Творческая работа.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


Рефлексия













Я считаю, что у меня не получилось небо. Я считаю, что у меня не получился снег. Я не смог нарисовать ёлку.


Организация выставки работ учащихся. (На лежачем стенде размещаются работы учащихся)

Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.

Если вы считает, что у вас получилось выполнить творческое задание – возьмите квадрат цветной бумаги теплого цвета. Если творческая работа вызвала затруднение – холодного цвета.

Кто из ребят выбрал квадрат холодного цвета? Кто из вас хочет объяснить, что у вас не получилось?

Словесный, частично-поисковый.


Коллективная, индивидуальная.

Рефлексия знаний контроль и оценка.


Подведение итогов творческой работы


О красоте нашего края, о красках нашей зимы. О русских художниках пейзажистах. О снеге какой он разный и в тоже время белый и пушистый. О цветовой перспективе.


Лесной, зимний пейзаж. Зимний пейзаж.

Рисунок цветовой перспективы. Рисунок ёлки, дерева.

Русские художники пейзажисты, работы художников, цветовая перспектива.

Что мы сегодня увидели? Что сегодня обсуждали? Что нового узнали?











Какую творческую работу выполнили?




Какие затруднения мы преодолевали?




Что оставите в своем багаже знаний?


Словесный, частично-поисковый, наглядный, иллюстративный


Коллективная, индивидуальная

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Критичность.

Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.


Анализ выполненных работ

Учащиеся придумывают вопросы арт- викторину «Зимний пейзаж».

- Что такое пейзаж?

- Грабаль какую картину написал в феврале?

- Кто написал картину «Сосна»?


Предлагаю вам придумать викторину «Зимний пейзаж». Придумайте и задайте вопросы нашей группе по теме занятия.









Словесный, частично-поисковый.


Коллективная, индивидуальная

Рефлексия знаний контроль и оценка.


Заключительная часть





До свидания.

Приведем в порядок свои рабочие места.

Спасибо, ребята, за ваши замечательные творческие работы.

- До свидания! С нетерпением буду ждать нашей новой встречи!


Практический.


Фронтальная.

Закрепление знаний в организации рабочего места.





Литература

Заперенко В. Энциклопедия рисования. М. Олма – Пресс. 2002

Зеленина Е.Л. Играем. Познаем. Рисуем., М. Просвещение. 1996

http://www.art-paysage.ru/article/velikie-hudozhniki-peizazhisty/

https://zefirka.net/2015/11/25/17-sovremennyx-xudozhnikov-kotorye-pokorili-nas-v-etom-godu/

https://risovashki.tv/blog/zimnee-volshebstvo-na-kartinakh-igoria-emmanuilovicha-grabaria/

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 20.01.21 в 05:59 0 Ответить Пожаловаться
Номера слайдов есть, а презентация отсутствует!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.