Научно-исследовательская работа на тему «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Вопрос речевого развития ребёнка традиционно находится в центре внимания как родителей, так и педагогов. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился, что связано с ростом количества детей, имеющих различные нарушения или особенности речи. Всё чаще специалисты дошкольных и школьных учреждений отмечают, что дети начинают говорить позже, их словарный запас ограничен, а речь недостаточно сформирована для успешной подготовки к школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область «Речевое развитие» включает: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; формирование звуковой культуры речи; приобщение к детской литературе и пониманию на слух текстов различных жанров.
В дошкольном возрасте, особенно в старшем (5–7 лет), происходит качественный скачок в развитии речи. Ребёнок всё активнее использует речь в разных видах деятельности: в игре, общении, познавательной активности, элементарной учебной деятельности. Язык становится важным средством познания и регуляции поведения. К концу дошкольного возраста ребёнок должен владеть достаточно развитым словарём, позволяющим ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, понимать содержание книг, мультфильмов, телевизионных и радиопередач, а также быть подготовленным к восприятию школьной программы.
Расширение словарного запаса тесно связано с развитием мышления, внимания, воображения и восприятия. Ребёнок, богатый словами, легче вступает в контакт с окружающими, увереннее чувствует себя в коллективе и имеет больше возможностей для самореализации. Следовательно, работа по формированию активного словаря должна начинаться как можно раньше и особенно интенсивно вестись в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовы к более осознанному усвоению речевого материала.
Недостаточное развитие словаря и грамматического строя речи может приводить к трудностям звукобуквенного анализа, а в школьном возрасте — к проблемам чтения и письма.
Исследования К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.И. Тихеевой и других учёных показывают, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, а её особая привлекательность для ребёнка заключается в возможности проявить активность, самостоятельность, добиться результата в условиях воображаемой ситуации.
Дидактическая игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств обучения и развития дошкольников. Она позволяет решать задачи воспитания и обучения в форме, эмоционально значимой и доступной ребёнку. Дидактические игры требуют от детей внимания, запоминания, сравнения, классификации предметов и явлений, что способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения, а также речи. Кроме того, игра является важным средством формирования положительных взаимоотношений между детьми.
В теории всё выглядит благополучно: практически все программы дошкольного образования декларируют необходимость речевого развития и использования игровых методов. Однако на практике далеко не всегда дидактические игры используются системно и целенаправленно. Не каждый педагог обеспечивает достаточный подбор игр, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их речевого развития. Возникает противоречие между высокой значимостью развития словаря у старших дошкольников и недостаточной методической проработанностью и реализацией игровых средств в практике.
Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования:
какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр?
Исходя из этого, сформулируем тему работы:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель исследования – подобрать, внедрить и апробировать комплекс дидактических игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать ключевые понятия исследования: «словарь», «словарный запас», «дидактическая игра», «речевое развитие».
Изучить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать дидактические игры, направленные на развитие словаря и связной речи старших дошкольников.
Внедрить комплекс дидактических игр в работу с детьми и оценить его эффективность.
Объект исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что включение детей старшего дошкольного возраста в различные виды дидактических игр будет способствовать более успешному развитию их речи (словаря, грамматического строя, связной речи), если:
работа носит систематический и целенаправленный характер;
игры подбираются с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
разработан и реализуется специальный комплекс дидактических игр, охватывающий разные стороны речи;
педагог создаёт мотивацию успеха, поддерживает ребёнка при временных трудностях, ориентирует его на сравнение собственных достижений «с самим собой вчера».
Методологическую основу исследования составили:
изучение и анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по проблеме речевого развития и организации дидактических игр. При этом часть методических подходов, изначально разработанных для детей младшего дошкольного возраста, рассматривается как база для последующей работы со старшими дошкольниками с соответствующей адаптацией содержания и уровня сложности.
анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме речевого развития дошкольников;
сопоставление различных научных подходов к пониманию сущности словаря, словарного запаса, дидактической игры;
обобщение и систематизация теоретического и практического материала;
формулировка выводов и теоретических положений на основе анализа источников.
Эмпирические методыДиагностические методики:
методика «Назови предмет» (Г.А. Урунтаева);
методика «Расскажи, какой предмет» (Г.А. Урунтаева);
методика «Кто что делает» (Г.А. Урунтаева).
Указанные методики традиционно применяются для диагностики речевого развития дошкольников и в данном исследовании используются с учётом возрастных особенностей старших дошкольников (увеличение числа стимулов, повышение требований к развёрнутости и грамматической оформленности ответов). Они позволяют судить о развитии активного словаря, умении обозначать признаки и действия, а также о связности высказываний.
Дополнительно использовались:
анкетирование родителей с целью выявления условий речевого развития в семье;
педагогическое наблюдение за речью детей в различных видах деятельности;
констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Общенаучные методыэлементы математической статистики для обработки количественных данных диагностики;
графическая фиксация результатов (диаграммы, таблицы) для наглядного представления динамики показателей.
Практические методыорганизация и проведение комплекса дидактических игр;
анализ и обобщение результатов экспериментальной работы;
систематизация практического материала (конспекты занятий, игры, карточки, схемы).
База исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 города Миасса.
Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста (группа 5–6 лет).
Организационно-ориентировочный этап.
Уточнение темы и проблемы исследования, постановка цели и задач, подбор и анализ теоретического материала, выбор методик диагностики.
Теоретико-методологический этап.
Уточнение ключевых понятий («словарь», «словарный запас», «дидактическая игра», «речевое развитие»), выбор методологической основы исследования, разработка комплекса дидактических игр.
Практический (опытно-экспериментальный) этап.
проведение констатирующей диагностики речевого развития детей;
реализация комплекса дидактических игр в работе с группой;
проведение контрольной диагностики, сопоставление результатов.
Заключительно-обобщающий этап.
Обработка и анализ результатов, формулирование выводов, оформление работы, уточнение списка литературы и приложений.
ФГОС ДО выделяет несколько взаимосвязанных образовательных областей: художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое и познавательное развитие. В рамках данной работы нас прежде всего интересует область «Речевое развитие», одной из важнейших составляющих которой является формирование словаря.
В психолого-педагогической литературе широко используется понятие «словарь». Н.С. Жукова, Н.П. Деревянко, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и другие авторы трактуют словарь как совокупность слов, обозначающих предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Р.Е. Левина одной из первых ввела и подробно рассмотрела термин «словарь» применительно к детской речи.
О.С. Ушакова и Е.М. Струнина подчеркивают, что усвоение слов ребёнком происходит в процессе ознакомления с окружающим миром — как стихийно, в повседневной жизни, так и в специально организованной педагогом деятельности. Т.В. Волосовец видит в словаре систему слов – основных единиц речи, которые отражают предметы, явления, действия и свойства.
С раннего возраста у ребёнка формируется собственный словарь, который постепенно усложняется и обогащается по мере расширения опыта. В.И. Логинова отмечает, что к шести годам активный словарь ребёнка может достигать 3–4 тысяч слов. Это обеспечивает возможность более точного отражения реальности и построения сложных высказываний.
М.М. Алексеева и Б.И. Яшина выделяют активный и пассивный словарь:
Пассивный (импрессивный) – слова, которые ребёнок понимает, но не обязательно употребляет в собственной речи.
Активный (экспрессивный) – слова, которыми ребёнок активно пользуется в общении.
В норме к старшему дошкольному возрасту активный и пассивный словарь значительно расширяются, однако между ними всё равно сохраняется разрыв: ребёнок понимает больше, чем произносит.
Словарная работа в ДОУ традиционно решает несколько взаимосвязанных задач:
Обогащение словаря – введение новых слов и значений, расширение тематических полей.
Уточнение словаря – проработка значений уже известных слов, устранение неточностей и ошибок, освоение оттенков значений.
Активизация словаря – перевод слов из пассивного запаса в активную речь ребёнка.
Стимуляция словаря – побуждение ребёнка к более частому и разнообразному использованию слов в общении.
Для старшего дошкольного возраста особенно важно не только количественное увеличение словаря, но и его качественное совершенствование: овладение обобщающей лексикой, синонимами, антонимами, многозначными словами, устойчивыми выражениями.
К старшему дошкольному возрасту (5–7 лет):
речь ребёнка становится более осознанной и целенаправленной;
он может заранее продумывать высказывание, планировать содержание;
активно развивается монологическая речь – рассказы, пересказы, описание, рассуждение;
обогащается словарь за счёт существительных, прилагательных, глаголов, наречий, служебных частей речи;
формируется чувство грамматически правильной речи.
Дети этого возраста уже владеют простыми распространёнными предложениями и начинают использовать более сложные синтаксические конструкции. Их высказывания становятся более развёрнутыми, логичными, последовательными. Расширяется круг тем, о которых ребёнок может говорить самостоятельно: впечатления о прочитанном или увиденном, события из собственной жизни, наблюдения за природой и людьми.
Вместе с тем у старших дошкольников сохраняются и типичные затруднения:
ограниченность словаря у части детей;
неточное употребление слов;
грамматические ошибки;
недостаточная связность высказываний;
трудности при передаче причинно-следственных связей.
Поэтому речевое развитие на данном этапе требует целенаправленной коррекции и поддержки со стороны взрослого. Важное значение имеет работа не только над расширением словарного запаса, но и над смысловой стороной слова, точностью и выразительностью речи.
Проблема игры и игровой деятельности освещена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (Э. Берн, К. Бюлер, В. Вундт, К. Гросс, Г. Спенсер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника, в которой формируются важнейшие психические новообразования.
Дидактическая игра (от греч. didaktikos – «поучающий») – это специально организованная педагогом игра, в которой за игровыми действиями скрыта определённая учебная задача. Ребёнок действует в ситуации воображаемой игры, но одновременно усваивает знания, развивает навыки и умения.
В.Н. Аванесова определяет дидактические игры как такие игры, в которых обучение осуществляется опосредованно, через занимательный и познавательный материал. В дошкольной педагогике выделяют три основных вида дидактических игр (А.К. Бондаренко):
Игры с предметами (игрушками) – знакомство со свойствами, назначением, качествами предметов.
Настольно-печатные игры – лото, домино, парные картинки, пазлы, лабиринты, направленные на систематизацию знаний.
Словесные игры – построенные на словах и речевом взаимодействии (загадки, описания, вопросы и ответы, подбор признаков и др.).
Для развития речи старших дошкольников дидактическая игра имеет ряд преимуществ:
создаёт естественную мотивацию к речевой активности;
позволяет многократно повторять одно и то же речевое действие в разных вариантах;
способствует развитию связной речи через рассказывание, объяснение, обсуждение правил и результатов;
активизирует словарь за счёт включения новых слов в игровую ситуацию;
учит ребёнка подчиняться правилам, слушать других, ждать своей очереди.
Игры подбираются так, чтобы охватывать все стороны речевого развития:
обогащение словаря (игры типа «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Что лишнее?»);
развитие грамматического строя речи («Измени слово», «Один – много», «Подбери подходящее слово»);
формирование звуковой культуры речи и фонематического слуха;
развитие связной речи (рассказы по картинкам, придумывание продолжения истории, драматизации).
Таким образом, дидактическая игра выступает как универсальное средство, которое одновременно развивает речь, мышление, воображение, коммуникативные навыки и личностные качества ребёнка.
Вывод по теоретической частиАнализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
Словарь – это совокупность слов, которыми ребёнок владеет, обозначающих предметы, явления, действия и признаки действительности. Выделяют активный и пассивный словарь.
Развитие словаря и речи в старшем дошкольном возрасте связано с расширением опыта ребёнка, усложнением общения и деятельности.
Наиболее эффективным средством речевого развития в дошкольном возрасте является игра, а особенно – дидактическая игра, сочетающая учебную задачу и игровую мотивацию.
Целенаправленное и систематическое использование дидактических игр способствует обогащению и активизации словаря, совершенствованию грамматического строя, развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В теоретической части исследования был показан потенциал дидактических игр в совершенствовании речи детей старшего дошкольного возраста. Практическая часть направлена на проверку выдвинутой гипотезы в условиях реального дошкольного учреждения.
Экспериментальная работа проводилась на базе
МБДОУ детский сад № 9 города Миасса
с участием детей старшей группы (5–6 лет) в количестве 20 воспитанников.
Практическая работа включала:
определение исходного уровня речевого развития;
разработку и внедрение комплекса дидактических игр;
повторную диагностику и анализ динамики показателей.
2.1. Цели и задачи практической работыЦель практической части – осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и оценить её результативность.
Задачи практической работы:
На констатирующем этапе выявить уровень развития речи (прежде всего словаря и умения строить высказывания) у детей старшего дошкольного возраста.
На формирующем этапе организовать целенаправленную работу по развитию речи через систему дидактических игр.
На контрольном этапе повторно диагностировать уровень речевого развития и сравнить результаты с исходными.
Обобщить полученные данные и сформулировать выводы.
Практическая работа строилась в три этапа:
Констатирующий этап – первичная диагностика.
Формирующий этап – проведение цикла дидактических игр, интегрированных в образовательный процесс и режимные моменты.
Контрольный этап – повторная диагностика и анализ качественных и количественных изменений.
Для оценки развития речи использовались методики Г.А. Урунтаевой, применённые с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, с акцентом на:
объём и активность словаря;
умение обозначать признаки предметов;
использование слов, обозначающих действия;
способность строить связные высказывания.
Для выявления уровня речевого развития применялись следующие методики:
«Назови предмет» (по Г.А. Урунтаевой)
Позволяет судить об объёме активного словаря существительных и точности их употребления.
Суть задания: детям предъявляются реальные предметы или их изображения. Ребёнок должен назвать каждый предмет и, при необходимости, пояснить его назначение.
Оценивается:
количество правильно названных предметов;
наличие замен, неточных или описательных наименований;
использование уменьшительно-ласкательных форм.
«Расскажи, какой предмет» (по Г.А. Урунтаевой)
Ориентирована на выявление владения прилагательными и словарём, обозначающим признаки (цвет, форма, размер, материал, назначение и др.).
Суть задания: детям предлагаются знакомые предметы или картинки. Необходимо не только назвать предмет, но и охарактеризовать его по возможности по нескольким признакам (какой? из чего? для чего нужен?).
«Кто что делает» (по Г.А. Урунтаевой)
Направлена на диагностику владения глаголами и умения согласовывать их с подлежащим, а также на развитие связных высказываний.
Суть задания: детям показывают картинки с действиями людей, животных, персонажей; ребёнок отвечает на вопросы типа: «Что делает мальчик?», «Что делают дети?», «Что делает собака?» и т.п.
Для каждой методики использовалась трёхуровневая шкала оценки:
Средний балл | Уровень |
1,0–1,4 | низкий |
1,5–2,4 | средний |
2,5–3,0 | высокий |
Баллы выставлялись с учётом полноты, точности, самостоятельности и грамматической правильности высказываний ребёнка.
На основе теоретического анализа и с учётом результатов констатирующей диагностики был разработан комплекс дидактических игр, ориентированный на развитие речи старших дошкольников.
Работа строилась по трём взаимосвязанным направлениям:
организация развивающей предметно-пространственной среды;
система работы с детьми (НОД, совместная и самостоятельная деятельность);
взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития.
2.2.1. Развивающая предметно-пространственная средаВ группе была создана речевая развивающая среда, включающая:
картотеку дидактических игр по развитию словаря и связной речи;
наглядный материал (серии сюжетных картинок, предметные и тематические картинки, схемы-опоры);
настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, игры на классификацию и обобщение);
тематический лэпбук «Времена года», где систематизированы загадки, стихи, алгоритмы описательных рассказов, задания на подбор признаков и обобщающих слов.
Материал размещался таким образом, чтобы дети могли пользоваться им не только на занятиях, но и в самостоятельной игровой деятельности.
2.2.2. Работа с детьмиДля формирующего этапа был составлен перспективный план речевых игр. Ниже приведён план.
Игры на уточнение и расширение предметного словаря
«Чьи вещи?» – закрепление названий предметов одежды, обуви, принадлежности к персонажу или члену семьи.
«На полке у нас…» – называние предметов по теме («Посуда», «Книги», «Игрушки», «Школьные принадлежности»).
Игры на развитие умения использовать в речи слова-признаки (прилагательные)
«Подбери признак» – к существительному подобрать как можно больше прилагательных (дом, книга, игрушка, осень и др.).
«Чем похожи и чем отличаются?» – сравнение двух предметов по заданным параметрам (цвет, форма, размер, материал).
Игры на обогащение глагольного словаря
«Кто что делает?» (усложнённый вариант) – назвать действие и распространить предложение (не только «Мальчик читает», но и «Мальчик внимательно читает интересную книгу»).
«Закончи предложение» – «Девочка идёт… (куда? зачем?)», «Собака бежит… (к кому? почему?)» и т.п.
Игры на освоение обобщающих понятий
«Назови одним словом» – объединение предметов по родовому понятию (мебель, посуда, транспорт, птицы, насекомые и др.).
«Четвёртый лишний» – выделение предмета, не относящегося к группе, и объяснение своего выбора.
Игры на развитие связной речи и умения строить высказывание
«Составь рассказ по серии картинок» – рассказывание по 3–4 связанным сюжетным картинкам.
«Придумай концовку» – детям даётся начало истории, они придумывают продолжение и окончание.
«Один предмет – много историй» – разные варианты рассказа об одном и том же объекте (от лица предмета, от имени ребёнка, в форме сказки и т.п.).
Дидактические игры использовались:
в ходе непосредственно образовательной деятельности по речи и ознакомлению с окружающим;
во время режимных моментов (утренний приём, прогулка, вечернее время);
в самостоятельных играх детей, когда воспитатель выполнял роль партнёра, наблюдателя, ненавязчиво стимулирующего речевую активность.
2.2.3. Работа с родителямиПоскольку эффективность речевого развития во многом зависит от того, как взрослые общаются с ребёнком дома, была организована работа с семьями воспитанников:
консультации для родителей («Как развивать речь ребёнка в повседневном общении», «Во что играть дома, чтобы ребёнок лучше говорил»);
памятки с примерами простых словесных игр, которые легко проводить в быту;
оформление информационного уголка с рекомендациями по подбору детской литературы, мультфильмов, развивающих игр;
совместные мероприятия (мини-развлечение, инсценировки, игры-эстафеты с участием детей и родителей).
Цель анализа – выявить динамику развития речи детей старшего дошкольного возраста под влиянием систематического использования дидактических игр.
Результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах были представлены в виде таблиц и диаграмм (в основной части работы и приложениях). Ниже приводятся обобщённые качественные выводы по каждой методике.
2.3.1. Результаты по методике «Назови предмет»На констатирующем этапе значительная часть детей показала средний уровень развития предметного словаря: воспитанники справлялись с основными заданиями, но затруднялись в назывании менее знакомых предметов, иногда заменяли точные названия описательными выражениями.
После проведения формирующего этапа (серии игр на обогащение и активизацию существительных) на контрольной диагностике было зафиксировано:
увеличение числа детей с высоким уровнем;
снижение доли детей с низким уровнем;
большинство детей безошибочно называли 9–10 предметов из предложенного ряда, могли уточнить их назначение, у ряда детей появились уменьшительно-ласкательные формы (книга – книжка, стул – стульчик и т.п.).
Это свидетельствует о количественном и качественном росте активного словаря.
2.3.2. Результаты по методике «Расскажи, какой предмет»Первичная диагностика показала, что, хотя дети и знакомы с прилагательными, многие ограничивались 1–2 признаками (чаще всего цвет и размер), редко выделяли материал, форму, назначение, эмоциональные характеристики.
После систематического включения игр на подбор признаков («Подбери признак», «Узнай по описанию», «Чем похожи и чем отличаются?») на контрольном этапе:
увеличилось количество детей, способных назвать 4–5 признаков предмета;
в речи появились более разнообразные прилагательные (не только «большой–маленький», но и «тяжёлый, лёгкий, мягкий, прочный, старый, весёлый» и др.);
повысилась точность употребления слов-признаков, уменьшилось число нелогичных сочетаний.
Доля детей с высоким уровнем по данной методике заметно возросла, а число детей с низким уровнем сократилось до единичных случаев.
2.3.3. Результаты по методике «Кто что делает»На начальном этапе часть детей затруднялась при назывании действий по картинкам, ограничиваясь односложными ответами («играет», «идёт», «делает») и редко строя развёрнутые предложения.
После реализации комплекса игр, направленных на обогащение глагольного словаря и развитие связной речи («Кто что делает?», «Закончи предложение», «Придумай рассказ по картинке»), на контрольном этапе было отмечено:
значительное увеличение числа детей, использующих более точные и разнообразные глаголы (не просто «идёт», а «торопится», «шагает», «подкрадывается»);
переход от однословных ответов к развёрнутым фразам и предложениям;
улучшение грамматического оформления высказываний (согласование глагола с подлежащим, правильное употребление времени и числа).
По результатам повторной диагностики большинство воспитанников продемонстрировали средний и высокий уровни, а низкий уровень практически не встречался.
2.3.4. Общие выводы по результатам эксперимента
Сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов показало положительную динамику по всем исследуемым параметрам:
увеличился объём активного словаря (существительных, прилагательных, глаголов);
повысилась точность и уместность употребления слов;
улучшилась структурная организация высказываний;
дети стали более уверенно пользоваться речью в игровой и учебной деятельности.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу: систематическое использование дидактических игр, подобранных с учётом возрастных возможностей старших дошкольников, способствует развитию их речи, при условии:
регулярного проведения игр;
сочетания разных видов игр (предметные, настольно-печатные, словесные);
активного речевого взаимодействия взрослого с детьми;
поддержки родителей и создания речевой среды в семье.
Проведённое исследование позволило теоретически и практически обосновать эффективность дидактических игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В теоретической части работы были:
уточнены ключевые понятия «словарь», «словарный запас», «дидактическая игра», «речевое развитие»;
рассмотрены особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
выявлена роль игры и, в частности, дидактической игры в формировании словаря, грамматического строя и связной речи.
В практической части исследования:
диагностирован исходный уровень речевого развития детей старшей группы;
разработан и реализован комплекс дидактических игр, направленных на обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя и связной речи;
проведена повторная диагностика и получена объективная картина положительной динамики показателей.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что:
дидактические игры создают естественную мотивацию для речевой активности;
позволяют многократно и в разных ситуациях закреплять и расширять словарь;
способствуют развитию связной монологической речи;
положительно влияют на коммуникативную компетентность детей.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла своё подтверждение в практике.
Материалы исследования (комплекс дидактических игр, конспекты занятий, примеры заданий и приёмов работы, формы взаимодействия с родителями) могут быть использованы воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений для организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студентов высших учебных заведений. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 448 с.
Аванесова В.Н. Дидактические игры в системе учебно-воспитательной работы ДОУ // Педагогика: традиции и инновации : материалы V междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2020.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2020. – 160 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду : практическое руководство для воспитателей. – М. : Просвещение, 2021. – 28 с.
Бродская Ю.В. К вопросу о диагностике звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 1. – С. 27–31.
Брынзарей Ю.Г., Галенко С.Н. Педагогу об игре дошкольника : пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мозырь : Белый ветер, 2020. – 111 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3–7 лет : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 128 с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2020. – 59 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 3–4 года : наглядное пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 12 с.
Жарова М.А. Использование интерактивных дидактических игр в развитии личности ребёнка дошкольного возраста // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Пенза – Витебск – Москва, 2020.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником // Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – М. : Педагогика, 2018. – 138 с.
Карелина И.О. Дошкольная педагогика : курс лекций : учеб.-метод. пособие. – Рыбинск : филиал ЯГПУ, 2021. – 71 с.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3–4 лет. – М. : Ювента, 2019. – 62 с.
Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как основа их выбора и применения // Педагогика: традиции и инновации : материалы V междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2020.
Краузе Е. Логопедия. – СПб. : Учитель и ученик ; КОРОНА принт, 2022. – 164 с.
Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи. – Мозырь : Содействие, 2020. – 132 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. : Просвещение, 2021. – 214 с.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2019. – 560 с.
Микляева Ю.В. Развитие речи детей в период адаптации к ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2020. – 59 с.
Невская В.П. Речевые игры и упражнения : пособие для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2021. – 64 с.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2020. – 93 с.
Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. – СПб. : Детство-Пресс, 2022. – 176 с.
Попова Л.Д. Формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста // Коррекционная работа в ДОУ. – 2020. – № 5. – С. 30–32.
Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2022. – 560 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2020. – 228 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М. : Академия, 2021. – 342 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3–4 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Вентана-Граф, 2022. – 224 с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : пособие для работников ДОУ. – М. : Айрис-Пресс, 2018. – 64 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения: 22.12.2022).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru
Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 2. – 340 с.
Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. – М. : Академия, 2013. – 448 с.
Константинова О.Ю.