Неделя экологии в школе
Одна из распространённых форм внеклассной работы в школе — проведение предметных недель. Такие мероприятия хорошо зарекомендовали себя, так как способствуют развитию интереса и склонности учащихся к учебному предмету, формируют у школьников интерес к самостоятельной работе.
В нашей школе каждой весной проводится неделя под названием «Зеленый мир» и включает различные виды познавательной, поисковой, исследовательской работы, общественно полезного и пропагандистского труда учащихся.
Первый день начинается общешкольной линейкой, на которой школьников знакомят с целями, задачами и программой недели. В этот день ребята VII-IX классов проводят беседы в начальной школе на тему «Как вести себя в природе», «Как ходить к природе в гости», «Правила поведения в природе» и др.
На протяжении всей недели проводится фотоконкурс «Наши младшие друзья» (I-XI классы), конкурс рефератов о животных и растениях (VI-XI классы), конкурс экологических листовок (IV-VII классы).
Второй день посвящается экскурсиям в природу. Одна из целей проводимой работы — воспитание у ребят бережного отношения к природной среде.
На третий день проводятся следующие мероприятия: среди учащихся V классов — игра «Экологическое ассорти», VI классов — биолого-географическая игра «Слабое звено», VII классов — КВН «Пернатые», VIII классов — игра-викторина «Экологический эрудит», IX классов — эколого-экономическая игра «Фермер».
Игра «Экологическое ассорти» (V классы).
В игре участвуют 4 команды (по 5 человек). Приглашены болельщики. Вначале знакомство с правилами игры, представление команд: « Ромашка», «Цветик-семицветик», «Тучка», «Хлорофилл».
Учитель.
Сегодня мы поговорим о природе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Мы живем на Земле. Кроме нас на ней обитают бабочки и птицы, рыбы и звери. Земля — наш общий дом, общий для тебя и черепахи, для березы и крокодила, для красивых цветов и дляслона. Всем хватит места в нашем доме. Согласитесь или поспорьте с утверждением «Человек можетобойтись без природы». Докажите свою точку зрения.
Люди получают от природы: продукты питания, воду, строительные материалы, одежду и т.д., постоянно находясь во взаимодействии с природой и своими поступками. Чтобы не навредить природе, нужно хорошо ее знать. И сегодня мы подведем небольшой итог своим знаниям, а каждый из нас попробует определить свое отношение к ней.
I этап.
На столе разложены конверты разных цветов: зеленый — вопросы о царстве растений, желтый —о царстве животных, коричневый — о насекомых, синий — о птицах, красный — об экологических ситуациях, белый — «из чего же, из чего?», а также таблички «Фотоконкурс» и «Творческий конкурс». После розыгрыша кубика с шестью цветными гранями капитан команды получает один конверт.
Зеленый конверт.
-
Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)
-
Что за трава, которую можно определить с закрытыми глазами? (Крапива.)
-
Какие ягоды можно собирать зимой из-под снега? (Калина.)
-
Дерево-символ нашей Родины? (Береза.)
Желтый конверт.
-
Какие животные спят зимой? (Медведь, барсук.)
-
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
-
Почему выделяют среди животных млекопитающих? (Они выкармливают своих детенышей молоком.)
4. Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору? (На гору, т.к. у него задние ноги длиннее передних)
Коричневый конверт.
1. Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нас садится. (Комар)
2. Волосата, зелена,
В листья прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница)
3. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
4. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Умирает)
Синий конверт.
1. С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грачей)
2. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, они улетают в теплые края)
3. Пингвин это птица? (Птица)
4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
Красный конверт.
1. Когда мы гуляли с родителями по оврагу ранней весной, то увидели, что горит трава. Но на ее горение никто не обращал внимание. И только папа сказал, что нельзя жечь траву и стал ее тушить. Почему этого нельзя делать? (Вместе с травой погибает большое количество насекомых)
2. Почему вдоль автомобильных дорог и железнодорожных трасс высаживают деревья? (Чтобы деревья задерживали снег, песок и ветер)
3. Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник
— Давай посмотрим, что внутри муравейника, — сказал Алеша.
— Давай, — с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем занимаются дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:
— Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что... Что сказали бы муравьи? («Ребята, зачем вы разрушаете наш дом? Мы строили его долгие годы, укрывались в нем от холода, дождя»)
4. Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер водой, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Что сделано правильно, а что нет? Как поступили бы вы? (Правильно то, что не бросили костер догорать. Неправильно то, что весь мусор закопали. Необходимо сжечь все, что горит, даже жестяные банки — затем их закопать).
Белый конверт.
Определите, из какого растения получили эти продукты. Командам предлагают продукты: манку (из пшеницы), геркулес (из овса), пшено (из проса), крахмал (из картошки), макароны (из пшеницы), черный хлеб (изо ржи).
II этап. «Фотоконкурс».
Всем командам демонстрируется картина (фотография) с изображением природы. Необходимо придумать название предложенному сюжету.
III этап. «Творческий конкурс».
Участникам каждой команды предлагается спеть песню или рассказать стихотворение о природе.
IV этап. «Ты мне, я тебе». Представители команд-соперниц задают друг другу вопросы. (Домашнее задание)
В конце игры жюри подводит итоги и называет победителя.
Четвертый день ученики посвящают благоустройству территории школы: приводят в порядок памятники природы, заповедные леса и свой участок.
Пятый день посвящён экологии души и тела. Шестиклассники и семиклассники под руководством учителей проводят инсценированную игру «Курение. Никотин». Перед старшеклассники (X-XI классы) выступают медицинские работники рассказывают о вреде курения, наркомании и алкоголизме.
В заключительный день общешкольной экологической недели выступают агитбригады (учащиеся IX-XI классов) под девизом «Наша Земля в опасности!».
Учителя подводят итоги, вручают призы и грамоты наиболее активным ребятам.