12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ульяна17
4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Смоленское областное государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Полянка»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Развитие речи детей дошкольного возраста

( группа)








Разработчики:

Кежаева У.О. - воспитатель

Воронина А.Г. воспитатель















2020 г.

Оглавление


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Значимые характеристики развития речи детей 5-6 лет

6

1.3. Целевые ориентиры речевого развития детей в возрасте 5-6 лет

8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 . Модель образовательного процесса

2.2. Содержание образовательной работы

2.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. Примерный календарь тематических недель

2.4. Программно-методический комплекс образовательного процесса

9

9

10

11


13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Общий объем учебной нагрузки

Формы организации образовательной деятельности по основным направлениям речевого развития детей старшей группы

3.3. Вариативность использования нетрадиционных технологий речевого развития в старшей группе.

3.4. Особенности организации речевой развивающей предметно-пространственной среды.


15

15

16


17


22

Целевой раздел


1.1.Пояснительная записка


Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения   по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет в форме кружковой работы. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.


Задачи:

Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими пособиями оборудованием в соответствии с  реализуемой программой, с учётом возрастных особенностей детей.

Практическое овладение детьми нормами речи, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Создание условий для реализации индивидуальных возможностей развития детей данного возраста. Формировать у детей опыт  социальных навыков поведения, создавать условия для   развития творческой активности детей.

Достижению целей и задач кружковой программы способствуют культурологический познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.

Процесс развития речи детей дошкольного возраста также строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей.

Следует выделить ряд специальных принципов, способствующих успешному речевому развитию детей:

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Принцип комплексности воздействия на ребенка.

Принцип воздействия на все стороны речи.

Принцип учета закономерностей онтогенеза развития речи.

Принцип учета ведущей деятельности.

Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

- Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

- Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).

- Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок непосредственной образовательной деятельности,  сохранение и укрепление здоровья детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.


Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения - рабочая программа воспитателя дошкольного отделения (первая младшая группа) – от 30.08.2017 г.

Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.


1.2. Значимые характеристики развития речи детей 5-6 лет

Программа выстроена с учетом возрастных особенностей речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Становление нормального звукопроизношения завер­шается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

Дети улавливают в речи взрослых различные интонаци­онные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказ­ку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содер­жания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Становится возможным к старшему дошкольному возрасту узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть раз­виваются простейшие формы звукового анализа. Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они по­лучают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наре­чий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложно­сочиненные и сложноподчиненные предложения.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка). Переход к обобщениям представляет для детей определен­ную трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребенку необ­ходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является прежде всего назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

В возрасте 5-6 лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное упот­ребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согла­сования числительных с существительными в косвенных падежах. Упот­ребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

К шести годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчинен­ными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предло­жениях может привести к большему количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем), неправильным согласованиям прилагательных с существи­тельными в косвенных падежах.

Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказы­вать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска­зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме­няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картин­ке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возра­ста является постоянное сочетание действия и речи.

Заметно это становление на увеличивающейся возможности де­тей шести лет рассуждать по поводу какого-либо события, на уме­нии производить сравнение предметов (легче детям находить раз­личия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.


1.3. Целевые ориентиры речевого развития в старшем дошкольном возрасте:


Общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.

Формируется умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Умеет выделять первый, последний звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

У ребенка складываются предпосылки грамотности.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1. Модель образовательного процесса


Предложенная система работы, включающая комплекс заданий, упражнений, различных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогают детям овладеть способами и приемами развития речи, применять их в самостоятельной речи посредством диалога и монолога.

Игровые ситуации, чтение художественной литературы направляют активность детей на практическое овладение нормами родной речи. Знания, полученные в ходе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи детей, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми особое внимание уделяется дидактическим, сюжетно-ролевым играм, а также созданию предметно-развивающей среды, что в комплексе стимулирует развитие самостоятельной речи каждого ребенка.

В связи с возрастными особенностями детей старшей группы, индивидуальную работу по развитию речи целесообразно выстраивать также и в рамках систематического сотрудничества с семьями воспитанников.

Рабочая программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: играх, упражнениях, наблюдениях, беседах, рассматривании иллюстраций.


Таким образом, воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации кружковой программы


Оценка развития речи детей старшей группы по итогам проведения кружковой работы проводится в рамках мониторинга индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие», который осуществляется два раз в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.


Содержание образовательной работы.


1. Обогащение словаря ребёнка:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;

– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.

2. Развитие грамматического строя детской речи:

– формирование навыка употреблять конструкции типа  «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);  

– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;

– развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам;

– развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами.

– развитие умения употреблять в речи прилагательные, наречие;

– развитие умения составлять сложные и сложноподчиненные предложения.

3. Развитие эмоциональной выразительности речи:

– развитие умения слушать и рассказывать стихотворения, потешки;

– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.

4. Совершенствование звуковой стороны речи малыша:

– развивать артикуляционный аппарат;

– развивать способность к различению звуков языка;

– формировать правильное произношение звуков.


2.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Примерный календарно-тематический план кружковой работы по развитию речи в старшей группы


Временной период

Тема

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

Мониторинг

3 неделя

Урожай

4 неделя

Краски осени

Октябрь

1 неделя

Животный мир

2 неделя

«Я-человек»

3 неделя

Волшебный мир звуков

4 неделя

Наш быт

Ноябрь

1 неделя

Дружба

2 неделя

Транспорт

3 неделя

Здоровей-ка

4 неделя

Мир полон сказок и чудес

Декабрь

1 неделя

Зима

2 неделя

Зимние забавы

3 неделя

Новогодний калейдоскоп

4 неделя

Новый год

Январь

1 неделя

Каникулы!

2 неделя

Каникулы!

3 неделя

Мы - веселые ребята

4 неделя

Этикет

Февраль

1 неделя

Моя семья

2 неделя

Азбука безопасности

3 неделя

Наши защитники

4 неделя

Маленькие исследователи

Март

1 неделя

Женский день

2 неделя

Миром правит доброта

3 неделя

Быть здоровыми хотим

4 неделя

Весна шагает по планете

Апрель

1 неделя

Встречаем птиц

2 неделя

Цирк

3 неделя

Космос

4 неделя

Волшебница вода

Май

1 неделя

Праздник весны и труда

2 неделя

День Победы

3 неделя

Мир природы

4 неделя

Мониторинг



2.4. Программно-методический комплекс образовательного процесса

Перечень программ, технологий и пособий:

«Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Гербова В.В./ М.: 2011 г.

«Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста» под ред. Н.В. Серебряковой/ СПб: 2008 г.

«Энциклопедия логопедических игр» Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я./ СПб: 2007 г.

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб – 2017. – с. 656.

Технология: «Технология развития связной речи», О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Парциальная программа: О.С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников»

Интернет-ресурсы: Сайт «Дошколёнок.ру», detsad-kitty.ru, nsportal.ru, planetadetstva.net


Наглядный и раздаточный материал для дошкольников («Детский сад – 2100»): 

 «Овощи, фрукты, ягоды», «Деревья, грибы, цветы», « Профессии. Человечки, схемы, знаки», « Посуда. Одежда», « Одежда, обувь» «Игрушки.  Инструменты. Спортивный инвентарь», «Дома, улицы, транспорт. Мебель. Электроприборы», «Продукты питания», «Рыбы. Насекомые», «Птицы»,  «Животные».

Обучающие  картинки для малышей  (Посуда, одежда, животные, цветы и.т.д.)

Плакаты: « Мы играем», «Мы гуляем» «Домашние животные», « Праздники».

Муляжи фруктов и овощей.


























3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Общий объем учебной нагрузки

Кружковая работа в форме занятия проводится в соответствии с утверждённым расписанием на учебный год, является частью  непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация». Программа рассчитана на один год обучения. Количество занятий – 1 в неделю, в год - 36. Длительность: до 20 - 25 минут. В ход проведения НОД включены физкультурные минутки, соответствующие теме образовательной ситуации.

Мониторинг речевых умений проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый). Педагог вправе менять последовательность изучения тем.

Индивидуальная работа проводится с детьми на основе результатов образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 15-20 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на преодоление недостатков речевого развития воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в дневнике развития речи ребенка.

Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе подробного анализа развития речи ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга особенности развития речи ребенка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении.







Формы организации образовательной деятельности по основным направлениям речевого развития детей средней группы


Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность

в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Образовательные ситуации


Обучающие занятия


Решение

проблемных ситуаций


Экспериментирование


Наблюдение


Экскурсии


Беседы


Обсуждение


Рассматривание

объектов, их

обследование.


Рассказы


Дидактические

игры


Занимательные

показы


Рассматривание

альбомов

фотографий,

иллюстраций,

репродукций,

коллекций


Игровые упражнения


Обследование

предметов и игрушек


Наблюдение


Проблемные

ситуации


Рассматривание

иллюстраций


Дидактические игры


Индивидуальная

работа по развитию артикуляционного аппарата


Упражнения по

развитию мелкой

моторики рук


Ситуация общения



Обращение к взрослым


Общение со сверстниками


Дидактические игры


С.-р. игры


Наблюдения


Рассматривание изображений


Рассматривание

предметов

Ситуативное обучение


Упражнения


Рассматривание

предметов


Обследование

предметов


Сопровождение

семьи:


Беседы


Консультации


Встречи по заявкам


Интерактивное

взаимодействие


Мастер-классы

«Дни общения»


Анкетирование


Информационные

листы


Таким образом, исходя из основных форм организации образовательного процесса, можно также выделить формы работы, направленные непосредственно на конкретные направления речевого развития ребенка. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.


3.3. Вариативность использования нетрадиционных технологий речевого развития в средней группе.

«Игровая технология»

Игра дает ощущение психологического комфорта, доставляет ребенку не только радость и удовольствие, но и открывает широкие возможности для речевого развития. Именно  в игре,  ребенок получает впечатления об окружающем мире, усваивает названия предметов, их назначения, учиться общаться с другими людьми.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его  специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Наиболее распространенный метод игровой технологии – это игровые моменты, которые сопровождают педагогический процесс. Очень важны они в период адаптации. Их  задача - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организуются фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это внесение игрушек, сопровождающееся разговорами и играми с ними, игры типа «Хоровод», «Догонялки». В дальнейшем  игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: познавательную, речевую, игровую, двигательную, продуктивную, связанную с выполнением режимных моментов.


«Здоровьесберегающие технологии»

Дыхательные упражнения в игровой форме

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей. Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох носом 1 – 3, пауза – 1, выдох ртом 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щеки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3 – 4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка, на которой представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребенка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха), иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.


«Артикуляционная гимнастика»

Данный вид технологии входит в раздел здоровьесберегающих, но также может выступать и, как самостоятельная технологии обучения.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.

«Азбука общения»

Авторы: Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.


«Развитие диалогического общения»

Автор: А.Г.Арушанова

Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей раннего дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, являются диалог, творчество, познание, саморазвитие.

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.


«Технология активизирующего обучения речи как средству общения»

Автор: О.А.Белобрыкина

Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого, происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.


«Мнемотехника»

Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.

Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста способствует творческому познанию явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса, при заучивании стихов, и т.д.


«Технология проблемного обучения»

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. То есть, благодаря технологии проблемного обучения педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.


«Технология разноуровневого обучения»

Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

сетевое планирование;

разноуровневый дидактический материал.


«Технология интегрированного обучения»

Интегрированная НОД отличается от традиционной использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.


3.4. Особенности организации речевой развивающей предметно-пространственной среды

Задачи построения речевой развивающей среды:

Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка;

Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций;

Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Требования к построению предметно-пространственной речевой среды:

Среда должна быть содержательно-насыщенной, т.е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать активность всех воспитанников в разных видах деятельности;

Среда должна быть трансформируемой, что предполагает возможность её изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Среда должна быть полифункциональной, что предполагает возможность использования полифункциональных предметов в разных видах детской активности;

Среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;

Среда должна быть вариативной, что предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей;

Среда должна быть доступной, что предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Предметно-пространственная среда, направленная на активизацию развитие речи включает в себя следующие направления:

Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики:

Практическая литература

Картотека логоритмических упражнений

Сенсорные коробки с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей

Наборы предметов для проведения самомассажа

Пальчиковый театр

Также в данном центре расположены: различные виды материала, способствующие развитию тактильных ощущений: поролон, фактурная бумага, ткань, кожа. В центре конструирования: наборы различного конструктора, как напольного, так и настольного; пазлы.

Предметно – развивающая среда по развитию диалогической речи, формирование грамматического строя речи и обогащения словаря:

Центр игры (кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. Игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками).

Центр книги (детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения, иллюстрации к детским произведениям).


Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные, птицы.)

Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, и т.д.

Сюжетные картинки разнообразной тематики



Предметно – развивающая среда для совершенствования звуковой стороны речи и развития слухового восприятия:

Пособия для развития воздушной струи и формирования правильного речевого дыхания

Настольно-печатные игры

Альбом с картинками на звукоподражание

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики (с соответствующими изображениями)

Шумовые коробочки из серии Марии Монтессори и различные музыкальные инструменты.

Предметно – развивающая среда для развития эмоциональная выразительности речи:

Центр творчества (игровой материал для обыгрывания, расположенный таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, чтобы воспроизводить, продолжать то, что они усвоили в непосредственной образовательной деятельности, проявлять свое творчество, а так же могли закончить начатую игру, реализовать свои замыслы).

Игрушки и пособия для организации театрализованной деятельности (перчаточные куклы Би-ба-бо, пальчиковый и настольный театр, театр масок).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.