12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дорофеева Алла Анатольевна35



Неделя толерантности в школе

t1633285053aa.png














































Номинация «Методические рекомендации»


Название работы «Неделя толерантности в школе»






































Антуан де Сент-Экзюпери

«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».

«Толерантность – дорога к миру»


Мероприятия, в течение Недели толерантности, осуществлялись согласно плану, утвержденному директором школы.

Тема Недели: «Толерантность – дорога к миру»

Девиз Недели: «Жить в мире с собой и другими»

Сроки проведения: 11-15 ноября

Цель: - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Задачи:

Воспитание у детей и подростков миролюбия

Развитие понимания и принятия других людей

Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими

Тема «Толерантность – дорога к миру» была выбрана неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Для проведения Недели в школе потребовался подготовительный период.

Детям с 5-11 классы было дано заранее написать эссе «Толерантный человек - кто он?» С 1 по 11 классы прошли классные часы, где ребятам объясняли, что терпимым надо быть не только к своим друзьям, родителям, учителям, но и к самому себе. Были проведены: викторина «Что мы знаем о толерантности», анкетирование по классам «Толерантный ли я?».

Закончилась неделя замечательным школьным праздником музыкальным фестивалем « Песни о дружбе». Каждый класс исполнил песню о дружбе.

Таким образом, основной целью проведения Недели толерантности было научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее.

Надеюсь, что наш опыт послужит примером остальным, что в каждой школе хоть раз проведут неделю, а то и месяц толерантности.












































t1633285053ab.pngНеделя

толерантности



для учащихся 5-11 классов с 11 по 15 ноября.

Понедельник:

- оформление информационного стенда «Что такое толерантность»;

- викторина «Что мы знаем о толерантности»;

- анкетирование по классам «Толерантный ли я?»;

- старт конкурса эссе /мини-сочинений

«Толерантный человек – кто он?»;

- старт фотоконкурса «Доброта спасет мир», «Все дети за мир на Земле!».





Вt1633285053ac.png торник.

День комплиментов учителям и ученикам.

На специально отведенных листах

можно написать приятные слова

для педагогов, работающих в данном кабинете

и для учеников, чей кабинет является классным.

*** открытие выставки в школьной библиотеке «Сказки народов мира»



Сt1633285053ad.jpg реда

Создание интерактивного плаката

«Сделаем мир лучше!»

- на растяжке каждый желающий может поблагодарить любого человека с формулировкой:

«Я поблагодарил бы ..... за то, что ..







Чt1633285053ae.jpg етверг

День девизов и эмблем о толерантности.

Оформляем плакат «Все мы разные и между нами много общего», на котором пишем девизы о толерантности или рисуем эмблемы.







Пятница

Подведение итогов:

Анкетирования, конкурса эссе, фотоконкурса, викторины.

Нt1633285053af.jpg аграждение активных участников недели, как индивидуальные результаты, так и по классам.

Закрытие недели - «Фестиваль песен о дружбе»»













Приложение 1



- Строит, рушит, кроит и рвет,
- Тихнет, кипит и пенится,
- Гудит, говорит, молчит и ревет,
- ЮНОЕ ПОКОЛЕНИЕ (все вместе)
- А вы знаете опять у нас мероприятие.
- Какое мероприятие?
- Опять придумали!
- Что придумали?
- Да, праздник толерантности.
- А что это такое?
- Это что-то невероятное.
- Так понятно (протяжно)
- А что понятно? Почему мы должны придумывать? И как мы должны придумывать?
- Давайте в стихах.
- А что в стихах то. Я так и не понял, что такое толерантность?
- Толерантность - это отношение к окружающим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
- Вот тебе и на.
- Ты на себя посмотри, великий рифмоплет.
- Какие ж тут стихи.
- Да сидишь тут и думаешь, а в голове одна пицца. Пошли в столовую.
- Какая столовая - то.
- Я есть хочу.
- Я хочу шоколадку.
- Ха-ха! Да, сидите, думаете, как в столовую сбегать, на улицу сходить. Давайте лучше успокоимся и подумаем.
- Толерантность. И что про нее написать?
- Ой, ребята, это, наверное, мы - команда одного корабля!

СТИХОТВОРЕНИЕ
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!


- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это терпение.
- Толерантность - это дружба.

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

- Мы приглашаем вас на праздник радости, дружбы, терпения и уважения. Праздник продлится неделю и каждый день - это новое дело.

-Здесь мы научим любить ближнего, уважать старшего, быть терпимым. Терпение и труд все перетрут.




























Приложение №2




t1633285053ag.jpg

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.


Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

1995, Год Организации Объединенных Наций для Терпимости, видел запуск международной кампании для терпимости, отказа от насилия и оценки социального и культурного разнообразия. Это был ЮНЕСКО, который начал это совершение и принимал роль координирования ведущего агентства в течение года. Декларация была подписана Государствами - членами, и шесть особенно-созданных флагов терпимости были подняты.


Что такое толерантность?

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.


«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)


Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.”

А. де Сент-Экзюпери



Этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах, хотя все люди на земле одеваются, едят, стоят и сидят. Эти различия и есть проявление разных культур, обычаев и традиций. Несмотря на многообразие ритуалов приветствия, традиций гостеприимства, традиций в воспитании детей, взаимоотношений их с родителями, взаимоотношений между мужчинами и женщинами, которые приняты в разных этнических группах, существуют универсальные принципы отношения Человека к Человеку, вне зависимости от национальной или культурной принадлежности.

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.


Буддизм:

Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами:

великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью

своему слову”.

Конфуцианство:

Не делай другим того, чего не хотел бы от других

Индуизм:

Не делай другому того, от чего больно тебе

Ислам:

Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого

Джайнизм:

В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”

Иудаизм:

Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”

Сикхизм:

Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”

Даосизм:

Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”

Зороастризм:

Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.

Христианство:

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”

Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.


Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

(авт. Александров П.)

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»


Жила-была на свете семья. Она была не простая.

Более 100 человек насчиты­валось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем се­лом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чис­тота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился влады­ка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в гра­моте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули ста­рика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.






Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей

И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

На ночлег;


Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут

В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!




t1633285053ah.jpg



АНКЕТА

«Толерантность в образовании»

Друзья! Эта анкета призвана определить отношение школьников к межнациональным отношениям в России. Ваши искренние ответы и серьезное отношение помогут понять, какие проблемы сейчас стоят перед нами, и найти пути их решения.

Анкета является анонимной.

Пол: мужской женский



1. Знаете ли Вы, что Конституция РФ (Основной закон России) закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др.?

да;

нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;

нет, никогда не обращал(а) на это внимание;

мне все равно, что там написано;

затрудняюсь ответить.


3. Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

школа/ВУЗ;

родители;

средства массовой информации;

самообразование;

соседи рассказывали;

от друзей;

затрудняюсь ответить.

2.Толерантность – это:

редкое заболевание глаз;

смирение и непротивление злу;

уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;

процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной "попсой";

затрудняюсь ответить.

4.Как вы считаете, националист – это тот, кто:

нарушает правила дорожного движения за границей;

считает представителей своей национальности лучше всех других людей;

досконально знает свою национальную культуру;

пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности;

затрудняюсь ответить.

5.Мигранты и беженцы - это в первую очередь:

люди, готовые на все ради переезда;

преступники, скрывающиеся в бегах;

люди, вынужденные по политическим или экономическим причинам покинуть свое постоянное место жительство;

попрошайки на улицах;

затрудняюсь ответить.

8. Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем доме / городе живут люди другой национальности или религии:

это плохо _______________________________

___________________________________(почему?);

это хорошо ______________________________

__________________________________(почему?);

мне все равно____________________________

___________________________________(почему?);

затрудняюсь ответить.

6. К Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?

никогда;

да, по национальному признаку;

да, по имущественному признаку;

да, по другим признакам

__________________________________ (каким?);

затрудняюсь ответить.

9. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?

да, наблюдал лично;

да, испытал на себе;

да, слышал от знакомых;

да, читал в газете;

да, видел по телевизору;

нет, не сталкивался;

никогда не обращал внимания.

7. По вашему мнению, существует ли в вашем районе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?

да, и это большая проблема;

да, но встречается редко и не является проблемой;

нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо;

нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо;

я не хочу об этом думать;

не знаю.



10. Быть толерантным в школе и на улице- это…

__________________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Приложение №3


Приложение 4

Список комплиментов для обучающихся



Ты можешь понять

Ты такой жизнерадостный!

Ты умеешь поднять настроение!

Ты умеешь поддержать!

С тобой становится светлее и радостнее!

У тебя все получится!

С тобой интересно!

Ты умеешь быть внимательным!

Ты классный собеседник!

Ты настоящий друг!

На тебя можно положиться!

Как хорошо, что ты есть!

У тебя много талантов!

Ты сильный!

Ты просто класс!

С тобой интересно общаться!

Ты отзывчивый!

Ты такой добрый!

Ты оптимист!

С тобой не соскучишься!

Ты обаятельный!

Ты такой симпатичный!

Ты такой старательный!

Ты так здорово улыбаешься!

Ты умеешь выслушать

Ты умеешь добиваться поставленных целей!

Ты молодец!


















Приложение 5



Как от добрых слов становится хорошо!

Вчера в школе прошел "День комплиментов" и хочется задать вопрос:

"Почему всего один день?"

Ведь столько у всех нас теплых невысказанных слов, о чем хотелось бы сказать, но часто это "не время", "неудобно", "а что обо мне подумают", "а мне кто хорошее скажет"…

Делиться добрыми и искренними словами- это непростая работа, работа души.

Попробуйте сегодня сказать своим родителям, братьям и сестрам что-то хорошее…

А на этом плакате напишите комплименты вашим одноклассникам, учителям. Помните, о важном правиле деликатности, уважения к чужой личности!




Фестиваль « Песни о дружбе»





















18


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.