Проектно-исследовательская работа «Не зарастёт к нему народная тропа» (8–9 класс)

0
0
Материал опубликован 3 December 2017

Министерство образования Российской Федерации

МБОУ Моисеево-Алабушская сош Лебяжьевский филиал

Тамбовской области

Проект

Не зарастёт к нему народная тропа…

Выполнил:

Халяпин Александр , 8 класс

Руководитель:

Санаева Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Уваровский район
с Лебяжье 2012-2013 уч год

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Используемая литература

Приложения

Введение

С незапамятных времён человек верил в Бога, строил часовни, церкви, храмы, соборы, где находил духовное понимание и очищение, что стало с нами Людьми сейчас? Что стало с храмами Тамбовской земли?

В своей работе я рассматриваю проблему бережного отношения к культурному наследию русского народа. Эта проблема взята из реальной жизни. Краеведение сегодня - не только эффективный метод обучения истории родного края, но и мощное средство нравственного воспитания. Сюжеты из бытовой местной истории ХVII-ХХ веков не только интересны, занимательны, но еще и помогают выявить особенности и специфику русской провинциальной жизни, ее взаимосвязь с российской историей: раскрывает общие тенденции исторического процесса, позволяющего прогнозировать будущее.

Цель проекта:

- формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего края, путем ознакомления с историческими событиями Уваровского края.

Задачи проекта:

- изучить историю создания памятника;

- проследить этапы развития храма на протяжении всего его существования;

- выяснить, как изменилось человеческое отношение к культурному наследию своего народа.
 

В начале 21-го века Тамбовский собиратель церковных древностей А.Е.Андриевский писал: «Особенно живо и ясно стали сознавать важность изучения памятников родной страны, справедливо полагая, что знания их составляет основу истинного просвещения и помогает уяснению путей грядущего: «Слова будто бы обращены из начала ХХ-го века к нам, в наше настоящее и будущее».

Актуальность темы – очевидна, многолетнее разрушительное пренебрежение национальным наследием обернулось невосполнимыми духовными и материальными потерями, которые на протяжении веков формировали облик Отечества. Православные храмы, с которыми раньше была связана жизнь русского человека от рождения до смерти, составляют значимую часть списка этих утрат, что является для России большой проблемой на данном этапе развития человечества.

Цель данного исследования – исследовать прошлое и настоящее памятника культурного наследия – церкви «Вознесения Христа Спасителя» в с. Красное Знамя (Старая Ольшанка) Уваровского района.
 

Гипотеза работы – если мы сохраним памятники архитектуры, то нашим детям будет чем любоваться и гордиться, ведь их на нашей Уваровской земле осталось очень мало.

Объектом исследования является церковь Вознесения Христа Спасителя, как памятник архитектуры 19 века.

Предметом исследования является изучение истории создания храма и его развитие до сегодняшнего времени; человеческое отношение к памятнику архитектуры.

Методы исследования

Теоретические

анализ

синтез

систематизация

эвристический

Практические

интервью

работа в краеведческом музее

работа в библиотеке

поиск литературы в интернете

экскурсии

В своей работе я опирался на разные источники – статьи Г. Котовой, Р. Мечковской, В. Кученковой, Э. Сокольского, брал данные о церкви из историко-статистического описания храмов Тамбовской епархии, пользовалась архивными документами и документами и выписками по восстановлению церкви 1988 – 1994 г., любезно предоставленными директором Музея – усадьбы С. В. Рахманинова в Ивановке А.И. Ермаковым.


 

Великий человек - Алексей Васильевич Воейков

Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую.

Алексис Каррель

Тамбовский край - неповторимый уголок России. Всё здесь радует глаз и душу человека: и быстрые извилистые реки, и полевые просторы с высокими колосьями хлебов, и густые тёмные леса, и даже мшистые болота. Приезжие гости из других краев говорят о Тамбовщине с глубоким уважением, потом долго с трепетом вспоминая дни, проведённые здесь. Почему же это происходит? – Во-первых, привлекает сама природа нашего края. В любое время года она бесспорно прекрасна. Даже самая обыкновенная сосновая шишка имеет превосходный вид и расценивается, как произведение искусства, которое создано самой природой. Во-вторых, моя малая родина-это родина и место творческой деятельности многих великих писателей, поэтов, актёров, музыкантов, людей, которые внесли огромный вклад не только в историю Тамбовской области, но и в Россию. Я хочу рассказать о потомственном дворянине Алексее Васильевиче Воейкове, о его семье, которые многое сделали для нас и нашей Родины.

В военной галерее 1812 года государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге хранится портрет Алексея Васильевича Воейкова, точно такой же портрет есть и у нас в Уваровском краеведческом музее.

Алексей Васильевич родился 9 декабря 1778 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян Орловской губернии. Отец был офицером, и поэтому мальчик воспитывался в строгой семье с военным уклоном. В детстве он был подвижным и шустрым ребёнком. Уже в 1796 году Алексей оканчивает Московский благородный пансион. В 1797 году Воейков поступил прапорщиком в Орловский мушкетный полк и в 1799 году в составе корпуса генерала Римского-Корсакова участвовал в походе на Швейцарию. В 1806 году он сражался в армии Михельсона с турками, а в 1807 году- с французами; в 1808 году - со шведами в Финляндии. За большую храбрость, проявленную в сражениях при Иденсальми, получил в награду золотую шпагу с надписью «За храбрость». Всю свою оставшуюся жизнь Алексей Васильевич очень гордился ею, оберегая как зеницу ока.

В 1809 году в корпусе Барклая-де-Толли он совершил знаменитый переход через Кваркенский пролив. После этого ему было поручение вести переговоры со шведами, и он успешно выполнил это поручение, за что был произведён в подполковники, назначен адъютантом к главнокомандующему Финляндской армией. При подписании Фридрихгамского мира был произведён в полковники, пожалован во флигель-адъютанты и переведён в лейб-гвардию Преображенского полка. С назначением Барклая-де-Толли военным министром Воейков получил предписание быть при министре. В 1810 году создал и возглавил Секретную экспедицию, положившую начало российской военной разведке. В 1811 году император Александр I посылает Воейкова в Молдавию, к главнокомандующему графу Каменскому с приказанием как можно чаще сообщать о здоровье главнокомандующего, серьёзно заболевшего в это время, и сообщить ему, что его ожидает новое назначение главнокомандующим Волынской армией (против Наполеона). Здесь недолго пришлось быть Алексею Воейкову. Вскоре Наполеон Бонапарт со своей сокрушительной армией напал на Россию. Воейков получил назначение командовать третьей бригадой 27-ой дивизии генерала Неверовского. В борьбе за Смоленск его бригада показала стойкость и мужество. 24 августа, накануне Бородинского сражения, она защищала известный Шевардинский редут, куда в первую очередь Наполеон направил вои главные силы. 26 августа (7 сентября) после пяти часов утра французы атаковали передовой отряд, занимавший село Бородино. Здесь находилась дивизия Неверовского, а бригада Воейкова героически защищала большую деревню Красное. После Бородинской битвы Воейков стал генерал-майором, а 6 августа 1813 года он отличился в бою при Кейзеревальде. В этой битве Воейков был ранен пулей в правую руку. За успешно проведённый бой генерал награждается золотой шпагой с бриллиантами. Кутузов, давая царю аттестацию на отличившихся в бою, писал о Воейкове: «Вашего Императорского Величества флигель-адъютант Воейков во время продолжения нынешней войны обращал на себя внимание ревностным усердием на пользу Вашего Величества, находясь в жарчайших сражениях под Красным, Смоленском, Бородином и во многих авангардных делах, он заслужил отличную похвалу от начальников, как личной храбростью, так благодаря распорядительности по кругу действий ему порученных».

Воейков имел орден Святой Анны и прусский орден Красного Орла вторых степеней. Вскоре Алексей Васильевич ушел в отставку по состоянию здоровья в возрасте 37 лет.

Настало время подумать о создании семьи. Женой Алексея Васильевича стала дочь знаменитого поэта, архитектора, художника и ученого Н. А. Львова – Вера Николаевна, детство которой прошло в доме самого Державина: Гавриил Романович приходился ей дядей по матери. Родословной своей Львовы уходили к Рюрику и византийским императорам.

Интересна и трогательна история любви и замужества Веры Николаевны и Алексея Васильевича Воейковых.

Вера Николаевна была образованной и властной женщиной. Ей были присущи жесткость и вспыльчивый характер.

Вера Николаевна хорошо знала русскую историю. Целые главы она читала наизусть по Карамзину, знала много русских сказок и рассказывала их своим детям и внукам.

«… Проезжая Тамбов есть большой сосновый лес, и когда мы въезжали в него, бабушка, по обыкновению, говорила нам «Войну грибов» - вспоминала Елена Дмитриевна Поленова.

Молодые супруги поселились в Ольшанке, у них родились два сына и дочь. В 1815 году он с женой Верой Николаевной покупает землю, и большое поместье около села Старая Ольшанка Верхне - Шибряйской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где и становится крупным помещиком. В его владениях были кирпичный завод и собственная кузница. У молодой семьи был собственный герб. Именно в Старой Ольшанке у Алексея Васильевича внезапно открывается поэтический дар. Позже его жена объясняла это обстоятельство тем, что Воейков был очень восприимчивым человеком, а восхитительная природа наше края повлияла на него, таким образом, что открыла в мужественном, подчас даже суровом Алексее Васильевиче такой талант. Воодушевлённый своим новым призванием, он начал публиковаться во многих литературных журналах, справедливо заслуживая одобрения читателей. Воейков - автор оды « Чувствования по прочтении новоизданных творений российского лирического песнопевца», также он посвятил много стихов Г.Р. Державину, которым всегда восхищался. Это «Война и мир», «К живописцу», «Осень» и др. Уже ближе к своей смерти Алексей Васильевич стал заниматься переводом текстов с немецкого языка.

Воейков Алексей Васильевич умер в 1825 году по дороге из Рассказово в Ольшанку. Похоронен он в Иоанно-Предтеченском Трегуляевском мужском монастыре под Тамбовом.
 


 

Усадьба и её обитатели

«…бытие остаётся и переходит в то, что сотворил».

В.Д.Поленов

Усадьба потомственных дворян Воейковых «Ольшанка» расположена была на северо-востоке, в 18 километрах от Уварова. Известно, что усадьбой владел помещик А. Д. Кретов, пока не купили её Воейковы – представители старинного и славного дворянского рода. Алексей Васильевич Воейков прожил в этой усадьбе последние 10 лет своей жизни.

В то время в имении был богатый парк с тремя прудами, обнесенными земляным валом. Дно у водоемов было выложено кирпичом с собственного завода Воейковых. Барский дом насчитывал около 90 комнат. Стоял он на поляне в окружении дубов, лип, берез и сосен, недалеко от быстрой речки Шибряйки, за границами парка располагались конюшни (2 жеребца, 25 маток и 40 рысистых лошадей).

Воейковы увлекались коневодством, что впрочем, вполне отвечало духу того времени. Также они владели более чем 200 десятинами земли, и овчарным заводом (около 4 тысяч особей), за ними числилось 200 душ крепостных. После смерти Алексея Васильевича в 1825 году все усадебное имущество перешло в руки Веры Николаевны.

Госпожа Воейкова очень щепетильно относилась к своему дворянскому происхождению и поэтому написала прошение о внесении её – В. Н. Воейковой 39 лет с сыновьями Леонидом 14 лет и Алексеем 11 лет в дворянскую родословную Тамбовской губернии книгу.

Своих детей супруги Воейковы хотели видеть высококультурными, всесторонне образованными людьми. У младшей Маши рано обнаружился талант к рисованию. Но женщины в то время не имели права обучаться в Академии художеств. Поэтому Мария брала частные уроки у академика живописи, пейзажиста и портретиста Константина Молдавского.

Она хорошо усвоила уроки своего учителя, в графике достигла высокого профессионализма. Позже К. Брюллов, Ф. Бруни, которым были показаны работы Марии Алексеевны оценили их высоко.

В Тамбове в краеведческом музее 9 января 2004 года состоялась выставка работ Марии Алексеевны Поленовой «Лики России», где были представлены её работы «Ольшанского периода».

«Мы привезли рисунки – портреты самых простых людей, здесь портреты кучера, полового, крестьянок, мужиков, сельских женщин. Каждый портрет выставки – это лицо человека с большой буквы, здесь несколько работ Ольшанского каменного храма, а рядом с ним деревянная церковь, когда- то они сосуществовали вместе…» - говорит директор Музея – заповедника В. Поленова Наталия Николаевна Грамолина – Поленова.

В 1843 году Мария Алексеевна вышла замуж за археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова. С этой поры в зимние месяцы Вера Николаевна Воейкова часто проживала в петербургской квартире Поленовых, а летом всё семейство отправлялось в любимую Ольшанку.

Знакомство с другом Поленовых: академиком К. А Молдавским, видимо, и привело ее к мысли исполнить волю покойного мужа - построить в Ольшанке храм.

В Ольшанке проводили время и дети Поленовых - Василий, Елена и Вера. Василий и Елена впоследствии стали известными художниками, после смерти Веры Николаевны Воейковой они приезжали в село к своему дяде Льву Алексеевичу, ставшему хозяином усадьбы.

Дом Воейковых украсился керамическими панно «Везувий», «Кремль» и «Озеро Сердитое» выполненными Еленой. Она же написала много пейзажей деревни и ее окрестностей: «Баня в Ольшанке», «Колодец с журавлём в Ольшанке», «Молотьба цепями», «Пахота», «Сенокос», «Жатва», «Деревня Журки близ Ольшанки».

Но особую известность получили «ольшанские» картины Василия: «Старый дом в Ольшанке», «Деревенская улица», «Водяная мельница в Ольшанке», «Ранний снег», «Бабушкин сад», а его «Пруд в парке» стал в один ряд с «Московским двориком».

Ценителям творчества Василия едва ли было известно, в какой глуши рождались эти работы.

Для картин и рисунков, написанных в Ольшанке, отведён целый зал в Музее – усадьбе В. Д. Поленова в Тульской области. Фотокопии многих работ хранятся в Уваровском краеведческом музее.

О привязанности Поленовых к тамбовскому краю говорит тот факт, что свою богатую библиотеку Дмитрий Васильевич Поленов мечтал передать для общественного пользования в Тамбов. После смерти отца Василий Дмитриевич переправил все книги в Ольшанку к дяде Л. А. Воейкову, а когда в Тамбове открылась народная Нарышкинская читальня, пожертвовал их в ее фонд. Счастье, что книги попали в читальню!

В Тамбове в 1875-1878 проживал брат Василия Дмитриевича – Константин Дмитриевич. Из его формулярного списка сказано, что он чиновник департамента земледелия и сельской промышленности министерства государственных имуществ, губернский секретарь. Закончил Петербургский университет по естественному разряду физико-математического факультета.

Истребление усадьбы Воейковых началось после революции.

Хозяева покинули насиженное место, оставив после себя двухэтажный дом, ухоженный парк, пруд, уникальную церковь, помещения домовых служб, конюшню.

«В тридцатые годы дом ещё стоял, уничтожили его во время Великой Отечественной войны или после войны. Говорили, что в церкви была прекрасная роспись, старинные иконы – всё это куда-то «ушло», куда делась мебель, утварь, картины, книги из дома Воейковых не знаю» - говорит Раиса Георгиевна Мартынова (местный житель, интересовавшийся краеведением).

Большая часть парка пошла на дрова. Церковная утварь, мебель, драгоценности из барского дома - все было растащено местными жителями и заезжими людьми. Земли занял колхоз им. Дзержинского, постройки все более приходили в негодность. В конюшнях устроили птицеферму и кузнечно-слесарные мастерские.

Все, что осталось в Ольшанке,- это погибающий, заросший ольхой и кленами парк, но остались ещё редкие породы деревьев и кое-где видны бывшие аллеи парка.

Из архивной выписки о парке сказано, что «высаживались в основном местные древесно–кустарниковые породы деревьев: дуб черешчатый, берёза бородавчатая, липа мелколистная и крупнолистная, сосна обыкновенная, черёмуха обыкновенная, различные виды роз.

Насаждения пострадали в годы разгула антоновских банд. Однако сохранившиеся деревья находятся в хорошем состоянии.

Парк имеет большое научное, познавательное и эстетическое значение, а также оздоровительное, так как виды растений, представленные здесь, исключительно фитонцидоносные. Является очагом распространения пород, высокоценных в хозяйственном и декоративном отношении».

Остался также пересохший пруд и просторная солнечная поляна вместо удивительно красивой усадьбы.

А еще растерзанная церковь с подвалами, ставшая памятником Алексею Васильевичу Воейкову.

Церковь Воскресения Христа Спасителя

В Ольшанке, в конце 18 века был деревянный храм, об этом свидетельствует картина Марии Алексеевны Поленовой «Деревянный и каменный храмы в Ольшанке», возможно, со времени первого владельца Василия Хрипунова (1782).

Начало строительства каменного Воскресенского храма связано с 1843 годом, памятным для Веры Николаевны Воейковой по многим причинам: она отмечала в 1843 году две важные семейные даты – замужество дочери, Марии Алексеевны, и 65-летие со дня рождения мужа, умершего в 1825 году. Память о своих близких она и отметила закладкой нового храма. Он разместился на лесистом берегу реки Шибряйки.

К созданию храма в Ольшанке был приглашен друг семьи и талантливый художник академик К.А.Молдавский. Живописец и график К.А.Молдавский был не только учителем Марии Алексеевны, но и большим другом семьи Поленовых, поэтому его участие и авторство не могло быть случайным. По академическим традициям середины 19 века при получения звания академика помимо живописных работ, представлялся проект храма, либо монастыря. Вероятно, проект ольшанского храма и был той самой презентационной работой будущего академика.

В качестве архитектора приглашен академик Роман Иванович Кузьмин, создавший немало грандиозных построек по дворцовому ведомству. С Кузьминым дружил Дмитрий Васильевич Поленов, архитектор в 1851 г. спроектировал семье Поленовых трёхэтажный удобный дом в Имоченцах.

Художественный вкус и совершенное знание архитектурных стилей ярко выразились в построенной им церкви при русском посольстве в Афинах, возможно, вся усадебная композиция Ольшанки продумана и придумана Кузьминым.

На главном фасаде выстроенной церкви находилась памятная стела: «Храм Воскресения Христа Спасителя построен в селе Ольшанке на иждивении помещицы Веры Николаевны Воейковой, урожденной Львовой, во исполнение обоюдного желания ея и покойного ея мужа генерал-майора Алексея Васильевича Воейкова по плану академика К.А.Молдавского по фасаду профессора Р.И.Кузьмина. Заложен в 1843, окончен в 1860 году».

В 1860 году Воскресенская церковь отмечалась как главная достопримечательность Тамбовской епархии по изяществу архитектуры, внутреннему и внешнему оформлению.

Храм был устроен на взгорье, на противоположной дому стороне пруда в окружении парковой зелени. В колеблющемся мареве над водной гладью пруда плыл огромный корабль спасения от всех невзгод мира.

Спроектированная Молдавским церковь Воскресения Христа Спасителя должна была представлять собой массивный шестигранник на глубоком, приподнятом подвале, с двумя симметричными башнями-колокольнями и абсидой. Архитектурный стиль у этого храма был приближен к украинскому барокко.

Главная часть в виде огромного правильного куба на подклете завершалась широким куполом на высоком барабане. Световые окна барабана были собраны из рам – решёток, причём стёкла были вставлены разноцветные, что было характерным для многих храмов Тамбовской губернией. Освещение в храме было феерическим, отчасти напоминавшим витражи средневековой Европы.

С севера и юга к храму под углом примыкали башни-колокольни с аккуратным шатровым завершением. С восточной стороны вместо обычного алтарного выступа стена храма с оконным проемом разрезана по вертикали изящными высокими колоннами, подчеркивающими стремительное движение ввысь. В декоративном оформлении храма использовалось более 15 форм лекальных кирпичей.

Иконостас был развернут по ширине восточной стены. В интерьере главными являлись полотна «Тайная вечеря» и «Святое семейство» работы Павла Петровича Чистякова.

Легкая витая лестница вела на балкон, где размещались хоры. Можно предполагать, как мелодия церковного пения с подкупольной высоты легко и невесомо ниспадала на прихожан.

Паркет из крупных дубовых плит, исходивших из центра поверхности храма по кругу, приближался к стенам. Пол в центре был занижен по отношению к входу. Возможно, это делалось для того, чтобы прихожане (жители окрестных деревень) без помех могли видеть и слышать службу.

Многое в церкви удивляло, и непривычный шестигранный объем, и дымоходы, проложенные в ее подвалах и стенах.

Недавние работы российских учёных позволили прийти к интереснейшим открытиям. Н.А. Львов – отец Веры Николаевны Воейковой – ещё задолго до строительства храма в Ольшанке занимался созданием новых строительных материалов, в частности огнеупорной керамикой. Есть основания считать, что керамические трубы отопительной системы храма, изготовлены на основании экспериментальных разработок Львова.

Дубовые резные двери завершали всю композицию.

После постройки церкви в Старую Ольшанку собирались прихожане из разных деревень: Бокино, Кодриевка, Павловка, Новая, Лебяжье. На момент

1879 года их составляло 2176 человек.

Из клировых ведомостей за 1879 год мы узнаём о церкви следущее:

Здания каменная, тёплая.

Престолов в ней один Воскресения Христова.

Утварью и ризницею достаточна.

Притче при ней положено: настоятель и псаломщик, двое сверхштатных: дьячок и пономарь.

Земли при сей церкви 36 десятин.

В 1911 году при церкви уже имелась школа церковно – приходская одноклассная, было церковно – приходское попечительство.

А в штат церкви уже входили два человека: священник и псаломщик, дома у них были церковные, а жалование священнику – 300 рублей в год, псаломщику – 100 рублей. Церковный капитал составлял 20713 рублей 37 копеек. Изучив клировые ведомости с 1878г. - по 1911, я сделала вывод о том, что количество людей увеличивалось, и деревни , входящие в приход становились краше.

Одним из первых священников был Дмитрий Андреевич Говоров. В возрасте 35 лет по его прошению он перевелся в Ольшанку и с 1872 г. 25 августа являлся его настоятелем. С 1905 г. Настоятелем Храма стал сын Дмитрия Говорова Владимир Дмитриевич Говоров.

После революции 1917 года в храме проводилась служба, но во время гражданской войны прихожан стало меньше. На момент 1923 года церковь являлась действующей. Это мы видим из анкетного листа священника Владимира Дмитриевича Говорова.

После 1924 – 26 года советского времени для храма настали «Чёрные» дни, люди тащили всё, что можно и нельзя. В церкви устроили зернохранилище: телеги с зерном, а позже трактора въезжали прямо в зал через центральный и два боковых крыльца – скоро от них не осталось и следа, а ступеньки центрального превратились в крошево.

Её открыли снова в конце 30-х годов, а во времена Н. С. Хрущёва закрыли совсем и основательно.

Последним настоятелем Воскресенского храма был отец Павел Чернышов.

На последнее десятилетие XX века сохранилась полуразрушенная Воскресенская церковь, которая была взята на государственную охрану в 1970 году, но летом 1972 года село Красное Знамя переведено в число неперспективных населенных пунктов Тамбовской области. Это предопределило трагическую судьбу оригинального памятника истории, архитектуры и культуры.

Вот как охарактеризовала состояние храма директор Музея – заповедника В. Д. Поленова в Тульской области Наталия Николаевна Грамолина – Поленова:

«В Ольшанке стоит уникальная церковь. Такой больше нет нигде. И упустить её мы не имеем права.

Мы не в праве кого - либо обвинять, время действительно было тяжёлое, но как мы можем называться Людьми, если растаскиваем и грабим святыню земли русской.

7 июня 2009 года, в день Святой троицы в с. Красное Знамя (Старая Ольшанка), при большом стечении верующих окрестных сел, в Храме Воскресения Христа Спасителя был совершен молебен настоятелем Христорождественского храма протоиереем Владиславом и настоятелем покровской церкви с В-Вершина отцом Алексеем. Затем состоялся крестный ход вокруг Храма Воскресения Христа Спасителя.

На Руси всегда любили крестные ходы, народная вера в благодатную действенность крестного хода была безграничной. Крестный ход - это открытое исповедование православной веры, это покаяние и стремление молитвенными трудами привлечь к себе благодать Божию.

Восстанавливать разрушенный Храм Воскресения Христа Спасителя по благословению Епископа Тамбовского и Мичуринского - Феодосия будут супруги Васильевы: Владимир Иванович и Надежда Васильевна.

На очистку территории пришли люди с ближних сёл. Все помогали в этом благом деле.

Сейчас территория храма представляет собой убранную местность, жители Красного знамени скосили траву и убрали мусор. Подвальное помещение также убрано, вывезен на машине мусор, окна подвала – пластиковые.

Царские врата изготовил профессиональный столяр Василий Иванков, замечательный мастер своего дела, а расписала их местный самобытный художник Антонина Ломтева. Неоценимую помощь оказывает и Юрий Осипов, сваривший металлический поклонный крест и входные двери, дабы закрыть храм от непогоды и разрушений. При въезде в Ольшанку на пожертвования прихожан установили охранный крест.

Многие горожане и жители села не раз обращались в своих выступлениях, статьях в газете, на телевидении с просьбой бережного отношения к памятнику архитектуры: И.Ефимов, Л.Филатова, А.Евдокимов, О.Зайцева.

Побывав на этой благодатной земле, мне думается, что у супругов Васильевых всё получится, и начатое благое дело по восстановлению памятника архитектуры Тамбовской области, завершится, и когда-нибудь, мы услышим звон колоколов, а настоятель прочтёт в храме свою первую молитву.

И успокоится, наконец, душа Веры Николаевны Воейковой, которая, говорят, бродит и бродит по территории храма, заблудившихся старушек на территории заросшего и загаженного парка, выводит на узнаваемую местность. Её тень, по словам учителя русского языка и литературы Лебяжьевской школы Санаевой Любови Владимировны, видели многие жители Старой Ольшанки. Видимо, не может она смирится, с тем, что разрушается и растаскивается всё ею созданное, поэтому и не находит её душа покоя, бродит оберегая и храм и парк.

Заключение

Подходит к завершению творческая работа, в результате которой я изучил историю семьи Воейковых и Поленовых, рассмотрел связь великого русского художника с Уваровской землёй, ведь без этих знаний мне трудно было бы узнать историю создания храма и проследить его развитие с 19 века до сегодняшних дней. В данном случае одно не может быть без другого.

Мне стало известно, что такие великие архитекторы как К. Молдавский и Р. Кузьмин занимались постройкой этого восхитительного памятника культуры, именно поэтому он так отличается от других храмов Тамбовской области. Я уверен, что не каждая церковь может похвастаться росписью и внутренним убранством, как Ольшанская, ведь над ней трудились известные художники П.П. Чистяков и В.Д. Поленов.

Начало у храма было обнадёживающее – люди с ближайших деревень шли на службу именно в церковь Вознесения Христа Спасителя, так как всё здесь было благодатно, и природа, и люди, и внутреннее убранство. Так было, когда у нас была вера в Бога, а, следовательно, духовное спокойствие и культура, ведь именно здесь, они становились добрей, терпеливей и душа человеческая становилась богаче.

Наступил 20 век, который принёс с собой известные события 1917 года, а социализм отрицал религию, и для храма настали «чёрные» дни. Сначала антоновский бунт, потом антирелигиозная компания, толкнула жителей к разграблению имения Воейковых и всего их имущества, а позже и храма. Не замечали люди, что теряя веру, они теряют и своё человеческое лицо.

Казалось, что в конце 80-х мы снова обретаем веру, стремимся к восстановлению церкви, но страсть к наживе сильнее и как ни старался А.И.Ермаков в восстановлении удивительного храма с богатой историей, но изменить человеческое сознание очень тяжело.

«Здесь нет дома, в котором нет что-нибудь из храма», говорит местный житель Санаева Любовь Владимировна. А что мы стали жить лучше? Я думаю, нет.

Хочется, надеется, что сейчас у нас появилась надежда на новую жизнь храма. Я думаю, мы приходим к выводу, что без веры сейчас невозможно, поэтому и появляются такие отзывчивые люди как супруги Васильевы.

В конце сентября 2009 года президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своём выступлении в Нижнем Новгороде обратил особое внимание на бережное отношение к культурному наследию русского народа, я надеюсь, что это коснётся и уникального сооружения – храма Воскресения Христа Спасителя, и он будет спасён и восстановлен.

Используемая литература

Акт о категории сложности памятника архитектуры.

Андриевский А.Е. «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911 г., стр. 331.

Выписка из решения заседания правления колхоза им. Дзержинского от 18.03.1988 г.

ГАТО, фонд 161, опись 1, д. 2938, л. 59 об.

ГАТО, фонд 181, опись 1, л. 118 об. Клировая ведомость с. Ольшанка Воскресенской церкви Тамбовской епархии Борисоглебского уезда за 1879 г.

ГАТО, фонд 181, опись 1, дело 1659, л. 115, 115 об., 116. Клировая ведомость 2 Борисоглебского Благочиннеческого уезда за 1879 г.

Голицын С. «Солнечная палитра», издательство «Детская литература», Москва, 1967 г., стр. 19.

Каталог «Государственные памятники природы Тамбовской области», Тамбов, 1986 г., стр. 75 – 76.

Котова Г.Н. «Тамбовская губерния: вехи истории», «Старая Ольшанка», Тамбов, «Издательство ТГТУ», 2004 г.

Кученкова В. «Усадьбы Тамбовской губернии», Тамбов, 2006 г.

Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР Тамбовской области, Москва 1978 г. стр. 203 – 204.

Мечковская Р.В. «Тамбовская губерния: вехи истории», Тамбов, «Издательство ТГТУ» 2004 г.

Плановое задание на реставрацию . Начальник производственной группы Г.Н.Котова. от 27.04.1989 г.

Предварительное заключение о техническом состоянии памятника архитектуры 19 века, от 19.07 1989 г.

Сахарова Е. «Елена Дмитриевна Поленова» (1850 -1898), Москва, «Искусство» 1952 г.

«Тамбовская жизнь» ст. М. Матюшина «Украшение в короне Тамбовской губернии» 9. 01. 2004 г.

«Тамбовская жизнь» №197 Э. Сокольский «Прощание со Старой Ольшанкой» от 8. 10. 2002 г.

«Тамбовская правда» Г.И. Ходякова «С наслаждением вспоминаю» 30. 10. 1974 г.

«Уваровская жизнь» №8 от 23. 02. 2005 г.

Приложение 1

Воейков А.В. Воейкова В.Н.

Не менее трогательна история любви Веры Николаевны и Алексея Васильевича Воейковых. Будучи в пожилом возрасте "восторженной и оживленной старушкой", как именует ее И.П. Хрущев (1826 – 1904) – исследователь древнерусской литературы, стоявший у истоков создания Тамбовской публичной библиотеки, и муж внучки Воейковых Веры Дмитриевны Поленовой. Вера Николаевна ему поведала историю своего замужества. В ее воспоминаниях и воспоминаниях ее дочери Марии Александровны Поленовой оживали образы дяденьки Гаврилы Романовича и тетеньки Державиной11.

В 1811 году Г.Р. Державин основал литературное общество "Беседы любителей российского слова". Собиралось оно в Санкт-Петербургском доме Державина на Фонтанке, где зимой он жил в двусветном зале с хорами, которые опирались на колонны, облицованные искусственным мрамором. На хорах часто собирались домашние – молодые племянницы, их кузины, подруги, чтобы видеть и слышать знаменитых литераторов. Сюда в один из вечеров приехал флигель-адъютант Воейков. Чувствуя себя довольно стесненно среди ученых немолодых мужей, он увидел сидящую наверху девушку "в белом платьице с красной шалью на плечах" и влюбился с первого взгляда. Кто она он не знал. Уходя, спросил у швейцара о барышнях. Швейцар назвал много фамилий и Алексей Васильевич не узнал имени своей любви. Он всю ночь не спал, а утром пошел к хозяину дома, где жил и который знал семью Державиных. Тот сказал, что у Державиных живут две племянницы – старшая Вера и младшая Прасковья, и еще Вера Лазарева, дочь умершего друга хозяина дома. Вскоре Воейков увидел Веру Львову на балу и весь вечер не отходил от нее. После бала, садясь в карету, Дарья Алексеевна спросила племянницу: "Что-то Воейков очень любезничает с тобой. Пойдешь за него? – Может быть, – ответила Вера. Если его зовут Алексеем или Александром. Это мои любимые имена". Алексей Васильевич посватался. "Он всякий день у нас обедал", – вспоминала Вера Николаевна. В феврале 1812 года состоялась их помолвка. Однако Державины не сразу дали согласие на брак своей племянницы с Воейковым. Дело в том, что тот служил в ведомстве Сперанского, который в это время был в опале, и Державины опасались, что не расположенность царя распространится на А.В. Воейкова, который был правителем канцелярии у военного министра Барклая де Толли. В 1812 году он получил командование бригадой в дивизии Неверовского и должен был выехать в армию. Гаврил Романович просил узнать у друзей, близких к царю, его отношение к жениху Веры Николаевны. Тот отвечал, что в семейные дела он не входит и то, что Воейков получил генеральскую должность, это ему отличие, а не опала. Алексей Васильевич – личность незаурядная – герой войны 1812 года, боевой генерал суворовской школы, участник перехода через Альпы, сражения при Аустерлице, был награжден двумя золотыми шпагами за храбрость12. После взятия Парижа, ранения А.В. Воейков выходит в отставку и вместе с женой уезжает в тамбовское имение Ольшанка Верхне-Шибряйской волости Борисоглебского уезда. Вера Николаевна после смерти Дарьи Алексеевны Державиной в 1842 году вместе с мужем младшей сестры Прасковьи К.М. Бороздиным способствовала образованию в державинском имении Званка, завещанном в общественную пользу, приюта и монастыря для бедных девиц. Вскоре после того как дела в Званке наладились, она в Хутынском монастыре под Новгородом обновила памятник Г.Р. Державину, прибавив надпись о тетке своей Дарье Алексеевне, пережившей мужа на 26 лет. На Тамбовщине в память о своем муже боевом генерале Воейкове в имении Ольшанка она заложила Храм Воскресения Христа Спасителя и освятила его в 1860 году – в год 35-летия со дня его смерти.

Приложение 2

Семья Воейковых

Приложение 3

Документ, выданный помещицей В.Н. Воейковой своему приказчику Никите Михайловичу Баранову

«Никита Михайлов,

Приказываю тебе над имением моим состоящим в Уезде

Борисоглебском в селе Ольшанка и сельце Карай и Кирсановском сельце

Грушовка иметь надзор и если из крестьян и дворовых людей кого заметишь к работе ленивым или худого…(неразборчивоеслово)…наказывай…(неразборчивое слово)…представляй в рекруты в зачет будущих наборов или без зачета, а неспособных на основании существующих законов ссылай в Сибирь на поселение по делам…(неразборчивое слово)… относящимся как теперь в производстве состоящим так и впредь возникнуть могущим…(неразборчивое слово)…твое хождение в присутственных местах и у лиц власть имеющих прошение, обо…(неразборчивое слово)…сведений и другого рода бумаги от имени моего за твоим рукоприкладством подавай по…(неразборчивое слово)…давших выписки, экстракты…(неразборчивое слово)…, выслушивай и по усмотрению твоему на последних подписывай удовольствие или неудовольствие, переноси дела на апелляцию в высшие инстанции, в чем я тебе верю и что ты по сему учинишь спорить не буду.

Подписала помещица его Вера Николаевна Воейкова Генерал-Майорша января дня 1842 года.

Принадлежит приказчику моему Баранову».

Приложение 4

Герб рода Воейковых.

«Щит разделен на четыре части, из коих в первой в зеленом поле два серебряных змия один против другого поставленные, означены с правой стороны без крыл, а с левой с крыльями, а над главами их видна Дворянская корона, в четвертой части в золотом поле таким же образом изображены два змия натурального цвета и корона над ними, во второй и третьей части в серебряном поле два оленя натурального цвета с золотою у одного из них находящегося в верхней части (неразборчивое слово) короною. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом, на поверхности коего находится Дворянская корона с тремя страусовыми перьями (неразборчивое слово) на Щите с правой стороны зеленой подложенный золотом, а с левой серебряный подложенный зеленым».

Приложение 5

Приложение 6

Картины Василия Дмитриевича Поленова, посвящённые Старой Ольшанке.

«Берёзовая роща»

«Ольшанка» «Пруд в парке. Ольшанка»

«Ранний снег» «Старая мельница»

Приложение 7

Приложение 8

Вывеска на входе в храм

(краеведческий музей г. Уварово)

Церковь «Воскресения Христа Спасителя» 2009

Картины, которыми были украшены стены храма

«Святое семейство», П.П.Чистяков

«Тайная вечеря», В.Д.Поленов

Приложение 9

Приложение 10

Воспоминание

23 июля 2012 год, г. Уварово Тамбовская область, Российская федерация. Санаева Любовь Владимировна (с. Красное Знамя), учитель русского языка и литературы Лебяжьевской школы.

Я занимаюсь изучением и исследованием Храма Воскресения Христа Спасителя уже на протяжении многих лет. Совсем недавно церковью заинтересовались супруги Васильевы, Владимир Иванович и Надежда Васильевна.

Храм восстанавливался в конце 80-х и начала 90-х, над ним очень много трудились Н.С. Клепиков и А.И.Ермаков. Сколько было много сделано в самом храме и на территории. В храме работали они вместе, но Н.С.Клепиков, кроме всего прочего здесь жил, он переехал сюда и приобрёл небольшой домик вместе с женой. Так вот, мастер был - золотые руки, он реставрировал приходный дом, где хотели разместить музей Поленовых. Второй этаж сделал деревянным, используя резьбу по дереву. Но не успел, с ним случилось несчастье. Хотя его смерть остаётся загадкой для всех. Он повесился, хотя был человеком глубоко верующим. После его смерти в реставрированном доме сделали клуб, а после очередного отдыха молодёжи он сгорел.

Много местных жителей, якобы, видели тень Веры Николаевны. Говорят, она не подпускает ни кого к церкви, и бродит и бродит по парку, заблудившихся старушек выводит на узнаваемую местность и оберегает храм и парк.

Мы очень переживаем за памятник архитектуры, ведь годы идут и он постепенно теряет свою ценность, их предложение восстановить храм оказалось очень интересным.

Мы - местные жители села сразу же начали действовать. Активно разбирались завалы, убирался мусор с территории. В настоящее время подвальное помещение также убрано, окна подвала пока закрыты плотным целлофаном. Дверь подвала закрыта, над ней висит икона. Двое рабочих сейчас ведут очистительные работы в самом помещении храма. А по таким большим церковным праздникам, как Троица и Ильин день в подвальном помещении проходят службы.

С моих слов записано верно.

Приложение 11

Церковь «Воскресения Христа Спасителя» июнь 2012 г.
 

Охранный крест. Новая кровля храма

Новые центральные двери храма Окна подвала

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.