12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Живчикова Инна Сергеевна764
Преподаю историю, обществознание и философию. Имею психолого-педагогическое образование. Занимаюсь репетиторством с 2014 года. Помогу с контрольными, подготовкой к экзаменам, эссе, курсовыми и другими работами.
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»
1

«Не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления»

















Эссе на тему: «Не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления» (Джордж Беркли)



:





































Введение

Джордж Беркли- английский философ 18 века, трепетно относившийся к религии. Поэтому, когда у него встал вопрос о разработке философской системы, в ее основу легла идея об искоренении атеизма и материальной философии.

Беркли- представитель философии идеализма, и порой, чтобы привести аргументы, он приводил противоречивые друг другу понятия, а его доказательства не способны противостоять критике. По его философии, Бог- занимается центральную роль, он всемогущий и всемилостивый, его происхождением он объясняет все природные явления в мире.

Отождествляя чувственные вещи с «комбинациями ощущений» в человеческом сознании, Беркли вместе с тем не утверждал, что познающий субъект является творцом чувственно воспринимаемого мира.

По его мнению, объект существует, если его воспринимают. Здесь можно озадачиться вопросом, а если не воспринимают, значит объект не существует? Но у Беркли был ответ: все равно существует, потому что его могут воспринять другие люди или Бог.

По его мнению, люди воспринимают окружающий мир с помощью чувств, материи не существует, а вещи имеют существование только в сознании.

Основная цель данного эссе- изучить философию Беркли и выяснить почему не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления.

Актуальность темы обусловлена разнообразием и преемственностью философских идей. Все философы являются чьими-то учениками, и их идеи опираются уже на чьи- то изданные суждения. У Беркли тоже были последователи: С. Джонсон, Дж. Эдвардс, соответственно их философские системы строились на опоре из рассуждений Дж. Беркли.

Методологическая основа исследования опирается на общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному.

Исследование данной темы представлено трудами зарубежных исследователей: Douglas M., Popper, K.R., Jessop Т. E. и русских ученых: Богомолов А. С., Быховский Б.Э., Нарский И. С., Девяткин С. В.





































Джордж Беркли (12.03. 1685- 14.01.1753 гг.) родился в Дублине (Ирландия). Получив образование в колледже, он работал проповедником при дворе герцога. В 1707 году он начинает свое преподавание в колледже. В этот момент у него появляются мысли о разработке философской системы.

Его философия базировалась на принципах протеста материализму и реализму, считал, что существует на самом деле только дух. Это привело к тому, что его оттолкнули не только философы- материалисты, но и богословы.

Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.1

Беркли ставил в основу своей философии идеи. Если мы говорим, что они проистекают из разума, то это- мысли, если из чувств, то это- ощущения. Тот, кто лишен чувств и разума, у того нет ощущений, нет мыслей, нет идей. Нет ничего доступного пониманию, кроме идей. Нет времени, нет движения вне разума, вне ощущения, вне восприятия.2

Его знаменитая цитата: «Не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления» лишний раз доказывает, что Беркли говорил об идеях, окружающих нас. Не стоит говорить и «дискутировать о вещах» (здесь он понимал идеи в первую очередь, так как отрицал материализм). По- другому, можно сказать, что Беркли имел в виду, что философ не может высказываться об идеях, если ничего о них не знает. Стоит помнить, что Джордж был весьма противоречивым философом, его предложения и мысли часто не выдерживали доказательств и подвергались критике. Поэтому не все философы были согласны с его утверждениями, их вполне можно оспорить.

Джордж считал, что человек познает идеи, а не факты. С помощью органов чувств человек познает окружающий мир: зрение- видит разнообразные цвета; обоняние- разнообразные запахи природы, тело- совокупные комплексы ощущений. Абстрактных идей, по его мнению, не существует, так как ощущения всегда конкретны. Познание по Беркли- это познание идей, а не фактов. 3

Джордж считал, что протяженность, форма и движение немыслимы как отвлеченные от остальных ощущаемых качеств, первичные качества существуют в уме. Следовательно между первичными и вторичными качествами нет разницы, так как они существуют в разуме.4

По его мнению, человеческий дух- это невидимое, но действующее существо. При его воздействии на мир он называется волей. А бог, он считает это другой разум, который рождает в людях идеи.

Таким образом, Беркли был одним из ярких примеров философов приверженцев идеалистической теории, который при этом верил в Бога и считал, что именно он вкладывает в разум людей идеи, которыми мы потом пользуемся. Он отрицал идеи материализма и понятие субстанции. По его мнению, вещь не может быть материальной, под вещью подразумевается идея.





Заключение

Своей цитатой «Не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления» Джордж Беркли хотел показать существование только идеалистического мира- мира идей. Он считал, что идеи, исходящие из разума- это мысли, а исходящие из чувств- это ощущения. Поэтому не стоит размышлять и спорить о мыслях и ощущениях, которые человек не испытал. Без ощущений человек бы не познал вкус еды, запахи природы, не ощутил бы окружающие вещи.

Философия Беркли нашла как много критиков, так и последователей. Д. Юм и В. Ленин также интересовались его философией и выражали свою точку зрения. Д. Юм был схож в мыслях с Беркли тем, что тоже брал за основу познания мира эмпиризм. А Ленин- наоборот, был приверженец материализма.

Основная цель исследования была достигнута- была изучена философия Джорджа Беркли и было выяснено, что подразумевается под его цитатой. Он наделил окружающий мир идеями, которые были повсюду и вкладывает их в людей именно Бог. Бог подсказывает людям и кому- то помогает предвидеть ситуации, без него случались бы негативные происшествия. А постоянные, неизменные правила, соответственно которым Разум, от коего мы зависим, возбуждает в нас восприятия через органы чувств, называют природными законами

Конечно, здесь сказалось образование и работа Беркли проповедником, которая очень сильно повлияла на становление его философской системы.

Таким образом, идеи не накапливаются случайно нашим разумом, они функционируют равномерно и последовательно, направлены в первую очередь на сохранение жизни. Познание человека- вот главный инструмент сохранения жизни. Для счастливого существования необходимо признать Бога и руководствоваться его помыслами.

Список литературы:

1) О трактовке Беркли философской категории бытия подробнее см.: Быховский Б. Э. Указ. соч., глава 4.

2) Богомолов А.С. Критика субъективно-идеалистической философии Д. Беркли. Лекция. — М.: Изд-во Московского университета, 1959. — С. 3. 

3) Кузнецов В. Н. Европейская философия XVIII века: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2006. — С. 127. — 544 с. 

4) Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла = An Inquiry into the Human Mind, on the Principles of Common Sense / Пер. с англ., предисловие, примечания Ю.Е. Милютина. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 88.  (Метафизические исследования. Приложение к альманаху). 

1 О трактовке Беркли философской категории бытия подробнее см.: Быховский Б. Э. Указ. соч., глава 4.

2 Богомолов А.С. Критика субъективно-идеалистической философии Д. Беркли. Лекция. — М.: Изд-во Московского университета, 1959. — С. 3. 

3 Кузнецов В. Н. Европейская философия XVIII века: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2006. — С. 127. — 544 с. 

4 Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла- An Inquiry into the Human Mind, on the Principles of Common Sense / Пер. с англ., предисловие, примечания Ю.Е. Милютина. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 88. — 352 с. — (Метафизические исследования. Приложение к альманаху). 

Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 24.06.22 в 07:41 0Ответить Пожаловаться
Своеобразная исследовательская работа!!!
Хотелось бы ознакомиться с основной частью разработки...

Отредактировано 24-06-2022 07:43

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.