Статья на тему «Профориентационная работа со старшеклассниками с ОВЗ: из опыта работы»
Гончарова Олеся Леонидовна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель высшей
квалификационной
категории
ГБПОУ города Москвы
«Московский технологический колледж»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С ОВЗ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В статье речь идет о профориентационной работе со старшеклассниками с ОВЗ. Представлен опыт работы по профориентации старшеклассников с ОВЗ.
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека, а особенно для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья. Старшеклассникам с ограниченными возможностями здоровья сложно определиться в профессиональном плане, принять правильное решение, поэтому им необходима помощь специалистов в выборе профессии.
Профориентационная работа со старшеклассниками с ОВЗ имеет свои специфические особенности. Исходя, из опыта работы с данной категорией лиц профориентационная работа со старшеклассниками с ОВЗ может быть выстроена по следующие основным направлениям:
профинформирование (доступная информация о мире профессий, учебных заведениях, где их можно получить, о местах работы);
профдиагностика (исследование профессиональных намерений, выявление склонностей, интересов, направленности, с помощью адаптированных методик для подростков с ОВЗ);
профконсультация (оказание помощи, ориентирование старшеклассникам в выборе профессии, учебных заведений, составление рекомендаций родителям);
профориентационный практикум (организация тренинговых занятий, профориентационных игр, участие в мастер-классах).
Предлагаю ознакомиться со сценарием тренингового профориентационного занятия со старшеклассниками с ОВЗ представленным ниже. [2. С. 337-341]
Сценарий тренингового профориентационного занятия на тему: «Успешность в профессиональной деятельности – мое будущее»
(автор О.Л. Гончарова)
Цель занятия: осознание и развитие положительных черт характера у старшеклассников, способствующих успешной самореализации в профессиональной деятельности в будущем.
Задачи занятия:
сформировать у старшеклассников необходимые знания по тематике занятия;
способствовать развитию у старшеклассников положительных черт характера;
сформировать ориентацию у старшеклассников на успешность в профессиональной деятельности;
сформировать у старшеклассников позитивные ценности и установки относительно своего профессионального будущего;
сформировать у старшеклассников умения применять полученные знания для самореализации в личностном и профессиональном плане;
способствовать развитию у старшеклассников навыков общения, рефлексии.
Форма проведения занятия: групповая.
Приемы и методы работы: упражнения, лекция по тематике занятия, рефлексивная технология.
Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, ручки, цветные карандаши, писчая бумага, наглядный материал, раздаточный материал.
Время проведения занятия: 1 час 30 минут.
Ход тренингового занятия
Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы.
Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, и поэтому нужно познакомиться друг с другом. Наше знакомство будет организовано так: каждый из вас должен назвать свое имя, а затем – какое-либо черту характера, начинающеюся с любой буквы, которая есть в его имени. Знакомство начинает ведущий».
В это время ведущий подписывает каждому его имя на бейджике.
Время проведения: 10 минут.
Лекция «Индивидуально-психологические особенности личности как залог успешности в профессиональной деятельности»
Цель: формирование знаний по тематике занятия.
Успешность в профессиональной деятельности имеет значение для каждого. Это определенные достижения в личностном, профессиональном плане от которых зависит будущее человека. Направленность на успех, успешность зависит во многом от самого человека, его установок, поведения.
Направленность на успех – осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общечеловеческих ценностей. Существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности и оценка достигнутого.
Уровень успешности поведения личности зависит от многих ее индивидуально-психологических особенностей: характерологических особенностей, самооценки, степени развития эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня саморегуляции, отношения к своему «образу Я», меры доверия к себе и миру, уровня притязаний, мотивации достижения, системы ценностной ориентаций, коммуникативных способностей, уверенности в себе, способности к самоутверждению.
Остановимся более подробно на характерологических особенностях.
Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы.
В структуре характера выделяют две группы черт:
первая группа – черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки склонности, идеалы, цели) и систему отношений к окружающей действительности;
вторая группа – интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Каждый человек обладает положительными и отрицательными чертами характера. Перечислим черты характера. Рассмотрим каждую из них.
Отрицательные черты характера: неорганизованность, недисциплинированность, неуверенность, раздражительность, упрямство, несдержанность, черствость, грубость, замкнутость, инертность, леность, эгоизм, расточительность, неряшливость, консерватизм, вспыльчивость.
Положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, уверенность, пунктуальность, чуткость, самостоятельность, добросовестность, отзывчивость, общительность, трудолюбие, инициативность, скромность, аккуратность, бережливость.
Многообразие черт характера обеспечивает направленность личности на всестороннее познание, на преобразование себя и окружающего мира.
Положительные черты характера помогают человеку реализовать себя в личностном и профессиональном плане.
Время проведения: 15 минут.
Упражнение «Мои положительные и отрицательные черты характера»
(автор О.Л. Гончарова)
Цель: исследование положительных и отрицательных черт характера, установка позитивного образа своего «Я».
Инструкция: «Выпишите на листе бумаги со знаком «плюс» те черты характера, за которые вы себя любите, которые вам помогают в жизни, со знаком «минус» – те черты, которые мешают вам в жизни, от которых вы хотели бы избавиться. Подсчитайте количество положительных и отрицательных черт характера».
Проанализируйте такое положение: если вы начинаете это описание с положительных черт характера и у вас их оказалось больше, чем отрицательных, то у вас наличие подсознательной позитивной установки; если же с отрицательных и у вас их больше, чем положительных – то налицо подсознательная негативная установка.
Позитивная установка дает возможность создать ситуацию успеха и реализовать себя в личностном и профессиональном плане.
Негативная установка создает трудности для создания ситуации успешности и реализации себя в личностном и профессиональном плане.
Если у вас негативная установка, надо знать, что: «не бывает плохих и хороших людей, каждый человек обладает положительными и отрицательными чертами характера, самое главное, чтобы ваши положительные черты характера доминировали над отрицательными чертами».
Время проведения: 15 минут.
Упражнение «Мои черты характера в профессиональной деятельности»
(автор О.Л. Гончарова)
Цель: исследование черт характера, способствующих успешности в профессиональной деятельности.
Инструкция: «Подчеркните, какие по-вашему мнению черты характера, способствуют успешному продвижению в профессиональной деятельности. Проанализируйте есть ли у вас такие черты».
Общительность, упрямство, самостоятельность, организованность, уверенность, решительность, заносчивость, настойчивость, выдержанность, неряшливость, безответственность, трудолюбие, леность, дисциплинированность, инициативность, скромность, нерешительность, аккуратность, внимательность, самообладание, импульсивность, прямолинейность, выдержка, уравновешенность, медлительность, черствость, высокомерность, целеустремленность, самокритичность, эгоизм, креативность, пунктуальность.
Время проведения: 15 минут.
Упражнение «Мое профессиональное будущее»
Цель: ориентация на успешность в профессиональной деятельности, установка позитивных ценностей относительно своего профессионального будущего.
Инструкция: «Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие у вас отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие трудности вам пришлось преодолеть и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие черты характера помогли вам реализовать свои профессиональные планы?
Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:
Осуществим ли этот образ будущего?
Стоит ли тратить время на его осуществление?
Действительно ли вы хотите его осуществить?
Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее – реалистично, позитивно. Подготовьте выступление на тему: «Мое профессиональное будущее. Постарайтесь сделать своё выступление эмоциональным и образным».
Время проведения: 25 минут.
Рефлексивная технология «Солнце и туча»
(автор О.Л. Гончарова)
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Инструкция: «Участникам предлагается если понравилось занятие нарисовать солнце и написать, чем понравилось занятие, если не понравилось занятие, то нарисовать тучу и написать, почему оно не понравилось».
Алгоритм рефлексивной деятельности:
Анализ проведенного занятия. Обратная связь.
Время проведения: 10 минут.
Всегда встает очень остро вопрос для старшеклассников с ОВЗ и их родителей «Где можно получить образование?». Перечислим перечень колледжей, техникумов, образовательных комплексов города Москвы, где обучают инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Колледж малого бизнеса №4 (рабочий зеленого хозяйства, сборщик обуви, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин);
Колледж архитектуры и строительства №7 (маляр, столяр, рабочий зеленого хозяйства);
Технологический колледж №21 (изготовитель художественных изделий из керамики, исполнитель художественно-оформительских работ, ткач, брошюровщик, столяр, слесарь по ремонту автомобилей);
Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 (горничная, швея, делопроизводитель, рабочий зеленого хозяйства, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь механосборочных работ);
Технологический колледж №24 (швея, наладчик технологического оборудования, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин);
Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (рабочий зеленого хозяйства, маляр, столяр строительный, мастер столярно-мебельного производства, мастер отделочных строительных работ, мастер сухого строительства);
Колледж сферы услуг №32 (кондитер, повар);
Политехнический колледж №50 (маляр, повар, облицовщик-плиточник, столяр строительный);
Колледж железнодорожного и городского транспорта (столяр, слесарь механосборочных работ);
Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства (повар, кондитер, швея);
Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина (переплетчик, пошивщик кожгалантерейных изделий, брошюровщик);
Московский образовательный комплекс «Запад» (повар);
Образовательный комплекс «Юго-Запад» (повар, кондитер, швея, исполнитель художественно-оформительских работ);
Образовательный комплекс градостроительства «Столица» (маляр, лепщик архитектурных деталей, облицовщик-плиточник, отделочник изделий из древесины, столяр строительный, садовник). [1. С. 48]
Список используемых источников:
1. Гончарова О.Л. Профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Россия в XXI веке: экономические, правовые и социально-культурные перспективы развития». – М.: РУДН, 2016. – С. 46-48.
2. Крыжановская Л.М., Гончарова О.Л., Кручинова К.С., Махова А.А. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учеб. пособие для вузов (бакалавриат). – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 375 с.