Презентация «Что следует знат о главных героях Древней Руси»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Что следует знать о главных героях Древней Руси К урокам литературы по древнерусской литературе. Подготовила Легоцкая В.С.
«Призвание варягов» Гравюра Федора Бруни. Не позднее 1839 года
«Призвание варягов» Гравюра Федора Бруни. Не позднее 1839 года На гравюре братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор слушают предложения славян, зовущих их на царство. В Повести временных лет под 862 годом записано: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“». Эту дату принято считать началом русской государственности: три брата «с роды своими» согласятся, а старший, Рюрик, создаст династию, которая будет править Русью до начала XVII века. Российская государственная библиотека
«Новгородский торг» Акварель Аполлинария Васнецова. 1909 год Васнецов изображает Новгород величественным городом, где сходятся все торговые пути. На первом плане — оживленное Ярославово дворище, находившееся между Немецким и Готским дворами, местом жительства иностранных купцов. На заднем плане, на другой стороне Волхова, — стены Новгородского кремля и Софийский собор, заложенный Ярославом Мудрым в середине XI века. Новгород — первая русская столица после прихода Рюрика; он сохранит свою независимость и в киевский период, и во время монгольского ига, а самостоятельность потеряет только в XV веке.
«Крещение княгини Ольги в Константинополе» Картина Ивана Акимова. Не позднее 1792 года Киевская княгиня Ольга приняла христианство первой из русских правителей — согласно Повести временных лет, это случилось в 955 году. Если верить той же летописи, крестным отцом стал сам византийский император Константин VII Багрянородный. При крещении ей было дано символическое имя Елена — в память о святой Елене, матери императора Константина Великого. Крестившись сама, Ольга не смогла убедить сделать то же своего сына — Святослава, внука легендарного Рюрика. Государственный Русский музей
«Крещение Владимира Святославича» Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века По Повести временных лет, Владимир крестился в 988 году после взятия города Корсунь (Херсонес) — чтобы жениться на сестре византийского императора. Летописец вдобавок предваряет крещение Владимира чудом: князь неожиданно теряет зрение и прозревает после совершения таинства. «И повеле хрестити ся. Епископ же корсуньский с попы царицыны, огласив, крести Володимира. Яко възложи руку на нь, абье прозре». На следующий год Владимир крестил и своих подданных — Киевская Русь стала христианским государством.
«Ярослав Мудрый с Софийским собором и Русской Правдой» Открытка Ивана Билибина. 1926 год Открытка Билибина из серии «Древнерусские князья» выдержана в духе икон. На ней — все главные символы правления Ярослава: выстроенный князем в Киеве Софийский собор, принятый им свод законов Русская Правда и меч — знак военных побед.
Дочери Ярослава Мудрого Анна, Анастасия, Елизавета и их мать Ингигерда (Ирина) Фреска из собора Святой Софии в Киеве. XI век История детей Ярослава Мудрого — яркий пример стремления русских князей укрепить свое положение с помощью династических браков. Анну отец выдал за французского, Анастасию — за венгерского, а Елизавету — за будущего норвежского короля. Вместе с ними на фреске изображена их мать — шведская принцесса Ингигерда (Ирина).
Борис и Глеб с житием Почитать Бориса и Глеба начали раньше, чем крестителя Руси Владимира. Первых собственно русских святых иконописцы сразу стали изображать в княжеской одежде- не ориентируясь на византийские образцы. А спустя некоторое у них в руках к тому же появились не кресты — как у мучеников, а мечи — как у борцов за веру и государство. Икона неизвестного автора. Вторая половина XIV века
Лаврентьевская летопись Последние страницы манускрипта. 1377 год На последнем листе одной из древнейших русских летописей — подпись монаха Лаврентия, завершившего труд своих собратьев. Большую часть летописи занимает Повесть временных лет, есть в ней и текст «Поучения» Владимира Мономаха.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» Взятие Рязани в 1237 году — один из самых болезненных эпизодов монгольского нашествия. Крупный процветающий город был стерт с лица земли, почти все население было убито. После этого на старом месте Рязань уже не будет восстановлена: современный город возникнет на месте Переславля-Рязанского. Миниатюра из Лицевого свода. XVI век.
«Выcтупление русского войска на Куликовскую битву» В 1370-х годах московский князь Дмитрий Иванович отказывается платить дань Орде. В 1380 году он выступает навстречу войску под предводительством самого фактического правителя Золотой Орды Мамая. Мамай терпит поражение в битве на Куликовом поле, а Москва становится новым центром русских земель. Впрочем, уже через два года соперник Мамая Тохтамыш сожжет Москву, а окончательное освобождение от ига произойдет только через сто лет. Миниатюра XV века
Похожие публикации