12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белоусова Евгения Вячеславовна50


Настольная дидактическая игра (на примере игры «В мире техники» к программе «Начальное техническое моделирование»)


Номинация: «Методические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе»

 

Автор:

Белоусова Евгения Вячеславовна,

педагог дополнительного образования,

МОУ ДОД Дом детского творчества,

г.Углич, Ярославская область.



Аннотация

Настольная дидактическая игра предназначена для детей начальной школы и используется на занятии технического творчества в объединении «Самоделкин» Дома детского творчества (Является учебно-методическим материалом к программе «Начальное техническое моделирование»). Так же эта дидактическая игра может быть использована на уроках в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного и дошкольного образования. Игра может быть полезна педагогам, учителями, воспитателям детских садов в образовательном процессе для изучения нового, закрепления изученного материала или для мониторинга полученных знаний. Дети могут играть индивидуально или небольшими группами по 5-6 человек

Форма игры универсальна: может использоваться для изучения различного материала в детском саду и по школьным предметам (не только моделирование и конструирование, но и математика, русский язык, история, химия и т.п.). Игра может быть интересна для педагогов, воспитателей и родителей. Материал можно адаптировать для детей разного возраста, уровня подготовки, как введение в тему, а так же как заключительное обобщающее занятие; соединять информацию по одной области, а может по разным областям науки. Все зависит от фантазии и желания педагога. Участники игры могут работать индивидуально, в парах или небольших группах по 3-5 человек. Количество пар или групп может быть разным. Меняя карточки можно усложнять или упрощать правила, вводить «сектор приз», «переход хода», «двойные баллы» и т.д)

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале игры нужно познакомить детей с правилами, игровыми действиями. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.

В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, в классе, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала и др.).

2. При тщательной подготовке педагога к игре, её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

Педагог контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

3. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Педагог отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

Игра построена по принципу игры «Что? Где? Когда?»


Дидактическая игра «В мире техники» к программе «Начальное техническое моделирование»)

Цель игры: расширение и обобщение знаний о транспорте.

Задачи:

- закрепить и обобщить изученный материал;

- вовлечь детей в совместную игру, вызывая интерес к данной деятельности;

- побуждать детей мыслить, рассуждать, анализировать и обобщать полученные знания;

- обогащать словарный запас детей, развивать их познавательную активность;

- воспитывать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;

1. Подготовка к игре

Для организации игры потребуется вращающийся круг со стрелкой, разделённый на цветовые сектора, панно с карманами, карточки из цветного картона, соответствующие цветам секторов, с напечатанными вопросами, цветные жетоны, соответствующие цветам секторов, секундомер или песочные часы.

2. Правила игры

Участники игры делятся на пары или группы по своему желанию (по желанию, по жеребьевке, по указанию педагога)

Один ребёнок из команды (каждый раз разный) вращает барабан, когда стрелка останавливается на определённом цветовом поле, он идёт к панно и выбирает любую карточку нужного цвета. Карточек должно быть одинаковое количество в каждом цветовом секторе 6-7 штук. Ребёнок читает вопрос, для детей не умеющих читать или читающих плохо, вопрос читает педагог.

Посовещавшись 30 секунд, команда даёт ответ. Ответ может дублироваться слайдом на экране. За правильный ответ она получает жетон соответствующего цвета. Если у команды нет ответа, ответить может любая другая команда, первой поднявшая руку, и получить жетон для себя. Побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов.

3. Выполнение игровых действий.

Вопросы синего сектора. Воздушный транспорт.

1. Как называется команда, управляющая воздушным судном? (экипаж)

2. Как называют человека, управляющего самолётом, вертолётом? (пилот)

3.Самолёт, вертолёт, воздушный шар. Что лишнее и почему? (воздушный шар, у него нет двигателя)

4. Загадка: Посмотрите мне в глаза,

Я совсем не стрекоза.

Мы чуть-чуть похожи с ней,

Я и больше и сильней.

Если только захочу,

Без разбега ввысь взлечу. (вертолёт)

5. Как называется место, откуда взлетает и куда приземляется воздушный транспорт? (аэропорт)

6. В чём отличие вертолёта от самолёта? (вертолёт летает на винтах, а не на крыльях)

Вопросы красного сектора. Наземный транспорт.

1. Что у автомобилей под капотом? (двигатель или мотор)

2. Какая машина перевозит большой количество людей? (автобус)

3. Чем «питается» большинство автотранспорта? (бензином)

4. Как называется машина, которая вывозит мусор? (мусоровоз)

5. «Глаз» авто – это что? (фара)

6. В переводе с французского, что означает слово шофёр? (кочегар)

Вопросы жёлтого сектора. Водный транспорт.

1. Как называется водное судно, которое плывёт, разбивая льдины? (ледокол)

2. Окно на корабле – это что? (иллюминатор)

3. Как называют судно, которое может плыть с помощью ветра? (яхта, парусник)

4. Кто такой юнга? (младший матрос, или подросток, обучающийся морскому делу)

5. Какие животные навели человека на мысль создать плавающее судно? (водоплавающие птицы)

6. Загадка: На море, в реках и озёрах

Я плаваю проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей. (катер)

Вопросы зелёного сектора. Город, дорога.

1. Какое устройство регулирует движение на дорогах? (светофор)

2. Как называется место посадки и высадки пассажиров автотранспорта? (остановка)

3. По какой части улицы ходят пешеходы? (по тротуару)

4. Как ещё называют пешеходный переход? (зебра)

5. Какие машины могут ехать на красный свет светофора? (спецтранспорт; полицейская, скорая, пожарная машины)

6. Как называют велосипед с мотором? (мопед)

Вопросы оранжевого сектора. Про космос.

1. Откуда ракета отправляется в космическое пространство? (с космодрома)

2. Как называют космический дом на околоземной орбите? (космическая станция)

3. Как звали человека первым полетевшего в космос? (Ю.А. Гагарин)

4. Одежда космонавта – это?... (скафандр)

5. Как называется корабль, который может передвигаться по поверхности других планет? (планетоход, луноход, марсоход)

6. Какие животные полетели в космос раньше человека и вернулись обратно невредимыми? (собаки Белка и Стрелка)

4. Итог игры

Ведущий просит подсчитать жетоны, которые получили команды. Выявляется команда или ребёнок - победитель, набравшие большее количество жетонов. Сильнейшие участники команды получают награды (медали, сладкие призы и т. п.)

По количеству жетонов различного цвета педагог может сделать вывод, какой материал дети усвоили хорошо, а какие знания западают.

Приложение № 1 Игровой круг

t1675161833aa.jpg

t1675161833ab.jpg

Приложение № 2 Панно с карманами для карточек

t1675161833ac.jpg


Приложение № 3 Карточки с вопросами

t1675161833ad.jpg

Приложение № 4 Процесс игры

t1675161833ae.jpg

t1675161833af.jpg

t1675161833ag.jpg

t1675161833ah.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.