Технологическая карта урока истории «Школа и наука в Древней Греции»
Тиунова Лидия Юрьевна
Учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 42» г.Пермь
Технологическая карта урока истории
5 класс
Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира»
| Составляющие урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Тема урока | Школа и наука в Древней Греции | Учитель зачитывает отрывок из ист.документа (вступительное слово). Направляет размышления учеников по определению темы урока наводящими вопросами. | Дети сами формулируют тему урока после вступительного слова учителя и при его помощи, используя вопросы-подсказки |
Цель урока | Выявить особенности школьного образования в Древней Греции и определить характерные черты, заимствованные современной школой. | Учитель помогает ученикам сформулировать цель на урок, обращая их внимание на определенные моменты. | Исходя из темы урока, ученики с помощью учителя определяют цель на урок |
Механизмы создания мотивационного поля | -обсуждение вопросов, волнующих учеников -возможность высказать свою точку зрения -эффект загадки -выполнение творческих заданий | Учитель организует общее обсуждение некоторых вопросов, выслушивает разные точки зрения учеников и делает выводы, использует в качестве мотивационного механизма историческую загадку | Ученики участвуют в обсуждении поставленных учителем вопросов, решают историческую загадку, выполняют творческие задания. |
Учебная задача | Содержится в историческом документе, который зачитывает учитель. У учеников этот же документ есть в учебнике. | Во вступительном слове учитель зачитывает отрывок из пьесы древнегреческого автора (исторический документ), содержащий жалобы матери учителю на своего сына. Учитель задает вопросы по тексту: -Как вы думаете, кто мог так говорить? Чем занимался мальчик? И т.д. | Извлечение учениками информации из этого отрывка и совместное формулирование темы урока. Ученики обращаются к тексту по мере необходимости. |
Формы организации работы | - работа в парах - нахождение дополнительной информации - метод визуализации - смысловое чтение - сравнение и обобщение информации | Учитель организует работу учеников в парах (составление расписания в древнегреческой школе), помогает ученикам находить новую информацию в историческом документе и в тексте учебника (смысловое чтение), представляет визуальную информацию в виде презентации и иллюстраций в учебнике, формирует у учеников навыки сравнения и обобщения. | Ученики выполняют задания в парах, осуществляют поиск информации при работе с текстом, усваивают новую информацию при смысловом чтении и при визуальном восприятии, вырабатывают навыки сравнения и обобщения. |
Рефлексия | Задания: работа с терминами, текст с ошибками, логическая цепочка (выводятся на доску). | Учитель предлагает ученикам вспомнить тот материал, который они изучили на уроке и подводит итог изучения нового материала. | Ученики отвечают на предложенные учителем вопросы и задания. Делают вывод по изучению нового материала и урока в целом. |
Домашнее задание | По выбору: А) написать сочинение «Один школьный день афинского мальчика» Б) письменно оформить сравнительную характеристику древнегреческой и современной российской школ. | Учитель предлагает на выбор 2 варианта д/з с пояснением каждого. Учитель подводит итог урока. | Ученики знакомятся с вариантами д/з. задают уточняющие вопросы |
Результат урока | На уроке формируются следующие УУД: личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (сравнивать, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности. | Учитель организует деятельность учеников, направленную на формирование предметных, метапредметных, личностных УУД. | Предметные УУД: - усваивают новые понятия - знакомятся с системой образования в Древней Греции Метапредметные УУД: - планируют свою деятельность (регуляционные) - принимают и сохраняют учебную задачу (регуляционные) - составляют план последовательности действий (регуляционные) - оценивают правильность выполненной учебной задачи (регуляционные) - осуществляют сотрудничество (коммуникативные) - используют речевые средства (коммуникативные) - участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные) - осуществляют поиск и выделение необходимой информации (познавательные) - осуществляют смысловое чтение (познавательные) - осваивают метод сравнения (познавательные) Личностные УУД: - оценивают собственную учебную деятельность - принимают чужую точку зрения - выражают позитивное отношение к процессу познания - сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
Необходимое оборудова-ние | - учебник «История Древнего мира» - компьютер - проектор - экран | | |