Статья «Использование техники притче-терапии и кинотерапии в профориентационной работе со старшеклассниками»
Использование техники притче-терапии и кинотерапии
в профориентационной работе со старшеклассниками
«Найти свое призвание – значит найти СЕБЯ!»
Проблема, волнующая каждого старшеклассника– это выбор профессии.
В данной статье хочу поделиться опытом профориентационной работы на основе своего элективного курса по психологии для старшеклассников.
В 10 классе обучающиеся нашей школы разделяются по профилям: физико-математический, гуманитарный, информационный, биолого-химический, социально-правовой, универсальный.
Курс психологии введен в универсальном классе.
Цель моего курса: помочь обучающимся выбрать профессию, соответствующую способностям и интересам, а также требованиям, предъявляемым профессией. Если расшифровать данную цель: «помочь выбрать профессию, соответствующую способностям» - это, значит, я должна помочь им осознать свои способности, если они их не видят, показать, помочь найти и вызвать интерес к той сфере деятельности в которой они будут заниматься. И, самое главное, развить интерес к собственной личности.
В универсальном классе обучаются дети, которые не определились профилем, а также, дети, испытывающие трудности в освоении некоторых предметов, с низкой школьном мотивацией.
Моя задача как педагога-психолога: помочь ребятам осознать себя, найти в себе ресурсы, стать интересным себе, и ориентировать себя в мире профессий. Для занятий, чтобы они была интересными, при этом доступными к пониманию, я использую техники «притче-терапии» и «кинотерапии». Каждое занятие проходит в виде игр, дискуссии, круглого стола, тренинга.
Что дают, чем помогают данные техники, мы разберем далее.
В юношеском возрасте основная проблема это самоопределение и формирование собственного мировоззрения и самосознания - это этап принятия ответственных решений. Для этого юноше необходимо разобраться в себе, лучше понять себя и свой внутренний мир.
«Притча-терапия». Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Для взрослых школьников, авторитет взрослых не так силен, поэтому именно притчи могут привлечь ребят, не вызовут отторжения и помогут разобраться в самом себе. Анализируя, использование технологии притче-терапии замечено, что умело используемые на занятиях притчи почти не встречают сопротивления и легко преодолевают психологические защиты, выстроенные сознанием старшеклассника. Своевременно и правильно рассказанная притча может оказать большее воздействие на старшеклассника, чем длительное объяснение причин, имеющихся у него проблем и возможных вариантов их решения. Притчи помогают заглянуть внутрь себя, и найти источник внутренних сил.
Заложенная в притчах мудрость учит находить решение проблем, развивает мышление, интуицию и воображение. Одни притчи несут вдохновение, другие побуждают смеяться, третьи заставляют задуматься. Притча — великолепное средство разбудить мысль.
Выделяют 4 доминанты подросткового возраста:
1. Доминанта эгоцентрическая - направленность внутрь себя, стремление к самосовершенствованию. Именно эта доминанта толкает старшеклассника к поиску ответов на непонятные для него вопросы.
2. Доминанта отрицания – отрицается опыт взрослых: родителей, учителей, для него значима только мнение его сверстников или очень авторитетного человека. Притча – это народная мудрость, которая не вызывает сопротивления.
3. Доминанта дали – расширение пространства. Именно, благодаря притчам, есть возможность расширить восприятие мира, так как притчи представлены всеми народами мира, самыми разнообразными культурами.
4. Доминанта красоты - стремление к красоте, любви, прекрасному. Притчи являются литературным произведением, всегда написаны красивым, живым, образным языком, пробуждая чувственную сферу старшеклассников. Притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии. С незапамятных времен люди использовали истории, как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности истории особенно хорошо подходили для этой цели. Они были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль.
Прежде всего, стоит отметить неизменное правило: притча рассказывается, а не зачитывается. Простой вопрос: «как вы понимаете эту притчу?», иногда ставит ребят в тупик, поэтому участвуют в обсуждении немногие, а вопросы по функциям, предложенные ниже, позволяют включить большее количество ребят и глубже осознать смысловое ядро притчи.
Вопросы:
Как эта притча относится к вашей основной деятельности, к учебе?
Сколько моделей поведения представлено в этой притче?
Какая модель близка именно тебе и почему?
Как вы относитесь к учебе, и какую бы вы назвали здесь модель поведения?
С кем бы вы поделились этой притчей?
Как это относится к выбору вашей будущей профессии?
Очень важно при разборе притч понимать, что нет ни одного неправильного ответа, ведь притча отражает ту модель восприятия мира, на которой сейчас каждый находится человек.
Вот несколько притч направленные на выбор будущей профессии, которые я использую на уроке в соответствии с темой урока, и их смысл:
Наименование раздела, Темы урока |
Притча |
Смысл |
Раздел. « Юность - пора самоопределения» Введение. Общие понятия о самоопределении |
Притча о свече «Один человек проснулся ночью, так как замерз. Он подошел к дому соседа и начал стучать в дверь. Ему открыли дверь и спросили, что нужно. Человек сказал: - Я замерз. Не могли бы вы дать мне огня? Сосед ответил: - Что такое с вами? Вы встаете ночью, идете сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажженный факел!» |
О внутренних ресурсах, что решение всех наших жизненных проблем в нас самих, очень важно довериться себе, т.к. ты сам являешься для себя опорой. Твое самоопределение в твоих руках. |
На пороге взрослой жизни. Мировоззрение и самоопределение. |
Смысл жизни в развитии и познании себя |
Смысл жизни - в деятельности: в движении, развитии, познании |
Жизненные цели и временная перспектива. Время в жизни человека. |
Притча о времени |
Время — самый бесценный, самый незаметный ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды оглянувшись назад, вы увидели свое радостно улыбающееся Время, которого вам всегда и на все будет хватать! |
Раздел. «Личностное самоопределение» Чувства - важнейшая характеристика личности |
Притча как чувства играли в прятки |
Чувства порой путают нас, самоконтроль чувств важен |
Эмоциональные состояния и чувства |
Притча об острове эмоций Притча двух волках
Притча о гвоздях |
Ценность чувств и эмоций Все в твоих руках, что у нас всегда есть выбор О самообладании |
Психологическая характеристика чувства ответственности |
Притча об ответственности «Заблудившийся мальчик и старик» |
Каждый должен брать ответственность за себя |
Психологическая характеристика моральных чувств |
Притча: Два друга в пустыне Притча о мешке с картошкой |
О дружбе, об обиде
О полезности не обижаться |
Раздел. «Профессиональное самоопределение» Отношение к труду и самооценка в процессе профессионального самоопределения |
Притча о выборе пути, притча о правильности выбора
Царь без ремесла |
Притча демонстрирует, что у каждого из нас свой путь, индивидуальная дорога, предназначение
О полезности обучения полезным профессиям |
Способности и склонности |
Притча Бритва
|
О самосовершенствовании и развитии, о важности развивать свой талант, и не предаваться соблазнам |
Выбор будущей профессии. |
Чудесная бурка |
О важности освоение ремесла |
Мотивы и потребности |
Притча Божий дар |
Способность учиться, что каждый сам себя делает |
Ошибки в выборе профессии |
Не врачом и не полицейским |
О выборе профессии
|
Пути получения профессии |
Притча «Счастье в яме» |
Любые мысли и действия меняют судьбу. И то, как сложится жизнь, зависит не от фортуны, не от повстречавшегося нам счастья, не от сложившихся обстоятельств, а только от нас, нашего жизненного выбора, наших поступков и наших дел. |
Навыки самопрезентации |
Будь собой, уникальным и неповторимым
|
Быть индивидуальным, личностное развитие
|
Стратегия выбора профессии |
Притча «Три каменщика»
|
О труде и цели
|
Раздел. «Что может нарушить процесс самоопределения» Психологические барьеры самоопределения |
Притча о выборе |
Дает задуматься о тенденции следовать вслепую уже проложенному пути, никогда не задаваясь вопросом, является ли он лучшим выбором.
|
Общие характеристики психологической зависимости, вред зависимости |
Притча об искоренении вредных привычек «Гвоздь»
Притча о свободе |
Старый гвоздь – это привычка, привычно мешающая жить. Ее можно удалить, только привнеся в свою жизнь новизну, которая эту привычку выявит, для которой старая привычка станет помехой. Все мы – рабы своих привычек, хороших и плохих, добрых и злых. Некоторые привычки лишают нас удовольствия в жизни, а другие могут и вовсе забить нас до смерти. Проблема в том, что попытка сбежать от привычки приводит к тому, что мы становимся рабами страха. Жизнь не может быть полноценной в ограничении. Независимый значит свободный. |
Таким образом, притча-терапия выполняет на моих уроках: диагностическую (через ответ понимаем восприятие мира), коррекционную (развивает, дает толчок к размышлениям), просветительскую (просвещает, дает информацию) работу.
Кинотерапия. Кино – это искусство, давно известное каждому из нас, но мало кто задумывался над тем, что кино может быть еще и лекарем души. Кино-терапия – одна из самых действенных психолого-педагогических техник, которую можно использовать в работе, как с детьми, так и со взрослыми.
Кинотерапия помогает найти новые варианты решения проблем, и в целом правильно направить личность. Главное задача в использовании этой техники - это помочь правильно сформулировать её смысл. Эффективность использования данной технологии достигается за счет таких качеств, как наглядность, легкость подачи и объяснения материала.
Кинотерапия позволяют ребятам не только узнать подробности профессии, но и прожить вместе с героем какие-либо события, переосмыслить свои поступки, увидеть многомерность, многозначность жизненных явлений.
Вот некоторые цели кино-терапии:
1. Развитие психологической компетентности.
2. Развитие интеллектуальных навыков.
3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Развитие навыков решения проблем.
5. Снятие стресса и формирование позитивного мышления.
6. Самоанализ, осознание и переосмысление себя, своих целей и потребностей.
7. Обучение расшифровке символического ряда.
Этапы занятий с использованием техники кино-терапии:
• Первый этап — подготовительный
Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Мы обязательно заранее просматриваем фильм и анализируем его, чтобы избежать непредвиденных реакций.
• Второй этап — просмотр фильма
Перед самым просмотром проводится вводное обсуждение заявленной темы, самодиагностика, "якорение" участников группы на теме и технике просмотра фильма и… просмотр кино. В процессе просмотра фильма человек сливается с образами героев фильма, наблюдая за собой и собственными реакциями на происходящее на экране.
• Заключительный этап кинотерапии — обсуждение фильма
На этом этапе обсуждения начинаем с использованием специальных упражнений, участвуют все желающие, бывает обсуждения проходит в виде дискуссии, где каждый высказывается, сообщая о том, что запомнилось из фильма и, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. Затем ведущий обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, даёт перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм, анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения, и формулирует выводы.
Кино при подробном анализе может проявить наши собственные тенденции, ограничения и потенциал. Удивительный инструмент! Неожиданные открытия в тесном кругу, возможность проживать чувства героя, как свои собственные, оставаться с послевкусием для дальнейшей работы над собой.
Пример занятия с использованием техники кинотерапии:
В конце каждого раздела мы с ребятами смотрим фильмы, чтобы на наглядном примере поступков героев сделать анализ пройденных тем. Просмотр фильма проходит во внеурочное время, так как времени урока (45 минут) недостаточно, а анализируем во время урока. Фильмы отбираются подходящие, с целью организации интересной дискуссии, обсуждения, анализа. Также тематика должна соответствовать программе и плану обсуждения. Некоторые сцены из этических соображений вырезаются.
Примерное занятие с разбором фильма по технике кинотерапии:
Тема: Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессий
Цель: повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности, анализ особенности личности как одного из факторов выбора профессий.
Задачи: закрепить алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон, анализ профессиональных качеств личности.
Техника: кино-терапия
Ход занятия:
Вступление (5 минут)
«Прошлые встречи были посвящены теме об умении учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии, и на основе этих тем мы в прошлый раз посмотрели фильм «Адидас-Пума дуэль братьев». Сегодняшнее занятие будет посвящено разбору этого фильма. Знания, полученные на предыдущих уроках, помогут нам лучше анализировать этот фильм. Думаю, этот фильм дал вам ответ на многие волнующие вопросы»
Обсуждение (45 минут)
Первое упражнение «Эмоции»
Участники по кругу рассказывают о чувствах, которые у них вызвал фильм, и приводят наиболее запомнившиеся эпизоды, описывая, вызванную этими эпизодами эмоциональную реакцию. Таким образом, происходит настраивание группы на работу с чувствами, делается акцент, на эмоциональном способе восприятия.
Наблюдение:
Упражнение проходит довольно эмоционально. Каждому участнику есть что сказать. Из наблюдения можно отметить, что каждый участник испытывает именно те чувства и эмоции, которые испытывает в определенный момент времени, т.е. происходит усиление эмоций и чувств. Таким образом, многие ребята освобождают, выводят из контейна, спрятившиеся эмоции и чувства, что очень положительно влияет на человека.
Второе упражнение «Анализ личности героя».
Данное упражнение проходит в виде свободной, но контролируемой психологом дискуссии участников, где они свободно обсуждают и высказывают собственное мнение по поводу личности того или иного героя, плюсы и минусы характера. Психолог следит за тем, чтобы все могли высказать свое мнение, чтобы не было «выскакивания» из упражнения в другие формы (например, когда участники вместо обсуждения личности героя, начинают обсуждать личности друг друга). Психолог следит за регламентом и соответствием происходящего задаче, в тоже время он может выступать и в качестве участника тренинга, вставляя свои замечания по ходу обсуждения относительно личности героя.
Наблюдение:
Это упражнение проходит довольно бойко, почти каждому есть, что сказать. Одна из задач психолога – «подбрасывать поленья в костер» за счет собственных замечаний или вопросов, стимулирующих группу к аналитической работе. Когда участники входят во вкус их иногда трудно остановить. Таким образом, данное упражнение еще и активизирует группу.
Третье упражнение «Анализ сюжетных линий».
Это упражнение вытекает из предыдущего и состоит в направленном анализе взаимодействия отдельный героев фильма с точки зрения оценки его динамики, скрытых и явных мотивов, т.е. психологического содержания этого взаимодействия. Процедура состоит в избирательном просматривании сцен из фильма, в котором отражено взаимодействие анализируемых героев. Эффект упражнения во многом совпадает с эффектом предыдущего, но содержание значительно усложняется и увеличивается, поскольку данное упражнение направлено на выявление и анализ групповой динамики в развитии сюжета фильма.
Такое упражнение за счет метода «оборачивания» также имеет психотерапевтическую направленность (как и другие), поскольку позволяет участникам тренинга (при наличии у них функции рефлексии), с помощью механизма идентификации с героем анализировать свой собственный опыт взаимодействия с другими людьми. Чаще всего, это процесс происходит «внутри» зрителя, то есть, участника тренинга, но иногда этот процесс «прорывается» наружу, давая интересный материал для психологического анализа участников тренинга.
Четвертое упражнение «А как бы я поступил на его месте?» Метод критического инцидента.
Данное упражнение носит в основном психотерапевтический характер и направлено на углубление анализа участниками собственной личности.
Проходит по следующей схеме: участники определяют те события в фильме, которые являются ключевыми для судьбы героя, и рассматривают их с собственной «колокольни», т.е. что в действиях героя было правильным, что неправильным, и как бы они поступили на его месте. А также какие в принципе возможны варианты, чем они обусловлены, какие из них предпочтительнее и почему.
Рефлексия. Пятое упражнение «Что хотел сказать этим автор фильма?»
Упражнение трудное, но интересное, в том плане, что позволяет тренировать способность выявлять позицию автора, его мотивы, ценности, пристрастия, установки и т.п. Это можно рассматривать как диалог между автором фильма и его зрителем, что собственно и является одним из основных содержаний кинопросмотра.
В итоге на целое качественное занятие уходит два с половиной часа.
Результаты упражнения интересны с точки зрения воздействия фильма на сознание потребителей, развитие вкуса, более глубокого понимания замысла автора. Успешность данных упражнений в основном зависит от степени профессионализма ведущего, ведущий должен уметь формулировать и передавать другим те впечатления, которые проходят на бессознательном уровне.
Я использую в основном именно эти упражнения. Бывает и так, что обсуждение может начаться не с упражнений, а ответа на вопрос, предлагаемый для участников тренинга в самой общей форме, а именно: «О чем данный фильм?». Это можно рассматривать как отдельное упражнение, которое может выступать в качестве разогрева и включения группы в смыслообразующую работу.
Кино-тренинг – чрезвычайно полезный инструмент в руках педагога-психолога.
Список фильмов рекомендуемых в профориентационной работе:
геолог — «Территория»
журналист - «Корабельные новости», «Дьявол носит Прадо»
учитель — «Учитель на замену», «Общество мёртвых поэтов»
рекрутер - «Мне бы в небо»
повар - «Повар на колёсах», «Шеф Адам Джонс»
тренер — «Тренер», «Легенда №17»
предприниматель — «Большой», «История братьев: Адидас-Пума»
ветеринар — «Воды слонам!»
радио-ведущий — «День радио», «Доброе утро, Вьетнам»
парикмахер — «Большая стрижка»
менеджер по продажам — «Продавец», «История братьев: Адидас-Пума»
программист — «Социальная сеть»
микробиолог — «Разрисованная вуаль»
переводчик — «Переводчица»
юрист, право — «Каденции»
медицина - «По соображениям совести»
спорт - «Гол», «Пеле», «Легенда №17», «Мой путь»
логопед – «Король говорит»
развлечение - «Престиж», «Шаг вперед»
спасатель - «Экипаж»
Использование этих техник помогают мне в достижении желаемой цели урока, сделать урок интересным, понимаемым, наглядным.
Главное дать понять детям важность развития, и научить любить свое развитие.