12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Геннадьевна Власова73
воспитатель
Россия, Иркутская обл., Черемхово

Тема: «Наши пернатые друзья».

Форма проведения: познавательный час

Цель:

-формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц,

-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях,

- коррекция устной речи через беседу, ответы на вопросы;

Методы и приемы: работа со стихотворением, работа с загадками, разгадывание кроссвордов, беседа.

Оборудование: выставка кормушек и рисунков о птицах, доска, заготовка кроссворда.

Ход занятия

Вводная часть.

Психологический настрой (Дети стоят по кругу) Ребята давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, тем самым зарядимся хорошим настроением и будем хорошо отвечать на вопросы и узнаем много нового о жизни зимующих птиц.

Сюрпризный момент.

(По всему классу следы птиц)

- Ребята, вы ничего не замечаете?

- Что необычного?

- Чьи же это следы?

- Но, как же следы птиц у нас оказались?

Основная часть.

Воспитатель обнаруживает письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, письмо. От кого же оно? Хотите узнать?

Дети: Да!

Воспитатель: Это письмо от Старичка Лесовичка.

Читаем письмо: «Здравствуйте ребята! У меня случилась беда. Я потерял своих любимых птичек. Они к вам не прилетали. Найдите моих птичек, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята, может, мы с вами сможем помочь Старичку Лесовичку? Вернем птичек?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Птицы в зимнее время года приближаются к жилищам людей. Им трудно находить корм себе во время снегопадов, в метели и сильные морозы.

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

- Ребята, птицы очень пугливы и поэтому они, наверное, спрятались. Мы сможем их отыскать, если обратимся к волшебному сундуку. Давайте мы откроем и достанем первую подсказку.

1) Угадай, какая птица

Бойкая, задорная,

Желтогрудая, проворная,

Звонко тенькает:

«Тень, тень»(Синица)

- А, что вы знаете про синицу?

Это небольшая птица, очень нарядная. У неё ярко-жёлтое брюшко, а спина и крылья серо-синие. Питаются насекомыми, а зимой клюют зерно, крупу, семена растений и очень любят несолёное сало.

- Она находится на шкафу. Давайте найдём её.

- Посмотрите, в клювике у неё задание «Назовите детёнышей».

У белки-, у крысы-, у лисы-, у бобра-, у оленя-….

-Молодцы, ребята. Детёнышей знаете. А теперь предлагаю достать из волшебного сундука вторую подсказку.

2) Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

- Как вы догадались?

Воробей – маленький. В холодную погоду воробьи сидят прижавшись друг к другу. Зимуют в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Питаются семенами трав, зёрнышками.

- Сидит шкафчике под телевизором. В клювике задание «Задачи в стихах»

В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Еще две синицы

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас. 5

Влетели к девочке в окно

Две птички- невелички.

Потом за ними заодно

Еще четыре птички.

Порхали птички за столом,

Чирикали и пели

Почти минуту, а потом

Куда-то улетели,

Обратно порх через окно,

Одна, за ней четыре.

 

Так сколько с девочкою той

Осталось их в квартире? 5

Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц? 8

- Предлагаю снова обратится к волшебному сундуку.

3) В красной шапке расшитой

В чёрненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня - красота?

Тук-тук, да тра-та-та. (Дятел)

- Что вы знаете про дятла?

Верх тела у него чёрный, а на голове и шее белые пятна. У дятла очень крепкий клюв. Им он стучит по стволу дерева. Долбит кору и вытаскивает из-под неё длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки. Дятел очень хорошо передвигается по деревьям, помогают ему в этом его крепкие и цепкие лапки. Если внимательно рассмотреть, то хорошо видно, что два пальца направлены вперёд, а два – назад. Дятла считают санитаром леса.

- В клювике задание «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы будете называть противоположное слово.

- Маша низкая, а медведь -? (высокий)

- Ночью темно, а днем -? (светло)

- Зимой холодно, а летом -? (тепло)

- Огонь горячий, а снежинка -? (холодная)

- Камень твердый, а подушка -? (мягкая)

- У дуба ствол толстый, а у березы -? (тонкий)

- Заяц быстрый, а черепаха -? (медленная).

3) Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Но сначала мы разомнем наши пальчики Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички («Зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)

Галки да вороны,

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,

«катая из хлеба макароны»)

Дети выполняют задание.

Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка» (участвуют трое детей – «птичка» и два «птицелова» с сеткой).

Ход инсценировки. Птицеловы накрывают птичку сеткой.

Первый птицелов.

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка.

Ах, зачем, зачем, я вам,

Маленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Второй птицелов.

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Птичка.

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю.

Первый птицелов.

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка.

О! Не бойтесь в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе – светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Второй птицелов.

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить,

Все тебя ласкали.

Птичка.

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Птицеловы (вместе).

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так, Бог, с тобой – лети

И живи на воле!

Птицеловы собирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает.

- Достаём следующую подсказку из сундука.

4) Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь – это … (Снегири)

-Что вы знаете об этой птице?

Верх головы, крылья, хвост у него – чёрные, спина голубовато-серая, а брюшко - красное. У снегиря толстый, короткий клюв. Он расклёвывает им ягоды рябины, ранеток, зерна.

- Он спрятался за цветком. В клювике задание. «Освободи птичку» собрать пазл птицы

- Следующая подсказка.

5) Носит серенький жилет

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружат двадцать пар,

И кричат: кар, карр, карр» (Ворона)

- Что знаете об этой птице?

Днём они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях. Питаются вороны, чем придётся. В основном на городских свалках очистками от овощей.

-Спряталась ворона за доской. В клювике задание «Счёт до 10»(Дети закрывают глаза и открыв, угадывают, которого по счёту не стало.)

- И у нас в волшебном сундуке осталась последняя подсказка.

6) А, это про кого?

Кто- то прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрашит?

«Клее! Клее! Клее! Поёт со свистом. (Клёст)

(показать энциклопедию и зачитать)

Клёст живёт в хвойных лесах, питается семенами шишек, их крестообразный клюв помогает шелушить шишки, прежде чем у них выпадут семена. Клёст единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой, т. к. корма для них предостаточно.

-Спряталась она на подоконнике.

 А как мы помогаем птицам зимой?

(делаем кормушки, очищаем их от снега, шелухи, меняем корм, добавляем зёрна)

- Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев, снегу, кормушках затрудняют добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

- Вспомните правила установки кормушки.

(кормушки ремонтируем и делаем новые осенью,

когда прикрепляем кормушки, то ветки нельзя ломать, прибивать гвоздями тоже нельзя, лучше подвешивать;

кормушки должны иметь два отверстия, крышу,

подкармливаем птиц в течение всего года,

корм должен быть каждый день,

возле кормушек нельзя бросать банки и пакеты из – под корма,

нельзя кормить кусками хлеба, макаронами, корками апельсинов, нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе, жареными семечками).

- Какой корм любят птицы?

(семечки подсолнечника, семена тыквы, арбуза, дыни, несолёное сало, крошки хлеба)

- Как шутливо мы называем наши кормушки?

(птичья столовая)

- Каких птиц мы видели в наших «птичьих столовых»?

(синиц, воробьёв).

- Правильно, ребята, птиц следует кормить в течение всего года, так как при этом пищу получат помимо обычных зимующих видов и пролетные. Помните, что кормом для птиц могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.

Самое главное для подкормки, чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное.

Вам встречать весну.

-Предлагаю поиграть в игру «Кормушка»

Воспитатель: Когда вы услышите название своей птицы, выбегаете и садитесь на ковер рядом с кормушкой (читаю стихотворение З. Александровой «Новая столовая)

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь–сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

4) Итог занятия.

- Молодцы! Вы все были очень внимательны и хорошо знаете, что любят наши пернатые друзья. Вот мы с вами отыскали всех птиц. Старичок Лесовичок будет очень рад этому. Теперь мы с вами будем ждать подарка от него.

Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что понравилось?

- О чём расскажите дома?

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Опубликовано в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.