Настольная игра «Змеи и лестницы» на уроках английского языка своими руками
Настольная игра «Змеи и лестницы» на уроках английского языка своими руками
При обучении английскому языку в начальной школе большей частью используется игровой метод, предполагающий применение дидактических игр. Они различаются по цели: для развития коммуникативных умений в говорении - ролевые игры, для лексической стороны речи - настольные игры и т.д. Использование одной и той же игры быстро надоедает, поэтому решением становится создание собственных игр.
Для удобства игры создаются на основе примера из учебника. Образцы из УМК снабжены иллюстрациями, что привлекает внимание обучающихся и создаёт желание создать что-то подобное. Например, по теме «Досуг» из УМК «Английский язык в фокусе» Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули и др. обучающиеся знакомятся с популярной игрой «Змеи и лестницы» (“Snakes and Ladders”). Задача - прийти как можно быстрее к финишу, передвигая свою фигурку по игровому полю. При этом, если фигурка становится на клетку с лестницей, она перемещается на её верх, если оказывается на голове змеи, то скатывается к её хвосту.
Но применение такой игры на уроках английского языка не было бы обосновано, если бы она к тому же не сопровождалась языковым материалом - предложениями с пропусками, что делает её полезной при развитии определённых языковых умений. Например, при закреплении степеней сравнения задача обучающегося образовать необходимую степень от прилагательного в скобках, при развитии умения употреблять в речи изученные лексические единицы (ЛЕ) пропуски заполняются словами по теме, при этом это может быть открытый ответ, без слов на выбор, или, закрытый, с вариантами слов для подстановки. Как видно из представленных примеров, игра «Змеи и лестницы» может создаваться после каждой изученной темы, т.к. инвариантной остаётся только её форма, а содержание постоянно варьируется. В её создании могут принимать участие обучающиеся 2 класса (с 4-ой четверти) по 4-ый и продолжать в средней и старшей школах.
Ниже представлен пример создания и применения игры «Змеи и лестницы» с целью закрепления образования настоящего простого времени и ЛЕ по теме «Свободное времяпрепровождение».
Задача: заполнить пропуск в предложении глаголом в скобках в the Present Simple Tense (вариант 1); перевести предложение (вариант 2).
Как уже было сказано выше, идея игры была перенята из учебника, поэтому игровое поле для удобства и экономии времени было взято готовое, с его страниц, а содержание обучающиеся придумали сами, каждый по одному предложению, второе могли составить те, кто справился с первым быстрее. Всего - 18 предложений. Далее они были пронумерованы в соответствии с игровым полем из учебника и обучающиеся начали играть.
Правила игры:
1. Подбрасывая кубик, обучающийся определяет число, на которое он может переместить свою фишку.
2. Если игроку выпадает число с предложением, то он может поставить на его номер свою фигурку только при условии безошибочного выполнения задания с ним: заполнения пропуска или перевода.
3. Допускается только одна ошибка, но она снижает количество клеток, на которые может переместиться играющий, на одну. В зависимости от характеристики класса, может быть сделана уступка и в два балла за две ошибки.
4. Если обучающийся допускает большое количество ошибок (их количество определяется уровнем развития предметных УУД; в представленном примере три ошибки являлись показателем невыполнения задания), то пропускает ход, оставаясь на прежнем месте.
5. На выполнение задания с предложением отводится минута, в течение которой все игроки имеют возможность его выполнить. После ошибочного ответа обучающегося, осуществляющего свой ход, игрок, готовый выполнить то же задание и первым показавший свою готовность поднятием руки, имеет право высказать свой вариант и при правильном ответе переместить фишку на то количество квадратов поля, которое выпало игроку, не справившемуся с заданием, без ожидания своего хода. Аналогично, 1-2 ошибки снижают количество перемещений на 1-2, соответственно.
6. Побеждает тот, кто быстрее всех доберётся до финиша игрового поля.
Примеры карточек для игры (вариант 1):
1. A boy … (learn) new programmes at a computer club. | 2. Students … (go) on trips at an adventure club. | 4. You and I … (visit) art museums at an art club. |
11. A girl … (not play) marbles. | 15. Playing music … (be) tiring. | 17. A boy … (not be) keen on painting. |
20. A girl … (like) reading books. | 25. An art club … (be) relaxing. | 28. At a drama club, students … (write) their own plays. |
31. Your class and you … (go) to the theatre at a drama club. | 33. Computer fans … (be) interested in computer games. | 34. Sports fans … (be) mad about football or volleyball. |
35. Boys … (prefer) a sports club. | 42. At a photography club, people … (meet) to take photos. | 45. A family’s favourite board game … (be) “Scrabble”. |
47. A girl … (not like) going fishing. | 48. Fishing … (be) boring. |
Примеры карточек для игры (вариант 2) (в скобках даны переводы незнакомых обучающимся слов):
1. Спортивный кружок – это весело. | 2. Ученик пишет свои собственные пьесы на драматическом кружке. | 4. Члены спортивного клуба катаются на велосипеде каждый вторник. |
11. Ученик не использует ПК в книжном кружке. | 15. Мы часто ходим рыбачить в каникулы. | 17. Ученик печатает свои собственные фото на кружке фотографии. |
20. Ученики не встречаются на кружке каждый день. | 25. Драматический кружок и музыкальный (one) – кружки искусства. | 28. Два человека играют в шахматы. |
31. Несколько (Some/ Any) человек играет в скрэббл. | 33. Футбол – не настольная игра. | 34. Мои друзья и я собираем (do) мозаику. |
35. Ученик читает захватывающие романы на книжном кружке. | 42. Ученики на музыкальном кружке безумно любят музыку. | 45. Я люблю играть в компьютерные игры |
47. Мальчик интересуется виндсёрфингом | 48. Девочка безумно любит рисовать. |
Плюсы игры «Змеи и лестницы», созданной совместно с детьми, кроме традиционного развития внимательности и усидчивости, тренировки мелкой моторики (если обучающиеся самостоятельно вырезают свои предложения из листа А5, а не пишут их на подготовленных учителем четвертинках; то же происходит при выкладывании вырезанных карточек, подбрасывании кубика, отсчитывании клеток для перемещения фишки), обучающиеся
1) самостоятельно составляют предложения к игре, исходя из своих возможностей, т.е. такие, которые они, прежде всего, сами смогут заполнить или перевести, т.к. кому какое предложение выпадет, определяет подброшенный кубик. Это делает игру соответствующей уровню развития обучающихся. При этом тренируются их языковые знания и умения;
2) чувствуют себя соавторами игры, поэтому желание опробовать получившиеся задания более сильное;
3) закрепляют изученный материал в увлекательной форме;
4) применяют полученные знания на практике: появляется осознание, для чего та или иная тема изучается, например, хотя бы чтобы создать настольную игру и интересно провести время на уроке или вне его. Понимание, зачем нужно изучение материала, соответственно, повышает мотивацию к его изучению.
И пятый плюс - создание игры не занимает много времени: 1-2 предложения пишутся на четвертинке листа А5 за 1-2 минуты и можно играть.