Мероприятие со старшеклассниками с приглашением выпускников «Не ошибись в выборе»
Дискуссионный клуб со старшеклассниками
(мероприятие со старшеклассниками с приглашением выпускников)
Автор: учитель географии, заместитель директора по УВР Петрова О.В.
Тема: Не ошибись в выборе
Цель: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас сегодня здесь, тем более что сегодня мы предлагаем вам рассмотреть очень актуальную тему – тему профессионального самоопределения. Я передаю слово моим соведущим.
Ведущий 1. Помогите! Не знаю, куда поступить. Мама говорит, что в начале жизненного пути надо получить профессию или образование. Легко сказать! А как выбрать профессию?
Ведущий 2. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.
Ведущий 1. «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.
Ведущий 1: Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
Ведущий 2. Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.
Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?
Кто пока не определился?
Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии.
Ведущий 2: Знания о профессиях и их востребованность.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
Ведущий 1: Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Ведущий 2: Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
Ведущий 1: Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
Ведущий 2: Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
Ведущий 1: Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.
Ведущий 2: Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.
Ведущий 1: Личный профессиональный план (ЛПП).
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Учитель. А сейчас мы познакомим вас с выбором, который сделали выпускники нашей школы. Приглашаем вас на пресс-конференцию. Нам бы хотелось узнать о тех учебных заведениях, в которых вы обучаетесь с целью получения выбранной вами профессии, а также о ваших впечатлениях. Послушать ваши советы в выборе профессии. После выступления наших гостей вы можете задать им вопросы.
Примерные вопросы:
1. Почему ты выбрал именно эту профессию?
2. Кто влиял на твой выбор?
3. Какие качества характера нужны для этой профессии?
4. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?
5. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?
6. Полезна ли эта профессия для общества?
7. Где можно обучиться этой профессии?
8. Где ты будешь работать?
9. Родители поддерживают твой выбор?
10. Собираешься ли ты продолжать образование в институте?
11. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?
12. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?
Выступление выпускников
Учитель. А сейчас мне бы хотелось продолжить обсуждение вопросов, связанных с проблемой выбора профессии. Я предлагаю вам начало высказываний, ваша задача продолжить их.
Люди работают ради…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
Учитель. Давайте сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
3. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
4. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
Учитель. Как уже было сказано, в мире насчитывается 40 тысяч профессий. Я предлагаю вам игру «Цепочка профессий». Сейчас мы и выстроим эту цепочку. Я назову первую профессию, например, воспитатель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую воспитателю, например педиатр. Вы спросите, почему педиатр? Да потому, что и воспитатель, и педиатр работают с детьми. Следующий назовет профессию, близкую к педиатру, и т. д. Важно, чтобы каждый смог объяснить, в чем сходство названных профессий. Понятно? Тогда начнем. Итак, профессия маляр.
Учитель: Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда. Давайте вспомним их.
Человек-природа.
Человек-техника.
Человек-человек.
Человек-знаковая система.
Человек-художественный образ.
Учитель. А вот известный русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:
-нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;
- полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;
- щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;
- тщетные науки - алхимия, астрономия;
- вредительские науки - колдовство.
Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным?
Учитель. От каждого класса я предлагаю выйти по одному человеку и принять участие в конкурсе «Пантомима». Ваша задача показать пантомимой прпофессию, которую вы выбрали. А зрители должны угадать, что это за профессия.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам ряд утверждений и прошу выразить свое согласие или несогласие с ними.
Основной мотив выбора – материальные интересы.
Не важно, кем работать, важно, как работать
С выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
Самой лучшей, удачной профессией можно считать ту, которая удовлетворяет трем основным составляющим, таким как “хочу”, “могу”, и “надо”.
В избранной профессии важен, прежде всего, сам процесс труда.
Необходимо заниматься развитием профессионально значимых качеств.
Здоровье не влияет на выбор профессии.
Профессия выбирается раз и навсегда.
Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
Профессия предназначена человеку от рождения.
Профессию можно выбрать, уже став взрослым.
Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
Учитель. Сложностей, вопросов при выборе профессий возникает множество и я предлагаю вам обсудить возможную из ситуаций.
Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованием мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.
Учитель: Напишите аргументы в пользу высшего образования и аргументы против. И как бы вы поступили в этой ситуации.
Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравится, то всегда можно отчислиться из вуза; 5) вуз может уберечь от армии.
Аргументы «против»: 1) сейчас в стране с высшим образованием никого не удивишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.
4. Заключительная беседа
Учитель. Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.
Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю старшеклассникам нашей школы – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет». А выпускникам мне бы хотелось пожелать успехов в учебе, в трудовой деятельности.
Субботина Светлана Львовна