12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Екатерина Владиславовна335
Учитель географии
Россия, Пермский край, Нытва, Пермский край, Нытвенский район

МБОУ Нытвенская школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 

Доклад на тему

«Мотивация основа успешности урока истории»


 

автор: учитель истории 1 квалификационной категории

Петрова Екатерина Владиславовна


 

село Сергино, 2019 год

Мотивация —этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

Но от учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно» . «Интерес»- синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу»,  следовательно  - «выполняю с интересом»,  а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке должен нести в себе мотивацию.

В рамках уроков с использованием системно-деятельностного подхода я с каждым годом использую все больше различных методов и приемов мотивации.

В самом начале урока на организационном этапе можно использовать один из приемов.

 

Прием «Вхождение в образ».

Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…».

 

Прием «Нужные качества»

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которое помогают в учёбе …

которые пригодятся для успешной работы на уроке…

которые помогут нашему уроку быть успешным…(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

 

- Да- нет-ка.

Пример 8 класс. Темы на доске нет, но учитель делает подсказку- Говорить будем об императоре. Учащиеся задают вопросы.

 

Прием «Удивляй!»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: (умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие). Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
 

На этапе Актуализация знаний и этапе закрепления знаний

 

- На уроках мы играем  в «Случайность». В урок вводятся элементы случайного выбора, для того, чтобы вызвать интерес учащихся. Это могут быть - рулетка, игральные кости, жеребьёвка и даже самолётик – в кого что попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, карточки с заданиями , темы для повторения и многое другое.

- Мотивирует учащихся на знание учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на осознание серьёзного отношения к учебной деятельности.


 

Прием «Анкета» Описание. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно.
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
3.Урок для меня показался коротким / длинным.
4.За урок я не устал / устал.
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен…, полезен / бесполезен…, интересен / скучен.
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным.., интересным / не интересным.

 

Прием «Бесплатные советы» Описание. Классу раздаются листочки, каждый пишет какой-то совет относительно того, что в следующий раз на

уроке хотелось бы изменить.
 

Домашнее задание обычно выполняется детьми потому, что «надо», а не потому, что «хочу».

Домашнее задание необычным способом:

1) Устраиваю почту с письмами – заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона.

2) Беспроигрышная лотерея. Дети достают из коробки номера заданий.

3) Определить номер задания на доске с помощью кубика.

4) Три уровня домашнего задания:

1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.

2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.

3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например:

- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным  темам.

- чайнворды, кроссворды.

- учебные комиксы

Отличной мотивацией для создания успеха служат оценочные листы или дескрипторы, которые у меня присутствуют на каждом уроке и несут в себе огромный мотивационный настрой.
 

В начале сентября, в самое сложное после каникулярное время я использую приемы мотивации на свой учебный предмет.
 

Все дети любят собирать пазлы,но этот необычен. В течение урока можно заработать лишь один кусочек этой мозаики. Учащиеся сами помогают придумывать параметры: приходить на урок без опоздания, иметь все принадлежности, активно работать на уроке. В конце урока дети сами решали, кто заслужил часть, а кто нет (картинка разрезается на несколько частей, количество зависит от желаний учителя или учащихся, я обычно делю на 8 частей. Таким образом картинку можно собрать за месяц )

Покоритель Эвереста- можно использовать как индивидуально, так и среди классов. Между гор натянуты веревки и каждый учащийся(класс) путешествует от горы к горе. В течение 13-14 уроков выявляя, кто будет победителем.

«От крепостного крестьянина до царя»- учащиеся, получают статус за активную работу на уроке, цель долгосрочной игры выявить «царя» класса по Истории России.
 

Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.

Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких учеников в классе становится всё меньше и меньше.
 

Огромным плюсом для повышения уровня мотивации на уроках истории является использование видеофрагментов. Они могут быть небольшими (от 5 до 15минут) и художественными или документальными фильмами (от 45 до 90 минут). В случае использования художественных или длительных документальных фильмов допускается его дробление (на несколько уроков, но желательно в течение недели, максимум двух). Использование видеофрагментов помогает учащимся лучше окунуться в познание истории. Например, в 9 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» мы смотрим документальные фильмы из цикла «Великая война», дети не по картинкам и тексту учебника, а на основе достоверных источников и кинохроник военных лет погружаются в атмосферу войны. Узнавая и запоминая (что немало важно для учащихся коррекционной школы) факты, которых нет в учебнике. При закреплении изученного материала учащиеся более успешны, что подтверждается результатами мониторинга (проводимого трижды в течение года).

Ниже я представлю часть списка видеоматериалов используемых на уроках истории.

Видеоматериалы по Миру истории и Истории России

название

класс

примечание

1

10000 до нашей эры

6

документальный

2

Египет. Тайны древней цивилизации

6

документальный

3

Динозавры в 6 частях

6

документальный

4

Больше чем тираннозавр

6

документальный

5

Наша вселенная в 3d

6

документальный

6

История русских царей. Царь Иван Грозный

7

документальный

7

Батый

7

документальный

8

Ледовое побоище

7

фрагмент

9

Средневековый город

7

фрагмент

10

Куликовская битва

7

фрагмент

11

Победа над половцами

7

фрагмент

12

Ярослав Мудрый

7

художественный

13

Ярослав. Тысяча лет назад

7

художественный

14

Царь Иван Грозный

7

художественный

15

Александр. Невская битва

7

художественный

16

Дружина

7

художественный

17

Князь Владимир

7

художественный

18

Романовы 8 серий

8

документальный

19

1612. Хроники смутного времени

8

художественный

20

Нарва

8

фрагмент

21

По поводу. Минин и Пожарский Агония смуты

8

документальный

22

Санкт- Петербург

8

фрагмент

23

Дом Петра

8

фрагмент

24

Михаил Кутузов.

8

документальный

25

Русско-турецкая война 1877-1878

8

фрагмент

26

Смоленское сражение

8

фрагмент

27

Бородино

8

документальный

28

Березина

8

документальный

29

Кутузов

8

документальный

30

Гусары

8

документальный

31

Гангутское сражение

8

документальный

32

1812 год

8

документальный

33

Осовец. Крепость духа

9

документальный

34

Белые дьяволы

9

документальный

35

Два парада Победы

9

документальный

36

Начало Гражданской войны

9

фрагмент

37

Ежов

9

документальный

38

Коллективизация

9

фрагмент

39

Индустриализация

9

фрагмент

40

Немцы зимой

9

фрагмент

41

Рейхстаг

9

фрагмент

42

Блокада Ленинграда

9

документальный

43

Дети войны

9

документальный

44

Выступление Сталина 7 ноября 1941 год

9

фрагмент

45

Нюрнберг 1945 год

9

документальный

46

Ольга Бертгольц. Голос блокадного Ленинграда

9

документальный

47

Парад Победы

9

фрагмент

48

Планы Гитлера

9

фрагмент

49

Разрушения в Сталинграде

9

фрагмент

50

Бухенвальд после освобождения

9

документальный

51

Иосиф Сталин

9

документальный

52

Неизвестный Освенцим

9

документальный

53

Письма с фронта

9

документальный

54

Тоталитаризм

9

фрагмент

55

Высоцкий.

9

художественный

56

Афган. Спрятанная война

9

документальный

57

Великая война 8 серий

9

документальный

58

Брестская крепость

9

художественный

59

А зори здесь тихие

9

художественный

60

Гагарин. Первый в космосе.

9

художественный

61

Война от первого лица Афганистан

9

документальный

62

Моя блокада

9

документальный

63

Йозеф Менгеле. Ангел смерти из Освенцима

9

документальный

64

Дети войны. Узники концлагерей

9

документальный

65

Распутин

9

документальный

66

Великая война+ 16 серий

9

документальный

67

Легенда о Коловрате

7

художественный

68

1812 (4 серии)

8

документальный

69

Культура Древней Руси

7

Инфоурок

70

Монголо-татарское нашествие на Русь

7

Инфоурок

71

Господин Великий Новгород

7

Инфоурок

72

Дмитрий Донской. Спасти мир.

7

 

73

Монгольские завоевания в Европе и Азии

7

Инфоурок

74

История государства Российского 114 серия. Канун Куликовской битвы

7

 

75

История Новгородской республики

7

Инфоурок

76

Возникновение Древнерусского государства

7

Инфоурок

77

Древнерусское государство и общество

7

Инфоурок

78

Культура Древней Руси

7

Инфоурок

79

Куликовская битва

7

Инфоурок

80

Политическая раздробленность на Руси

7

Инфоурок

81

Русь во времена Владимира

7

Инфоурок

82

Крещение Руси

7

Инфоурок

83

То 5 гениальных изобретений Кулибина

8

YouTube

84

Суворов

8

YouTube

85

Сделано на Алтае. Огненная машина Ползунова

8

YouTube

86

Открытие Олимпиады 80.

9

YouTube

87

Сокровища русского искусства

9

YouTube

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Елена Владимировна, 08.07.19 в 12:53 1Ответить Пожаловаться
Очень интересная разработка! Есть, что взять на заметку для проведения своих уроков!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.