Научно-исследовательская работа на тему «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»

0
1
Материал опубликован 6 December
ВВЕДЕНИЕ

Вопрос речевого развития ребёнка традиционно находится в центре внимания как родителей, так и педагогов. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился, что связано с ростом количества детей, имеющих различные нарушения или особенности речи. Всё чаще специалисты дошкольных и школьных учреждений отмечают, что дети начинают говорить позже, их словарный запас ограничен, а речь недостаточно сформирована для успешной подготовки к школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область «Речевое развитие» включает: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; формирование звуковой культуры речи; приобщение к детской литературе и пониманию на слух текстов различных жанров.

В дошкольном возрасте, особенно в старшем (5–7 лет), происходит качественный скачок в развитии речи. Ребёнок всё активнее использует речь в разных видах деятельности: в игре, общении, познавательной активности, элементарной учебной деятельности. Язык становится важным средством познания и регуляции поведения. К концу дошкольного возраста ребёнок должен владеть достаточно развитым словарём, позволяющим ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, понимать содержание книг, мультфильмов, телевизионных и радиопередач, а также быть подготовленным к восприятию школьной программы.

Расширение словарного запаса тесно связано с развитием мышления, внимания, воображения и восприятия. Ребёнок, богатый словами, легче вступает в контакт с окружающими, увереннее чувствует себя в коллективе и имеет больше возможностей для самореализации. Следовательно, работа по формированию активного словаря должна начинаться как можно раньше и особенно интенсивно вестись в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовы к более осознанному усвоению речевого материала.

Недостаточное развитие словаря и грамматического строя речи может приводить к трудностям звукобуквенного анализа, а в школьном возрасте — к проблемам чтения и письма.

Исследования К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.И. Тихеевой и других учёных показывают, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, а её особая привлекательность для ребёнка заключается в возможности проявить активность, самостоятельность, добиться результата в условиях воображаемой ситуации.

Дидактическая игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств обучения и развития дошкольников. Она позволяет решать задачи воспитания и обучения в форме, эмоционально значимой и доступной ребёнку. Дидактические игры требуют от детей внимания, запоминания, сравнения, классификации предметов и явлений, что способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения, а также речи. Кроме того, игра является важным средством формирования положительных взаимоотношений между детьми.

В теории всё выглядит благополучно: практически все программы дошкольного образования декларируют необходимость речевого развития и использования игровых методов. Однако на практике далеко не всегда дидактические игры используются системно и целенаправленно. Не каждый педагог обеспечивает достаточный подбор игр, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их речевого развития. Возникает противоречие между высокой значимостью развития словаря у старших дошкольников и недостаточной методической проработанностью и реализацией игровых средств в практике.

Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования:
какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр?

Исходя из этого, сформулируем тему работы:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель исследования – подобрать, внедрить и апробировать комплекс дидактических игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать ключевые понятия исследования: «словарь», «словарный запас», «дидактическая игра», «речевое развитие».

Изучить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Подобрать дидактические игры, направленные на развитие словаря и связной речи старших дошкольников.

Внедрить комплекс дидактических игр в работу с детьми и оценить его эффективность.

Объект исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Гипотеза исследования.
Предполагается, что включение детей старшего дошкольного возраста в различные виды дидактических игр будет способствовать более успешному развитию их речи (словаря, грамматического строя, связной речи), если:

работа носит систематический и целенаправленный характер;

игры подбираются с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

разработан и реализуется специальный комплекс дидактических игр, охватывающий разные стороны речи;

педагог создаёт мотивацию успеха, поддерживает ребёнка при временных трудностях, ориентирует его на сравнение собственных достижений «с самим собой вчера».

Методологическую основу исследования составили:
изучение и анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по проблеме речевого развития и организации дидактических игр. При этом часть методических подходов, изначально разработанных для детей младшего дошкольного возраста, рассматривается как база для последующей работы со старшими дошкольниками с соответствующей адаптацией содержания и уровня сложности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретические методы

анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме речевого развития дошкольников;

сопоставление различных научных подходов к пониманию сущности словаря, словарного запаса, дидактической игры;

обобщение и систематизация теоретического и практического материала;

формулировка выводов и теоретических положений на основе анализа источников.

Эмпирические методы

Диагностические методики:

методика «Назови предмет» (Г.А. Урунтаева);

методика «Расскажи, какой предмет» (Г.А. Урунтаева);

методика «Кто что делает» (Г.А. Урунтаева).

Указанные методики традиционно применяются для диагностики речевого развития дошкольников и в данном исследовании используются с учётом возрастных особенностей старших дошкольников (увеличение числа стимулов, повышение требований к развёрнутости и грамматической оформленности ответов). Они позволяют судить о развитии активного словаря, умении обозначать признаки и действия, а также о связности высказываний.

Дополнительно использовались:

анкетирование родителей с целью выявления условий речевого развития в семье;

педагогическое наблюдение за речью детей в различных видах деятельности;

констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

Общенаучные методы

элементы математической статистики для обработки количественных данных диагностики;

графическая фиксация результатов (диаграммы, таблицы) для наглядного представления динамики показателей.

Практические методы

организация и проведение комплекса дидактических игр;

анализ и обобщение результатов экспериментальной работы;

систематизация практического материала (конспекты занятий, игры, карточки, схемы).

База исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 города Миасса.
Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста (группа 5–6 лет).

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организационно-ориентировочный этап.
Уточнение темы и проблемы исследования, постановка цели и задач, подбор и анализ теоретического материала, выбор методик диагностики.

Теоретико-методологический этап.
Уточнение ключевых понятий («словарь», «словарный запас», «дидактическая игра», «речевое развитие»), выбор методологической основы исследования, разработка комплекса дидактических игр.

Практический (опытно-экспериментальный) этап.

проведение констатирующей диагностики речевого развития детей;

реализация комплекса дидактических игр в работе с группой;

проведение контрольной диагностики, сопоставление результатов.

Заключительно-обобщающий этап.
Обработка и анализ результатов, формулирование выводов, оформление работы, уточнение списка литературы и приложений.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1.1. Определение понятий «словарь», «словарный запас» и закономерности его развития у детей

ФГОС ДО выделяет несколько взаимосвязанных образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое и познавательное развитие. В рамках данной работы нас прежде всего интересует область «Речевое развитие», одной из важнейших составляющих которой является формирование словаря.

В психолого-педагогической литературе широко используется понятие «словарь». Н.С. Жукова, Н.П. Деревянко, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и другие авторы трактуют словарь как совокупность слов, обозначающих предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Р.Е. Левина одной из первых ввела и подробно рассмотрела термин «словарь» применительно к детской речи.

О.С. Ушакова и Е.М. Струнина подчеркивают, что усвоение слов ребёнком происходит в процессе ознакомления с окружающим миром — как стихийно, в повседневной жизни, так и в специально организованной педагогом деятельности. Т.В. Волосовец видит в словаре систему слов – основных единиц речи, которые отражают предметы, явления, действия и свойства.

С раннего возраста у ребёнка формируется собственный словарь, который постепенно усложняется и обогащается по мере расширения опыта. В.И. Логинова отмечает, что к шести годам активный словарь ребёнка может достигать 3–4 тысяч слов. Это обеспечивает возможность более точного отражения реальности и построения сложных высказываний.

М.М. Алексеева и Б.И. Яшина выделяют активный и пассивный словарь:

Пассивный (импрессивный) – слова, которые ребёнок понимает, но не обязательно употребляет в собственной речи.

Активный (экспрессивный) – слова, которыми ребёнок активно пользуется в общении.

В норме к старшему дошкольному возрасту активный и пассивный словарь значительно расширяются, однако между ними всё равно сохраняется разрыв: ребёнок понимает больше, чем произносит.

Словарная работа в ДОУ традиционно решает несколько взаимосвязанных задач:

Обогащение словаря – введение новых слов и значений, расширение тематических полей.

Уточнение словаря – проработка значений уже известных слов, устранение неточностей и ошибок, освоение оттенков значений.

Активизация словаря – перевод слов из пассивного запаса в активную речь ребёнка.

Стимуляция словаря – побуждение ребёнка к более частому и разнообразному использованию слов в общении.

Для старшего дошкольного возраста особенно важно не только количественное увеличение словаря, но и его качественное совершенствование: овладение обобщающей лексикой, синонимами, антонимами, многозначными словами, устойчивыми выражениями.



1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту (5–7 лет):

речь ребёнка становится более осознанной и целенаправленной;

он может заранее продумывать высказывание, планировать содержание;

активно развивается монологическая речь – рассказы, пересказы, описание, рассуждение;

обогащается словарь за счёт существительных, прилагательных, глаголов, наречий, служебных частей речи;

формируется чувство грамматически правильной речи.

Дети этого возраста уже владеют простыми распространёнными предложениями и начинают использовать более сложные синтаксические конструкции. Их высказывания становятся более развёрнутыми, логичными, последовательными. Расширяется круг тем, о которых ребёнок может говорить самостоятельно: впечатления о прочитанном или увиденном, события из собственной жизни, наблюдения за природой и людьми.

Вместе с тем у старших дошкольников сохраняются и типичные затруднения:

ограниченность словаря у части детей;

неточное употребление слов;

грамматические ошибки;

недостаточная связность высказываний;

трудности при передаче причинно-следственных связей.

Поэтому речевое развитие на данном этапе требует целенаправленной коррекции и поддержки со стороны взрослого. Важное значение имеет работа не только над расширением словарного запаса, но и над смысловой стороной слова, точностью и выразительностью речи.



1.3. Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Проблема игры и игровой деятельности освещена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (Э. Берн, К. Бюлер, В. Вундт, К. Гросс, Г. Спенсер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника, в которой формируются важнейшие психические новообразования.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos – «поучающий») – это специально организованная педагогом игра, в которой за игровыми действиями скрыта определённая учебная задача. Ребёнок действует в ситуации воображаемой игры, но одновременно усваивает знания, развивает навыки и умения.

В.Н. Аванесова определяет дидактические игры как такие игры, в которых обучение осуществляется опосредованно, через занимательный и познавательный материал. В дошкольной педагогике выделяют три основных вида дидактических игр (А.К. Бондаренко):

Игры с предметами (игрушками) – знакомство со свойствами, назначением, качествами предметов.

Настольно-печатные игры – лото, домино, парные картинки, пазлы, лабиринты, направленные на систематизацию знаний.

Словесные игры – построенные на словах и речевом взаимодействии (загадки, описания, вопросы и ответы, подбор признаков и др.).

Для развития речи старших дошкольников дидактическая игра имеет ряд преимуществ:

создаёт естественную мотивацию к речевой активности;

позволяет многократно повторять одно и то же речевое действие в разных вариантах;

способствует развитию связной речи через рассказывание, объяснение, обсуждение правил и результатов;

активизирует словарь за счёт включения новых слов в игровую ситуацию;

учит ребёнка подчиняться правилам, слушать других, ждать своей очереди.

Игры подбираются так, чтобы охватывать все стороны речевого развития:

обогащение словаря (игры типа «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Что лишнее?»);

развитие грамматического строя речи («Измени слово», «Один – много», «Подбери подходящее слово»);

формирование звуковой культуры речи и фонематического слуха;

развитие связной речи (рассказы по картинкам, придумывание продолжения истории, драматизации).

Таким образом, дидактическая игра выступает как универсальное средство, которое одновременно развивает речь, мышление, воображение, коммуникативные навыки и личностные качества ребёнка.

Вывод по теоретической части

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет сделать следующие выводы:

Словарь – это совокупность слов, которыми ребёнок владеет, обозначающих предметы, явления, действия и признаки действительности. Выделяют активный и пассивный словарь.

Развитие словаря и речи в старшем дошкольном возрасте связано с расширением опыта ребёнка, усложнением общения и деятельности.

Наиболее эффективным средством речевого развития в дошкольном возрасте является игра, а особенно – дидактическая игра, сочетающая учебную задачу и игровую мотивацию.

Целенаправленное и систематическое использование дидактических игр способствует обогащению и активизации словаря, совершенствованию грамматического строя, развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В теоретической части исследования был показан потенциал дидактических игр в совершенствовании речи детей старшего дошкольного возраста. Практическая часть направлена на проверку выдвинутой гипотезы в условиях реального дошкольного учреждения.

Экспериментальная работа проводилась на базе
МБДОУ детский сад № 9 города Миасса
с участием детей старшей группы (5–6 лет) в количестве 20 воспитанников.

Практическая работа включала:

определение исходного уровня речевого развития;

разработку и внедрение комплекса дидактических игр;

повторную диагностику и анализ динамики показателей.

2.1. Цели и задачи практической работы

Цель практической части – осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и оценить её результативность.

Задачи практической работы:

На констатирующем этапе выявить уровень развития речи (прежде всего словаря и умения строить высказывания) у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе организовать целенаправленную работу по развитию речи через систему дидактических игр.

На контрольном этапе повторно диагностировать уровень речевого развития и сравнить результаты с исходными.

Обобщить полученные данные и сформулировать выводы.

Практическая работа строилась в три этапа:

Констатирующий этап – первичная диагностика.

Формирующий этап – проведение цикла дидактических игр, интегрированных в образовательный процесс и режимные моменты.

Контрольный этап – повторная диагностика и анализ качественных и количественных изменений.

Для оценки развития речи использовались методики Г.А. Урунтаевой, применённые с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, с акцентом на:

объём и активность словаря;

умение обозначать признаки предметов;

использование слов, обозначающих действия;

способность строить связные высказывания.



2.1.1. Диагностический инструментарий

Для выявления уровня речевого развития применялись следующие методики:

«Назови предмет» (по Г.А. Урунтаевой)

Позволяет судить об объёме активного словаря существительных и точности их употребления.

Суть задания: детям предъявляются реальные предметы или их изображения. Ребёнок должен назвать каждый предмет и, при необходимости, пояснить его назначение.

Оценивается:

количество правильно названных предметов;

наличие замен, неточных или описательных наименований;

использование уменьшительно-ласкательных форм.

«Расскажи, какой предмет» (по Г.А. Урунтаевой)

Ориентирована на выявление владения прилагательными и словарём, обозначающим признаки (цвет, форма, размер, материал, назначение и др.).

Суть задания: детям предлагаются знакомые предметы или картинки. Необходимо не только назвать предмет, но и охарактеризовать его по возможности по нескольким признакам (какой? из чего? для чего нужен?).

«Кто что делает» (по Г.А. Урунтаевой)

Направлена на диагностику владения глаголами и умения согласовывать их с подлежащим, а также на развитие связных высказываний.

Суть задания: детям показывают картинки с действиями людей, животных, персонажей; ребёнок отвечает на вопросы типа: «Что делает мальчик?», «Что делают дети?», «Что делает собака?» и т.п.

Для каждой методики использовалась трёхуровневая шкала оценки:

Средний балл

Уровень

1,0–1,4

низкий

1,5–2,4

средний

2,5–3,0

высокий

Баллы выставлялись с учётом полноты, точности, самостоятельности и грамматической правильности высказываний ребёнка.



2.2. Подбор и внедрение дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

На основе теоретического анализа и с учётом результатов констатирующей диагностики был разработан комплекс дидактических игр, ориентированный на развитие речи старших дошкольников.

Работа строилась по трём взаимосвязанным направлениям:

организация развивающей предметно-пространственной среды;

система работы с детьми (НОД, совместная и самостоятельная деятельность);

взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития.

2.2.1. Развивающая предметно-пространственная среда

В группе была создана речевая развивающая среда, включающая:

картотеку дидактических игр по развитию словаря и связной речи;

наглядный материал (серии сюжетных картинок, предметные и тематические картинки, схемы-опоры);

настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, игры на классификацию и обобщение);

тематический лэпбук «Времена года», где систематизированы загадки, стихи, алгоритмы описательных рассказов, задания на подбор признаков и обобщающих слов.

Материал размещался таким образом, чтобы дети могли пользоваться им не только на занятиях, но и в самостоятельной игровой деятельности.

2.2.2. Работа с детьми

Для формирующего этапа был составлен перспективный план речевых игр. Ниже приведён план.

Игры на уточнение и расширение предметного словаря

«Чьи вещи?» – закрепление названий предметов одежды, обуви, принадлежности к персонажу или члену семьи.

«На полке у нас…» – называние предметов по теме («Посуда», «Книги», «Игрушки», «Школьные принадлежности»).

Игры на развитие умения использовать в речи слова-признаки (прилагательные)

«Подбери признак» – к существительному подобрать как можно больше прилагательных (дом, книга, игрушка, осень и др.).

«Чем похожи и чем отличаются?» – сравнение двух предметов по заданным параметрам (цвет, форма, размер, материал).

Игры на обогащение глагольного словаря

«Кто что делает?» (усложнённый вариант) – назвать действие и распространить предложение (не только «Мальчик читает», но и «Мальчик внимательно читает интересную книгу»).

«Закончи предложение» – «Девочка идёт… (куда? зачем?)», «Собака бежит… (к кому? почему?)» и т.п.

Игры на освоение обобщающих понятий

«Назови одним словом» – объединение предметов по родовому понятию (мебель, посуда, транспорт, птицы, насекомые и др.).

«Четвёртый лишний» – выделение предмета, не относящегося к группе, и объяснение своего выбора.

Игры на развитие связной речи и умения строить высказывание

«Составь рассказ по серии картинок» – рассказывание по 3–4 связанным сюжетным картинкам.

«Придумай концовку» – детям даётся начало истории, они придумывают продолжение и окончание.

«Один предмет – много историй» – разные варианты рассказа об одном и том же объекте (от лица предмета, от имени ребёнка, в форме сказки и т.п.).

Дидактические игры использовались:

в ходе непосредственно образовательной деятельности по речи и ознакомлению с окружающим;

во время режимных моментов (утренний приём, прогулка, вечернее время);

в самостоятельных играх детей, когда воспитатель выполнял роль партнёра, наблюдателя, ненавязчиво стимулирующего речевую активность.

2.2.3. Работа с родителями

Поскольку эффективность речевого развития во многом зависит от того, как взрослые общаются с ребёнком дома, была организована работа с семьями воспитанников:

консультации для родителей («Как развивать речь ребёнка в повседневном общении», «Во что играть дома, чтобы ребёнок лучше говорил»);

памятки с примерами простых словесных игр, которые легко проводить в быту;

оформление информационного уголка с рекомендациями по подбору детской литературы, мультфильмов, развивающих игр;

совместные мероприятия (мини-развлечение, инсценировки, игры-эстафеты с участием детей и родителей).



2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Цель анализа – выявить динамику развития речи детей старшего дошкольного возраста под влиянием систематического использования дидактических игр.

Результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах были представлены в виде таблиц и диаграмм (в основной части работы и приложениях). Ниже приводятся обобщённые качественные выводы по каждой методике.

2.3.1. Результаты по методике «Назови предмет»

На констатирующем этапе значительная часть детей показала средний уровень развития предметного словаря: воспитанники справлялись с основными заданиями, но затруднялись в назывании менее знакомых предметов, иногда заменяли точные названия описательными выражениями.

После проведения формирующего этапа (серии игр на обогащение и активизацию существительных) на контрольной диагностике было зафиксировано:

увеличение числа детей с высоким уровнем;

снижение доли детей с низким уровнем;

большинство детей безошибочно называли 9–10 предметов из предложенного ряда, могли уточнить их назначение, у ряда детей появились уменьшительно-ласкательные формы (книга – книжка, стул – стульчик и т.п.).

Это свидетельствует о количественном и качественном росте активного словаря.

2.3.2. Результаты по методике «Расскажи, какой предмет»

Первичная диагностика показала, что, хотя дети и знакомы с прилагательными, многие ограничивались 1–2 признаками (чаще всего цвет и размер), редко выделяли материал, форму, назначение, эмоциональные характеристики.

После систематического включения игр на подбор признаков («Подбери признак», «Узнай по описанию», «Чем похожи и чем отличаются?») на контрольном этапе:

увеличилось количество детей, способных назвать 4–5 признаков предмета;

в речи появились более разнообразные прилагательные (не только «большой–маленький», но и «тяжёлый, лёгкий, мягкий, прочный, старый, весёлый» и др.);

повысилась точность употребления слов-признаков, уменьшилось число нелогичных сочетаний.

Доля детей с высоким уровнем по данной методике заметно возросла, а число детей с низким уровнем сократилось до единичных случаев.

2.3.3. Результаты по методике «Кто что делает»

На начальном этапе часть детей затруднялась при назывании действий по картинкам, ограничиваясь односложными ответами («играет», «идёт», «делает») и редко строя развёрнутые предложения.

После реализации комплекса игр, направленных на обогащение глагольного словаря и развитие связной речи («Кто что делает?», «Закончи предложение», «Придумай рассказ по картинке»), на контрольном этапе было отмечено:

значительное увеличение числа детей, использующих более точные и разнообразные глаголы (не просто «идёт», а «торопится», «шагает», «подкрадывается»);

переход от однословных ответов к развёрнутым фразам и предложениям;

улучшение грамматического оформления высказываний (согласование глагола с подлежащим, правильное употребление времени и числа).

По результатам повторной диагностики большинство воспитанников продемонстрировали средний и высокий уровни, а низкий уровень практически не встречался.







2.3.4. Общие выводы по результатам эксперимента

Сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов показало положительную динамику по всем исследуемым параметрам:

увеличился объём активного словаря (существительных, прилагательных, глаголов);

повысилась точность и уместность употребления слов;

улучшилась структурная организация высказываний;

дети стали более уверенно пользоваться речью в игровой и учебной деятельности.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу: систематическое использование дидактических игр, подобранных с учётом возрастных возможностей старших дошкольников, способствует развитию их речи, при условии:

регулярного проведения игр;

сочетания разных видов игр (предметные, настольно-печатные, словесные);

активного речевого взаимодействия взрослого с детьми;

поддержки родителей и создания речевой среды в семье.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволило теоретически и практически обосновать эффективность дидактических игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.

В теоретической части работы были:

уточнены ключевые понятия «словарь», «словарный запас», «дидактическая игра», «речевое развитие»;

рассмотрены особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

выявлена роль игры и, в частности, дидактической игры в формировании словаря, грамматического строя и связной речи.

В практической части исследования:

диагностирован исходный уровень речевого развития детей старшей группы;

разработан и реализован комплекс дидактических игр, направленных на обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя и связной речи;

проведена повторная диагностика и получена объективная картина положительной динамики показателей.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что:

дидактические игры создают естественную мотивацию для речевой активности;

позволяют многократно и в разных ситуациях закреплять и расширять словарь;

способствуют развитию связной монологической речи;

положительно влияют на коммуникативную компетентность детей.

Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла своё подтверждение в практике.

Материалы исследования (комплекс дидактических игр, конспекты занятий, примеры заданий и приёмов работы, формы взаимодействия с родителями) могут быть использованы воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений для организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студентов высших учебных заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 448 с.

Аванесова В.Н. Дидактические игры в системе учебно-воспитательной работы ДОУ // Педагогика: традиции и инновации : материалы V междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2020.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2020. – 160 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду : практическое руководство для воспитателей. – М. : Просвещение, 2021. – 28 с.

Бродская Ю.В. К вопросу о диагностике звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 1. – С. 27–31.

Брынзарей Ю.Г., Галенко С.Н. Педагогу об игре дошкольника : пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мозырь : Белый ветер, 2020. – 111 с.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3–7 лет : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 128 с.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2020. – 59 с.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 3–4 года : наглядное пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 12 с.

Жарова М.А. Использование интерактивных дидактических игр в развитии личности ребёнка дошкольного возраста // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Пенза – Витебск – Москва, 2020.

Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником // Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – М. : Педагогика, 2018. – 138 с.

Карелина И.О. Дошкольная педагогика : курс лекций : учеб.-метод. пособие. – Рыбинск : филиал ЯГПУ, 2021. – 71 с.

Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3–4 лет. – М. : Ювента, 2019. – 62 с.

Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как основа их выбора и применения // Педагогика: традиции и инновации : материалы V междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2020.

Краузе Е. Логопедия. – СПб. : Учитель и ученик ; КОРОНА принт, 2022. – 164 с.

Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи. – Мозырь : Содействие, 2020. – 132 с.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. : Просвещение, 2021. – 214 с.

Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2019. – 560 с.

Микляева Ю.В. Развитие речи детей в период адаптации к ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2020. – 59 с.

Невская В.П. Речевые игры и упражнения : пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2021. – 64 с.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2020. – 93 с.

Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. – СПб. : Детство-Пресс, 2022. – 176 с.

Попова Л.Д. Формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста // Коррекционная работа в ДОУ. – 2020. – № 5. – С. 30–32.

Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2022. – 560 с.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2020. – 228 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М. : Академия, 2021. – 342 с.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3–4 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Вентана-Граф, 2022. – 224 с.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : пособие для работников ДОУ. – М. : Айрис-Пресс, 2018. – 64 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения: 22.12.2022).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru

Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 2. – 340 с.

Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. – М. : Академия, 2013. – 448 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Название материала требует редакции

0
7 December

Похожие публикации