«Наставничество в системе образования»
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Учебная дисциплина «Педагогика высшей школы».
Контингент обучающихся: направление подготовки -
Педагогическое образование. Педагогика дополнительного
образования; образовательно-квалификационный уровень
«магистр».
Тема лекционного занятия «Наставничество в системе образования». Актуальность темы: Наставничество в системе образования неотъемлемая часть образовательного процесса, которая способствует развитию личностных и профессиональных качеств студентов. Оно позволяет подстроить обучение под индивидуальные потребности молодого специалиста, что очень важно для успешного образовательного процесса.
Вид занятия: тематическая интерактивная лекция.
Цели занятия:
формирование понятия «наставничество», «наставник»;
создание благоприятной среды для личностного и профессионального развития, выявления и совершенствования способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества обучающихся;
познакомить обучающихся с формами и видами наставничества; перечислить профессиональные и личностные качества наставника, определить каким должен быть наставник.
Структура лекции:
Этап/время | Содержание | Методы и средства обучения |
Введение | ||
Вводный этап. 15 минут | Приветствие студентов. Пояснение цели и задач занятия «Педагогика высшей школы». Объяснение порядка формирования отметки по дисциплине, установление сроков сдачи самостоятельных работ. Сообщение темы, цели и плана лекционного занятия. | Объяснение |
Наставничество как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей у молодых и малоопытных педагогов | ||
20 минут | Определение понятий: «наставник» и «наставничество». Цели, задачи, методы и формы наставничества. Двухсторонняя польза наставничества для молодых и опытных специалистов в системе образования. | Беседа Объяснение |
Критерии отбора наставника | ||
20 минут | Его профессиональные и личностные качества, определить каким должен быть наставник. | Мини-дискуссия Приведение примеров |
Планируемые ожидания использования практики наставничества в образовательной организации | ||
20 минут | Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества. На решение каких проблем может повлиять внедрение модели наставничества в образовательной организации? | Мини-дискуссия |
Заключение | ||
Заключительный этап.
15 минут | Подведение итогов лекционного занятия. Формулирование выводов по теме совместно со студентами. Ответы на вопросы студентов. Обозначение рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки. | Резюмирование |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Педагогика высшей школы» определяется как раздел общей педагогики, изучающий закономерности, осуществляющий теоретическое обоснование, разрабатывающий принципы, технологии воспитания и образования человека в высшем учебном заведении.
Предмет изучения педагогики высшей школы — процесс обучения и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием.
Наставничество в педагогике высшей школы — это форма деятельности преподавателя, направленная на помощь студенту в процессе личностного роста, выборе способов поведения, принятии решений.
«Наставничество как универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей у молодых и малоопытных педагогов»
Вопрос аудитории «Кто такой наставник?»
Наставник в педагогике — это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания. Он помогает молодому специалисту развивать навыки и умения педагогической деятельности, а также совершенствовать методы обучения.
По определению современных отечественных исследователей, наставник — это человек, обладающий опытом и готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия.
Вопрос аудитории «Что такое наставничество?»
Наставничество в педагогике — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде.
Это взаимодействие основывается на передаче знаний, навыков и опыта от наставника к наставляемому, при этом наставник также может учиться и развиваться, отражая и анализируя свой опыт.
Наставничество — эффективный способ передачи опыта, мастерства молодым педагогам, который способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Наставничество — это процесс, в котором более опытный и знающий человек (наставник) предоставляет руководство, поддержку и ресурсы для развития и успеха менее опытного человека (наставляемого).
Цели наставничества:
Обучение и поддержка личностного роста, самооценки, повышение уверенности и помощь в достижении личных целей.
Помощь в улучшении учебных результатов, умений обучения и решении академических проблем.
Помощь в определении профессиональных целей, формировании умений и компетенций, советы по выбору карьерного пути и помощь в достижении успеха на рабочем месте.
Помощь в выборе подходящих образовательных систем (курсы, книги, мероприятия), планировании учёбы, обучение новым академическим и профессиональным навыкам новичков.
Социальная помощь, обучение социальным знаниям новичков, повышение коммуникативной компетентности, преодоление проблем межличностного взаимодействия.
Помощь в формировании навыков руководства, управления временем, принятии решений и развитии лидерских способностей.
Помощь в адаптации к новой среде, учебной или рабочей системе.
Обучение и формирование эмоционального интеллекта.
Помощь в составлении плана действий.
Содействие в формировании позитивных жизненных ценностей и установок.
Задачи наставничества:
-обеспечить лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе;
использовать эффективные формы повышения профессионального мастерства молодых педагогов;
-совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
-приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения;
-оказывать необходимую помощь в методической и практической сфере.
Некоторые методы наставничества:
консультирование;
мастер-класс как способ передачи накопленного опыта профессионального мастерства;
наблюдение и анализ деятельности наставника и наставляемого;
коучинг для создания среды, которая облегчает движение педагога к поставленной цели;
рефлексия и анализ деятельности подопечного для выявления и совместного устранения допущенных ошибок.
Формы наставничества:
- “ученик — ученик" предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами. Вариацией данной формы является форма наставничества “студент — студент”.
- “учитель — учитель” предполагает взаимодействие молодого педагога или нового специалиста с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
- “работодатель — ученик” предполагает взаимодействие учащегося старших классов средней школы и представителя регионального предприятия/организации, при которой наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал школьника, усиливает его мотивацию к учёбе и самореализации.
- “работодатель — студент” предполагает создание системы взаимодействия организаций среднего специального образования и региональных предприятий с целью получения учениками актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства.
- “учитель — ученик” предполагает взаимодействие учителя (педагога) образовательной организации и обучающегося с индивидуальными образовательными потребностями.
Наставничество — двусторонний процесс, и основным условием эффективности обучения является готовность наставника к передаче опыта.
Результатом правильной организации работы наставников становится высокий уровень включённости молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
Наставничество в системе образования приносит двустороннюю пользу как молодым, так и опытным специалистам.
Для молодых специалистов наставничество помогает:
1.Быстро адаптироваться к работе. Наставник поддерживает эмоционально, укрепляет веру в себя, знакомит с корпоративной культурой учреждения.
2.Раскрыть профессиональный потенциал. Наставник привлекает молодого специалиста к участию в общественной жизни коллектива, формирует у него общественно значимые интересы, содействует развитию общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и профессионального мастерства.
3.Мотивировать к самообразованию и повышению квалификации. Наставник воспитывает в молодом специалисте стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Для опытных специалистов наставничество имеет такие преимущества:
1.Открываются перспективы профессиональной деятельности. Опытный педагог получает удовлетворение от понимания собственного вклада в профессиональную деятельность будущего педагога.
2.Появляется мотивация к модернизации собственной методики.
3.Расширяется арсенал навыков и умений. Наставник может не только делиться собственным опытом с молодыми специалистами, но и учиться у них, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности.
Таким образом, наставничество способствует профессиональному росту как молодых, так и опытных специалистов, что в целом повышает эффективность деятельности образовательного учреждения.
«Критерии отбора наставника»
При подборе наставника в педагогике следует руководствоваться следующими критериями отбора наставника:
Квалификация сотрудника. Должность — воспитатель, специалист первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества.
Показатели результативности. Стабильно высокие результаты образовательной деятельности, отсутствие жалоб от родителей и воспитанников.
Профессиональные знания и навыки. Глубокое знание методики образования, психологических особенностей детей. Умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками, знание компьютерных программ.
Профессионально важные качества личности. Умение обучать других, слушать, говорить (грамотная речь), аккуратность, дисциплинированность, ответственность, ориентация на результат, командный стиль работы.
Личные мотивы к наставничеству. Потребность в приобретении опыта управления людьми, желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам), потребность в приобретении нового статуса как подтверждение своей профессиональной квалификации.
Профессиональные качества, которыми должен обладать наставник:
Профессиональная компетентность и наличие опыта. Наставник должен быть профессионалом в своей области, чтобы передавать накопленные опыт и знания новичкам. Уровень опыта наставника должен быть значительно выше навыков его подопечного.
Способность передавать знания. Наставник должен суметь донести подопечному всю важную информацию и проконтролировать, чтобы в дальнейшем полученные знания были использованы в работе.
Лидерство и оказание влияния. Наставник должен уметь увлечь, повести за собой и подобрать правильные слова для мотивации других.
Способность к саморазвитию и профессиональному росту. Наставник должен демонстрировать желание и способность постигать что-то новое, стремиться углубить свои знания и повышать квалификацию.
Настойчивость. Целеустремлённость и желание добиться поставленных целей — одни из главных факторов, определяющих успех наставничества.
Эмоциональная уравновешенность. Наставник должен уметь поддерживать оптимальное состояние, быстро адаптироваться к изменениям и принимать обдуманные решения в ситуации информационной перегрузки.
Педагогическая рефлексия. Умение наблюдать за людьми, собирать о них информацию, анализировать её, а также делать правильные выводы, которые в дальнейшем повлияют на улучшение качества работы.
Личностные качества, которыми должен обладать наставник:
Уважение и эмпатия. Наставник должен уважать своих подопечных и понимать их индивидуальные потребности и особенности.
Интегритет и надёжность. Наставник должен быть надёжным и честным, чтобы подопечные могли полностью доверять ему и его рекомендациям.
Умение вдохновлять и мотивировать. Наставник должен быть способен вдохновлять и мотивировать подопечных, чтобы помочь им достичь своих целей и развить свой потенциал.
Толерантность и открытость к разнообразию. Наставник должен быть толерантным и открытым к различным культурам, мнениям и идеям, чтобы создать безопасную и поддерживающую обучающую среду для всех подопечных.
«Планируемые ожидания использования практики наставничества в образовательной организации»
Планируемые ожидания от использования практики наставничества в образовательной организации:
улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах.
рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива.
плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе.
адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
рост мотивации к учёбе и саморазвитию учащихся.
снижение показателей неуспеваемости учащихся.
практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
формирование активной гражданской позиции школьного сообщества.
рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
Планируемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.
Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем обучающегося общеобразовательной организации:
низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость;
отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
невозможность качественной самореализации в рамках школьной программы;
отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых обучающихся;
падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем обучающегося профессиональной образовательной организации (далее - студента):
низкую мотивацию к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;
низкую информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;
низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;
низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие - невостребованность на рынке;
отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки обучающихся и выпускников;
невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.
Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем региона:
трудовую неустроенность молодых специалистов и выпускников, влекущую за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы;
ценностную дезориентацию обучающихся, приводящую как к девиантному, так и к нейтральному в плане гражданской активности поведению;
отсутствие налаженной связи между разными уровнями образования в регионе;
устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном образовательном процессе наставничество играет важную роль, способствуя развитию как учеников, так и педагогов. Давайте рассмотрим, что такое наставничество и как оно влияет на образовательный процесс. Наставничество — это форма взаимодействия, при которой более опытный человек (наставник) делится своими знаниями и опытом с менее опытным (наставляемым). Это может происходить в различных формах: от индивидуальных консультаций до групповых семинаров. Наставничество не только помогает передавать знания, но и формирует у учеников уверенность в своих силах, развивает критическое мышление и способствует личностному росту. Я считаю, что наставничество в системе образования является необходимым инструментом для повышения качества обучения и формирования гармоничной личности. Обратимся к рассказу «Учитель» А. П. Чехова. В этом произведении автор описывает, как учитель, обладая большим опытом и знаниями, становится наставником для своих учеников. Он не просто передает им информацию, но и учит их мыслить, анализировать и принимать решения. В одном из эпизодов учитель проводит урок, на котором предлагает ученикам обсудить важные жизненные вопросы, что позволяет им не только усвоить материал, но и развить свои мысли и идеи. Этот пример доказывает мой тезис о важности наставничества. Учитель, выступая в роли наставника, не только обучает, но и вдохновляет своих учеников, помогая им осознать свою значимость и потенциал. Наставничество создает атмосферу доверия и открытости, что способствует более глубокому усвоению знаний и развитию критического мышления. В заключение, можно сказать, что наставничество в системе образования — это не просто передача знаний, но и важный процесс формирования личности. Оно помогает ученикам не только учиться, но и развиваться как индивидуальности. Я считаю, что внедрение наставничества в образовательный процесс должно стать одной из приоритетных задач для повышения качества образования.
Список используемой литературы
1. Акутина, С. П. Актуальные проблемы развития наставничества: опыт и тенденции нового времени / С. П. Акутина, Т. В. Калинина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №4 (106). – Часть 3. – С. 8-13.
2. Дипломатова, З. Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя / З. Ю. Дипломатова, В. Н. Иванов Г. А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2021. – №1. – С. 131-140.
3. Катунина Н. Е. и др. ШКОЛА НАСТАВНИКА. Учебно-методические материалы. — Омск: типография БПОУ «ОПК № 1», 2023.
4. Колобова А. В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы) / А. В. Колобова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104985/ (дата обращения: 04.04.2024).
5. Осипова, Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества / Т. Ю. Осипова // Концепт. – 2015. – №3. – С.1-9.
6. Тулякова, В. В. Риски организации наставничества в школе / В. В. Тулякова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 435-437. – URL: https://moluch.ru/archive/314/71698/ (дата обращения: 24.10.2023).
7. Фиалкина Т. В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута. − Пермь, 2014. − С.31−39.