«Наставничество в системе образования»

1
0
Материал опубликован 10 July

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Учебная дисциплина «Педагогика высшей школы».

        Контингент обучающихся: направление подготовки -     

        Педагогическое образование. Педагогика дополнительного

        образования; образовательно-квалификационный уровень

        «магистр».

Тема лекционного занятия «Наставничество в системе образования». Актуальность темы: Наставничество в системе образования неотъемлемая часть образовательного процесса, которая способствует развитию личностных и профессиональных качеств студентов. Оно позволяет подстроить обучение под индивидуальные потребности молодого специалиста, что очень важно для успешного образовательного процесса.

Вид занятия: тематическая интерактивная лекция.

Цели занятия:

формирование понятия «наставничество», «наставник»;

создание благоприятной среды для личностного и профессионального развития, выявления и совершенствования способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества обучающихся;

познакомить обучающихся с формами и видами наставничества; перечислить профессиональные и личностные качества наставника, определить каким должен быть наставник.

Структура лекции:

Этап/время

Содержание

Методы и средства обучения

Введение

Вводный этап.

15 минут

Приветствие студентов. Пояснение цели и задач занятия «Педагогика высшей школы». Объяснение порядка формирования отметки по дисциплине, установление сроков сдачи самостоятельных работ. Сообщение темы, цели и плана лекционного занятия.

Объяснение

Наставничество как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей у молодых и малоопытных педагогов

20 минут

Определение понятий: «наставник» и «наставничество». Цели, задачи, методы и формы наставничества. Двухсторонняя польза наставничества для молодых и опытных специалистов в системе образования.

Беседа

Объяснение

Критерии отбора наставника

20 минут

Его профессиональные и личностные качества, определить каким должен быть наставник.


Мини-дискуссия

Приведение примеров

Планируемые ожидания использования практики наставничества в образовательной организации

20 минут

Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества. На решение каких проблем может повлиять внедрение модели наставничества в образовательной организации?

Мини-дискуссия


Заключение

Заключительный этап.

15 минут

Подведение итогов лекционного занятия. Формулирование выводов по теме совместно со студентами. Ответы на вопросы студентов. Обозначение рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки.

Резюмирование












ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Педагогика высшей школы» определяется как раздел общей педагогики, изучающий закономерности, осуществляющий теоретическое обоснование, разрабатывающий принципы, технологии воспитания и образования человека в высшем учебном заведении.

Предмет изучения педагогики высшей школы — процесс обучения и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием.

Наставничество в педагогике высшей школы — это форма деятельности преподавателя, направленная на помощь студенту в процессе личностного роста, выборе способов поведения, принятии решений.

«Наставничество как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей у молодых и малоопытных педагогов»

Вопрос аудитории «Кто такой наставник?»

Наставник в педагогике — это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания. Он помогает молодому специалисту развивать навыки и умения педагогической деятельности, а также совершенствовать методы обучения.

По определению современных отечественных исследователей, наставник — это человек, обладающий опытом и готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия.

Вопрос аудитории «Что такое наставничество?»

Наставничество в педагогике — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде.

Это взаимодействие основывается на передаче знаний, навыков и опыта от наставника к наставляемому, при этом наставник также может учиться и развиваться, отражая и анализируя свой опыт.

Наставничество — эффективный способ передачи опыта, мастерства молодым педагогам, который способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Наставничество — это процесс, в котором более опытный и знающий человек (наставник) предоставляет руководство, поддержку и ресурсы для развития и успеха менее опытного человека (наставляемого).

Цели наставничества:

Обучение и поддержка личностного роста, самооценки, повышение уверенности и помощь в достижении личных целей.

Помощь в улучшении учебных результатов, умений обучения и решении академических проблем.

Помощь в определении профессиональных целей, формировании умений и компетенций, советы по выбору карьерного пути и помощь в достижении успеха на рабочем месте.

Помощь в выборе подходящих образовательных систем (курсы, книги, мероприятия), планировании учёбы, обучение новым академическим и профессиональным навыкам новичков.

Социальная помощь, обучение социальным знаниям новичков, повышение коммуникативной компетентности, преодоление проблем межличностного взаимодействия.

Помощь в формировании навыков руководства, управления временем, принятии решений и развитии лидерских способностей.

Помощь в адаптации к новой среде, учебной или рабочей системе.

Обучение и формирование эмоционального интеллекта.

Помощь в составлении плана действий.

Содействие в формировании позитивных жизненных ценностей и установок.

Задачи наставничества:

-обеспечить лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе;

использовать эффективные формы повышения профессионального мастерства молодых педагогов;

-совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;

-приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения;

-оказывать необходимую помощь в методической и практической сфере.

Некоторые методы наставничества:

консультирование;

мастер-класс как способ передачи накопленного опыта профессионального мастерства;

наблюдение и анализ деятельности наставника и наставляемого;

коучинг для создания среды, которая облегчает движение педагога к поставленной цели;

рефлексия и анализ деятельности подопечного для выявления и совместного устранения допущенных ошибок.

Формы наставничества:

- “ученик — ученик" предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами. Вариацией данной формы является форма наставничества “студент — студент”.

- “учитель — учитель” предполагает взаимодействие молодого педагога или нового специалиста с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

- “работодатель — ученик” предполагает взаимодействие учащегося старших классов средней школы и представителя регионального предприятия/организации, при которой наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал школьника, усиливает его мотивацию к учёбе и самореализации.

- “работодатель — студент” предполагает создание системы взаимодействия организаций среднего специального образования и региональных предприятий с целью получения учениками актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства.

- “учитель — ученик” предполагает взаимодействие учителя (педагога) образовательной организации и обучающегося с индивидуальными образовательными потребностями.

Наставничество — двусторонний процесс, и основным условием эффективности обучения является готовность наставника к передаче опыта.

Результатом правильной организации работы наставников становится высокий уровень включённости молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.

Наставничество в системе образования приносит двустороннюю пользу как молодым, так и опытным специалистам.

Для молодых специалистов наставничество помогает:

1.Быстро адаптироваться к работе. Наставник поддерживает эмоционально, укрепляет веру в себя, знакомит с корпоративной культурой учреждения.

2.Раскрыть профессиональный потенциал. Наставник привлекает молодого специалиста к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и профессионального мастерства.

3.Мотивировать к самообразованию и повышению квалификации. Наставник воспитывает в молодом специалисте стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Для опытных специалистов наставничество имеет такие преимущества:

1.Открываются перспективы профессиональной деятельности. Опытный педагог получает удовлетворение от понимания собственного вклада в профессиональную деятельность будущего педагога.

2.Появляется мотивация к модернизации собственной методики.

3.Расширяется арсенал навыков и умений. Наставник может не только делиться собственным опытом с молодыми специалистами, но и учиться у них, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности.

Таким образом, наставничество способствует профессиональному росту как молодых, так и опытных специалистов, что в целом повышает эффективность деятельности образовательного учреждения.

«Критерии отбора наставника»

При подборе наставника в педагогике следует руководствоваться следующими критериями отбора наставника:

Квалификация сотрудника. Должность — воспитатель, специалист первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества.

Показатели результативности. Стабильно высокие результаты образовательной деятельности, отсутствие жалоб от родителей и воспитанников.

Профессиональные знания и навыки. Глубокое знание методики образования, психологических особенностей детей. Умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками, знание компьютерных программ.

Профессионально важные качества личности. Умение обучать других, слушать, говорить (грамотная речь), аккуратность, дисциплинированность, ответственность, ориентация на результат, командный стиль работы.

Личные мотивы к наставничеству. Потребность в приобретении опыта управления людьми, желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам), потребность в приобретении нового статуса как подтверждение своей профессиональной квалификации.

Профессиональные качества, которыми должен обладать наставник:

Профессиональная компетентность и наличие опыта. Наставник должен быть профессионалом в своей области, чтобы передавать накопленные опыт и знания новичкам. Уровень опыта наставника должен быть значительно выше навыков его подопечного.

Способность передавать знания. Наставник должен суметь донести подопечному всю важную информацию и проконтролировать, чтобы в дальнейшем полученные знания были использованы в работе.

Лидерство и оказание влияния. Наставник должен уметь увлечь, повести за собой и подобрать правильные слова для мотивации других.

Способность к саморазвитию и профессиональному росту. Наставник должен демонстрировать желание и способность постигать что-то новое, стремиться углубить свои знания и повышать квалификацию.

Настойчивость. Целеустремлённость и желание добиться поставленных целей — одни из главных факторов, определяющих успех наставничества.

Эмоциональная уравновешенность. Наставник должен уметь поддерживать оптимальное состояние, быстро адаптироваться к изменениям и принимать обдуманные решения в ситуации информационной перегрузки.

Педагогическая рефлексия. Умение наблюдать за людьми, собирать о них информацию, анализировать её, а также делать правильные выводы, которые в дальнейшем повлияют на улучшение качества работы.

Личностные качества, которыми должен обладать наставник:

Уважение и эмпатия. Наставник должен уважать своих подопечных и понимать их индивидуальные потребности и особенности.

Интегритет и надёжность. Наставник должен быть надёжным и честным, чтобы подопечные могли полностью доверять ему и его рекомендациям.

Умение вдохновлять и мотивировать. Наставник должен быть способен вдохновлять и мотивировать подопечных, чтобы помочь им достичь своих целей и развить свой потенциал.

Толерантность и открытость к разнообразию. Наставник должен быть толерантным и открытым к различным культурам, мнениям и идеям, чтобы создать безопасную и поддерживающую обучающую среду для всех подопечных.

«Планируемые ожидания использования практики наставничества в образовательной организации»

Планируемые ожидания от использования практики наставничества в образовательной организации:

улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах.

рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.

улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива.

плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе.

адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.

рост мотивации к учёбе и саморазвитию учащихся.

снижение показателей неуспеваемости учащихся.

практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.

формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

формирование активной гражданской позиции школьного сообщества.

рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.

Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества:

измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;

рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;

улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;

практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;

измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;

привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем обучающегося общеобразовательной организации:

низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость;

отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

невозможность качественной самореализации в рамках школьной программы;

отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;

низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;

кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;

отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;

высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых обучающихся;

падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;

проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем обучающегося профессиональной образовательной организации (далее - студента):

низкую мотивацию к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;

низкую информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;

трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;

низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;

низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие - невостребованность на рынке;

отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки обучающихся и выпускников;

невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.

Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем региона:

трудовую неустроенность молодых специалистов и выпускников, влекущую за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы;

ценностную дезориентацию обучающихся, приводящую как к девиантному, так и к нейтральному в плане гражданской активности поведению;

отсутствие налаженной связи между разными уровнями образования в регионе;

устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном образовательном процессе наставничество играет важную роль, способствуя развитию как учеников, так и педагогов. Давайте рассмотрим, что такое наставничество и как оно влияет на образовательный процесс. Наставничество — это форма взаимодействия, при которой более опытный человек (наставник) делится своими знаниями и опытом с менее опытным (наставляемым). Это может происходить в различных формах: от индивидуальных консультаций до групповых семинаров. Наставничество не только помогает передавать знания, но и формирует у учеников уверенность в своих силах, развивает критическое мышление и способствует личностному росту. Я считаю, что наставничество в системе образования является необходимым инструментом для повышения качества обучения и формирования гармоничной личности. Обратимся к рассказу «Учитель» А. П. Чехова. В этом произведении автор описывает, как учитель, обладая большим опытом и знаниями, становится наставником для своих учеников. Он не просто передает им информацию, но и учит их мыслить, анализировать и принимать решения. В одном из эпизодов учитель проводит урок, на котором предлагает ученикам обсудить важные жизненные вопросы, что позволяет им не только усвоить материал, но и развить свои мысли и идеи. Этот пример доказывает мой тезис о важности наставничества. Учитель, выступая в роли наставника, не только обучает, но и вдохновляет своих учеников, помогая им осознать свою значимость и потенциал. Наставничество создает атмосферу доверия и открытости, что способствует более глубокому усвоению знаний и развитию критического мышления. В заключение, можно сказать, что наставничество в системе образования — это не просто передача знаний, но и важный процесс формирования личности. Оно помогает ученикам не только учиться, но и развиваться как индивидуальности. Я считаю, что внедрение наставничества в образовательный процесс должно стать одной из приоритетных задач для повышения качества образования.









Список используемой литературы

1. Акутина, С. П. Актуальные проблемы развития наставничества: опыт и тенденции нового времени / С. П. Акутина, Т. В. Калинина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №4 (106). – Часть 3. – С. 8-13.

2. Дипломатова, З. Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя / З. Ю. Дипломатова, В. Н. Иванов Г. А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2021. – №1. – С. 131-140.

3. Катунина Н. Е. и др. ШКОЛА НАСТАВНИКА. Учебно-методические материалы. — Омск: типография БПОУ «ОПК № 1», 2023.

4. Колобова А. В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы) / А. В. Колобова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104985/ (дата обращения: 04.04.2024).

5. Осипова, Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества / Т. Ю. Осипова // Концепт. – 2015. – №3. – С.1-9.

6. Тулякова, В. В. Риски организации наставничества в школе / В. В. Тулякова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 435-437. – URL: https://moluch.ru/archive/314/71698/ (дата обращения: 24.10.2023).

7. Фиалкина Т. В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута. − Пермь, 2014. − С.31−39.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.