Секция «Военная история»
МОРСКАЯ ДУША
Работу выполнил Исаков Дмитрий,
курсант 3 курса МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
(15 лет)
Научный руководитель
Кузнецова Г.И., педагог дополнительного
образования МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Березники, 2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение …………………………………………………….. стр. 3
2.Биография Кузнецова Т.З.
2.1. Детство и юность …………………………………..…. стр. 4
2.2. Защитник Севастополя .………………………………. стр. 5
2.3. На трудовой вахте ………………………..………...…. стр. 7
2.4. Родина не забыла ………………………………..….…. стр. 9
3. Заключение. Создание фильма-презентации «Морская душа» ………................................... …… стр. 10
Источники ……………………………………………..…….. стр. 11
Приложение 1 (фото) ………………………………………. стр. 12
Приложение 2 (реферат) ………………………………… … стр. 14
Приложение 3 (грамота) …………………………………… стр. 18
Приложение 4 (фильм-презентация на CD-R) ……………
ВВЕДЕНИЕ
«Имя твое неизвестно, подвиг твой – бессмертен»…
Эти известные слова можно употребить, говоря о многих ветеранах Великой Отечественной войны. Они не любят рассказывать о своей нелегкой жизни, делиться воспоминаниями о войне. Часто мы не знаем, что рядом с нами, в нашей семье, живут герои, спасшие нашу Родину от врага и еще очень долго потом работавшие на благо народного хозяйства.
Поэтому нами была поставлена цель: собрать и опубликовать (в виде фильма) информацию о жизни и деятельности одного из защитников Севастополя, ветерана войны и труда, капитана 1 ранга Кузнецова Тимофея Захаровича, моего прадеда.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
собрать и проанализировать информацию из различных источников (воспоминания, публикации в СМИ, документы) о жизни Кузнецова Т.З.;
отобрать материал для написания биографии и плана фильма-презентации о Кузнецове Т.З.;
создать фильм-презентацию «Морская душа».
Объектная область – история флота.
Объект исследования – личность в истории Военно-морского флота в период Советского Союза.
Предмет исследования – биография капитана 1 ранга Кузнецова Т.З.
В ходе работы были применены следующие методы исследования:
опрос и интервьюирование;
изучение, анализ и обобщение данных из научных статей, энциклопедий, Интернета, официальных документов, семейных архивов;
разработка проекта и создание слайд-фильма.
1. БИОГРАФИЯ КУЗНЕЦОВА Т.З.
2.1. Детство и юность
Мой прадед Кузнецов Тимофей Захарович родился 18 января 1916 года в маленьком старинном белорусском городке Кричев Могилевской губернии в большой и дружной семье.
Отца звали Захар Семёнович, маму – Матрёна Васильевна. Отец был сапожником, мама занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
А детей в семье было четверо: три мальчика (Пётр, Иосиф и Тимофей) и одна девочка (Елена). Тимофей был самым младшим ребенком в семье. Детского сада тогда еще в Кричеве не было, и детство Тимы и его братьев и сестры особо не отличалось от детства других детей того времени: с раннего возраста – посильная помощь родителям по хозяйству, а жила семья в те годы только своим хозяйством: до коллективизации у них была корова и свиньи, куры и утки.
Примерно в 1930г. в Кричеве был создан колхоз «Ударник», и родителям Тимы пришлось в него вступить, отдав «кормилицу» (которая в первую же зиму, как и множество других коров, пала от недокормицы). Отказ от вступления в колхоз мог закончиться для семьи Кузнецовых трагически: их просто выслали бы на Урал или в Сибирь, припомнив мамино происхождение – Матрёна Васильевна была родом из семьи священника. Её родной брат (имя не сохранилось, предположительно Пётр) числился погибшим, а на самом деле в 1918г. эмигрировал в США, в 1924 или 1925г. ему удалось с оказией передать родным весточку – письмо с вложенным долларом. Это письмо и доллар в семье всегда прятали под стрехой на крыше, и только уже во взрослом возрасте дети узнали про него1.
В 7,5 лет Тимофей поступил в школу, учёба ему давалась легко, хотя уроки приходилось делать на полях газет и старых церковных рукописных книг («святцы»), которые остались в семье после закрытия церкви. Тетради были большой редкостью. Писали пером и чернилами при свете керосиновой лампы: свет на их улицу провели, когда Тимофей уже заканчивал семилетку. В 1932 году Тимофей вступил в комсомол. При окончании школы его как одного из лучших учеников и комсомольцев премировали валенками и книгой со стихами революционных поэтов.
И хотя братья всегда очень дружили, но жизненные пути их разошлись: старший Пётр еще в 1926 году уехал из родного дома в Ленинград учиться (там с 1917 года жил брат отца: он участвовал в Октябрьской революции, был ранен), потом стал инженером на авиационном заводе в Ленинграде (впоследствии – главным инженером, там он проработал всю жизнь). Средний брат Иосиф стал строителем в родном Кричеве (более 30 лет был прорабом), Елена стала педагогом в Ленинграде.
И Тимофей после окончания школы уехал в Ленинград к старшему брату Петру и поступил в мореходное училище.
В грозном 1938 году он закончил Военно-морское училище имени Фрунзе в звании младшего лейтенанта и был распределен на базу подводных лодок Черноморского флота в г.Поти (Грузия).
В начале 1941г. он был назначен командиром боевой части (БЧ-3) подводной лодки Л-4 «Гарибальдиец»2.
Водоизмещение: надводное 1038,3 т, подводное 1330 т; длина 78,5 м, ширина 7,2 м, осадка 4,2 м; скорость хода максимальная: надводная 12,5 уз, подводная 8,22 уз, глубина погружения до 90 м; автономность: 28 суток. Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), 20 мин и 1 (102-мм) орудие Б-2. Экипаж: 55 человек.
У молодого офицера были хорошие перспективы, а в планах – в ближайший отпуск поехать на родину, навестить родных и друзей. Но планам не суждено было сбыться… Вскоре начнётся война, и с родными Тимофей Захарович увидится только в конце войны, в сентябре 1944 года, когда освободят Белоруссию от фашистов, и ему предоставят краткосрочный отпуск на 10 суток.
2.2. Защитник Севастополя
22 июня 1941 года «Л-4» встретила под командованием капитана-лейтенанта Полякова Евгения Петровича в составе 1 дивизиона 1 бригады ПЛ ЧФ, находясь в капитальном ремонте в Севастополе. Спешно закончив ремонт и пройдя ускоренный курс боевой подготовки в августе 1941 года «Л-4» приступила к выполнению минных постановок.
В сентябрьские дни сорок первого года на подлодке появился высокий черноволосый офицер в армейской шинели. Этот совсем не военной выправки человек сам напросился в морской поход. И там, в море, он делил с подводниками все трудности, занимал свое место по боевой тревоге, хвалил кока за традиционный флотский борщ. Он подружился с командой и как-то вечером по просьбе комиссара Марка Атрана набросал стихи. И в шутку, и всерьез:
Если враг пошел, как гиря,
Прямо к рыбам на обед.
Это значит, Л-4
Не жалеет здесь торпед.
Этим черноволосым офицером был знаменитый поэт Константин Симонов. Дальше в этих стихах говорилось о том, что такая замечательная лодка обязательно прославится. И слова оказались пророческими: ровно через год подводная лодка Л-4 «Гарибальдиец»3 под командованием капитан-лейтенанта Евгения Полякова была удостоена ордена Красного Знамени. И в этом большая заслуга принадлежит минной группе, командиром которой в 1942-1944 годах был мой прадед – капитан-лейтенант Кузнецов Тимофей Захарович.
Грамота о награждении за подписью М.И.Калинина хранится сейчас в Музее Черноморского флота. Здесь же есть макет лодки, сигнальная мачта с цифровым флагом «8» (количество потопленных вражеских кораблей), крышки торпедных аппаратов, из которых были выпущены по врагу десятки торпед.
Авторству К.Симонова приписывают появление песни о подлодке «Гарибальдиец». В ней есть и такие слова:
Не найдется в мире порта,
Где не сыщем мы врага!
Если надо, даже к черту
Мы полезем на рога.
Мой прадед очень гордился знакомством с известным поэтом, охотно рассказывал о днях пребывания К.Симонова на подлодке, о беседах в кают-кампании. Пожалуй, это единственное из всех военных событий, о чём, по рассказам моих дяди и тети, он любил вспоминать.
12 декабря 1941 года в районе Варны «Л-4» подорвалась на мине, но осталась в указанном районе до конца назначенного срока. С приходом на базу подводная лодка встала на ремонт, который продлился 4 месяца.
В мае 1942 года "Л-4" привлекают к снабжению Севастополя.4 В городе кончаются продукты, а количество раненых только увеличивается: госпитали переполнены, не хватает медикаментов. Но на подступах к городу стоят фашистские войска. Морские пути к городу патрулируют немецкие корабли и самолеты. Рискуя жизнью, моряки пробиваются к городу, чтобы вывезти раненых, женщин, детей. При этом подводная лодка – это не пассажирское судно с удобными каютами. Там просто негде размещать людей: экипаж спит в проходах, у своего боевого поста, отдав свои койки пассажирам, разделив с ними свой паёк. И всё это в осеннем и зимнем штормовом море!
Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он с волнами споря.
И грозный солёный бушующий вал
О шлюпку волну волной разбивал.
(Александр Жаров)
248 дней и ночей длилась Севастопольская оборона. Всего «Гарибальдиец» совершил 7 прорывов в осажденный город, доставив его героическим защитникам 160 тонн боеприпасов, 290 тонн продовольствия, 27 тонн бензина. Лодка доставила в Черноморскую твердыню 7 человек, эвакуировав на Кавказ 243 человека.
А мой прадед если и рассказывал об этом, то, по словам его сына Олега, как-то просто, буднично, как о само себе разумеющемся. А чаще отмахивался: «Ну какой тут героизм? Надо было, вот и делали…»
Севастопольский вальс
Помнят все моряки.
Разве можно забыть мне вас,
Золотые деньки!
(Георгий Рублёв)
Приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина от 10 мая 1944г. за отличные боевые действия в боях за освобождение Севастополя товарищу Гвардии старшему лейтенанту Кузнецову Тимофею Захаровичу объявлена благодарность.5
Всего во время действий на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Турции и при обороне Севастополя (в мае-июне 1942г.) «Л-4» совершила 23 боевых похода, произвела 4 атаки с выпуском 15 торпед, повредив 11.05.1944 г. пароход «Friederiks» (7327 брт), потопив артиллерийским огнем 22.07.1943г. турецкие парусно-моторные шхуны «Hudayi Bahri» (29 брт) и «Tayyari» (409 брт) и 23.07.1943 г. шхуну «Gurpinar» (около 100 брт) и повредив быстроходную десантную баржу «F 329» (280 т), и осуществила 11 минных постановок из 220 мин, на которых подорвались и затонули: 15.09.1941 г. болгарский пароход «Шипка» (2304 брт) и 11.10.1941г. вспомогательное судно «FR-12» (22 брт).
И вот пришла долгожданная Победа! Тимофей Захарович встретил её в родной базе подводных лодок Черноморского флота, в г.Поти.
Победа принесла ему еще одно радостное событие: в конце этого же года у него родилась дочь Инна.
2.3. На трудовой вахте
В 1946 году Тимофей Захарович стал слушателем Высших курсов командного состава, а в 1947г. был назначен помощником командира подводной лодки.
В 1951г. капитан 2 ранга Кузнецов Т.З. принял командование подводной лодкой. Но уже в 1953г. его переводят в Москву, в оперативное управление Главного штаба Военно-морского флота.
В этом же году в семье Кузнецовых произошло пополнение – родился сын Олег.
В 1958 году Тимофею Захаровичу присвоили звание капитана 1 ранга. Главнокомандующий Военно-морским флотом СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков лично его поздравил и объявил благодарность за успехи в боевой и политической подготовке и безупречную службу в Вооруженных Силах СССР.
Именно под руководством Кузнецова Т.З. в сентябре 1965 года (в период «холодной» войны) состоялся знаменитый поход экспедиционного океанографического судна «Николай Зубов» в столицу капиталистического государства Великобритания г.Лондон.
В 1971г. Тимофей Захарович в связи с достижением 55-летнего возраста уволился в запас и пришёл работать в Гидрометеоцентр на должность инспектора гидрографических судов.
В Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Гидрометеоцентр) Тимофей Захарович прослужил до 1985 года, в возрасте 69 лет он ушел на заслуженный отдых.
Но «спокойной и тихой» его жизнь не стала. Он встречался с пионерами, учащимися школ района, участвовал в работе Совета ветеранов войны, принимал участие в работе музея Военно-морского флота г.Москвы, вел переписку и встречался с бывшими сослуживцами. Каждый год он отдавал дань памяти погибшим бойцам Советской армии и флота.
По воспоминаниям и рассказам родных Тимофей Захарович до самого последнего дня оставался бодрым духом и телом человеком. В свои 88 лет он каждое утро продолжал делать зарядку. Медленно, но сам (!), не позволяя сыну, (с которым жил после смерти супруги Евгении Казимировны в 1988 году), ежедневно спускался за свежим хлебом и молоком в продуктовый магазин, находившийся в этом же доме. Готовил себе и сыну традиционный завтрак – бутерброды с сыром и кофе с молоком. Меню его завтрака не менялось лет 50! Правда, после 80 лет молока в этом напитке было больше, чем кофе. Как ребёнок, любил шоколад. Насчет своего пристрастия Тимофей Захарович всегда отшучивался, что привык к нему с времён службы на подводной лодке: шоколад даже в годы войны входил в рацион подводников.
Тимофей Захарович никогда не любил алкоголь. В последние годы войны он начал курить, но в 1961 году, возвращаясь с похорон брата Иосифа, который в 50 лет умер от туберкулёза лёгких, выйдя на перрон какой-то станции, выкурил последнюю папиросу, смял пачку и сказал племяннику, что больше он не закурит. И сдержал слово.
Капитан 1 ранга Кузнецов Тимофей Захарович скончался 22 ноября 2004 года на 89 году жизни. Похоронен на Хованском кладбище г.Москва.
2.4. Родина не забыла
За боевые заслуги капитан 1 ранга Кузнецов Тимофей Захарович был награждён:
орденом Отечественной войны первой степени;
двумя орденами Отечественной войны второй степени;
орденом Красной Звезды;
двумя медалями «За отвагу»;
медалью «За боевые заслуги»;
медалью «За оборону Севастополя»;
медалью «За оборону Кавказа»;
медалью «Ветеран Вооруженных Сил СССР»;
медалью « За победу над Германией в Великой Отечественной войне»;
несколькими юбилейными медалями: «20 (30, 40) лет Победы над фашистской Германией»;
юбилейными медалями «30 (40, 50) лет Вооруженных Сил»;
юбилейной медалью и грамотой «300 лет Российскому Флоту».
Также у него был наградной морской кортик в позолоченных ножнах (Сейчас этот кортик и мундир хранятся у старшего внука – Андрея Андреевича, сына Кузнецовой Инны Тимофеевны). Ордена и медали, другие личные вещи хранятся у сына Кузнецова Олега Тимофеевича. Дипломы, грамоты, удостоверения, диплом об окончании ЛВМУ, военный билет, офицерская книжка и некоторые фотографии из семейного архива хранятся у нас дома.
3. СОЗДАНИЕ ФИЛЬМА-ПРЕЗЕНТАЦИИ
«МОРСКАЯ ДУША»
Фильм-презентация «Морская душа» был создан в программе Power Point. В фильме использованы сканированные фотографии из семейного архива, дипломы, грамоты и памятные поздравительные адреса. Фотографии подводной лодки Л-4 со слайдов 13 и 15 скопированы из Интернета, со слайда 9 – из семейного архива.
Звуковые файлы скопированы из электронной энциклопедии «Флот во славу России» и обработаны в программе Movie Maker.
Шаблоны оформления «Победа» для слайдов скачаны из Интернета.
Смена слайдов, анимация некоторых подписей к слайдам и запуск звука производится в режиме «автоматически после…». Время смены слайда зависит от размера текста и ориентировано на обзор фотографии и прочитывание текста человеком со средней скоростью чтения. При более высокой скорости чтения возможен просмотр в режиме «по щелчку».
Премьера фильма состоялась 9 мая 2010 года на семейном празднике в честь Дня Победы. В августе 2010 года фильм увидели сын и дочь Кузнецова Т.З., которые живут в Москве. Всем фильм понравился. Дочь Инна Тимофеевна даже плакала, и попросила оставить копию фильма, чтобы его могли увидеть ее внуки в Германии.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мой прадед Кузнецов Тимофей Захарович прожил долгую, но нелегкую жизнь: тяжелое и полуголодное детство в Белоруссии, учеба в Военно-морском училище, суровые военные годы, когда он, будучи командиром минной группы, а затем заместителем командира подводной лодки Л-4 «Гарибальдиец», защищал Черное море и Севастополь, послевоенные трудные годы восстановления хозяйства, ответственная служба в Главном штабе ВМФ и Гидрометеоцентре.
И Родина наградила его орденами и медалями. Он был знаком с известными людьми: поэтом Константином Симоновым, дружил с автором многих книг Героем Советского Союза контр-адмиралом Б.Н.Осиповым.
Но вся жизнь моего прадеда была связана с морем и посвящена морю. Поэтому фильм-презентацию мы назвали «Морская душа».
Этот фильм и доклад важны прежде всего для нашей семьи, но могут быть использованы на классном часе или (частично) в кружке при изучении истории флота.
5. ИСТОЧНИКИ
Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945. Справочник. М.: Воениздат, 1988г. - 710 с.
Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. М.: Воениздат, 1990г. - 286 с.
Ковалев Э.А. Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006г. - 428 с.
Семейный архив семьи Кузнецовых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фото из семейного архива Кузнецовых
Подводная лодка Л-4 Л-4 на базе в Поти
«Гарибальдиец»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Реферат
«Подводная лодка «Л-4»
Технико-тактические данные:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1038,3/1330 т.
Размеры: длина - 78,5 м, ширина - 7,2 м, осадка - 4,2 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 12,5/8,22 узлов.
Дальность плавания: над водой 5300 миль 9 узлах, под водой 135 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х1100 л.с. дизеля, 2х650 л.с. электромотора.
Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 20 мин, 1 100-мм орудие.
Глубина погружения: до 90 м.
Экипаж: 55 чел.
История.
Эскизный проект этого типа подводной лодки разрабатывался в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым. Перед разработкой эскизного проекта на совещании в НТКМ, в работе которого участвовали подводники-тактики, представители плавсостава и группа конструкторов, обсуждался вопрос о том, какими должны быть подводные минные заградители. Совещание высказывалось за то, чтобы подводные лодки этого типа наряду с минным оружием имели также достаточно сильное торпедное и артиллерийское вооружение для ведения боевых действий против кораблей и транспортов. Это мнение было подтверждено командованием Военно-Морских Сил. По настоянию НТКМ дальнейшая разработка проекта была поручена Балтийскому заводу.
В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа "Л" (по названию головной подводной лодки "Ленинец") с комбинированным минно-торпедным вооружением. Они предназначались для постановки минных заграждений на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. Это были первые подводные лодки - минные заградители советской постройки.
Подводные лодки типа "Ленинец" имели нормальное водоизмещение около 1039 т, несли на борту 12 торпед (шесть в носовых торпедных аппаратах и шесть запасных), от 14 до 28 мин (в зависимости от длины мин). Мины находились внутри прочного корпуса в двух трубах. Трубы проходили через кормовую концевую переборку и закрывались герметичными крышками. Мины могли оставаться сухими до момента их постановки. Сбрасывали мины специальным тросовым толкающим устройством. Сухой способ хранения, в отличие от первого отечественного минного заградителя "Краб", на котором мины размещали в надстройке, обеспечивал их постоянную готовность к постановке и облегчал уход за ними. Лодки вооружали артиллерийскими установками 100- и 45-мм калибра.
Подводная лодка была полуторакорпусной, благодаря чему упрощалась технология сборки корпуса и увеличивалась остойчивость в надводном положении. Вместо веретенообразной формы прочного корпуса, примененной на "Декабристе", прочный корпус на "Ленинце" был впервые выполнен в виде сочетания цилиндра в средней части с конусами в оконечностях, что существенно упрощало постройку.
Лодка разделялась переборками на шесть отсеков. Впервые были применены стальные трубы торпедных аппаратов взамен литых бронзовых. Торпедные аппараты имели жесткое крепление к концевым переборкам на фланцах и заклепках. Это позволило упразднить дейдвудные трубы в носовой и кормовой дифферентных цистернах. Кингстоны и клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические и местные ручные приводы. Дополнительно к цистернам главного балласта имелись палубные цистерны и цистерна быстрого погружения.
В качестве главных двигателей были применены дизели типа 42БМ6 поставки Коломенского завода мощностью 1100 л.с. при 425 об/мин. Гребные электродвигатели были двухякорные мощностью 650 л. с. (по 325 л.с. на якорь). Для экономического подводного хода применялись отдельные электродвигатели мощностью 30 л.с. при 800 об/мин, работавшие на гребной вал через зубчатую передачу.
На подводных лодках типа "Л" не сразу была решена проблема, связанная с размещением аккумуляторных батарей. Поначалу, в целях выигрыша в габаритах жилых помещений, аккумуляторные батареи устанавливали в открытых ямах, закрывавшихся сверху съемными деревянными щитами, которые служили одновременно полом жилых помещений. Батарейная вентиляция была принята общеямовой. Такое конструктивное решение оказалось неудачным, так как не обеспечивало эффективную вентиляцию электрических батарей, в отсеках происходило скопление водорода до опасных концентраций. Вследствие этого на подводных лодках произошло несколько взрывов.
Аккумуляторные ямы на подводных лодках II серии были переделаны на изолированные с усиленной вентиляцией батарей, а позже был установлен прибор каталитического окисления водорода, разработанный инженерами М. М. Четвертаковым и Е. Н. Гурфейном. Прибор предотвращал повышение концентрации водорода в отсеках до опасных значений.
К недостаткам лодок типа "Л" следует отнести длительность времени погружения и всплытия. Переход из надводного положения в подводное при одновременном заполнении всего балласта занимал около трех минут. Время продувания средней цистерны составляло одну минуту десять секунд.
Подводная лодка "Л-4" была заложена 15 марта 1930 года на заводе №198 (им. Марти) в Николаеве. 31 августа 1931 года лодка спущена на воду.
Несмотря на то, что в ходе испытаний "ленинцев" были выявлены некоторые серьезные недостатки, особенно нарекания моряков вызвали низкое качество аккумуляторных батарей и плохая система вентиляции, по указанию руководства УВМС подводные лодки второй серии все же были приняты от промышленности. 8 октября 1933 года "Л-4" вступила в строй и 14 октября вошла в состав Морских Сил Черного моря. Первым командиром корабля назначен П.И.Болтунов.
28 августа 1934 года на "Л-4" произошла авария, приведшая к человеческим жертвам. Лодка шла в подводном положении, когда из-за неправильной системы вентиляции аккумуляторных ям во втором отсеке произошел взрыв гремучего газа. Пять человек при этом погибло, еще одиннадцать получили ранения. В момент аварии на "Л-4" находилось 78 человек, и только умелые действия командира корабля предотвратили более серьезные последствия.
22 июня 1941 года "Л-4" встретила под командованием капитана-лейтенанта (впоследствии капитана 3, 2 ранга) Полякова Евгения Петровича в составе 1 дивизиона 1 бригады ПЛ ЧФ, находясь в капитальном ремонте в Севастополе. Спешно закончив ремонт и пройдя ускоренный курс боевой подготовки, в августе 1941 года "Л-4" приступила к выполнению минных постановок.
Всего в 1941 году "Л-4" семь раз выходила на минные постановки, выставив в районе Мангалии, восточнее мыса Олинька и на подходах к Варне в общей сложности 140 мин, на которых 15 сентября 1941 года подорвался и погиб болгарский пароход "Шипка" (2.304 брт), (по некоторым данным жертвой мин "Л-4" 11 октября 1941 года стало вспомогательное судно "FR-12" в 22 брт). За время этих походов "Л-4" выходила в торпедную атаку только один раз. 5 октября 1941 года у Мангалии две торпеды с "Гарибальдийца" прошли мимо румынского эсминца.
12 декабря 1941 года находясь на позиции в районе Варны "Л-4" подорвалась на мине и получила повреждения корпуса и механизмов, но осталась в указанном районе до конца назначенного срока. С приходом на базу подводная лодка встала на ремонт, который продлился 4 месяца.
В мае 1942 года "Л-4" привлекают к снабжению Севастополя. Всего "Гарибальдиец" совершил 7 прорывов в осажденный город, доставив его героическим защитникам 160 тонн боеприпасов, 290 тонн продовольствия, 27 тонн бензина. Лодка доставила в Черноморскую твердыню 7 человек, эвакуировав на Кавказ 243 человека. Во время одного из походов, от искры стоявшего рядом катера, у борта "Л-4" воспламенились пары бензина. К счастью, пожар был быстро потушен без жертв среди личного состава и материального ущерба.
В августе-сентябре 1942 года "Л-4" снова привлекают к минным постановкам. Лодка успешно справилась с задачей, выставив у побережья Крыма 40 мин. 23 октября 1942 года "Л-4" награждена Орденом Красного Знамени, став первой краснознаменной подводной лодкой Черноморского флота.
В декабре 1942 - марте 1943 года ПЛ совершила три выхода на позицию, которые не принесли результатов. В майском, 1943 года походе "Л-4" имела боевое соприкосновение с противником, 22 мая у южного берега Крыма безрезультатно атаковав тремя торпедами вражеский конвой. На следующий день "Л-4", не имея возможности занять позицию для торпедной атаки, всплыла и вступила в артиллерийский бой с двумя самоходными баржами противника, добившись попадания в одну из них 100-мм снаряда. (По одним данным это "F-329" (280 т), по другим - "MFP-239").
В следующем боевом походе, выставив 18 июля 1943 года 20 мин у Евпатории, лодка прибыла в заданный район, 22 июля артиллерийским огнем потопила турецкие парусно-моторные шхуны "Hudayi Bahri" (29 брт) и "Tayyari" (409 брт), а на следующий день шхуну "Gurpinar", около 100 брт, (по другим данным атаки произошли 23 и 24 июля соответственно). Больше в 1943 году "Л-4" в море не выходила и только с началом освобождения Крыма "Гарибальдиец" вышел на позицию с задачей нарушения коммуникаций противника на линии Севастополь - Констанца. Проведя три торпедных атаки "Л-4" 11 мая 1944 года добилась попадания одной торпеды (из четырехторпедного залпа) в транспорт "Фридерикс" (7327 брт) из состава конвоя, шедшего в Севастополь. Взрыв торпеды пришелся на машинное отделение судна, полностью уничтожив машину. Эскорт сбросил на "Л-4" 67 глубинных бомб, которые не нанесли подводной лодке никакого вреда, а транспорт, который полностью лишился хода, немцам пришлось буксировать обратно в Констанцу. Торпедирование "Фридерикса" нанесло ощутимый удар по эвакуации противника из Крыма, так как могло принять на борт до 10000 человек.
15 мая 1944 года "Л-4" благополучно завершила свой последний боевой поход, вернувшись на базу. В сентябре 1944 года боевые действия на Черном море закончились. Командира "Л-4" капитана 2 ранга Полякова в середине июня 1944 года назначили командиром дивизиона подводных лодок, а на его место 15 сентября 1944 года пришел капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Горбатский Степан Петрович. Один из членов экипажа "Л-4" боцман Петров Иван Степанович удостоен звания Героя Советского Союза.
16 июня 1949 года лодка получила обозначение "Б-34". 2 ноября 1954 года она была выведена из боевого состава для использования в учебных целях и передана Севастопольскому Высшему Военно-Морскому Инженерному Училищу.
17 февраля 1956 года подводная лодка разоружена и вскоре разделана на металл на базе "Главвторчермета" в Севастополе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 Наличие родственников за границей могло стать серьезным препятствием для учебы в военном училище, для вступления в комсомол. При первом удобном случае припомнили бы про «происхождение»…
2 Подробно о лодке и её истории см. Приложение 2.
3 Имя «Гарибальдиец» лодка Л-4 официально имела только до 1935г., но даже в послевоенных газетных статьях про период Великой Отечественной войны Л-4 продолжает называться так.
4 СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОБОРОНА, 30 октября 1941-4 июля 1942, во время Великой Отечественной войны. Войска Приморской армии (генерал-майор И. Е. Петров) и силы Черноморского флота (вице-адмирал Ф. С. Октябрьский) в ноябре и декабре 1941 отразили два наступления немецкой 11-й армии (генерал-полковник Э. Манштейн) и удержали Севастополь, сковав крупные силы противника.
5 См. Грамоту о награждении в Приложении 3
16
Юлия Васильевна Воробьева
Кузнецова Галина Ивановна
Юлия Васильевна Воробьева
Кузнецова Галина Ивановна