12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Потанин Александр Геннадиевич80
Россия, Липецкая обл., Елец

ГОБ ПОУ «Елецкий лицей сферы бытовых услуг»









НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


на тему: «Здоровый образ жизни — залог счастливого будущего»









Выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ

ГОБ ПОУ «Елецкий лицей сферы бытовых услуг»

Потанин Александр Геннадиевич










г. Елец 2022г.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………..3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ .........................…………5

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ………………..12

ГЛАВА 3. ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ…………….……………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34





















ВВЕДЕНИЕ

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого человека, и он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко люди неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 —30 годам доводят себя до катастрофического состояния. Так как, здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, определяющей его способность к труду и обеспечивающей гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой познания окружающего мира, самоутверждения и счастья человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь.

В настоящее время, в условиях качественного преобразования всех сторон жизни нашего общества возрастают требования к физической подготовленности молодых специалистов, необходимой для успешной трудовой деятельности.

Нынешнее поколение, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.

Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо накапливать знания и анализировать данную ситуацию.

Учитывая вашеизложенное, в данной работе, я попытаюсь установить причинно-следственную связь, между понятиями: здоровье и счастливым будущем человека.















ГЛАВА 1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ


Большая часть нашего счастливого будущего основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. «Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» – так сказал известный немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место.

В настоящее время существует целый ряд понятий, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека.

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда».

Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

Отсутствие болезни.

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.1

Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием социальной активности и трудоспособности индивидуума, посредством которых и достигаются благополучие и счастье. В связи с чем, происходит разделение понятия здоровья на индивидуальное и общественное.

Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую.

При этом большое значение имеет его духовная составляющая. Об этом еще около 2 тыс. лет назад так сказал в своем трактате «Об обязанностях» древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».

Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех факторов.

Биологические факторы (наследственность) приносят 20%здоровья.

Окружающая среда (природная, техногенная, социальная), тоже 20 %.

Служба здоровья обеспечивает 10 % хорошего состояния организма.

Индивидуальный образ жизни — 50 % всех составляющих нашего здоровья.2

Исследования, проводимые в настоящий момент, свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды, также оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно-кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

Долгое время в обществе было принято считать, что проблемами здоровья должны заниматься преимущественно медицинские службы, ориентированные на диагностику и лечение. Однако с учетом того, что наибольшую эффективность на единицу затраченных средств дает именно профилактика, основной акцент в настоящее время переносится на ответственность людей за сохранение и улучшение своего здоровья.

Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль, в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. Это роль отводится так называемой «Службе здоровья».

Основной целью, которой является, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитие культуры здоровья и формирование здорового образа жизни.

Тем не менее, как было упомянуто ранее, ввиду всех положительных качеств, служба здоровья обеспечивает около 10 % хорошего состояния организма. Это обусловлено тем, что состояние здоровья каждого человека на 50 % индивидуально. Несомненно, оно зависит от вышеуказанных факторов, но в основном, оно зависит от индивидуального образа жизни, т. е. от поведения, привычек, поступков, стремлений. Иными словами, для сохранения и укрепления здоровья нужны собственные, постоянные и значительные усилия. Заменить их нельзя ничем. При этом следует помнить, что человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка.

Рассмотрев в полной мере индивидуальное здоровье и факторы, от которых оно зависит, можно дать определение понятию общественного здоровья.

Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.

Также, по мнению большинства ученых, имеются три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.3

Нравственное здоровье - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

• устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

• ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

• обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

В связи с чем, репродуктивное здоровье, является состоянием полного фи­зического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.

Раскрыв в полной мере понятие здоровья, его классификацию, а также факторы, от которых оно зависит, необходимо установить, какое же воздействие оказывает здоровой образ жизни, на организм человека.

















































ГЛАВА 2.

СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровый и духовно развитой человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Характер жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Это понятие предполагает рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий порядок бытия. Он основан на принципах нравственности и защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, что позволит до глубокой старости сохранить здоровье. Отсюда следует, что охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить:

рациональный режим труда и отдыха;

правильное питание;

достаточная двигательная активность;

закаливание;

личную гигиену;

психологическая саморегуляция;

отказ от вредных привычек.

Рациональный режим труда и отдыха, является необходимым элементом здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов. Залог успеха – в планировании своего времени. Человек, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, получать время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Подросток должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Далее следует правильное питание. Рациональное, научно обоснованное питание является важнейшим условием крепкого здоровья, высокой работоспособности и долголетия человека. С пищей человек получает энергию, нужную для жизнедеятельности и роста. Необходимые организму питательные вещества подразделяют на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться – значит получать их с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании. Питание должно учитывать генетические особенности человека, его возраст, уровень физической нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природной среды. Следует учитывать, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все их виды. Важно не только то, что мы едим, а также сколько едим, когда и в каких сочетаниях.

Человечество выработало ряд правил рационального питания.

Главные из них заключаются в следующем:

1. Относиться к пище надо с уважением и ответственностью, во время еды получать удовольствие. Поэтому, принимая пищу, не следует решать дела и проблемы.

2. Пищу надо пережевывать очень тщательно (не менее 30 раз). Чем дольше пища остается во рту и чем лучше она пережевывается, тем больше будет сока в желудке и тем успешнее будет проходить процесс пищеварения.

3. Не следует садиться за стол усталым, озабоченным и возбужденным. Перед едой необходим 10—15–минутный отдых, отключение от всех проблем, настрой на прием пищи. Наиболее усталым и часто озабоченным человек бывает, как правило, вечером после трудового дня. Подготовиться к ужину поможет непродолжительная прогулка на свежем воздухе или легкая разминка, снимающая напряжение. После них хорошо принять теплый душ, а затем облиться холодной водой. Усталость прошла, заботы отступили, человек готов к приему пищи.

4. Если нет достаточного времени для приема пищи, то его лучше пропустить.

5. Питаться следует разнообразно, но нельзя переедать. Человек должен помнить, что объем желудка не превышает 350–450 см3.

6. Употреблять воду или другие напитки следует за 15–20 минут до приема пищи. Во время еды и после нее пить не следует, так как это несовместимо с хорошим пищеварением. Если в это время принимается вода или какая–либо другая жидкость, пищевые соки в желудке разбавляются. В результате этого пищеварение сильно затормаживается.

7. Многочисленные исследования показали, что лишь один раз в день можно кушать плотно, а два раза следует лишь слегка перекусить. Наиболее подходящее время для «основательной» еды – вечер. Утром, как правило, есть некогда, а в обед – негде. Вечером же все дела закончены, есть возможность уделить необходимое внимание и время для приема пищи, но не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Утренний прием пищи может быть самым легким и состоять из хорошо и быстро усваиваемых организмом продуктов: фруктов, овощей, соков. Дневное питание также должно быть достаточно умеренным.

Следующим, является достаточная двигательная активность. Под двигательной активностью понимается любая мышечная деятельность, позволяющая поддерживать оптимальную физическую форму и обеспечивать хорошее самочувствие.

Человек в течение многих тысячелетий выработал у себя способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией своих физических резервов. В наши дни воздействие этих раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализации этой готовности не происходит. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека машины и механизмы. Он как бы пребывает в ситуации постоянной готовности к действию, которое не позволено выполнить, и его тело, в конце концов, начинает испытывать негативные последствия такого состояния. С другой стороны, поток информации постоянно растет, а значит, увеличивается эмоциональная нагрузка на человека. Поэтому для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии человеку необходима физическая культура. Он должен сам выработать у себя постоянную привычку заниматься физкультурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из самых важных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Начинать заниматься физической культурой следует с раннего возраста, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания у себя необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессам, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны быстро расслабиться, но и умеют с помощью физических упражнений снять эмоциональное напряжение. Организм этих людей лучше сопротивляется болезням. Они легче засыпают, лучше спят, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два–три часа.4

Один из элементов, который может предоставить растущему организму надежный щит против многих болезней является закаливание. Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического воздействия на организм этих факторов.

В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта процедура приводит к снижению чувствительности организма при воздействии определенного физического фактора. Так, например, систематическое воздействие на организм холода повышает его устойчивость к низким температурам. Это одно из самых важных направлений закаливания, так как имеет большое значение для профилактики респираторных вирусных заболеваний. У незакаленных людей в результате охлаждения снижается уровень обменных процессов, ухудшается деятельность центральной нервной системы. Это приводит к общему ослаблению организма, способствует обострению имеющихся хронических заболеваний или возникновению новых. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к воздействию низких температур. Теплообразование в их организме происходит более интенсивно, что активизирует работу защитных механизмов и уменьшает вероятность развития заболеваний.

Использование закаливающих процедур известно с глубокой древности. Их использовал еще более 2,5 тыс. лет назад древнегреческий врач и ученый Гиппократ. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, те же люди, кто держит тело в тепле, приобретают изнеженность мышц, слабость нервов, а также подвержены обморокам и кровотечениям. Для проведения закаливающих процедур используют факторы окружающей среды: воду, солнце, воздух, землю. Существует целая система закаливающих водных процедур: обтирание, обливание холодной водой, купание в открытых водоемах. Наиболее эффективной водной процедурой является купание в ледяной воде – «моржевание». В качестве закаливающих процедур применяются также воздушные и солнечные ванны, хождение босиком.

Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Личная гигиена – это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене относятся требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в должной чистоте одежды, обуви и жилища.

Психологическая саморегуляция взаимосвязана с хорошим настроением. Если человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди, все меняется, если настроение плохое. Возникает некая отрицательная энергия, она передается другим, вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает, теряется интерес к учёбе, все становится скучным, неприятным, безысходным.

Наше настроение определяется в первую очередь эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции - это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания. Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контролируются сознанием, подчиняются психике. Но настроение имеет не только психическую, но и психофизиологическую основу, управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов в первую очередь подчинена психике.

Именно психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступает в роли главного судьи и распределителя. Следует четко осознать, что хорошее настроение можно произвольно создавать, его можно поддерживать, наконец, способность быть в хорошем настроении можно и нужно тренировать. Огромное значение при этом имеет общее функциональное состояние, и в первую очередь работоспособность. Именно она является той силой, которая обеспечивает согласованную деятельность всех компонентов функциональной системы. Если работоспособность снижается, четкое взаимодействие элементов системы нарушается. Поступки становятся шаблонными, хуже получаются даже привычные операции, снижается реакция, нарушается координация движений. Ухудшается эмоциональная устойчивость, многое начинает раздражать.

В сознании должно сформироваться четкое представление о том, что движение не самоцель. Оно нужно, в частности, для стимуляции «производства» нашим организмом биологически необходимых веществ, вызывающих положительные эмоции, снижающие чувство напряженности, тоски, депрессии. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек, особенно для молодого организма: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача подрастающего поколения – преодоление пьянства. При постоянном или неумеренном употреблении появляется зависимость от алкоголя наркотического характера, которая, в конечном счете, ведет к развитию симптомокомплекса, именуемого алкоголизмом.5

Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

Наркомания – это резко выраженное болезненное влечение и привыкание человека к наркотическим веществам. Влечение к наркотику развивается довольно быстро. Для возникновения пристрастия может быть достаточно самого непродолжительного времени приема небольших доз наркотического вещества. В малых дозах наркотики вызывают так называемую эйфорию – ложное ощущение веселья, благодушия, приятного успокоения. В больших количествах – состояние выраженного опьянения, оглушенности, наркотический сон и даже острое отравление со смертельным исходом. Некоторые наркотические вещества способствуют появлению иллюзий и галлюцинаций. Процесс привыкания к наркотикам создает такое равновесие в организме, при котором отсутствие привычного поступления наркотического вещества воспринимается организмом как специфический яд. Для наркомании характерна потребность в увеличении количества принимаемого наркотического вещества, так как к прежним дозам организм привыкает, становится устойчивым, и они постепенно перестают оказывать свое действие.6

Становление, формирование наркомании характеризуется развитием основных признаков: психической и физической зависимости.

Психическая зависимость — болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат, чтобы испытывать определенные ощущения или снять явление психического дискомфорта. Она возникает при систематическом употреблении наркотиков и иногда даже после однократного их приема.

Физическая зависимость — это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма в связи с хроническим употреблением наркотиков. Она проявляется в виде интенсивных физических и психических расстройств, развивающихся сразу, как только действие наркотика прекращается. Такие расстройства снимаются только введением новой дозы наркотиков.

Среди наркоманов высока смертность, вызванная передозировкой препаратов, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения, различными инфекционными заболеваниями, связанными с нестерильными шприцами, часты самоубийства. Можно назвать следующие медицинские и социальные последствия употребления наркотиков: психозы, выраженные изменения личности вплоть до ее распада, слабоумие, неспособность к работе. Наркоманов отличает криминогенное, т. е. преступное, поведение, обусловленное изменениями их личности. Особая опасность наркомании в том, что она распространяется с огромной скоростью. В процесс наркотической зависимости втягиваются все более широкие слои населения, особенно молодежь.

Каждому необходимо формировать личное негативное отношение к наркотикам. Важно понять, что наркомания — серьезная и опаснейшая болезнь. Каждый человек обязан поставить перед собой цель обязательно избежать ее.

Здоровый образ жизни во многом содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности. В связи с чем, необходимо отметить, что первым шагом к созданию человеком индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти без осмысления необходимости подобного поведения. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что других путей к здоровью, реализации благополучия своей семьи и общества не существует.


























ГЛАВА 3.

ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ


Изучив понятия здоровья, здорового образа жизни, их составляющих, необходимо перейти к заключительной главе и выяснить, каким же образом можно сохранить здоровье с первых лет жизни, чтобы в будущем быть здоровым человеком.

Здоровье детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих состояние общества и государства в целом, социальное и нравственное благополучие. Ввиду этого, в любом обществе, при любых социально-экономических и политических ситуациях, здоровье подрастающего является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет бедующее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, наряду с другими демографическими показателями. Безусловно, на состояние здоровья оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка, место проживания, существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности организма. Здоровье подростков, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно интересно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, и, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков, а также всего населения России. Поэтому важно на основе закономерностей формирования здоровья подрастающего поколения понимать фундаментальные законы его развития, направлять действия общества на изменение неблагоприятных тенденций, пока жизненный потенциал населения страны не пострадал необратимо.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка.

Показателями здорового ребенка являются:

в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане - он проявляет хорошие умственные способности;

в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие ценности.

В настоящий момент различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у ребенка культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение ребенка возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, формирования у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.7

Отсюда возникают основные задачи, которые необходимо сделать первоочередными:

обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка и снижение уровня заболеваемости на период обучения в школе;

сохранение работоспособности на уроках;

формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

За последние годы в России произошло значительное ухудшение здоровья подрастающего поколения. На здоровье детей влияет огромное количество факторов:

недостаток двигательной активности учащихся;

несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

неправильное питание учащихся;

низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

Опираясь на поставленные задачи, с учетом имеющихся факторов ухудшающих здоровье детей, можно выделить следующие пути сохранения и укрепления здоровья.

Взаимодействие учебного заведения с родителями.

Работа по укреплению и сохранению здоровья ребенка невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Одна из важнейших задач, возложенная на родителей - контроль за соблюдением режима дня ребенка и сбалансированного питания.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, индивидуальные беседы, приглашения на классные часы);

Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей;

Приучение детей (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем;

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности;

Участие в конкурсах и выставках посвященных ведению здорового образа жизни;

Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования).

2. Рациональная организация урока.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки (количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашнего задания), нагрузка от дополнительных занятий в школе, занятия активно-двигательного характера (динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные соревнования и т.п.).

Разработка рекомендаций по улучшению социально-психологического климата в коллективе и предупреждению конфликтных ситуаций.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, являются:

постановка целей и создание условий для организации совместной деятельности детей, поощрение активности, креативность;

поиск общих интересов, которые объединили бы детей в классе;

формирование традиций класса;

привлечение детей к совместному проведению досуга (поход, театр);

создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

создание условий способствующих повышению комфортности самочувствия детей в школе;

развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества.

Реализация диагностических программ (мониторинг здоровья).

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребенка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Анализ результатов мониторинга позволяет определить дифференцированный подход к каждому ребенку в подборе форм организации, методов и приемов воспитания и развития. Участниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются: учащиеся, классные руководители, родители, учителя физической культуры, психолог, медицинский работник школы.

Основными методами и средствами диагностики здоровья учащихся являются:

ежегодный медицинский осмотр;

тестирование;

анкетирование;

информационно-коммуникационные технологии.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, как физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья, относятся:

выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.), проветривание и влажная уборка помещений;

соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.8

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.

Учитывая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей, к снижению показателей заболеваемости, улучшения психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым», что в последующем сможет укрепить здоровье уже взрослого человека.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье складывается по крупинкам, которые можно легко растерять. Лишь целенаправленная совместная работа педагогов, родителей, медицинских работников и самих детей позволит заложить фундамент высокой работоспособности (в том числе и умственной). Основным показателем результативности этой работы является здоровье человека.

Понятие здоровья и составляющие здорового образа жизни пришли к выводу о том, что использование здоровьесберегающих технологий программ и основ здорового образа жизни действительно необходимо при обучении и воспитании подростков. Проблема укрепления здоровья молодого поколения становится приоритетным направлением работы с молодежью и входит в число приоритетных задач социального и экономического развития нашей страны, что обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, а также необходимость научных исследований и выработку методических и организационно-педагогических подходов к сбережению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни. Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья подрастающего поколения и молодежи, воспитания ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему нашли свое отражение в следующих нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», «Конвенции охраны здоровья населения РФ», Закон «Об охране окружающей среды», «Конвенции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и другие.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что именно подрастающее поколение, является основой развития любого общества и всегда имеет самое непосредственное отношение к его будущим перспективам. Наше «завтра» полностью зависит от жизненных ценностей и образа жизни «сегодняшней» молодежи. Плохое здоровье молодежи не может обеспечить качественное воспроизводство. В таких условиях «социальная воронка» будет все глубже затягивать россиян, не давая возможности развиваться в инновационном направлении. Поэтому необходимо решать задачи улучшения здоровья молодежи и пропаганды здорового образа жизни, так как она является стратегическим резервом нации.

Изучив, при подготовке данной работы, значительный объем информации, я пришел к выводу, что главной функцией родителей, педагогов, медицинских сотрудников, средств массовой информации, является достучаться до сознания подрастающего поколения с информацией и сведениями о необходимости поддержания здорового образа жизни, в том числе, о негативном воздействии вредных привычек на организм человека. Ввиду того, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности, станет естественной формой поведения, на протяжении всей жизни человека. А способы и пути его формирования мною были отражены в данном материале.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Амосов М.В., Смирнов Н.К., «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003 – 270с.

Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г.В. Гуськов) – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 176с.

Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие, Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. Издательство: Дрофа; 2009 г., 375 стр.

Безруких Н.А. Воспитание установки молодежи на здоровый образ жизни в образовательном процессе профессиональной школы: дис.. канд. пед. наук. - Саратов, 2006. - 188с.

Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье/ И. И. Брехман - М.: ФиС, 1990. - 209 с.

Васильева О.С. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование. - 2003. - №10. С. 112.

Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения. - М.: Медицина, 1979. - 99 с.

Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей. Калуга, 2011. - 96 с.

Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005 – 124 с.

Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни, Казань: Центр инновационных технологий, - 2000, - 189 с.

Дорошкевич М. П. Основы валеологии и школьной гигиены / М. П. Дорошкевич. - М., 2003. - 196 с.

Капилевич Л.В.Здоровье и здоровый образ жизни: учебное Л.В.Капилевич, В.И.Андреев – Томск: Изд-во Томского поли-технического университета, 2008 – 102 с.

Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. - М.:ВАКО, 2007.- 304 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки молодежи / Е.А. Мечинская - М.: Вентана-Граф, 2008. - 239 с.

Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в детском коллективе/А.В. Мудрик.-М.: Знание, 1983.- 96 с.

Основы валеологии и школьной гигиены: избранные лекции / В.С. Боковец, Л.А., Шитов Е.М., Шитова; Брест. Гос. ун-т имени А.С. Пушкина. Брест Бр.ГУ, 2013. – 43с.

Педагогическая валеология : Генезис. Тенденции развития / Л. Г. Татарникова. - СПб. : Петроградский и К0 (PETROC), 1995. - 348,[2] с.

Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ, 2003.-272 с.

Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности . – Ростов н/Д: «Феникс» 2004. – 416 с.


Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

1 Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г.В. Гуськов) – М.: Издательский центр «Академия», 2017г. С. 153.

2 Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное Л.В.Капилевич, В.И.Андреев – Томск: Изд-во Томского поли-технического университета, 2008 с. 30.


3 Основы валеологии и школьной гигиены: избранные лекции / В.С. Боковец, Л.А., Шитов, Е.М. Шитова; Брест. Гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест Бр.ГУ, 2013. С. 5.

4 Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие, Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Дурнев Р.А., Крючек Н.А. Издательство: Дрофа; 2009 г. С. 125.

5 Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности . – Ростов н/Д: «Феникс» 2004. С.152

6 Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005 с. 71.


7 Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ, 2003. С.270


8 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С 32-52.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.