Занятие-познавательный час на тему «Наши пернатые друзья»
Тема: «Наши пернатые друзья».
Форма проведения: познавательный час
Цель:
-формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц,
-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях,
- коррекция устной речи через беседу, ответы на вопросы;
Методы и приемы: работа со стихотворением, работа с загадками, разгадывание кроссвордов, беседа.
Оборудование: выставка кормушек и рисунков о птицах, доска, заготовка кроссворда.
Ход занятия
Вводная часть.
Психологический настрой (Дети стоят по кругу) Ребята давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, тем самым зарядимся хорошим настроением и будем хорошо отвечать на вопросы и узнаем много нового о жизни зимующих птиц.
Сюрпризный момент.
(По всему классу следы птиц)
- Ребята, вы ничего не замечаете?
- Что необычного?
- Чьи же это следы?
- Но, как же следы птиц у нас оказались?
Основная часть.
Воспитатель обнаруживает письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, письмо. От кого же оно? Хотите узнать?
Дети: Да!
Воспитатель: Это письмо от Старичка Лесовичка.
Читаем письмо: «Здравствуйте ребята! У меня случилась беда. Я потерял своих любимых птичек. Они к вам не прилетали. Найдите моих птичек, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, может, мы с вами сможем помочь Старичку Лесовичку? Вернем птичек?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Птицы в зимнее время года приближаются к жилищам людей. Им трудно находить корм себе во время снегопадов, в метели и сильные морозы.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
- Ребята, птицы очень пугливы и поэтому они, наверное, спрятались. Мы сможем их отыскать, если обратимся к волшебному сундуку. Давайте мы откроем и достанем первую подсказку.
1) Угадай, какая птица
Бойкая, задорная,
Желтогрудая, проворная,
Звонко тенькает:
«Тень, тень». (Синица)
- А, что вы знаете про синицу?
Это небольшая птица, очень нарядная. У неё ярко-жёлтое брюшко, а спина и крылья серо-синие. Питаются насекомыми, а зимой клюют зерно, крупу, семена растений и очень любят несолёное сало.
- Она находится на шкафу. Давайте найдём её.
- Посмотрите, в клювике у неё задание «Назовите детёнышей».
У белки-, у крысы-, у лисы-, у бобра-, у оленя-….
-Молодцы, ребята. Детёнышей знаете. А теперь предлагаю достать из волшебного сундука вторую подсказку.
2) Умный мальчишка
В сером армячишке
Прыгает, шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
- Как вы догадались?
Воробей – маленький. В холодную погоду воробьи сидят прижавшись друг к другу. Зимуют в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Питаются семенами трав, зёрнышками.
- Сидит шкафчике под телевизором. В клювике задание «Задачи в стихах»
В кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетели
Еще две синицы
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Пусть скажет скорее
Каждый из вас. 5
Влетели к девочке в окно
Две птички- невелички.
Потом за ними заодно
Еще четыре птички.
Порхали птички за столом,
Чирикали и пели
Почти минуту, а потом
Куда-то улетели,
Обратно порх через окно,
Одна, за ней четыре.
Так сколько с девочкою той
Осталось их в квартире? 5
Два снегиря и шесть синиц.
Ребята, сколько всего птиц? 8
- Предлагаю снова обратится к волшебному сундуку.
3) В красной шапке расшитой
В чёрненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня - красота?
Тук-тук, да тра-та-та. (Дятел)
- Что вы знаете про дятла?
Верх тела у него чёрный, а на голове и шее белые пятна. У дятла очень крепкий клюв. Им он стучит по стволу дерева. Долбит кору и вытаскивает из-под неё длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки. Дятел очень хорошо передвигается по деревьям, помогают ему в этом его крепкие и цепкие лапки. Если внимательно рассмотреть, то хорошо видно, что два пальца направлены вперёд, а два – назад. Дятла считают санитаром леса.
- В клювике задание «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы будете называть противоположное слово.
- Маша низкая, а медведь -? (высокий)
- Ночью темно, а днем -? (светло)
- Зимой холодно, а летом -? (тепло)
- Огонь горячий, а снежинка -? (холодная)
- Камень твердый, а подушка -? (мягкая)
- У дуба ствол толстый, а у березы -? (тонкий)
- Заяц быстрый, а черепаха -? (медленная).
3) Физкультминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Но сначала мы разомнем наши пальчики Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички («Зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,
«катая из хлеба макароны»)
Дети выполняют задание.
Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка» (участвуют трое детей – «птичка» и два «птицелова» с сеткой).
Ход инсценировки. Птицеловы накрывают птичку сеткой.
Первый птицелов.
Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети.
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
Птичка.
Ах, зачем, зачем, я вам,
Маленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Второй птицелов.
Нет, не пустим, птичка, нет
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Птичка.
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
Первый птицелов.
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке,
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
Птичка.
О! Не бойтесь в теплый край
Улечу зимою,
А в неволе – светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Второй птицелов.
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить,
Все тебя ласкали.
Птичка.
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Птицеловы (вместе).
Правда, правда, птичка! Ты
Не снесешь неволи.
Ну, так, Бог, с тобой – лети
И живи на воле!
Птицеловы собирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает.
- Достаём следующую подсказку из сундука.
4) Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь – это … (Снегири)
-Что вы знаете об этой птице?
Верх головы, крылья, хвост у него – чёрные, спина голубовато-серая, а брюшко - красное. У снегиря толстый, короткий клюв. Он расклёвывает им ягоды рябины, ранеток, зерна.
- Он спрятался за цветком. В клювике задание. «Освободи птичку» собрать пазл птицы
- Следующая подсказка.
5) Носит серенький жилет
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружат двадцать пар,
И кричат: кар, карр, карр» (Ворона)
- Что знаете об этой птице?
Днём они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Питаются вороны, чем придётся. В основном на городских свалках очистками от овощей.
-Спряталась ворона за доской. В клювике задание «Счёт до 10». (Дети закрывают глаза и открыв, угадывают, которого по счёту не стало.)
- И у нас в волшебном сундуке осталась последняя подсказка.
6) А, это про кого?
Кто- то прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрашит?
«Клее! Клее! Клее! Поёт со свистом. (Клёст)
(показать энциклопедию и зачитать)
Клёст живёт в хвойных лесах, питается семенами шишек, их крестообразный клюв помогает шелушить шишки, прежде чем у них выпадут семена. Клёст единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой, т. к. корма для них предостаточно.
-Спряталась она на подоконнике.
А как мы помогаем птицам зимой?
(делаем кормушки, очищаем их от снега, шелухи, меняем корм, добавляем зёрна)
- Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев, снегу, кормушках затрудняют добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
- Вспомните правила установки кормушки.
(кормушки ремонтируем и делаем новые осенью,
когда прикрепляем кормушки, то ветки нельзя ломать, прибивать гвоздями тоже нельзя, лучше подвешивать;
кормушки должны иметь два отверстия, крышу,
подкармливаем птиц в течение всего года,
корм должен быть каждый день,
возле кормушек нельзя бросать банки и пакеты из – под корма,
нельзя кормить кусками хлеба, макаронами, корками апельсинов, нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе, жареными семечками).
- Какой корм любят птицы?
(семечки подсолнечника, семена тыквы, арбуза, дыни, несолёное сало, крошки хлеба)
- Как шутливо мы называем наши кормушки?
(птичья столовая)
- Каких птиц мы видели в наших «птичьих столовых»?
(синиц, воробьёв).
- Правильно, ребята, птиц следует кормить в течение всего года, так как при этом пищу получат помимо обычных зимующих видов и пролетные. Помните, что кормом для птиц могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.
Самое главное для подкормки, чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное.
Вам встречать весну.
-Предлагаю поиграть в игру «Кормушка»
Воспитатель: Когда вы услышите название своей птицы, выбегаете и садитесь на ковер рядом с кормушкой (читаю стихотворение З. Александровой «Новая столовая)
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
4) Итог занятия.
- Молодцы! Вы все были очень внимательны и хорошо знаете, что любят наши пернатые друзья. Вот мы с вами отыскали всех птиц. Старичок Лесовичок будет очень рад этому. Теперь мы с вами будем ждать подарка от него.
Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что понравилось?
- О чём расскажите дома?
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!