Конспект урока по всеобщей истории в 5 классе на тему «Наука и образование в Древней Греции»

4
0
Материал опубликован 2 February 2021

Сивая М.Н., учитель истории

Конспект урока по всеобщей истории в 5 классе на тему:

«Наука и образование в Древней Греции»

Программно-нормативные документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М..: Просвещение,2012

Историко-культурный стандарт – М., 2013

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Цель: опираясь на знания учащихся о Древней Греции, необходимо объяснить и раскрыть сущность образования и науки в Древней Греции, подвести учащихся к выводу о том, что древнегреческое образование и наука сыграли огромную роль в отношении мирового развития.



Задачи:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представления о культуре и образовании в Древней Греции.

Познакомить с терминами (палестра, стило, азбука).

Проанализировать ход развития греческой культуры.

Подвести итоги.



Развивающие:

Развивать умения работы с историческими источниками, таблицами, а также находить нужную информацию в разных видах источников.

Развивать коммуникативные навыки, умения доказывать и обосновывать свою точку зрения.



Воспитательные:

Воспитать у учащихся уважение к культуре своего и других народов.



План объяснения нового материала:

Образование


Наука




Ученые Древней Греции :

3.1 Сократ

3.2 Платон

3.3 Аристотель

3.4 Пифагор

3.5 Демокрит

3.6 Гераклит

3.7 Гиппократ

3.8 Платон

3.9 Аристотель

3.10 Архимед

4. Выводы



Оборудование:

Раздаточный материал (документы, схемы, тесты).

Таблицы.

Компьютер.

Проектор.

Презентация.



Учебник:

«Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс С.В.Колпаков, Н.А.Селунская



Литература для учителя:

Аристотель. Этика. Политика. Поэтика / Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. — М, 1984. — С.154.

Бернал Дж. Наука общества. — М.: Издательство Иностранной литературы. 1956. — 736 с.

Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. — С.15.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М., 1987

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. — М.: Либроком, 2009. — 264 с.



Литература для ученика:

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция.- М.: Новое литературное обозрение, 2004, 263 с.

Яковец Ю.Я. История цивилизаций. — М: Владос, 2001, 78 с.



Методическое обеспечение:


Методическое пособие к линии «Всеобщая история. 5—9 классы» авторов С.В. Колпакова, Н.А. Селунской, М.В. Пономарева, А.В.Абрамова, С.В.Тырина, В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина, А.А. Митрофанова, А.В. Шубина. М. 2013.


Интернет-ресурсы:


Сайт «Античная мифология»

www.mythology.sgu.ru

Сайт «Всемирная история в лицах» — www.rulers.nar

od.ru

Сайт «Древний мир» — http://ancient.gerodot.ru/

Сайт «Древняя Греция» — www.ellada.spb.ru

Сайт «Древняя Месопотамия» — http://mesopota

mia.nm.ru/index.htm

Сайт «История Древнего Рима» — www.ancientrome.ru

Сайт «История: история России, всемирная история» —

www.uniros.ru

Сайт «История на RIN.ru» [Российская информационная

сеть «История»] — http://history.rin.ru/

Сайт «Перо Маат» [история Древнего Египта] — http://

peromaat.ru/

Сайт «Римская слава» — http://www.romanglory.com/

Сайт «Хронос: всемирная история в Интернете» —

www.hrono.ru

Сайт «Antiqua: энциклопедия древнегреческой и древне

римской мифологии» — http://greekroman.ru/

Сайт «X Legio: военноисторический портал Античности

и Средних веков» — www.xlegio.ru


Задания:

Воспроизводящий уровень:

Раскройте сущность следующих понятий: культура, палестра, алфавит, стило.

Заполните таблицу:

Ученый

Область деятельности и достижения

Сократ


Платон


Аристотель


Пифагор


Демокрит


Гераклит


Гиппократ


Платон


Аристотель


Архимед


Укажите ступени древнегреческого образования.

 Как представляли себе устройство Вселенной древнегреческие ученые?

О каких событиях рассказывается в трудах греческих историков?

Что изучали в греческих школах и палестрах?





Преобразующий уровень:

Проанализируйте процесс обучения в древнегреческой школе. Существовали ли различия в методах обучения?

Какие области науки были ведущими в Древней Греции? Приведите несколько тезисов и аргументируйте их.



Творческо-поисковый уровень:

Представьте себя учеником древнегреческой школы. Опишите свой день.

Представьте себя древнегреческим учителем. Как вы проводите урок? Что объясняете ученикам?

Задания на развитие логического мышления:

«Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.»
Демокрит

Согласны ли вы с данным высказыванием? Почему? Аргументируйте свой ответ.



Схемы и таблицы





Схема 1

t1612290209aa.gif



















Схема 2

t1612290209ab.jpg































Кроссворд

t1612290209ac.png

По горизонтали

2. "Песнь козлов"

5. Автор статуи "Дискобол"

8. Вид колонны, которые имею завитки в виде бараньего рога

9. Место, где устраивались гонки на колесницах

10. место для выступления актеров в греческом театре

11. Палочка для письма

12. Они не имели право участвовать в Олимпийских играх


По вертикали

1. Песнь веселых поселян

3. Специальная спортивная школа

4. Имя бога, в честь которого проводились театральные представления

6. Вид колонны без украшений

7. Основатель медицины

10. Место проведения главных спортивных соревнований

11. Место для переодевания актеров





Материалы для объяснения темы урока

Образование


В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была неграмотной. Но разве неграмотный и необразованный человек мог быть достойным гражданином своего полиса? Прдеставьте себе народное собрание в Афинах, на котором на голосование поставлен вопрос, кто из граждан подозревается в стремлении нарушить афинские законы и захватить всю власть в свои руки? Каждый из граждан должен написать имя такого человека на черепке от сосуда и бросить его в специальную урну. Голосование тайное – после подсчета черепков человек, чье имя будет упомянуто больше других, изгоняется из города на 10 лет. Сможет ли проголосовать неграмотный человек? А ведь решается важнейший вопрос о судьбе государства! А кто будет слушать на народном собрании человека, который не умеет связать двух слов и четко выразить свою мысль словами, даже если он предлагает что-то хорошее и полезное для граждан?

Дети в Греции начинали учебу в 6–7 лет. Мальчики учились в школах, девочек обучали дома – в семье. Целью школьного обучения было воспитание достойного гражданина. Такой человек, по представлениям греков, должен быть всœесторонне развитым – он должен быть образованным, физически развитым, должен ценить искусство и сам заниматься им.

В начальной школе мальчиков учили читать, писать, считать. Наизусть они заучивали стихи поэтов, в которых прославлялась любовь к родинœе и свободе. Школьников учили петь и играть на музыкальных инструментах. Много времени отводилось на занятия спортом, на которых занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска, копья., плаванием. Тот, кто не умел плавать, у греков считался необразованным человеком.

Дети, чьи родители имели достаточно денег, оплачивали учебу в средних школах. Там главное внимание уделялось красноречию – умению красиво и правильно произносить речи. Учеников обучали умению вести споры, геометрии, астрономии, они изучали греческую литературу. Такое образование и воспитание приводило к тому, что гражданин греческого полиса был образованным человеком, физически развитым и умелым воином, мог понятно и убедительно излагать свои мысли (что особенно важно было на народных собраниях). Он прекрасно разбирался в литературе и искусстве.

Девочек же обучали дома. Их учили, главным образом, домоводству: ткать, прясть, шить, готовить еду и т.д. Но и они обучались чтению и письму, пению и танцам.

Воспитание в Спарте имело свои особенности. Из мальчиков и юношей готовили прежде всœего воинов, и основное время отводилось на физические упражнения. Их тоже учили читать и писать, но не обучали красноречию и наукам. Дети спартиатов учились петь, но только военные марши. Зато спартанские девочки не сидели взаперти дома за шитьем или прядением, а, как и мальчики, много занимались спортом.

Образование в Греции было доступно только свободным людям. Рабов к образованию не допускали, им запрещалось заниматься даже физическими упражнениями.


Наука


В государствах древнего Востока хранителями научных знаниях были, главным образом, жрецы, а также часть чиновников. Это помогало им господствовать над огромной массой неграмотного, трудившегося от зари до зари народа. У греков же было иначе. Наличие большого числа рабов, денежные состояния многих граждан, отсутствие принуждения заниматься тяжелым трудом, оставляло немало времени для занятия образованием и наукой. Ученым человеком в Греции мог стать любой из наиболее образованных и имевших денежные средства граждан, хотя встречались и такие люди, которые предпочитали не иметь даже своего дома и хорошей еды, но заниматься наукой.

Многие современные науки происходят из Греции. На это указывают даже их названия, взятые из древнегреческого языка: история (рассказ о прошлых событиях), философия (любовь к мудрости), география (описание земли), геометрия (землемерие), биология (учение о жизни), физика (природа), математика (знание, наука) и т.д. Многие научные знания греки позаимствовали у народов древнего Востока, а затем обощили и развили их.

Отцом истории” называют древнегреческого историка Геродота͵ жившего в V в. до н.э. Он написал первое из дошедших до нас историческое сочинœение – книгу об истории греко-персидских войн.

А “отцом медицины” можно считать древнегреческого врача Гиппократа. Он учил, как определять болезни и как их лечить. Каждый врач и в наши дни перед тем, как получить диплом, дающий ему право лечить людей, произносит знаменитую “клятву Гиппократа”, сочинœенную им около 2 400 лет тому назад. И каждый врач повторяет слова великого грека: “Я буду использовать лечение, чтобы помочь больным по мере моих сил и способностей, никогда не причиняя им ущерба и вреда... И чтобы я ни увидел и не услышал, занимаясь своим ремеслом, я никогда не стану этого разглашать”.

Греки были умелыми мореходами. Их корабли достигали любых уголков берегов Средиземного и Черного морей. Греческие путешественники выплывали и в Атлантический океан, они побывали на островах Ирландия и Великобритания. Мореплавателям, торговцам нужны были карты земель и морей, им нужно было точно ориентироваться, правильно определять путь, знать страны и земли, куда они направлялись. По этой причине в Греции много внимания уделяли развитию науки географии. Конечно, греки ничего не знали об Америке, Австралии, Антарктиде. По их представлениям, люди могли обитать только на территориях с умеренным климатом; южнее Эфиопии жить нельзя из-за сильной жары, а север Европы и Азии они считали необытаемым из-за холодов. Но уже некоторые древнегреческие ученые считали, что Земля имеет форму шара и даже точно высчитывали длину ее окружности.

Вершиной всœех наук греки считали философию. Эта наука обощала всœе знания и достижения других наук. Философы древней Греции стремились понять, как устроен мир, как он возник, ккое место занимает человек в мире, по каким правилам должен жить человек в обществе с другими людьми. одни философы считали, что всœе в мире произошло из воды, другие – что из воздуха. Ученый Демокрит (460–371 гᴦ. до н.э.) доказывал, что живое и неживое на Земле состоит из мельчайших частиц – атомов, которые соединяются в различные комбинации и тогда образуются камни, растения, вода, животные, люди. Когда появились первые люди, учил Демокрит, они вынуждены были объединяться, чтобы защитить себя от диких животных. Лучшим общественным строем у людей философ считал демократию, когда люди равны в правах и свободны.

Современник Демокрита афинский философ Сократ говорил, что плохие поступки людей происходят от незнания, только знание позволяет человеку совершать правильные поступки. Человек не будет делать того, что может принœести ему вред, если он знает об этом. По этой причине Сократ призывал людей: “Познай самого себя”.


Ученые Древней Греции :



Сократ

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Платон

Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.



Аристотель

Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.



Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.



Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.



Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.



Платон

Платон создал «учение об идеях», которое повлияло на мыслителей будущих веков. Платон не придавал никакого значения экспериментам и считал, что они лишь мешают поискам чисто теоретического познания. Например, он полагал, что движение планет лучше всего изучать мысленно, а не путем точных измерений. Платон выделял математику как ключ к познанию всех вещей, но, в отличие от Архимеда, практически ею не интересовался.

Аристотель

Взгляды Аристотеля резко отличались от учения Платона. Аристотель считал, что необходимо получать как можно больше информации. Его труды излагают основы современных научных исследований.

Аристотель считал, что боги предопределили неизменное положение для всех тел - небесных и земных. Согласно Аристотелю, изменение положения одного тела неизбежно влечет за собой изменение расположения других тел в системе. Он обосновал «Лестницу мироздания», на которой живые существа стоят выше неодушевленных тел, например камней. Человек находится выше животных, а всем мирозданием управляют боги.

Главным вкладом Аристотеля в науку можно считать то значение, которое он придавал тщательным наблюдениям и подробной классификации. Его идеи пользовались авторитетом в Европе на протяжении 1500 лет. Лишь в эпоху Возрождения ученые поставили их под сомнение, в основном благодаря трудам Галилея.



Архимед

Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон, согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесняемой воды.

Для измерения длины кривых и для определения площадей и объёмов тел Архимед применял геометрию. Он разработал различные конструкции, к примеру водоподъемный винт. В частности, его применяют для откачки воды из судов, получивших пробоину. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор.



4. Выводы

Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие науки, и многими их изобретениями и открытиями мы пользуемся и сейчас. Воспитание в Древней Греции было направлено на подготовку закаленных воинов и образованных людей, способных и защищать свой полис, и уметь управлять им.

«Чтобы не изгладились с течением времени великие и удивительные дела, совершенные греками и варварами, а также причина, из-за которой они воевали». Геродот о цели написания «Истории».



15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.