Методические рекомендации на тему «"Навигатор успеха" как инструментарий мониторинга уровня личностного развития обучающихся творческих коллективов»
«Навигатор успеха» как инструментарий мониторинга уровня личностного развития обучающихся творческих коллективов ДДиЮ».
В дополнительном образовании внедрение в практику современных, личностно-ориентированных технологий образования и воспитания детей имеет особое значение. Именно здесь образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы помочь обучающемуся самореализоваться, развить индивидуальные, творческие способности, найти возможность самовыражения.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
В рамках реализации инновационного проекта одним из важнейших результатов деятельности педагогического коллектива ДДиЮ должно стать создание технологии «Индивидуальная траектория личностного развития обучающихся». Современная педагогическая технология представляет собой совокупность оптимальных методов и приёмов работы с детьми, в том числе, инструментарий мониторинга развития обучающихся. В течение прошедшего учебного года рабочая группа наших педагогов разработала «Навигатор успеха» в качестве такого инструментария. Навигатор в ДДиЮ становится частью особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.
Одной из важнейших задач дополнительного образования является социальное самоопределение и ранняя профориентация. Для мотивации обучающихся к достижению личностных и профессиональных целей педагогическим коллективом был разработан «Навигатор успеха», следуя которым дети могут фиксировать свои достижения и отслеживать результаты творческой деятельности.
Использование навигатора, можно рассматривать как общую игру, участником которой становится ребенок и которая имеет большое социальное значение:
приобретается социальный и эмоциональный опыт;
центрируется внимание на социальном значении происходящего;
осуществляется реальное взаимодействие ребенка с другими детьми, которое подкрепляется дружбой, общением;
формируется умение взаимодействовать с людьми.
Фиксация достижений в Навигаторе поделена на 3 блока:
Профессиональные достижения – участие и победы в конкурсах различного уровня (международные, всероссийские, городские, областные и тд.);
Личные достижения - стабильное посещение учебных занятий, выезд с коллективом на конкурсы, посещение музея\выставка или концерта;
Участие в различных мероприятиях- таких как благотворительные акции, праздники, рекламные концерты, нацеленные на популяризацию ОУ и творческого коллектива.
В Первом разделе Навигатора записываются контактные данные ребенка, а также данные педагогов и расписание работы творческого коллектива. Второй раздел отображает традиционные мероприятия Дома детства и юношества, а также страницы, где ребенок может планировать свое участие в творческих конкурсах и выставках.
Формат выбран такой, чтобы его можно было поместить в школьный дневник. Также в Навигаторе отображены контакты экстренных служб и контакты учебного заведения.
Навигатор для ребенка:
Дает возможность развивать самостоятельность, инициативу.
Побуждает и поддерживает стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Дает возможность создать ситуацию успеха, узнать о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности стимулирует ребенка к осуществлению дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».
Навигатор для педагога:
1. Является одним из видов мониторинга личностного развития ребенка (по навигатору можно отследить интересы, направленности личности, отношение к труду) Что в дальнейшем дает возможность педагогу корректировать работу с обучающимся.
2. Навигатор дополнительно стимулирует педагога к собственной активности личности, только педагог поможет в выборе целей, методов, форм самовоспитания.
Таким образом с помощью навигатора мы добиваемся следующих задач:
1. повысить мотивированность детей к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить обучение с учетом личностных особенностей каждого ребенка, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. отследить динамику развития обучающихся.
Навигатор успеха - часть личностно – ориентированных технологий обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.