12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Елена Викторовна35


Пояснительная записка.

Странный способ освоения мира и жизни у современного поколения. Жизнь пробуждает их сознание, жизнь создаёт условия для его саморазвития, жизнь ведёт к завершению сознательных актов, которые « отпечатываются» в человеческой телесности, душе и духи устойчивыми структурами. С желанием точного обозначения открытых им в себе тенденций приходит ребёнок в школу. Жизнь- это реализация его чувства жизни. По причине не способности самостоятельно завершить возникающие в сознание конструкты, модели, требующие глубинного переживание смыслов. Ребенок ждет, жаждет школы, но вскоре ленится, ненавидит, прогуливает, понимая, что жизнь школы далека от его детской мечты.

Для того, чтобы этого не было необходимо внести в образовательное пространство фрагментарную обращенность к реальным жизненным тенденциям. Самым удобным в этом смысле представляется урок.

Система новых типов уроков в личностно-ориентированной технологии возникает как некоторая совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей и смысловых переживаний и проектов. По существу, личностно-ориентированные технологические структуры – это как раз те условия, с помощью которых школьник переживает состояние « чистого» сознания ( форма логического мышления).

Мышление в технологии это переживание ассоциативной ясности, точное определение смысла действия, его понимание как переживании воли к действию ( поступку)в соответственной ситуации.

Итак, личностно – ориентированная технология урока предлагает обращение к культурно-историческому явлению, соотнесенному с темой.

Появляются новые типы уроков:

Урок – образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.

Урок логического мышления

Урок настроения

Урок самостоятельного действия

Урок актуализации и проповеди

Урок – образ это первый этап каждой новой темы ,так как урок – образ начинает тему, т о представляет собой двуединую направленность. Во-первых в уроке осуществляется опора на личный опыт школьника, который соотносится с предметным содержанием всей темы.

Во- вторых, урок открывает возможности детского сознания, в котором возникают опережающие символические, рациональные, смысловые и событийные представления в целом.

Урок – образ, отвечая за самодвижения детского сознания, представляет собой модуль, который открывает отношения детей к будущему явлению истории. Структура модульного урока состоит из микромодулей:

Микромодуль образа

Микромодуль рационального представления

Микромодуль смысла

Микромодуль действия

Микромодуль актуализации

Микромодуль - это такой этап урока, в котором и создаются условия для восхождения детского сознания от непосредственной интуиции к продуктивным результатам в форме знаково-символического инобытия.





Представляю вашему вниманию урок с использованием ИКТ и микромодуля мотивационного образа в уроке- образе « Религия Древней Греции»


Содержательная структура развивается так:

1.Актуальная беседа.

Учитель предлагает пятиклассникам представить, что они заблудились в лесу, связь со взрослыми потеряна. « В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?» спрашивает учитель. После недолгих предположений большинство ребят решили остановиться у реки, объясняя это наличием питьевой воды, еды. Наконец река – это путь, по которому можно выйти к людям.

2.Актуальное объяснение.

«Что же такое река, лес для человека?»- спрашивает учитель и вместе с детьми дает определение, что это важнейшие условия для выживания. Затем в тетрадях записывается определение понятия «выживание».

3.Смысловая характеристика.

Учитель: «Лес, река это еще место человеческих созерцаний и откровений. Ведь вы были когда-нибудь с родителями у реки или в лесу? Вспомните те переживания, которые вы испытывали находясь там.» (дети вспоминают- что было иногда страшновато, много чудесного и еще много, много всего.)

4.Символическое сюжетное повествование.

«звучит греческая музыка»

Учитель: «Так, ребята, несколько тысяч лет тому назад, когда появились первые люди, которые поселились у реки или в лесу, тоже боялись всего: сильного ветра, грома и молнии, сильного шторма и других явлений природы. Сегодня мы с вами отравимся в Древнюю Грецию, чтобы узнать с кем или чем связывали явления природы древние греки. Вы наверное это и сами знаете? Дети отвечают ( с богами).

Учитель: «А сейчас закройте свои глаза, и вы услышите великолепную музыку» (дети закрывают глаза). Через некоторое время учитель продолжает: «На Грецию опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок это отражение звезд, где – то в этой бескрайности появился народ – греки.» спит Греция, спит народ и только один человек не спит, смотрит в небо и говорит с ним как с человеком. И небо отвечает ему. Тема нашего урока «Религия Древней Греции»»

Учитель: «Давайте вспомним, что такое религия и как она зародилась?»( выслушиваются ответы детей, при необходимости корректируются и комментируются).

5 .Объяснение нового материала.

Подобно другим народам древности, греки верили во многих богов. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горе «Олимп».Где расположена эта гора? Правильно на севере.

Олимпийские боги поводят время в развлечениях. Они бывают, своенравны, жестоки, мстительны и коварны. Действиями богов греки объясняли явления природы. Основные занятия людей имели своих богов – покровителей: Деметру, Диониса, Гефеста и других. Греки возводили в честь богов храмы. Перед храмами, а часто отдельно на площадях и перекрестках дорог стояли жертвенники. Греки создали много сказаний и мифов о богах.

(На экране появляется первый слайд « боги Древней Греции»).Учитель рассказывает миф о рождении Зевса.

Далее детям выдаются карточки, и дается задание: по ходу рассказа учителя заполнить пустующие колонки.( смотри приложение №1)

Итак, главным богом у греков был Зевс – бог дождя, грома и молнии. (весь рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций олимпийских богов при помощи проектора – диск. См приложение №2).Священной птицей Зевса был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой, удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот Бог играл такую важную роль в религии греков? ( что вы знаете о дождях и грозах Греции ?) какой вред и какую пользу о приносили грекам?) учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах молнии могли поразить людей и скот, устроить пожар.

Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымается, словно горы, морские волны, бушуют на море свирепая буря, Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав обучающихся, учитель напоминает о развитии мореплавания в Греции.

Бог Аид- брат Зевса и Посейдона –властитель мрачного подземного « царства мертвых» Там текут страшные, холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь, точно гонимые ветром носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.

«Вспомните, каковы были представления о посмертной судьбе человека у египтян», - обобщая ответы, учитель обращает внимание на то, что в религиозных верованиях разных народов значительное место занимают представления о жизни после смерти.

Богиня Гера – супруга Зевса верховная богиня греки почитали Геру, как хранительницу семьи. Считалось, что она помогает женщинам во время родов. В троянской войне Гера была защитницей греков и противницей троянцев. ( вспомните, почему?).

На нескольких примерах ( Гермес, Дионис. Аполлон, Гефест, Афина.)учитель может показать что в религии греков отразились также их занятия.

Гермес – вестник богов, поэтому его изображали в дорожной шапочке. Греки носили головной убор только, когда находились в пути, в золотых, крылатых сандалиях и золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой, этим жезлом усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ в царство Аида. Гермес- покровитель всех путников ,в том числе и купцов.

По всей Греции почитали Афину –богиню мудрости, богиню – воительницу, охраняющую города, верили что Афина помогает горшечникам и вообще всем ремесленникам. Афину представляли величественной девой в длинном одеянии. На её голове шлем, на груди часто изображали козью шкуру с головой сказочного чудища- горгоны медузы. В правой руке Афины копье, у её ног извивается священная змея.

Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. Можно напомнить учащимся, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: Греческие земледельцы производили много вина и для себя и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках.

Афродита была богиней красоты и любви . Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри. А В это время её муж- самый некрасивый из богов, но искусный мастер хромоногий Гефест трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью –Гера. Гефест-Бог огня и кузнечного дела.

Арес – Бог кровавой войны . Греки называли его « Губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же назвал Ареса самым ненавистным из богов.

Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра. Аполлон- покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром. Артемида- богиня охотница, она вооружена луком и стрелами как орудием наказания Артемида обладает жестоким и решительным характером. Так, например, один юный охотник, нечаянно подсмотревший купание обнаженной богини, был ею обращен в оленя и растерзан псами.

Завершая работу с богами, учитель обращает внимание на то, что греки представляли себе богов и богинь в облике прекрасных никогда не стареющих мужчин и женщин. Следует сказать, что греки представляли главных богов в виде знатной семь захватившей власть над остальными богами и людьми. Выше всех по своему положению Зевс, Посейдон и Аид. Три брата поделили между собой власть над миром.Боги наказывают тех, кто противится их воле. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее.

6.Закрепление изученного материала.

Работа с карточками, проверка с помощью последнего слайда.

7.Подведение итогов.

В ходе беседы учитель подводит обучающихся к мысли о том, что в религиозных верованиях получали отражения те явления природы , которые влияли на жизнь людей.

8. Объяснение домашнего задания.(п.28.Годер. « История Древнего мира», дополнительное чтение «Мифы и легенды Древней Греции»)

Опубликовано


Комментарии (1)

Аладышева Татьяна Петровна, 06.11.19 в 11:05 0Ответить Пожаловаться
Елена Викторовна, не обижайтесь, пожалуйста, но как Вы "завершаете работу с богами"?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.