12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малафеева Юлия Васильевна366
Россия, Татарстан респ., Камское Устье
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
9

Не хочу учиться»…. Лень или отсутствие мотивации?

«Не хочу учиться»…. Лень или отсутствие мотивации?


«…учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно!

Если школьник не проявляет большого интереса к учебе и предпочитает прогулки и игры чтению учебников, говорят, что он «просто ленится». Но все чаще психологи твердят, что за так называемой ленью стоит отсутствие мотивации. По их оценкам, около 40% обучающихся нуждаются в повышении мотивации к учению.

Как же проявляются нарушения учебной мотивации? Необходимо помнить, что есть психологические и соматические проявления.

Психологические – это

Затягивание времени, чтобы сесть за уроки. И согласитесь, так делают не только дети, но и многие взрослые, если им предстоит трудная работа, в которой они не видят смысла, не знают, с чего начать.

Истерики и капризы. Это происходит, потому что ребенок не может по-другому выразить свой протест, не может сказать иначе: мне трудно, помоги мне!

Грубое обращение с учителями, родителями. Это тоже сигнал: я не могу, я не справляюсь, я не вижу смысла.

Соматические – это

Частые респираторные заболевания, особенно в 1-2 классе. Единственный способ справиться с нагрузкой: неосознанно уходят в болезнь.

Обострение хронических заболеваний. Причиной тому – хронический стресс.

Частые боли в животе, рвота.


Согласитесь, что мы очень часто все это наблюдаем. Что же будет если оставить все как есть?

Последствия нарушений учебной мотивации выглядят неутешительно: нервное истощение, эмоциональные срывы, крики, слезы, истерики. Могут проявиться и соматические проявления в виде одышки, тиков. Нарушение отношений с родителями и учителями. В итоге - отсутствие желания учиться.

Но ребенок не должен жить в системе, где в него не верят, не видят его достоинств, оценивают лишь сквозь призму успешности в школе. Поэтому, безусловно, у каждого педагога есть свои методы и свои секреты мотивации учеников. Без них никуда, без них скучно детям, сложно учителю.

За время работы мною перепробованы разные системы мотивации, разные способы ведения урока, преподнесения материала и выбраны несколько действующих.

Но!!! Не на каждого действует эта система, есть обучающиеся, к которым крайне сложно найти подход, приходится наблюдать за его поведением, интересами, чтобы найти тот самый заветный «ключик».

Остановимся лишь на некоторых.

Система поощрения «одобрялки». Это обычные «плюсики» или наклейки в блокноте учителя. Например, слабый ученик подготовил сообщение по окружающему миру. Подготовил плохо, но видно, что ребенок очень старался. Поставить «5»? Дети видят, что работа слабая, за лучший ответ с недочетами отличник получил «4». Вот в такой ситуации уместны «одобрялки». В журнал ставим «3» и ученик получает одну «одобрялку». Потом их обмениваем. 10 «одобрялок» равны одной «5», или 10 «одобрялок» = не ставим «2» в журнал. Вариантов можно придумать множество.

Я выбираю сам! Человек по собственному желанию иногда совершает очень трудоемкие действия. Как же дать ребятам свободу? Например, домашнее задание на выбор, давать два, три варианта.

Можно предлагать проверочные работы, в которой ребенок сам выбирает задания. Например, в контрольной работе 20 заданий: 10 по пять баллов, 5 по три балла и 5 по два. Чтобы получить «5» надо выполнить задания и набрать 50 баллов, на «4» —35, на «3» — 20 баллов.

Ситуация успеха. Что мотивирует больше: ситуация успеха или неуспеха? Ответ известен каждому, атмосфера страха и неуверенности в себе многим мешает. Поэтому, чтобы каждый ученик смог стать успешным, необходимо подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.

Бесспорно, не стоит всех ребят стричь под одну гребенку. Учитель знает, кого надо похвалить за какую-то мелочь, а кого пожурить за крошечный недочет, чтобы не поощрять зазнайство. 

Велика и роль родителей в повышении мотивации. Ребенок очень зависим от оценки взрослого, и, если его постоянно ругать, усиливать давление, завышать требования, то мотивация теряется. Задача учителя – научить родителей правильно оценивать достижения своего ребенка. Неоценимую помощь в этом могут оказывать психологические службы.

Для повышения уровня учебной мотивации необходима слаженная работа учителя, родителей и психологов. И если одна из составляющих выпадает, то ситуация становится , как в басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Поэтому, главная задача учителя начальных классов - пробудить в каждом ребенке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 15.09.22 в 07:25 2Ответить Пожаловаться
Мотивация в начальной школе у обучающихся достаточно высокая, а вот среднее звено - очень нуждается в "ПОБУДИТЕЛЯХ", так считаю... Моё мнение
Куликова Ирина Геннадьевна, 15.09.22 в 07:33 0Ответить Пожаловаться
Соглашусь с Вами, Наталья Алексеевна
Малафеева Юлия Васильевна, 15.09.22 в 07:51 0Ответить Пожаловаться
Согласна с вами , коллеги, ч мотивация высокая, но интерес к учебе пропадает, к сожалению, так как это ежедневный труд, требующий напряжения и концентрации. Поэтому мотивировать младших школьников необходимо, ведь именно в первые школьные годы формируется отношение к учебе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.