Методические рекомендации молодым специалистам «На пути к успеху»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
«На пути к успеху» (методические рекомендации молодым специалистам)Евпатория 2018г.
Я.Т. Лыкус, зав. отделом методическим МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Т.А. Бессарабова, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
И.Н. Маркелова, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Е.А. Резник, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Компьютерная верстка: М.А. Карташов, инженер – электроник
В методических рекомендациях дан анализ работы с молодыми специалистами в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» г. Евпатории Республики Крым и формы организации методической работы с молодыми специалистами с целью их профессиональной адаптации: обучение на рабочем месте, осуществление практики наставничества, профессиональные конкурсы, самообразование и др.
Опыт организации методической работы с молодыми специалистами актуален и сопровождается практическими материалами, которые будут полезны методистам, педагогам дополнительного образования, руководителям учреждений дополнительного образования, руководителям структурных подразделений.
Содержание Введение…………………………………………………….. Организация работы с молодыми специалистами в учреждении
дополнительного образования, направленной на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию
- организация деятельности методического объединения в учреждении дополнительного образования………………………………………………..
- организация информационно – методического сопровождения молодых специалистов в учреждении дополнительного образования……………………….
- реализация наставничества в работе с молодыми специалистами в учреждении дополнительного образования……………………………………………………
- организация участия молодых специалистов в профессиональных конкурсах педагогического мастерства…………………………………..
- организация самообразования молодого специалиста учреждения дополнительного образования……………………………………….
Подготовка и проведение родительских собраний……………………….
Заключение………………………………………..
Список литературы…………………………………………………..Приложение 1 Положение о методическом объединении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым»………………….
Приложение 2 Анкета Выявление затруднений в работе………….
Приложение 3 Алгоритм подготовки учебного занятия………………………………………
Приложение 4 Технологии проведения учебных занятий (памятка)……………………..
Приложение 5 Примерный вопросник для проведения проблемно-ориентированного самоанализа занятия………………………………………………………………………………
Приложение 6 Схема самоанализа учебного занятия……………………………………..Приложение 7 Схема анализа воспитательного мероприятия…………………………..
Приложение 8 Подготовка и анализ занятия…………………………
Приложение 9 Пример План занятия (по хореографии)…………………………..
Приложение 10 Пример Индивидуальный план работы …………………………….
Приложение 11 Пример План воспитательной работы………………………………….
Приложение 12 Пример План работы с родителями……………………………….
Приложение 13 Положение о наставничестве муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым»……………………………..
Приложение 14 Индивидуальный план самообразования………………………….
Приложение 15 Примерный План работы по самообразованию…………………….
Приложение 16 План работы педагога над индивидуальной методической темой……….
Приложение 17 Примерный план отчета по работе над темой самообразования…………..
Приложение18 Организация и структура родительского собрания ……………………………
Приложение 19 Анкета для молодых педагогов………………………
Введение
Дополнительное образование является неотъемлемой частью системы непрерывного образования и направлено на развитие способностей, талантов детей, учащейся молодежи, удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном самоопределении.
Современная система дополнительного образования предоставляет возможность детям и молодежи заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-натуралистической деятельностью, спортом и исследовательской работой в различных творческих объединениях, созданных на базе дополнительных учебных заведений.
Сегодня образовательные организации остро нуждаются в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменения образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Поэтому одним из важных направлений работы с педагогическими кадрами в образовательной организации является работа с молодыми специалистами, оказание им помощи в их профессиональном росте и успешном вхождении в профессию.
Профессиональный рост педагога осуществляется двумя путями: посредством самообразования; за счет осознанного, добровольного участия педагога в организованных методистами учреждения мероприятиях (методическая работа). Оба пути неразрывно связаны: педагог сам выбирает содержание, формы и методы работы.
Таким образом, благодаря сотрудничеству молодого специалиста с наставником и методистами, организации и осуществлению целенаправленной методической работы, направленной на их профессиональный рост, обеспечивается успешное вхождение молодого специалиста в профессию. Успешное вхождение молодого специалиста в профессию характеризуется: профессиональной реализацией своих знаний, умений, способов деятельности, успешным выстраиванием отношений с учащимися, коллегами, администрацией, родителями и признанием всех участников образовательного процесса.
Представленный в методических рекомендациях опыт организации методической работы с молодыми специалистами в условиях учреждения дополнительного образования, направленной на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию актуален и сопровождается практическими материалами, которые будут полезны методистам, педагогам дополнительного образования, руководителям учреждений дополнительного образования, руководителям структурных подразделений.
Организация работы с молодыми специалистами в учреждениидополнительного образования направленной на их профессиональную адаптацию
В работе с молодыми специалистами в учреждении дополнительного образования необходимо руководствоваться нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней и локальными актами учреждения.
При приеме на работу администрация учреждения дополнительного образования знакомит молодого специалиста с коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения и другими документами и локальными актами учреждения. Молодой специалист пишет заявление о приеме на работу, работодатель заключает с ним трудовой договор и издает приказ о приеме на работу молодого специалиста.
Далее работа с молодыми специалистами в учреждении дополнительного образования, направленная на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию, осуществляется комплексно через различные виды деятельности:
деятельность методического объединения по направлениям;
информационно – методическое сопровождение вхождения в профессиональную деятельность;
наставничество;
участие в профессиональных педагогических конкурсах;
самообразование.
Организация деятельности методического объединения в учреждении дополнительного образования
Методические объединения муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым» (далее - Центр), объединяет педагогических работников по направлениям деятельности работы детских объединений.
Деятельность методического объединения также нацелена на создание психологических и методических условий для адаптации начинающих педагогов, оказании помощи в их профессиональном росте и успешном вхождении в профессию, в формировании у них потребности в непрерывном самообразовании. Регулируется деятельность методического объединения Положением о методическом объединении (Приложение 1).
Руководит подготовкой, организацией и работой методического объединения методист или опытный педагог учреждения, утвержденный приказом директора. Руководитель методического объединения планирует работу методического объединения, ведет работу по подготовке и организации заседаний, анализирует, корректирует и подводит итоги работы.
На заседаниях методического объединения руководитель также выявляет затруднения молодых специалистов, которые они испытывают в профессиональной деятельности через собеседование, наблюдение и анкетирование. Образец анкеты по выявлению затруднений молодых специалистов в профессиональной деятельности приведен в Приложении 2.
На методическом объединении рассматриваются общие вопросы: нормативной и методической документации по вопросам обучения и воспитания; ознакомление с методикой проведения различных видов занятий; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий; обмен опытом успешной педагогической деятельности среди педагогов и молодых специалистов и др.
При составлении дополнительной общеобразовательной программы молодые специалисты должны ориентироваться на следующие документы:
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму МО от 11.12.2006г. № 06-1844) [1];
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 [2].
Молодые специалисты изучают методические рекомендации и памятки по организации образовательной деятельности с учащимися. Исходя из практики работы с молодыми специалистами, самыми востребованными памятками для них являются: «Алгоритм подготовки учебного занятия»; «Технологии проведения учебных занятий»; «Примерный вопросник для проведения проблемно-ориентированного самоанализа занятия»; «Схема самоанализа учебного занятия»; «Схема самоанализа воспитательного мероприятия»; «Подготовка и анализ учебного занятия»; «План учебного занятия» (Приложения 3 – 9).
Кроме того, начинающие педагоги, как и все педагоги дополнительного образования ежегодно составляют планы работы: «Индивидуальный план работы», «План воспитательной работы», «План работы с родителями». Примеры данных планов работы можно посмотреть в приложениях 10 - 12. Календарно - тематические планы педагог составляет на каждую учебную группу согласно своей дополнительной общеобразовательной программе.
Организация информационно – методического сопровождения молодых специалистов в учреждении дополнительного образования
Для успешного вхождения в профессию в работе с молодыми специалистами большая роль отводится проведению методистами учреждения групповых и индивидуальных тематических консультаций по вопросам:
нормативно-правовая база деятельности дополнительного образования;
как подготовить современное занятие и проанализировать его;
современные требования к дополнительным общеобразовательным программам;
как подготовить планы работы педагога дополнительного образования;
виды методической продукции и требования к ним и др.
Психолог учреждения оказывает консультационную помощь молодым специалистам по вопросам:
снятие эмоционального напряжения;
планирование жизненного времени;
технология принятия решения;
разрешение конфликтов на разных уровнях и др.
Реализация наставничества в работе с молодыми специалистами в учреждении дополнительного образования
Успешность молодого специалиста зависит также от сотрудничества с его наставником. Наставником молодого специалиста может быть методист или наиболее подготовленный педагог дополнительного образования, обладающий высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющий опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в педагогической деятельности, способность и готовность делиться профессиональным опытом.
В учреждении, согласно Положению о наставничестве (Приложение 13), наставник знакомит молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива, нормативно-правовой базой, помогает в составлении календарно-тематического плана, планов работы педагога дополнительного образования, дополнительной общеобразовательной программы, организует методическую и практическую помощь в подготовке занятий, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, диагностики и аттестации учащихся, организует посещение занятий с последующим совместным анализом, учит самоанализу, направляет молодого специалиста в воспитательной работе с детьми.
Организация участия молодых специалистов в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
С целью профессионального развития и роста педагогов дополнительного образования, педагоги ежегодно могут принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, например, таких как «Мастер - класс – форма совершенствования профессиональной деятельности педагога дополнительного образования», «Мой любимый детский коллектив» и других творческих и педагогических конкурсах.
С целью обобщения, пропаганды и распространение своего опыта работы, а также изучения опыта своих коллег, в том числе, более опытных педагогов, педагоги дополнительного образования и молодые специалисты размещают свои материалы на педагогических сайтах ИНФОУРОК, УРОК.РФ, VIDEOUROKI, на портале ПЕДАГОГИ.ОНЛАЙН, «Kopilka urokov.ru» и пр.
Организация самообразования молодого специалиста
учреждения дополнительного образования
Наряду с целенаправленной методической работой в учреждении с молодыми специалистами очень важно, чтобы начинающий педагог стал заниматься самообразованием.
Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности:
- адаптивный;
- проблемно-поисковый;
- инновационный.
Технология самообразования:
- общение с высокопрофессиональными педагогами;
- решение конкретной задачи, имеющей практический характер;
- критический обзор периодической печати;
- индивидуальный план самообразования.
Обычно методист учреждения предлагает молодому специалисту алгоритм организации самообразования, чтобы он сам сделал свой выбор в этом вопросе, а представленный алгоритм лишь может ему помочь:
- самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на иной (качественный) уровень преподавания;
- формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
- выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;
- определение задач и этапов деятельности;
- конкретизация ближайших целей (ожидаемые, промежуточные и конечные результаты);
- составление плана действий по самосовершенствованию;
- самооценка роста;
- передача опыта коллегам.
Программа самообразования молодого специалиста в учреждении дополнительного образования может быть представлена в виде следующих этапов:
этап – установочный (конкретизация проблемы темы, формулируются цели, задачи, определяются средства и методы работы, составляется индивидуальная программа по самообразованию);
этап – обучающий знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования;
этап практический – накопление педагогических факторов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы. Практическая работа сопровождается изучением литературы;
этап – теоретический осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических факторов. На этом этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение;
этап – итоговый, контрольный, подведение итогов самообразования по определенной теме описание проведенной работы, установленных факторов и их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Возможными результатами самообразования молодого специалиста могут быть:
- повышение качества преподавания дополнительной общеобразовательной программы;
- разработанные или изданные методические рекомендации, разработки и др.
- апробированы новые формы, методы и приемы обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, средств наглядности;
- разработка и проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с использованием современных образовательных технологий;
- проведение тренингов, семинаров, мастер-классов по исследуемой проблеме.
Применение в комплексе предложенных вариантов работы с молодыми специалистами в учреждении дополнительного образования дают положительные результаты.
Работа педагога
над индивидуальной методической темой
Тема самообразования формируется, исходя из методической темы (проблемы) учреждения, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
Цель работы – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- развитие в ДДТ инновационных процессов.
Порядок работы над темой:
- выбор темы и установление сроков работы;
- составление индивидуального плана;
- отслеживание педагогом работы по теме;
- результаты работы и формы ее представления;
- работа методиста по учету тем самообразования.
Существуют разные варианты написания планов и отчетов по самообразованию, например: «Индивидуальный план самообразования», «Примерный План работы по самообразованию», «План работы педагога над индивидуальной методической темой», «Примерный план отчета по работе над темой самообразования» (Приложения 14-17).
Подготовка и проведение родительских собраний.
Цель проведения родительских собраний:
Получение информации, необходимой для работы с детьми.
Информирование, инструктирование родителей об изменении или введении новых организационных моментов в режим функционирования Центра в целом либо отдельно взятого детского объединения.
Консультирование родителей по вопросам дополнительного образования и воспитания детей.
Обсуждение чрезвычайных случаев сложных или конфликтных ситуаций.
Принятие решений, требующих учёта мнения родителей по различным вопросам деятельности детского объединения.
Творческие отчёты детского и педагогического коллектива перед родителями.
Правила проведения собраний
Руководитель должен всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию.
Каждое собрание требует своего сценария, своей программы и предельно приближенных установок, рекомендаций и советов.
Главным методом проведения собрания является диалог.
Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до его проведения.
Администрация Центра должна быть проинформирована о дате и повестке собрания не позднее, чем за четыре дня до его проведения.
Руководитель детского объединения решает организационные вопросы собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка места проведения собрания).
Руководитель детского объединения информирует методиста об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после его проведения.
Принципы проведения родительского собрания
Родительское собрание – не просто форма связи семьи и Центра, это место получения информации, трибуна пропаганды лучшего опыта и отношений с детьми.
Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
У семьи и Центра одни проблемы и заботы. Это проблемы детей и забота о них. Задача встреч родителей и руководителей детского объединения – искать совместные пути их решения.
Ничего, кроме досады, не вызывают у родителей собрания, где им говорят о том, какие у них плохие дети, не давая рекомендаций, как помочь их исправить.
Результативным можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, ведётся полноправная дискуссия.
Виды и формы собрания
Виды родительских собраний:
Формы проведения собраний:
-
общие (когда приглашаются родители всех групп) проводятся, как правило, три раза в год (в сентябре, январе и в мае);
дифференцированные (специально приглашённая группа родителей);
собрания, периодичность которых определяет руководитель детского объединения.
директивно-консультационные;
дискуссионные;
семинары;
творческие встречи, отчёты и тд.
Организация и структура родительского собрания (Приложение 18).
ЗаключениеПолучение диплома еще не гарантирует профессионализм и успешное вхождение в профессию. Молодой специалист, приходя в дополнительное образование, сталкивается с трудностями по ведению документации, по составлению дополнительной общеобразовательной программы. Ему трудно адаптироваться в новом коллективе и взаимодействовать, как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, учащимися и родителями.
Работа с молодыми специалистами, оказание им помощи в их профессиональном росте и успешном вхождении в профессию является одним из важных направлений работы с педагогическими кадрами в образовательной организации. Успех такой работы зависит как от самого молодого педагога дополнительного образования, так и от целенаправленно организованной деятельности в учреждении, реализуемой методистами, наставниками, психологом.
Данную организованную деятельность в учреждении надо осуществлять целенаправленно и комплексно: через деятельность методического объединения; через реализацию наставничества, проведение профессионально педагогического конкурса, информационно – методическое сопровождение вхождения в профессиональную деятельность.
Список литературы1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму МО от 11.12.2006г. № 06-1844);
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008.
3. Буйлова, Л. Н., Кленова, Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288с.
4. Буйлова, Л. Н., Кочнева, С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей : учеб. – метод. пособие. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2001. – 160 с.
5. Новоселова, Н. Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования // Методист № 8. – С.28 – 31
6. Организация методической работы с молодыми специалистами в условиях дополнительного образования, направленной на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию [Текст] : методические рекомендации / Сост.: Хорева, Н. Е., Белоусова Е. Л. – Кемерово : МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной». 2016. – 86с.
7. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] / М. М. Поташник: методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с.
8. Сибирцова, Г. Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Изд. 3-е, допол. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 416с.
Приложение 1
Положение о методическом объединении
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»
города Евпатории Республики Крым»
1. Общие положения
1.1. Методические объединения (далее - МО) муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым» (далее - Центр), объединяет педагогических работников по направлениям деятельности работы детских объединений.
1.2. В своей деятельности МО руководствуется Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. №1008, Уставом Центра, настоящим Положением.
1.3. МО организуется при наличии не менее трёх педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность по одному направлению деятельности или в одной образовательной области.
1.4. Деятельность МО основывается на педагогическом анализе, планировании образовательного процесса, соответствующего образовательной организации дополнительного образования.
1.5. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы определяются членами МО в соответствии с целями и задачами деятельности Центра и утверждаются методическим советом.
Цель и задачи деятельности МО
-
Целью деятельности МО в Центре является создание условий для творческой работы педагогических работников и, как следствие, обеспечение единой образовательной среды развития и формирования личности учащихся.
Деятельность МО направлена на выполнение следующих задач:
- обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;
- постоянно повышать уровень дидактической и методической подготовки педагогов к организации и проведению учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными требованиями к организациям дополнительного образования;
- проводить обмен опытом инновационной педагогической деятельности;
- выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
- обеспечивать постоянное освоение современной педагогической теории и практики в части дополнительного образования;
- создавать условия для самореализации педагогов и осуществлять руководство творческой работой коллектива.
Содержание деятельности МО.
-
Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативно-правовых документов, методической документации в части дополнительного образования.
Анализ результатов образовательной деятельности по реализуемым программам.
Рассмотрение и утверждение учебно-методических пособий и дидактических материалов к дополнительной общеобразовательным программам, календарно-тематического планирования, методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним.
Рассмотрение вопросов организации и руководства исследовательской работой учащихся.
Разработка и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе.
Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий, взаимные посещения занятий как внутри методического объединения, так и между педагогами различных методических объединений с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания.
Совместные заседания с другими методическими объединениями в целях диссеминации опыта работы.
Организация работы наставников с молодыми и малоопытными педагогами.
Разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований, тематических недель.
Изучение, обобщение, пропаганда результативного педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта.
Организация диагностики (мониторинга) эффективности педагогической деятельности членов МО.
3.12. Участие в аттестации педагогических работников.
4. Структура и организация деятельности МО
Документация и отчетность МО.
-
Количество методических объединений и их численность определяются, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед образовательной организацией задач, и устанавливаются приказом директора Центра.
Возглавляет методическое объединение методист по соответствующему направлению деятельности МО или педагогический работник высшей или первой квалификационной категории.
МО в лице руководителя, работает совместно с методическим советом Центра, осуществляет взаимосвязи с педагогическим советом, директором, заместителем директора по УВР, методистами.
Деятельность МО осуществляется по плану работы, разработанному с учетом годового плана работы Центра, методической темы, принятой к разработке педагогическим коллективом. Планирование может включать в себя как проведение заседаний МО, так и межсекционную деятельность.
Заседания проводятся по мере необходимости, но не менее 4 раз в год.
Решения принимаются большинством голосов и считаются правомочными при наличии на его заседании не менее половины членов.
Принятые решения доводятся до сведения всех членов методического объединения.
В методобъединении ведется документация:
- положение о методическом объединении;
- план МО на текущий учебный год (тема работы объединений, цели), утверждённый на методическом совете Центра;
- протоколы заседаний МО (указываются вопросы, обсуждаемые на МО, фиксируются принимаемые решения, рекомендации);
- анализ деятельности методического объединения, представляемый администрации учреждения в конце учебного года.
Права МО.
-
Педагоги, участники методического объединения, имеют право:
- участвовать в работе объединения;
- вносить замечания и предложения по деятельности объединения с целью совершенствования методической работы Центра;
- обращаться за консультациями к опытным педагогам по вопросам, связанным с учебновоспитательной, методической работой в рамках компетенции объединения.
-
Методическое объединение имеет право:
- рекомендовать педагогам повышение квалификационной категории;
- выдвигать предложения об улучшении учебно-воспитательного процесса в Центре;
- ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
- ставить вопрос перед администрацией Центра о поощрении педагогов методического объединения за активное участие в образовательной деятельности;
- рекомендовать педагогам различные формы повышения квалификации;
- обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к заместителю директора по учебно-воспитательной работе Центра;
- вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогов;
- выдвигать педагогических работников для участия в профессиональных конкурсах.
Обязанности членов МО.
Каждый член методического объединения обязан:
- принимать активное участие в работе МО и выполнять его решения;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень через различные формы методической работы, иметь собственный план профессионального самообразования;
- содействовать обобщению, распространению, пропаганде передового педагогического опыта;
- оказывать методическую помощь педагогам в рамках своей компетенции;
- уважать и учитывать интересы всех членов коллектива, соблюдать этику профессионального общения.
8. Обязанности руководителя МО.
Руководитель МО:
- организует и планирует деятельность МО;
- обеспечивает эффективную работу участников МО, дает поручения, распределяет обязанности и функции;
- руководит разработкой методических идей, методик, программ и ведет консультативную работу с педагогами по проблемам обучения и воспитания;
- организует разработку методических рекомендаций для педагогических работников;
- анализирует деятельность МО, готовит проекты решений для методических советы и педагогических советов;
- участвует в экспертной оценке деятельности педагогических работников в ходе аттестации;
- организует деятельность по обобщению инновационного педагогического опыта своих коллег и достижений педагогической науки в области дополнительного образования.
9. Ответственность руководителя МО.
Руководитель методического объединения несет ответственность:
- за объективность анализа деятельности педагогических работников;
- за своевременную реализацию главных направлений работы МО;
- за качественную и своевременную реализацию требований нормативных документов;
- за качественную разработку и проведение каждого мероприятия по плану работы МО.
Приложение 2
АнкетаПо выявлению затруднений в работе молодых специалистов
Ф.И.О.
Стаж работы
№ п./п |
Проблема |
Испытываю трудности |
Могу поделиться опытом |
1 |
Глубокое знание содержания программы, учебно- методического обеспечения |
||
2 |
Владение методами, приемами, формами организации, способствующими интеллектуальному, личностному развитию детей |
||
3 |
Умение осуществлять личностный, дифференцированный подход к детям с учетом физических, интеллектуальных, личностных особенностей |
||
4 |
Умение управлять коммуникативным поведением детей |
||
5 |
Умение создавать условия, способствующие эмоциональному благополучию детей |
||
6 |
Анализировать свою деятельность (проведение занятия, воспитательного мероприятия) |
||
7 |
Умение планировать образовательный процесс, учитывая цели и задачи учреждения. |
Приложение 3
Алгоритм подготовки учебного занятия(3, с. 31 Новоселова Н. Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования // Методист №8. – с.28-31)
этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
достигло ли учебное занятие поставленной цели?
В каком объеме и качестве реализовано содержание?
Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятия).
Обозначение задач учебного занятия.
Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
Определение типа занятия.
Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей, на каждом этапе занятия.
Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
этап. Обеспечение содержания учебного занятия.
Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий.
Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
В каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет вирироваться, уточняться, детализироваться.
Приложение 4
ПамяткаТехнологии проведения учебных занятий
(1, с.91– 93 Буйлова, Л. Н., Кочнева, С. В. организация методической службы учреждений дополнительного образования детей : учеб. – метод. пособие. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2001. – 160 с.)
Учебное занятие — основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить учебное занятие в технологичное педагогу помогает:
организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;
четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;
установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний.
обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;
реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
ознакомление детей с планом занятия и объяснение нового материала;
выделение основных терминов и правил, оформление конспекта занятия;
выполнение практических и творческих заданий с помощью алгоритмов и образцов;
выполнение творческих заданий для развития интереса к определенному виду деятельности.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения (И.Унт) предполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Дидактическая задача — обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача — восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап — усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип - каждый добывает знания сам.
Итоговый этап - оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):ознакомление учащихся с планом занятия и постановка проблемы;
дробление проблемы на отдельные задачи;
выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
анализ полученных результатов, формулировка выводов.
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
ознакомление учащихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;
составление крупных блоков основного содержания учебного материала;
дифференциация учебного материала для свободного выбора учащимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;
повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;
выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;
самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии;
выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.п.
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы, и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
Собственно деятельность (высокий культурный уровень).
Осуществление разработанного плана.
Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
Результаты коллективного дела.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Успешность применения современной технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Таким образом, педагог при внедрении современной технологии в образовательный процесс должен уметь:
применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
научить детей новым методам работы;
оценивать результаты внедрения современной технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Современные технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др.
Приложение 5
Примерный вопросник для проведения проблемно-ориентированного самоанализа занятия(2, с. 266 Буйлова, Л. Н., Кленова, Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288с.)
Какова тема и цель занятия? Степень достижения цели занятия?
Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?
Правильно ли определены цель и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?
Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?
Насколько оптимальным для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?
Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?
Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля, какова его эффективность?
Удалось ли правильно построить устную речь, свою и учащихся?
Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки?
Приложение 6
Схема самоанализа учебного занятия(2, с. 134 Буйлова, Л. Н., Кленова, Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288с.)
-
Общие сведения о занятии:
краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
оснащенность занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
-
Тема занятия:
место в учебном курсе;
степень сложности в целом и для данной группы в частности.
-
Цель занятия:
образовательный, воспитательный и развивающий аспект
-
Содержание занятия:
соответствует ли цели занятия;
проведена ли его дидактическая обработка;
развивает ли творческие способности учащихся;
способствовало ли развитию интереса к обучению;
формированию каких знаний и умений способствует.
-
Тип занятия:
какой тип занятия избран;
как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
-
Структура занятия:
этапы занятия;
их последовательность;
как обеспечивалась целостность занятия.
-
Методы обучения:
соответствует ли цели занятия;
в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности учащихся;
активности учащихся;
какова его эффективность.
-
Система работы педагога:
умение организовать работу детей;
управление группой, определение объема учебного материала;
поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
роль педагога в создании микроклимата на занятии.
-
Система работы учащихся:
организованность, активность;
отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.
-
Общие результаты занятия:
выполнение запланированного объема;
степень реализации цели занятия;
общая оценка результатов и эффективности занятия;
саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.
Приложение 7
Схема анализа воспитательного мероприятия(2, с.206 Буйлова, Л. Н., Кленова, Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288с.)
Общая характеристика детской группы: состав, возраст, возрастные и индивидуальные особенности, интересы, запросы детей
Место и время проведения.
Тема, цель, форма проведения.
Анализ качества подготовки мероприятия:
наличие плана проведения;
определение задач;
активность детей и педагога;
участие и заинтересованность родителей и др.
Анализ хода мероприятия:
содержание и воспитательная направленность;
отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;
характеристика педагогических средств;
проявление качеств педагога, его авторитет;
создание условий для влияния детей.
Выводы, замечания, предложения:
оценка методического сопровождения и эффективности мероприятия;
недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения;
пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.
Приложение 8
ПОДГОТОВКА И АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
1. Первое, с чего надо начать подготовку к занятию:
чётко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается педагог, проводя данное занятие;
обозначить для себя ту часть материала занятий, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на занятия сквозь призму перспективы своей деятельности.
2. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку занятия: зачем оно вообще нужно? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции занятий.
3. Спланировать учебный материал занятий. Для этого надо:
подобрать литературу по теме; отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее доступным способом.
Подобрать задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение материала;
применение знаний в практической деятельности;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
подводящие учащихся к воспроизведению материала;
способствующие осмыслению материала;
способствующие закреплению материала.
4. Продумать «изюминку» занятий. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг детей, одним словом, то, что они будут долго помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и др.
5. Сгруппировать отобранный материал. Подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществляться смена видов деятельности учащихся. Главное – умение найти такую форму организации занятий, которая вызовет повышенную активность ребят, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на занятии, для чего продумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
Не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать ребятам подлинный интерес руководителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для занятий. Составить список необходимых наглядных пособий, образцов, приборов, технологических средств. Проверить, всё ли работает.
8. Продумать задание на дом: его содержательную часть и рекомендации по выполнению (если в этом есть необходимость).
Приложение 9
Пример
План занятия
(по хореографии)
Детское объединение:______________________________________________
Педагог ___________________________________________________________
Дата:
Время проведения:
Год обучения:
Группа № ____
Целевая аудитория (участники занятия): учащиеся д/о ____лет (возраст).
Раздел:
Тема:
Цель:
*является конечным результатом работы с детьми; то, чего педагог хочет достичь, к чему он стремится. Она может быть только одна. Используются формулировки: формирование навыков, овладение навыками, совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация, обогащение и другие.
Задачи: (выбрать в зависимости от темы, типа и цели конкретного занятия), например:
Образовательные:
- развитие познавательного интереса к мировой культуре и традициям спортивного танца;
- формирование специальных знаний, умений и навыков по классической и бально-спортивной хореографии и физической культуре;
- умение работать в коллективе (ансамбле);
Развивающие:
- развитие творческой активности, стремления к самообразованию;
- развитие художественного вкуса, музыкальных и творческих способностей;
- развитие физических качеств.
Воспитывающие:
- воспитание культуры общения и поведения в коллективе, аккуратности, опрятности;
- формирование норм здорового образа жизни через пропаганду танцевального спорта.
Тип занятия: (выбрать тип конкретно проводимого занятия):
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний (Главная цель такого типа занятия – усвоение новых знаний, овладение теоретическим материалом).
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний (Главная его цель – повторить учебный материал и обобщить полученные учащимися знания).
3.Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков (цель такого типа занятия - закрепление знаний, выработка определенных умений и навыков, это может быть практическое занятие, репетиция и т.д.).
4. Занятие применения знаний, умений и навыков (Главная его цель – применить знания, умения и навыки на практике, это может быть концерт, выступления, соревнования и т.д.).
5. Комбинированное занятие (тип занятия, который характеризуется сочетанием теоретической и практической работы при его проведении).
Методы обучения и проведения занятий (выбрать методы обучения, применяемые на конкретном занятии): словесный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Словесный метод носит теоретико-информационный характер. На занятиях проходит знакомство учащихся с краткой характеристикой современных стилей бального танца, хореографическими терминами и условными выражениями.
Практический метод обучения в хореографии подразумевает наглядный показ педагогом движений или комбинаций. Он сочетается с методом словесного объяснения:
название движения или комбинации; показ; краткое описание последовательности; повторный показ; объяснение; осмысление.
Проблемно - поисковый метод. Танцоры с помощью практического материала, наглядного просмотра видеоклипов могут самостоятельно подготовить домашнее задание: придумать комбинацию (3-5 движений в разных сочетаниях). Идет коррекционная работа в форме обсуждения выступлений. При таком методе обучения проявляется активная позиция учащихся к поиску новых сочетаний движений на основе пройденного материала, развивается интерес к искусству хореографии.
Самостоятельная работа занимает достаточно мало места на уроках хореографии. Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно, важно использовать и этот метод обучения. После доработок своих комбинаций танцоры уверенно и грамотно показывают домашние задания.
Форма работы: (выбрать форму работы на конкретном занятии): групповая, индивидуально-групповая.
Материально-техническое оснащение:
1. Учебно-методическое оснащение (согласно УМК):
- наглядные пособия (перечисляется: название учебников, опорных конспектов и др. пособий);
2. Оборудование (перечисляются технические средства обучения согласно типу занятия):
- оборудованное помещение для занятий танцами с зеркалами, станком;
- костюмы, тренировочная обувь (туфли, шпилька, кубинский каблучок);
- спортинвентарь: скакалки, мячи, резинки, палки и пр.;
- музыкальная аппаратура: магнитофон, DVD;
- видеотека, фонотека.
Ход занятия
*(с изложением содержания каждого этапа и примерного распределения времени на эти этапы).
*В зависимости от типа занятия некоторые этапы могут отсутствовать.
Организационная часть: приветствие, психологическая установка на привлечение внимания учащихся к занятию, проверка посещаемости.
Повторение пройденного материала *(проверка Д/З – если имеется): проверка подготовленности к занятию.
Объявление темы и цели занятия: необходимо четко сформулировать тему, определить цель занятия и основные положения. Вопросы или навыки, которые должны быть усвоены учащимися.
II. Основная часть:
1. Актуализация опорных знаний учащихся: отмечаются способы установления логической связи нового материала с ранее пройденным материалом.
2. Восприятие и усвоение нового материала (в зависимости от типа занятия):
- Теоретическая часть (если имеется) – пояснение новых терминов, понятий.
- Практическая часть (если имеется) в зависимости от темы, типа и цели занятия:
– проведение инструктажа по технике безопасности;
– разминка, танцевальные упражнения и движения, самостоятельная отработка движений, репетиция постановок и т.д.
3. Закрепление пройденной темы – обобщение пройденной темы.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов. Педагог подводит итог занятия совместно с детьми.
2. Рефлексия. Самооценка детей результата своей работы на занятии.
3. *Домашнее задание – сообщение результатов достижений учащихся и объяснение по выполнению домашнего задания (если имеется).
Приложение 10
Пример
Индивидуальный план работы
Паталаха Елены Николаевны,
педагога дополнительного образования,
на 2018 - 2019 учебный год
Наименование детского объединения – ансамбль СБТ «Волны вальса»
Сентябрь 2018 г.
№ |
Мероприятие |
дата |
выполнение |
1 |
Организация набора детей в детское объединение. |
||
2 |
Участие в заседании педагогического совета на тему «Задачи и направления работы педагогического коллектива МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» на 2018 -2019 учебный год». |
||
3 |
Планирование учебно-воспитательной работы на I полугодие. Корректировка расписания занятий. |
||
4 |
Участие в заседании методобъединения. |
||
5 |
Подготовка участия в конкурсах по спортивным бальным танцам: организация транспорта, подготовка костюмов, регистрация участников, сотрудничество с организатором. |
||
6 |
Самообразование: участие в семинарах по европейской и латиноамериканской программам. |
||
7 |
Подготовка к занятиям: просмотр видео материала, чтение специальной литературы, составление конкурсных композиций от «Н» до «В» классов по европейской и латиноамериканской программам. |
||
8 |
Поиск и подбор музыкального репертуара, запись фонограмм, подготовка реквизита для концертных программ, подготовка и ремонт музыкального оборудования. |
||
9 |
Подготовка профилактических бесед: - «Терроризм – это …». - Месячник профилактики ДТП (дорожно-транспортных происшествий). - По противопожарной безопасности. |
||
Октябрь 2018 г. |
|||
1 |
Участие в работе совещания педколлектива. |
||
2 |
Подготовка участия в конкурсах по спортивным бальным танцам: организация транспорта, подготовка костюмов, регистрация участников, сотрудничество с организатором. |
||
3 |
Самообразование: участие в семинарах по европейской и латиноамериканской программам. |
||
4 |
Поиск и подбор музыкального репертуара, запись фонограмм, подготовка реквизита для концертных программ, подготовка и ремонт музыкального оборудования. |
||
5 |
Подготовка профилактических бесед: - «Что делать при получении подозрительных почтовых отправлений». - По профилактике отравлений грибами и ядовитыми растениями. |
||
И ТД. |
Приложение 11
Пример
План воспитательной работы
детского объединения
«Спортивный туризм и скалолазание»
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
(Шаповалова Т. А., педагог дополнительного образования)
на 2018 – 2019 учебный год
Направление воспитательной работы |
Запланированные мероприятия |
Сроки проведения |
Место проведения |
Отметка о выполнении |
Гражданское воспитание |
Беседа: «День гражданской обороны» |
4 октября |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
|
Беседа: «Государственные символы России». |
декабрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Беседа: «День Республики Крым» |
20 января |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности |
Беседа: «День солидарности в борьбе с терроризмом» |
3 сентября |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
|
Беседа: «Международный день толерантности» |
ноябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Участие в Туристско-краеведческой эстафете «Путешествуем по Крыму», посвященной Дню народного единства |
ноябрь |
г. Симферополь |
||
Беседа: «День защитника Отечества» |
23 февраля |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Беседа: «День воссоединения Крыма с Россией» |
18 марта |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Беседа: «День Победы советского народа в Великой Отечественной войны (1941г.)» |
9 мая |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей |
Беседа: «Международный женский день» |
8 марта |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
|
Беседа: «День космонавтики» |
12 апреля |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Экскурсия: «Знакомство с историческими и памятными местами города» |
май |
ул. Караимская |
||
Беседа: «Международный день защиты детей» |
1 июня |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Приобщение детей к культурному наследию |
1.Разъяснительные профилактические беседы: -Месячник профилактики ДТП (дорожно-транспортных происшествий). |
сентябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
|
- По противопожарной безопасности -По профилактике отравлений грибами и ядовитыми растениями |
октябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- По профилактике гриппа и простудных заболеваний. |
ноябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
-Об опасности применения легко воспламеняющихся и взрывоопасных предметов, петард. - Профилактика травматизма в быту. |
декабрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
-По безопасности на воде и льду |
январь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
-По профилактике ОРВИ и гриппа |
февраль |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
По профилактике заболеваний туберкулезом. -Поведение ребенка в чрезвычайных ситуациях |
март |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
-По предупреждению пищевых отравлений грибами и растениями. -По профилактике заболеваний клещевым энцефалитом. |
апрель |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
-По безопасному поведению на воде. |
май |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
2.Беседы по правилам поведения при угрозе и осуществлении террористического акта и профилактические беседы: - «Терроризм – это…». |
сентябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Что делать при получении подозрительных почтовых отправлений». |
октябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Что делать при обнаружении подозрительного предмета». |
ноябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Что делать при поступлении угрозы по телефону». |
декабрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Что делать в случае угрозы захвата в заложники». |
январь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Что делать, если стреляют…» |
февраль |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Что делать для того, чтобы уцелеть от взрыва». |
март |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Что делать при поступлении угрозы в письменном виде». |
апрель |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
- «Как вести себя в городе, где существует угроза террористических актов». |
май |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Городской туристический слет. |
сентябрь |
оз. Мойнаки |
||
Международный день туризма |
27 сентября |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
||
Участие в городских и республиканских мероприятиях. |
В течение года |
|||
Популяризация научных знаний среди детей |
Беседа: «Уважение к труду и людям труда» |
март |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
|
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья |
Беседа: «Экологическая культура, бережное отношение к родной земле» |
июнь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
|
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение |
Беседа: «Год особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации)» |
сентябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
|
Экологическое воспитание |
Беседа: «Всемирный день защиты животных». |
октябрь |
МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» |
Приложение 12
Пример
План работы с родителями
детского объединения «Знатоки»
МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
(Жбанкова Г. В., педагог дополнительного образования)
на 2018 – 2019 учебный год
№ |
Дата |
Содержание работы |
Место проведения |
Отметка о выполнении |
1 |
Сентябрь |
1. Родительское собрание на тему: «Организационная встреча». Знакомство с планом работы детского объединения «Знатоки». 2. Собеседование: «Сбор информации о семьях учащихся». |
||
2 |
Октябрь |
1. Консультация родителей по выявлению способностей и интересов учащихся к интеллектуальным играм. 2. Совместная работа с родителями по подготовке игры-викторины «Сказка за сказкой». 3. Проведение консультаций с родителями по участию учащихся в различных интеллектуальных конкурсах. |
||
3 |
Ноябрь |
1. Родительское собрание на тему: «Безопасность на каждый день». 2. Индивидуальное собеседование с родителями по текущим проблемам и результатам обучения и воспитания. |
||
4 |
Декабрь |
1. Консультация родителей по условиям участия в восьмом международном мультитурнире «Сказочный сундучок». 2. Беседа «Итоги обучения в первом полугодии». |
||
5 |
Январь |
1. Родительское собрание на тему: «Цель и способы её достижения учащимися». 2. Индивидуальная работа с родителями по особенностям интеллектуального развития ребенка. |
||
6 |
Февраль |
1. Индивидуальное собеседование с родителями учащихся по текущим проблемам и результатам обучения и воспитания. |
||
7 |
Март |
1. Консультации родителей по вопросам обучения интеллектуальным играм и воспитательного характера. |
||
8 |
Апрель |
1. Консультация родителей по условиям участия в XVIII городском чемпионате по игре «Что? Где? Когда?». 2. Консультации для родителей «Рейтинг высших учебных заведений в Республике Крым». 3. Анкетирование родителей по вопросам воспитательной системы МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник». |
||
9 |
Май |
1. Родительское собрание «Итоги 2018 – 2019 учебного года». |
Приложение 13
Положение о наставничестве
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»
города Евпатории Республики Крым»
Общие положения.
1.1. Наставничество – организация индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также с вновь принятыми педагогами.
1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области дополнительного образования и методики преподавания.
Цели и задачи наставничества.
2.1. Цель наставничества в образовательном учреждении - оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» профессионального кадрового состава.
2.2. Задачи наставничества:
привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении;
ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.
Организационные основы наставничества.
3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заведующий методическим отделом МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
3.3. Заведующий методическим отделом выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:
высокий уровень профессиональной подготовки;
развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
опыт образовательной и методической работы;
стабильные показатели в работе;
богатый жизненный опыт;
способность и готовность делиться профессиональным опытом;
стаж педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет.
3.4. Наставник должен обладать способностями к работе в учреждении дополнительного образования и может иметь одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов.
3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете, согласовываются с директором МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен по рекомендации педагогического совета, приказом директора с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 2 (двух) недель с момента назначения молодого специалиста на должность.
3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»:
педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования;
специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет.
3.8. Замена наставника производится приказом директора в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
3.10. За успешную работу наставник отмечается директором по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления - Совет наставников.
4. Обязанности наставника:
4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста.
4.2. Изучать:
деловые и нравственные качества молодого специалиста;
отношение молодого специалиста к проведению образовательной деятельности, коллективу МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник», обучающимся и их родителям;
его увлечения, наклонности, круг досугового общения;
4.3. Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к специалисту, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности).
4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом занятий и воспитательных мероприятий с детьми;
4.5. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения образовательного процесса, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
4.7. Развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в Центре, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
4.9. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста в конце учебного года.
5. Права наставника.
5.1. С согласия заведующей методическим отделом наставник имеет право привлекать других сотрудников МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» для дополнительного обучения молодого специалиста.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Изучать закон «Об образовании в Российской Федерации», другие нормативные документы, определяющие служебную деятельность, структуру, особенности деятельности МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» и функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2. Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
7. Права молодого специалиста.
7.1. Вносить на рассмотрение администрации МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
7.5. Повышать педагогическую квалификацию.
7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заведующую методическим отделом МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
8.2. Заведующий методическим отделом Центра обязан:
представить назначенного молодого специалиста педагогам МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник», объявить приказ о закреплении за ним наставника; провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; рассмотреть индивидуальный план работы наставника; осуществлять систематический контроль работы наставника;
посетить занятия и воспитательные мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом;
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников;
заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты молодого специалиста и наставника и представить их директору МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
-
Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» об организации наставничества;
планы работы педагогического совета;
протоколы заседаний педагогического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;
-
По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней должен сдать заведующей методическим отделом МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» анализ проделанной работы и отзывом наставника с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Приложение 14
Индивидуальный план самообразования
Должность педагог дополнительного образования
Название детского объединения___________________________________________________
ФИО______________________________________________________________
Образование_______________________________________________________
Тема, проблема ___________________________________________________
Индивидуальная тема_______________________________________________
Когда начата работа над темой________________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой_______________________
Цель самообразования Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
совершенствование методики преподавания, повышение уровня педагогического мастерства;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых технологий и т.п.
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования_____________________________________________
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе». Цель самообразования формулируем следующим образом «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах». Задачами самообразования в данном случае могут быть:
-изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;
-пройти курсы повышения квалификации;
-посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;
-принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;
-посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
-провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
-разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
-апробировать данный комплект на практике.
Предполагаемый результат Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
разработка модели образовательного процесса;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
и т.д.
Форма отчета по проделанной работе Формами отчетных работ могут быть:
- обобщение опыта;
- доклад;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом;
- реферат;
- статьи в журнале;
- дидактический материал;
- методическое пособие;
- научно-методическая работа.
Педагог /подпись/
Приложение 15
Примерный
План работы по самообразованию
Содержание работы |
Сроки |
|
1. |
Определение своих педагогических затруднений |
|
2. |
Изучение литературы по проблеме самообразования_____________________________________________________________________________________________________ |
|
3 |
Совершенствование знаний ____________________________________________________________________________________________________(указать область изучения) |
|
4 |
Ознакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.____________________________________________________________________________________________________(указать, какие именно) |
|
5 |
Изучить опыт работы коллег__________________________________________________________________________________________________(указать имена) |
|
6 |
Посетить занятия коллег _____________________________________________(указать имена) |
|
7 |
Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии. |
|
8 |
Провести открытые занятия для коллег по работе.____________________________________________________________________________________________________(указать темы своих открытых занятий) |
|
9 |
Оформить материалы из опыта работы над проблемой |
|
10 |
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. |
|
11 |
Выступить на заседании МО с творческим отчётом по проблеме самообразования__________________________________________________________________________________________________ (указать тему выступления) |
|
12 |
Подготовить к печати статью, методическое пособие и т.п. ____________________________________________________ ____________________________________________________ (указать тему) |
Список литературы
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
Приложение 16
План
работы педагога над индивидуальной
методической темой
№ |
Этап |
Содержание работы |
Сроки |
|
Диагностический |
Анализ затруднений, постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. |
Первый год работы над темой |
|
Прогностический |
Определение цели и задачи над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
Первый год работы над темой |
|
Практический |
Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. |
Второй год работы над темой (третий, четвертый) |
|
Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. |
Второй год работы над темой (третий, четвертый) |
|
Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Педагог /подпись/
Приложение 17
Примерный план отчета по работе над темой самообразования
За ------------------- учебный год
Должность -----------------------------------------------------------------------
Ф.И.О.----------------------------------------------------------------------------------
Индивидуальная тема--------------------------------------------------------------
Год работы над темой------------------------------------------------------------
Деятельность по реализации темы-----------------------------------------
( Изучил литературу, познакомился с опытом работы такого-то педагога, посетил открытые занятия, заседания МО, семинары, выступил с докладом, подготовил дидактический материал, методические пособия, разработал программу и т.д.)
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно-методической работы.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на МО, МС. ПС; тренинг, мастер-класс, открытое занятие, практикум.
По окончании работы над темой самообразования сдается итоговый отчет:
Итоговый отчет по самообразованию
Педагог __________________________________________________________
Тема учреждения__________________________________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальная тема______________________________________________
__________________________________________________________________
Срок и период работы над темой____________________________________
Цель самообразования по теме______________________________________
__________________________________________________________________
Задачи самообразования____________________________________________
__________________________________________________________________
Прошел обучение на курсах повышения квалификации________________
__________________________________________________________________
Изучена литература________________________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, семинаров и других мероприятий ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Проведено открытых занятий, мероприятий _________________________
__________________________________________________________________
Наработанный материал____________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Форма представления материалов___________________________________
Педагог /подпись/
Приложение 18
Организация и структура родительского собрания
Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать общеобразовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.
Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ учащихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:
Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.
В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Анкета для родителей
Часто ли должны проводиться родительские собрания?
Все ли родительские собрания вы посещаете?
Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?
Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?
Приложение 19
Анкета для молодых педагоговУважаемый педагог! Просим Вас ответить на несколько вопросов в целях усовершенствования работы МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» с молодыми специалистами.
Ваш возраст пол
Образование (ВУЗ, специальность)
Почему Вы решили пойти в учреждение дополнительного образования:
не смог найти другую работу, а эта работа более-менее близка к моей специальности по диплому;
меня привлекает работа с детьми;
работа педагога представлялась интересной, творческой;
свой вариант.
Совпали ли Ваши представления о работе с реальностью?
С какими трудностями Вы столкнулись в первое время, когда пришли на работу?
Каким было отношение к Вам коллег и администрации (подчеркните) Хорошее ( ) По разному ( ) Скорее негативным ( ).
Нравится ли Вам работа?
да, я полностью удовлетворен;
средне;
не удовлетворен.
Больше всего мне нравится в работе то, что
Больше всего мне не нравится
Оказывается ли Вам поддержка как молодому специалисту (методическая, материальная и т.д.)
Работает ли с Вами наставник?
нет, наставник не назначен;
формально наставник есть, но работу ведет со мной недостаточно;
да, я доволен взаимодействием с наставником.
Какая помощь требуется молодому специалисту?
методическая помощь (есть трудности с освоением методики преподавания);
психологическая помощь (есть психологические трудности, связанные с адаптацией в коллективе, с общением с детьми);
свой вариант.