Конспект логопедического занятия для детей 6–7 лет «Чайная»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад № 21»
План - конспект
логопедического занятия
для детей 6-7 лет
«Чайная».
Семантическое поле слова «ЧАЙ»»
Конспект подготовила:
Посягина Н.И. – учитель-логопед,
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: фонетическое. Предложенный речевой материал отрабатывается на двух занятиях (на одной неделе).
Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.
Задачи:
- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;
- уточнять знания о чае, чайной посуде;
- совершенствовать навыки словоизменения, словообразования;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память, воображение;
- воспитывать уважение к традициям предков, культуру поведения за столом.
Предполагаемый результат: дети научатся правильно произносить звук [ч] в слогах, словах, в составе предложения, тексте.
Оборудование: набор посуды (поднос, чашки, блюдца, ложки, чайник, хлебница, сахарница), разрезная картинка «чайник», картинки с изображением чая, чашек, чайников.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Сообщение темы.
– Здравствуйте! Поприветствуем друг друга, пожелаем всем здоровья. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу: «Здравствуй, (имя), я рада тебя видеть!». Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое. Как стало всем радостно! И я рада встрече с вами! Надеюсь, что и сегодня вы порадуете меня своими успехами.
– Сегодня я приглашаю вас в чайную – это столовая, где можно попить чая, перекусить. Помогите мне, пожалуйста, накрыть стол к чаю.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
– Сначала давайте подготовим чайную посуду.
Дети перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения.
«Чашечка». Чья чашечка глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
«Чашечка и блюдце». Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
«Ручка чайника». Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.
«Дуем на горячий чай». Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
«Пыхтящий чайник». Произнесение на одном выдохе: «Чих-чах-чох! Пых-пах-пох!».
3. Мимические упражнения.
– Ой, у нас сломалась чашка! Покажите, как мы огорчились.
Дети выражают мимикой свое огорчение.
– Мы купили новую красивую чашку! Покажите, как мы рады.
Дети выражают мимикой радость.
4. Пальчиковая гимнастика. Пространственная ориентировка.
– Возьмем в руки чайничек, чтобы заварить чай. А наш чайничек с крышечкой…
Упражнение «Чайничек».
Чайничек с крышечкой, Пальцы рук соединяются, изображая «шар».
Правая ладонь прямая, пальцы сжаты.
Крышечка с шишечкой, Левая ладонь сжата в кулак.
Шишечка с дырочкой, Большой и указательный пальцы левой руки -
«колечко».
В дырочку пар идет. Указательным пальцем правой руки «рисуем пар».
И в обратном порядке (с ускорением): Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка с крышечкой, крышечка с чайничком.
Упражнение «Накроем стол».
– Сейчас накроем стол. Дети выполняют поручения: «Поставьте хлебницу, сахарницу, чайник на середину стола…». Рядом поставьте мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положите чайные ложки». Логопед задает вопросы: Какого цвета чашка? Какой чайник? Что находиться справа от вас? Что слева? Что видите впереди? и т. д.
5. Разбор слова «чай». Характеристика звука [ч].
– Скажите, сколько слогов в слове «ЧАЙ»? Сколько звуков? Проговорите каждый звук. Какой первый звук? Звук [ч] какой? (согласный, глухой, мягкий).
6. Автоматизация [ч] в слогах.
– Помогите разлить чай. Прочтите все слоги на пиалах. В пиалы со слогом АЧ налейте зелёный чай (нарисовать чай карандашом болотного цвета). В пиалы с другими слогами налей черный чай (нарисовать чай коричневым карандашом). С каким чаем пиал больше?
7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация [ч] в словах.
– Ребята, перед вами стоят чашки. Вам предлагаю поставить на поднос столько чашек, сколько слов со звуком [ч] вы услышите.
Логопед называет ряд слов, например: чашка, ложка, салфетка, чаёк, блюдце, кипяток, печенье, сахар, водичка, пирог, калач, кекс...
– Выберите угощения только со звуком [ч]. Назови их.
8. Словоизменение. Падежные конструкции.
Логопед демонстрирует детям картинку с изображением чая.
– Что нарисовано на картинке? (На картинке нарисован чай).
– Чему мы рады? (Мы рады чаю).
Логопед демонстрирует детям картинку с изображением двух чашек. В одной из них чай, а другая пустая.
– Чего нет в этой чашке? (В чашке нет чая).
– Что надо налить в пустую чашку? (В чашку надо налить чай).
– Сейчас у нас чашки с чем? (Чашки сейчас с чаем).
– О чем мы сегодня говорим? (Мы говорим о чае).
9. Физкультминутка. Координация речи с движением.
– К чаю мы испечем калачи, пироги и еще много всего вкусного.
Из пшеничной из муки испекли мы Дети ритмично «лепят куличики».
Пироги, плюшки, пряники, печенье, Загибают пальчики, перечисляя
Кексы, торты, калачи, то, что они испекли из муки.
Булки, бублики, баранки.
И достали из печи Медленно произнося текст, дети
одновременно протягивают обе руки вперед.
Мы румяный каравай. Соединяют руки в кольцо («каравай»).
Приходите к нам на чай! Кланяются с движением руки от груди вниз.
10. Слова – родственники к слову «чай».
– Назовите похожие слова, к слову «чай» (слова-родственники):
1. Горячий, сладкий я напиток и пьют меня повсюду,
Одну лишь букву замените, и месяцем я буду. Чай.
2. Проводить время за чаепитием. Чаевничать.
3. Питье чая. Чаепитие.
4. Сосуд для сухого чая. Емкость, где хранят чай. Чайница.
5. Род общественной столовой, где посетители могут напиться чая и перекусить. Чайная.
6. Лепесток, кусочек листка заваренного чая. Чаинка.
7. На огне ворчу-ворчу, потом чихаю... и пар пускаю. Чайник.
8. Набор посуды для чая. Чайный набор (чайная пара).
– Почему чайник назвали чайником? Да, потому что в нем заваривают чай. Слова «чай», «чайник» называют словами-родственниками, т.к. они очень похожи и у них есть общая часть, совсем как глаза или нос у вашей мамы и у вас. Кроме того, одно слово происходит от другого, как вы произошли от своих родителей. Какая же у них общая часть? (Чай.) У слов-родственников и общее значение. Скажите, слово «чайка» является словом-родственником к слову «чай»? Почему?
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек, отвечай!
Это стихотворение - шутка: слова «чай» и «чайка» имеют общую часть -чай, но они не слова-родственники, т.к. разные по смыслу.
Знакомство со словом чаевые.
Чаевые – форма денежного вознаграждения, принятая для некоторых
профессий (официанты, шоферы, портье, носильщики, чистильщики обуви, парикмахеры). «Дать чаевые» (на чай) – значит поблагодарить.
– Является ли слово «чаевые» словом-родственником» к слову «чай»? Докажите!
11. Игра «Попрыгаем» (деление слов на слоги).
– Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки.
Слова: чай, чай-ник, ча-ин-ка, чай-ни-ца, чай-на-я, лож-ка.
– Послушайте еще раз эти слова и скажите, какое слово лишнее.
12. Игра «Назови ласково».
– Назовите слова ласково.
Чай – чаёк, чаинка – чаиночка, чайник – чайничек.
13. Игра «Один – много» (с мячом).
– Мы волшебники немного, был один, а стало много.
Чай – чаи – много чаёв. Чаинка – чаинки – много чаинок.
Чайник – чайники – много чайников. Чайница (сосуд) – чайницы – много чайниц.
Чайная – чайные – много чайных. Чаепитие – чаепития – много чаепитиев.
14. Игра «Запомни - повтори» или «Чего не стало» (с картинками).
– Послушай слова, запомни их. Повтори, не ошибись.
Слова: чай, чайник, чаинка, чаепитие, чайница.
15. Игра «Кто последним назовёт слова, обозначающие признаки и действия предметов».
– Чай (какой?) черный, зеленый, байховый, мелкий, гранулированный, листовой, крепкий, свежий, мягкий, насыщенный, ароматизированный, полезный, сладкий, горький, фруктовый, бодрящий, ароматный, цейлонский, индийский, грузинский…
– Чай (что делает?) настаивается, заваривается, греется, остывает…
– Что делают с чаем? покупают, заваривают, наливают, пьют, насыпают, хранят, подают…
16. Игра «Противоположные слова».
– Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Горячий чай – холодный чай. Сладкий чай – горький чай.
Крупный чай – мелкий чай. Свежий чай – старый чай.
Крепкий чай – слабый чай. Дорогой чай – дешевый чай.
17. Упражнение «Составьте предложения».
– Составьте предложения с данными словами.
Чаепития, для, купили, чай, вкусный. Пьют, медом, с, гости, чай.
– Назовите сколько всего слов в предложении.
18. Речевая зарядка. Проговаривание загадки.
– Послушайте и отгадайте загадку:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела — пейте чай, вода вскипела! (Чайник, самовар).
– Сейчас повторите загадку за мной, запомните её.
19. Сложи рисунок как можно быстрее.
20. Из истории. Первое чаепитие на Руси.
– Известно ли вам, когда на Руси было первое чаепитие? Было это давным-давно больше 300 лет назад (в 1638 г., XVII век) монгольский хан прислал русскому царю Михаилу Федоровичу богатые дары: соболиные меха, драгоценное оружие. Но больше всего понравился русскому царю темно-золотистый напиток в серебряной чашечке – чай. Попробовал царь неизвестный до этого времени напиток и сказал: «Хорошее питье. Еще». Это было первое чаепитие на Руси.
– Это сегодня мы можем попить вкусный чай с мёдом и лимоном и, конечно, огромным удовольствием. А ведь раньше главным освежающим напитком русичей (так назывались наши далёкие предки) был квас.
21. Словесные логические задачи.
– Когда так говорят?
В час по чайной ложке. Выпей чайку – забудешь тоску. Кто чай пьет, сто лет проживет. Чай пить – не дрова рубить.
Дети рассуждают, о чем эти пословицы.
– Объясните выражение: Человек - «чайник».
- Это новичок в каком-либо деле, например несведущий в компьютере и интернете (не обладает никакими компьютерными умениями).
22. Пересказ «Сказки о чайнике».
Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.
23. Рассказывание (разучивание) стихов. Дом. задание (на выбор).
Чай-чай-чай, примечай, примечай! Чай на рыбалке, чай в лесу,
Чай-чай-чай, примечай, примечай! Чай в полуденном часу,
Как заваривать чаек, Когда жарко, наливай,
Сколько ложек в котелок. Душу этим согревай!
Как настаивать сей чай,
Привечай, привечай!
24. Сравнение чайников по картинкам.
26. Рефлексия.
– Чем занимались на занятии? В какие игры играли? Какая игра понравилась больше всего? В какую игру вы хотели бы поиграть на следующем занятии?
А для того, чтобы нам снова было приятно встретиться, сейчас мы передадим друг другу ласковое прикосновение и скажем «До встречи!». Наше прикосновение должно пройти по кругу и вернуться к тому, кто его отправил. Прикосновение должно быть приятным, нежным, ласковым.
Замечательно! И мне сегодня было очень приятно с вами играть! Спасибо, до следующей встречи!
Список использованной литературы
1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
2. Баскакина И.В., Лынская М.И. Чаепитие на даче у Ч. Логопедическая тетрадь.-
М.: Айрис-пресс, 2011.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.